Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»
Рабочая программа дисциплины Информационно-программное обеспечение научных исследований
в спорте
Направление подготовки
034500.68 «СПОРТ» Магистерская программа
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СПОРТА Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная
Москва 2012
Программа утверждена и рекомендована
Экспертно-методическим советом
института научно-педагогического образования
ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол №_____от «____» ____________2012г.
Программа составлена под общей редакцией доктора биологических наук, профессора Левушкина Сергея Петровича
Составители:
Левушкин Сергей Петрович – доктор биологических наук, профессор
Шалманов Анатолий Александрович - доктор педагогических наук, профессор
Алтухов Николай Дмитриевич – кандидат биологических наук
Булычев Георгий Гавриилович – доктор физико-математических наук. профессор
Новоселов Михаил Алексеевич – кандидат педагогических наук, доцент
Иванюгин Виктор Михайлович- кандидат технических наук, доцент кафедры Рецензент: кандидат технических наук, доцент Маркарян В. С.
Программа дисциплины «Информационно-программное обеспечение научных исследований в спорте» профессионального цикла вариативной части составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «Спорт».
Цель освоения дисциплины
Целью дисциплины является получение магистрантами теоретических знаний и практических навыков использования информационных систем и технологий в процессе проведения научных исследований.
Задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
- ознакомить магистрантов с основными понятиями прикладных информационных систем и технологий применительно к научной сфере,
- изучить структуру и функции информационных систем, используемых в спортивной науке;
- сформировать навыки работы со специализированными информационными системами, предназначенными для комплексных исследований подготовленности спортсменов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины магистрант должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях научных знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6);
- готовностью к использованию современного научного оборудования (ОК- 7);
- способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований (ПК-5);
- способностью планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способностью критически оценивать данные и делать выводы (ПК-6);
способностью и готовностью осуществлять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-7);
- способностью и готовностью использовать современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса и оценивать эффективность их применения (ПК-23).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: современные подходы к организации и проведению научных исследований с использованием информационных технологий, специализированное программное обеспечение, его сферы применения; возможности использования информационных технологий в комплексной диагностике состояний спортсмена и при проведении мониторинга физического здоровья населения.
Уметь: проводить автоматизацию научных исследований, выполнять математико-статистическую обработку данных научных исследований, описывать полученные данные в исследованиях.
Владеть: навыками использования информационных систем и технологий в научных исследованиях в предстоящей профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Информационно-программное обеспечение научных исследований в спорте».
Курс читается 3 семестра. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц - 216 часов (из них ауд.- 86 ч., самост.раб.студентов- 121 ч., экзамен – 9 ч.). В таблице 1 представлено распредение нагрузки по семестрам.
Таблица 1
Распределение учебной нагрузки по семестрам. Очное обучение
(условные обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия,
СР – самостоятельная работа)
-
№
| Семестр
| Виды самост. работ
| Виды учебной нагрузки (час)
| Л
| Пр
| СРС
| Всего
| 1
| 1
| РГР, тесты, Реферат
| 4
| 8
| 24
| 36
| 2
| 2
| РГР, тесты, реферат, зачет
| 6
| 30
| 72
| 108
| 3
| 3
| РГР, тесты, реферат,
экзамен- 9 ч.
| 8
| 30
| 25
| 63
|
|
|
| 9
| 4
|
|
|
|
|
| 216
|
Таблица 2
Распределение учебной нагрузки. Очное обучение
(условные обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия,
СР – самостоятельная работа)
№
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Л
| ПЗ
| СР
| Всего
| 1
| Информационные системы и технологии в спорте
| 1
| 1-3
| 2
| 2
| 8
| 12
| Опрос, тестирование, рефераты
| 2
| Автоматизированные системы исследования спортивной работоспособности
| 1
| 3-4
| 4
| 16
| 30
| 50
| Тестирование, компьютерный практикум
| 3
| Автоматизированные системы исследования биомеханических характеристик в спорте
| 2
| 5-7
| 4
| 16
| 30
| 50
| Тестирование, компьютерный практикум, зачет
| 4
| Мониторинг здоровья различных групп населения
| 3
| 8-11
| 8
| 34
| 53
| 95
| Тестирование, компьютерный практикум, экзамен.
|
| ВСЕГО 216
|
|
| 18
| 68
| 121
| 207
| Экзамен 9
|
Таблица 3
Распределение учебной нагрузки. Заочное обучение
(условные обозначения: Л- лекции, ПЗ – практические занятия,
СР – самостоятельная работа)
№
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Л
| ПЗ
| СР
| Всего
| 1
| Информационные системы и технологии в спорте
| 1
| 1-2
| 2
| 2
| 8
| 12
| Опрос, тестирование, рефераты
| 2
| Автоматизированные системы исследования спортивной работоспособности
| 1
| 3-4
| 2
| 4
| 44
| 50
| Тестирование, компьютерный практикум
| 3
| Автоматизированные системы исследования биомеханических характеристик в спорте
| 1
| 5-7
| 2
| 4
| 44
| 50
| Тестирование, компьютерный практикум, зачет
| 4
| Мониторинг здоровья различных групп
населения
| 2
| 8-11
| 2
| 4
| 89
| 95
| Тестирование, практикум по фото-видео делу, экзамен.
|
| ВСЕГО 216
|
|
| 8
| 14
| 185
| 207
| Экзамен 9
|
4.1. Разделы и их краткое содержание
4.1.1. Информационные системы и технологии в спорте
Лекция (2 часа). Понятие информации, свойства информации. Формы представления информации (аналоговая, дискретная). Коды. Компьютер. Информатизация. Информационное общество. Информационный ресурс (пассивный, активный, интерактивный).
Практическое занятие (2 часа). Характеристика информационных ресурсов (тематика, форма собственности, форма представления, доступность, носитель). Информационные системы: их структура и назначение. Защита информационных ресурсов и систем. Использование информационных систем и ресурсов в спортивной практике. Информационные системы в РГУФКСМиТ.
Самостоятельная работа (8 часов) Информационная революция, информационное общество. Развитие средств обработки информации; этапы развития вычислительной техники и средств массовых коммуникаций. Локальные и глобальные информационные системы. Смысл кодирования. Физическое и логическое устройство компьютера. Машина Неймана и машина Тьюринга. Принципы адресации в компьютере.
4.1.1.1 Вопросы для контроля и самоконтроля по разделу программы
1) Что такое информационная революция?
2) Виды информационных систем и их обеспечение.
3) Что такое код, назначение кодирования?
4) Как устроен компьютер, почему он является универсальным средством обработки информации?
5) Как и от чего защищают информационные ресурсы?
6) Как информационные системы используются в спортивной деятельности?
4.1.2 Автоматизированные системы исследования спортивной работоспособности
Лекции 1 (2 часа). Понятие программно-аппаратного комплекса по определению и оценке физической работоспособности, порог анаэробного обмена (ПАНО). Теория, методы определения, валидность методов определения. Максимальное потребление кислорода (МПК) – история, теория и практика определения. Применение величин ПАНО и МПК в практике подготовки спортсменов к соревнованиям.
Лекции 2 (2 часа). Схема строения и принципы работы оптоэлектронных методик исследования. Эргометрия и волюмометрия. Принцип работы и область применения метода для оценки физических кондиций спортсменов. Использование программно-аппаратного комплекса «Эргомакс-2» для оценки максимальной алактатной анаэробной мощности и гликолитической анаэробной мощности. Автоматизация тестирующей процедуры с помощью конструктора тестов, интегрированного в программное обеспечение «Эргомакс-2» и обработка полученных результатов с помощью специализированного софта. Программно-аппаратный комплекс волюметр SV3000. Принцип работы, область применения.
Практическое занятие 1 (4 часа). Неинвазивный метод определения ПАНО по анализу кривой соотношение уровня легочной вентиляции и частоты сердечных сокращений. Графический метод определения ПАНО с использованием возможностей Microsoft Exel.
Практическое занятие 2 (4 часа). Использование волюметра SV3000 в полевых условиях. Запись данных параметров внешнего дыхания в память прибора с последующим их переносом на жесткий диск компьютера.
Практическое занятие 3 (4 часа). Определение величин вентиляционного прихода, вентиляционного долга и вентиляционного запроса с помощью программного обеспечения, входящего в комплект поставки волюметра SV3000.
Практическое занятие 4 (4 часа). Оценка степени насыщения кислородом гемоглобина в работающих мышцах спортсмена с помощью тканевого спектрометра InSpectra™ StO2. Обработка и интерпретация полученных данных.
Практическое занятие 5 (4 часа).Тарировка и оценка точности оптоэлектронных систем.
Самостоятельная работа (30 часов) Информационная революция, информационное общество. Развитие средств обработки информации; этапы развития вычислительной техники и средств массовых коммуникаций. Локальные и глобальные информационные системы. Использование вычислительной техники в регистрации и обработке физиологических, биохимических и биомеханических характеристик спортсменов при выполнении тренировочной и соревновательной деятельности. Применение пульсовых регистраторов для оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Паттерны дыхания спортсменов как индикаторы тренированности, их регистрация и применение в системе этапов подготовки к ответственным соревнованиям. Эргометрия, эргометрические методы – их использование для регистрации развиваемой мощности спортсменов. Понятие максимальной алактатной мощности спортсменов, методы регистрации.
|