Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт»





Скачать 226.92 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт»
Дата публикации23.02.2015
Размер226.92 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Рабочая программа дисциплины

СПОРТИВНАЯ ДИЕТОЛОГИЯ
(курс по выбору)

Направление подготовки

034500.68 «Спорт»

Профиль подготовки
«Эргогеника спорта»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр

Форма обучения
очная
Москва 2013
Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом ИНПО

(ФГБОУ ВПО “РГУФКСМиТ”)

Протокол №______от “_____”_____________2013г.

Составители: Волков Николай Иванович – заведующий кафедрой биохимии и биоэнергетики спорта РГУФКСМиТ, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор; Тамбовцева Ритта Викторовна – доктор биологических наук, профессор (кафедра биохимии и биоэнергетики спорта РГУФКСМиТ).


Рецензент: КБН профессор В.Н. Черемисинов

Программа дисциплины «Спортивная диетология» для магистрантов, обучающихся по направлению 034500.68 «Спорт» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО

1. Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Спортивная диетология» является обеспечение будущих специалистов по физической культуре и спорту знаниями в области питания спортсменов, призванного восполнять энергетические затраты, имеющие место в процессах жизнедеятельности и специфической спортивной работы, реализовывать пластическое обеспечение функций организма и поступление веществ, выступающих в роли регуляторов метаболических процессов. Не менее важно выявить основные принципы, на которых должно строиться базовое питание спортсменов, и возможности направленного воздействия пищевых продуктов на показатели физической работоспособности и сохранение здоровья спортсменов.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Предмет «Спортивная диетология» относится к дисциплинам по выбору магистрантов, соответствующим государственному образователь-ному стандарту третьего поколения по направлению 034500.68 «Спорт». Дисциплина «Спортивная диетология» изучается на основе предварительного изучения биохимии, физиологии и биоэнергетики спорта.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Спортивная диетология»
Освоение курса «Спортивная диетология» позволяет магистранту внести вклад в овладение следующими компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

готовностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях научных знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

готовностью к использованию современного научного оборудования (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-7);

способностью и готовностью самостоятельно анализировать состояние и динамику объектов деятельности, выявлять актуальные проблемы и ставить конкретные задачи их решения (ПК-1);

способностью проводить патентный поиск и исследовать патентоспособность и показатели технического уровня разработок, использовать процедуры защиты интеллектуальной собственности (ПК-4);

способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований (ПК-5);

способностью планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способностью критически оценивать данные и делать выводы (ПК-6)

способностью интегрировать знания комплексного характера, формулировать заключения на основании неполной или ограниченной информации, при этом принимая во внимание социальную и этическую ответственность, связанную с их применением (ПК-11);

способностью к непрерывному самообразованию (ПК-15);

способностью и готовностью организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия со спортсменами высокой квалификации (ПК-21);

способностью и готовностью использовать современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса и оценивать эффективность их применения (ПК-23);

способностью и готовностью корректировать тренировочную и соревновательную нагрузку на основе контроля состояния спортсмена (ПК-24);

способностью и готовностью использовать эффективные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности (ПК-26);

способностью готовностью осуществлять выбор и эффективно использовать современные средства материально-технического обеспечения с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий проведения тренировочной и соревновательной деятельности (ПК-28);

способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать программы предсоревновательной, соревновательной подготовки и постсоревновательных мероприятий (ПК-29);
В результате освоения дисциплины «Спортивная диетология» магистрант должен:

- знать функции базового питания спортсменов, его значение для совершенствования метаболических основ спортивной работоспособности;

- уметь оценить энергетические затраты и изменения пластического обмена при выполнении физических нагрузок и рассчитать количество нутриентов, необходимое для компенсации произошедших в организме изменений;

- владеть навыками эффективного использования эргогенной диететики для повышения уровня физической работоспособности и сохранения здоровья спортсменов.

4. Структура и содержание дисциплины «Спортивная диетология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Содержание курса раскрывается в семи темах. В них излагаются биохимические основы организации питания человека, выявляются отличия питания спортсменов и людей, не занимающихся спортом. При обсуждении особенностей питания спортсменов обращается внимание на принципы организации базового питания и эргогенную диететику. Специально рассматриваются химический состав и эффективность применения базовых и эргогенных нутриентов спортивного питания, их влияние на спортивную работоспособность с учетом возраста и пола, отмечена необходимость учитывать взаимосвязь питания с периодизацией спортивной тренировки.
Тема 1. Биохимические основы рационального питания и эргогенной диететики в спорте
Предмет диетологии как науки. Методы исследования, применяемые в этой науке.

Понятие о базовом питании и эргогенной диететике.

Зависимость потребности организма человека в основных пищевых веществах от возраста, пола и мышечной активности.

Современные проблемы диетологии и перспективы производства и применения препаратов спортивного питания.

Семинар: методы исследования, применяемые в диетологии.
Тема 2. Принципы и формы спортивного питания
Питание как путь восполнения энергетических затрат организма, обеспечения его пластическими веществами и веществами – регуляторами.

Принципы адекватности, полноценности, сбалансированности, насыщенности и индивидуализации в потреблении пищевых продуктов.

Особенности базового питания спортсменов, его отличия от питания лиц умственного и физического труда.

Понятие о нутриентах.

Семинар: практическая реализация основных функций питания.

.

Тема 3. Эргогенная диететика в процессе подготовки спортсменов
Использование факторов питания для направленного воздействия на ключевые реакции обмена веществ в организме с целью улучшения физической работоспособности человека.

Биохимическая характеристика питания спортсменов в дни тренировок и соревнований. Биохимическое обоснование питания на дистанции. Особенности питания при сгонке веса.

Семинар: использование факторов питания для повышения спортивной работоспособности.
Тема 4. Базовые нутриенты спортивного питания и эффективность их применения
Углеводы. Роль углеводов в жизнедеятельности человека. Содержание углеводов в пищевом рационе спортсменов. Суточное потребление углеводов и его распределение в течение суток. Соотношение углеводов различных классов в питании в зависимости от параметров физической нагрузки. Гликемический индекс пищевых продуктов. Биохимические причины «углеводной ориентации» питания спортсменов.

Липиды. Роль жиров и липоидов в жизнедеятельности человека. Содержание жиров и липоидов в пищевом рационе спортсменов. Суточное потребление липидов.

Значение полиненасыщенных жирных кислот и липотропных веществ в питании спортсменов.

Эргогенный эффект употребления жиров.

Белки и аминокислоты. Содержание белков и аминокислот в пищевом рационе спортсменов. Суточное потребление белков. Роль белков и аминокислот при физических нагрузках. Понятие о полноценных и неполноценных белках. Факторы, влияющие на степень усвоения белков пищи. Биологические эффекты сочетаний аминокислот в натуральных продуктах и пищевых добавках.

Витамины и коферменты. Понятие о витаминах как биологически активных веществах, не синтезируемых в организме человека. Пищевые источники различных водорастворимых и жирорастворимых витаминов. Биохимические пути воздействия витаминов на метаболические процессы. Факторы, определяющие потребность в витаминах у спортсменов. Зависимость потребности в витаминах от времени года и режима питания.

Эргогенная эффективность витаминов и коферментов в период подготовки к выполнению мышечной работы различного характера.

Минеральные вещества. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности человека: участие в образовании клеточных структур и поддержании пространственной структуры биополимеров, регуляции ферментативной активности, образовании мембранного потенциала, регуляции осмотического давления и активной реакции жидкостных сред организма. Особенности обмена минеральных веществ при физических нагрузках.

Анаболизаторы, их роль в стимуляции активности генов в наследственном аппарате клеток и усилении синтеза белков, а также других полимерных молекул и молекулярных комплексов.

Виды анаболизаторов: анаболизаторы эндогенные и экзогенные. Роль анаболизаторов в организме во время физических нагрузок и в период отдыха после них.

Адаптогены – вещества, ускоряющие адаптацию организма к физическим нагрузкам и неблагоприятным факторам среды обитания человека.

Эргогенный эффект адаптогенов во время физической нагрузки.

Антиоксиданты — вещества, тормозящие чрезмерно активированные свободнорадикальные реакции и процессы перекисного окисления липидов.

Роль антиоксидантов в метаболических процессах в состоянии покоя и во время физических нагрузок.

Антигипоксанты – молекулы, улучшающие утилизацию кислорода в организме и повышающие устойчивость организма к кислородной недостаточности. Роль антигипоксантов при напряжённой мышечной деятельности.

Лабораторная работа: определение основных нутриентов базового питания в пищевых продуктах.

Семинар: метаболические особенности применения нутриентов базового питания, их превращения в процессах пищеварения.
Тема 5. Эргогенные нутриенты и эффекты от их применения
Нутриенты метаболического действия. Метаболиты, направленные на стимуляцию процессов анаэробного обмена: простые углеводы и продукты их анаэробного распада, витамины РР и В15, ионы К, Mg, Ca, Na, Мn; вещества, образующие щелочной буферный резерв, природные адаптогены.

Метаболиты, стимулирующие аэробный обмен: простые и полимерные формы углеводов; коферменты: кокарбоксилаза, липоевая кислота, кофермент Q10 (убихинон); витамины: РР, В2, В4, В5, В9, С, А; стимуляторы кислородного обмена: карнитин, фосфолипиды, метионин, ионы К, Mg, Ca, Fe, Cr, субстраты цикла трикарбоновых кислот, дикарбоновые аминокислоты, полилактат, адаптогены.

Влияние нутриентов метаболического действия на организм спортсмена в состоянии покоя и во время физических нагрузок.

Нутриенты анаболического действия: нуклеотиды, оротовая кислота и её калиевая соль, инозин, метилурацил, креатин; аминокислоты и пептиды; витамины В15, К, U, PP, карнитин, ионы хрома и ванадия, адаптогены.

Воздействие нутриентов анаболического характера на организм человека. Дозировки при физической нагрузке.

Нутриенты, способствующие сохранению биохимического гомеостаза организма: субстраты цикла трикарбоновых кислот; сывороточные белки и гидролизаты белков; аминокислоты и аминокислотные смеси; карнозин, креатин, минеральные соли. Роль нутриентов в поддержании постоянства внутренней среды организма до и после физической нагрузки.

Нутриенты, ускоряющие процессы восстановления организма после физических нагрузок. Роль нутриентов в срочном и отставленном восстановлении. Гетерохронность нормализации биохимических процессов после физических нагрузок. Восстановление водно-солевого баланса. Восстановление баланса микроэлементов и витаминов. Возобновление энергетических ресурсов. Восстановление функции иммунной системы. Восстановление целостности структур мышечной ткани. Восстановление активности нервной системы.

Нутриенты, оказывающие антиоксидантный эффект: витамины Е, С, А, РР; β-каротин, полифенолы, β-гидроксибутират натрия, селен, убихинон, янтарная кислота.

Способы применения.

Нутриенты, оказывающие антигипоксический эффект: компоненты окислительно-восстановительных ферментов, дикарбоновые аминокислоты, фосфорные эфиры фруктозы, полифенолы.

Роль антигипоксантов в организме спортсмена в покое, во время физической нагрузки и в период отдыха после работы. Способы применения.

Семинар: эргогенные нутриенты и эффекты от их применения.
Тема 6. Биологические активные добавки для питания спортсменов
Пищевые добавки фирмы «HORIZON LABORATORIES», США, их состав, воздействие на метаболические процессы, показания к применению, способ применения, дозы, противопоказания:

“Формула для увеличения мышечной энергии”,

“КреАмин”,

“АМИНО +».

Пищевые добавки фирмы «САНТЭФАРМ», РФ, их состав, воздействие на метаболические процессы, показания к применению, способ применения, дозы, противопоказания:

“Биостимул”. «Оксидрайв».

Изотоник “ Сантевит ФОРТЕ”. “L-карнитин +”.

“Сантевит С+К”. “Формула выносливости”.

“Энергетик Сантэфарм”. “Остеогард” .

“Инозин – 500”. «Биоспорт».

Пищевые добавки фирмы «КОРОЛЁВФАРМ», РФ, их состав, воздействие на метаболические процессы, показания к применению, способ применения, дозы, противопоказания:

“Биоспорт: Анаэробный комплекс”.

“Биоспорт: Амино-комплекс”.

“Биоспорт: Аэробный комплекс”.

“Биоспорт: Восстановительный комплекс”.

“Биоспорт: Буферный комплекс”.

“Биоспорт: Био-комплекс”.

Семинар: воздействие самых распространённых биологически активных пищевых добавок на метаболические процессы у человека.
Тема 7. Рекомендации по применению биологически активных пищевых добавок для решения задач спортивной подготовки
Методика применения пищевых добавок для повышения работоспособности в дни подготовки и участия в ответственных соревнованиях.

Способы использования пищевых добавок для ускорения восстановления после напряжённых тренировок и соревнований.

Применение пищевых добавок для ускорения восстановления после

перенесённых травм опорно-двигательного аппарата.

Методика применения пищевых добавок для повышения эффективности нагрузок скоростно-силового характера.

Использование пищевых добавок для повышения эффективности нагрузок анаэробного характера.

Повышение эффективности нагрузок аэробного характера с применением комплексных пищевых добавок.

Методика применения пищевых добавок для повышения эффективности нагрузок смешанного аэробно-анаэробного характера.

Семинар: повышение спортивной работоспособности с использованием комплексов биологически активных препаратов.
Распределение часов по видам работ





Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, трудоемкость (в часах)


Форма рубежной аттестации

Лекции

Практ.

Самост .работа

Контр. работа

1

Биохимические основы рационального питания и эргогенной диететики в спорте

1

1,2

2

2

12







2

Принципы и формы спортивного питания

2

3

Эргогенная диететика

2

4

Базовые нутриенты спортивного питания и эффективность их применения

1

3,4,5

2

4

20

Кол-лок-виум

5

Эргогенные нутри-енты и эффекты от их применения

4

6

Биологические активные добавки для питания спортсменов

1

5,6

2

4

12

Реферат

7

Рекомендации по применению биологически активных пищевых добавок для решения задач спортивной подготовки

4




Итого:

1




6

22

44




зачёт


5. Образовательные технологии
Учебный процесс по курсу «Основы современной диетологии» осуществляется путем чтения лекций по темам программы с их мультимедийным сопровождением, проведения лабораторного практикума, в процессе которого обучающиеся осваивают методы биохимической оценки эффективности использования пищевых добавок в спортивном питании с целью повышения физической работоспособности и применяют их для обследования действующих спортсменов с последующим анализом результатов этих обследований. Возможно применение компьютерных симуляций, рассмотрение конкретных ситуаций на основе экспериментальных данных, выявленных при изучении специальной литературы. При самостоятельной работе магистрантов предполагается использование методов программированного обучения, выполнение рефератов. Текущая оценка знаний может осуществляться путём выполнения письменных контрольных работ, организации компьютерного тестирования или тестирования с использованием заданий на бумажных носителях. Рубежный контроль предполагает сдачу устного зачёта.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов:



  1. Биохимические отличия питания спортсменов от питания лиц умственного и физического труда, не занимающихся спортом.

  2. Роль углеводов в базовом питании спортсменов.

  3. Роль жиров в базовом питании спортсменов.

  4. Роль белков в базовом питании спортсменов.

  5. Базовое питание спортсменов, занимающихся различными видами спорта

  6. Эргогенные нутриенты и эффекты от их применения.


Вопросы для самоподготовки магистрантов по отдельным темам программы
Тема 1. Биохимические основы рационального питания и эргогенической диететики в спорте.


  1. Назовите функции, выполняемые питанием в организме человека.

  2. Чем отличается питание спортсменов от питания людей, не занимающихся спортом?

  3. Каковы методы исследования, применяемые в диетологии?

  4. В чем заключаются современные проблемы диетологии?

  5. Каковы перспективы совершенствования спортивного питания?


Тема 2. Принципы и формы спортивного питания.


  1. Назовите основные принципы и особенности базового питания спортсменов.

  2. В чем заключается принцип адекватности питания спортсменов?

  3. В чем заключается принцип полноценности базового питания?

  4. В чем заключается принцип сбалансированности в базовом питании спортсменов?

  5. Что такое принцип “Доза-эффект” в базовом питании спортсменов?

  6. В чем заключается принцип насыщенности в базовом питании спортсменов?


Тема 3. Эргогенная диететика в процессе подготовки спортсменов.


  1. Что называют эргогенной диететикой?

  2. Какие факторы питания повышают эффективность энергетического обмена в организме?

  3. С помощью каких факторов питания можно ускорить накопление в организме структурных белков и белков-ферментов?

  4. Чем отличается организация питания спортсменов в различные периоды подготовки к соревнованиям и во время участия в соревнованиях?

  5. Каковы особенности питания при сгонке веса?

  6. Назовите эргогенические средства и методы, направленные на повышение спортивной работоспособности и потенциирование тренировочного эффекта физических нагрузок.


Тема 4. Базовые нутриенты спортивного питания и их эффективность.


  1. Какова роль углеводов в жизнедеятельности человека?

  2. Каково содержание углеводов в пищевом рационе спортсменов?

  3. Какова роль липидов различных классов в жизнедеятельности организма человека?

  4. Какой эргогенный эффект от употребления в пищу жиров?

  5. Какую роль играют белки в жизнедеятельности человека?

  6. Назовите содержание белков и аминокислот в пищевом рационе спортсмена.

  7. Что такое витамины и коферменты?

  8. Какую роль играют витамины в жизнедеятельности человека?

  9. Какова роль минеральных веществ в жизнедеятельности человека и особенности их использования при физических нагрузках?

  10. Какие вещества носят название анаболизаторов?

  11. Что такое адаптогены?


Тема 5. Эргогенные нутриенты и эффекты от их применения.


  1. Что такое нутриенты метаболического действия?

  2. Какова роль нутриентов метаболического действия на организм спортсмена в состоянии покоя и во время физических нагрузок?

  3. Что такое нутриенты анаболического действия?

  4. Какова роль нутриентов для поддержания внутренней среды организма до нагрузки и после нее?

  5. Какие нутриенты ускоряют процессы восстановления организма после физических нагрузок?

  6. Какие нутриенты оказывают антиоксидантный и антигипоксический эффекты?


Тема 6. Биологические активные добавки для питания спортсменов.


  1. Назовите биологические активные добавки, увеличивающие мышечную массу.

  2. Назовите биологические активные добавки стимулирующие рост и укрепление костей.

  3. Назовите биологические активные добавки, способствующие снижению веса.

  4. Назовите биологические активные добавки, увеличивающие выносливость.

  5. Назовите биологические активные добавки, улучшающие состояние организма в восстановительном периоде.


Тема 7. Рекомендации по применению биологически активных пищевых добавок для решения задач спортивной подготовки.


  1. Как можно использовать БАПД для повышения работоспособности в дни подготовки и участия в ответственных соревнованиях.

  2. Как используются БАПД для ускорения восстановления после напряженных тренировок и соревнований.

  3. Какие БАПД применяются для ускорения восстановления после перенесенных травм опорно-двигательного аппарата.

  4. В чём заключаются особенности использования БАПД для повышения эффективности нагрузок скоростно-силового характера.

  5. Каковы биохимические пути воздействия БАПД на эффективность нагрузок анаэробного характера.

  6. Какие БАПД могут быть применены для повышения эффективности нагрузок аэробного характера.


Примерный перечень заданий для рубежного контроля
1. Задачи, решаемые средствами питания в спорте.

  1. Отличия питания спортсменов от питания лиц, не занимающихся спортом.

  2. Характеристика компонентов питания, обеспечивающих выполнение его энергетической функции.

  3. Характеристика компонентов питания, реализующих его влияние на пластические процессы.

  4. Составные части пищи, обеспечивающие создание в организме веществ-регуляторов метаболических процессов.

  5. Решение проблемы относительного пищевого дефицита в условиях напряженных тренировок.

  6. Понятие о базовом питании спортсменов.

  7. Основные принципы, реализуемые в базовом питании спортсменов.

  8. Понятие об эргогенной диететике.

  9. Принцип “доза-эффект” в базовом питании спортсменов.

  10. Понятие о нутриентах питания.

  11. Факторы, влияющие на выбор оптимальных доз отдельных нутриентов питания.

  12. Понятие о срочных, отставленных и кумулятивных биохимических эффектах спортивной тренировки и влиянии на них факторов питания.

  13. Влияние биохимической индивидуальности человека на выбор нутриентов базового питания спортсменов.

  14. Классификация нутриентов питания по эргогенному воздействию на организм спортсмена.

  15. Зависимость потребности спортсмена в основных нутриентах питания от массы тела, возраста, пола и физической активности спортсменов.

  16. Роль моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов в питании спортсменов. Гликемический индекс пищевых продуктов.

  17. Роль жиров и липоидов в питании спортсменов.

  18. Полноценные и неполноценные белки в питании спортсменов. Зависимость степени усвоения пищевых белков от способа их кулинарной обработки.

  19. Понятие о заменимых и незаменимых аминокислотах в питании спортсменов. Биологическая роль аминокислот в организме человека. Аминокислоты, оказывающие наибольшее влияние на спортивную работоспособность.

  20. Биохимические эффекты сочетаний аминокислот, используемых в биологически активных добавках к питанию спортсменов.

  21. Пути воздействия водорастворимых витаминов на метаболические процессы и их роль в достижении выраженного эргогенного эффекта.

  22. Жирорастворимые витамины, их роль в эргогенной диететике. Влияние жирорастворимых витаминов на физическую работоспособность в среднегорье и высокогорье.

  23. Влияние минеральных веществ (макро- и микроэлементов) на физическую работоспособность человека.

  24. Понятие об анаболизаторах. Условия, при которых они способны оказывать воздействие на спортивную работоспособность.

  25. Адаптогены и их природные источники. Использование адаптогенов в спортивном питании.

  26. Понятие об антиоксидантах. Важнейшие антиоксиданты, влияющие на состояние здоровья и специальную работоспособность спортсменов.

  27. Антигипоксанты. Пути их воздействия на метаболические процессы, Влияние антигипоксантов на умственную и физическую работоспособность человека.

  28. Характеристика нутриентов, оказывающих выраженное воздействие на аэробную работоспособность спортсменов.

  29. Характеристика нутриентов, стимулирующих анаэробную работоспособность спортсменов.

  30. Понятие о нутриентах анаболического действия. Условия при которых эти нутриенты оказывают наибольшее влияние на метаболизм.

  31. Поддержание постоянства активной реакции внутренних сред организма человека с помощью факторов питания.

  32. Характеристика нутриентов, способных ускорить процессы восстановления после физических нагрузок.

  33. Понятие о срочном и отставленном восстановлении. Биохимические процессы, характерные для периодов срочного и отставленного восстановления. Изменение скоростей этих процессов с помощью факторов питания.

35. Использование БАПД для повышения работоспособности в дни подготовки и участия в ответственных соревнованиях.

36. Использование БАПД для ускорения восстановления после напряженных тренировок и соревнований.

37. Использование БАПД для ускорения восстановления после перенесенных травм опорно-двигательного аппарата.

38. Использование БАПД для повышения эффективности нагрузок скоростно-силового характера.

  1. Использование БАПД для повышения эффективности нагрузок анаэробного характера.

  2. Использование БАПД для повышения эффективности нагрузок аэробного характера

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. – Санкт-Петербург: ГИОРД, 2002

2. Волков Н.И., Олейников В.И. Эргогенные эффекты спортивного питания. – М.: Советский спорт, 2012

3. Допинг и эргогенные средства в спорте / под ред. В.И.Платонова/ - Киев: Олимпийская литература, 2003.

4. Питание в системе подготовки спортсменов / под ред. Смульского В.М., Моногарова В.Д., Булатовой М.М./ - Киев: Олимпийская литература, 1996.

5.Волков Н.И., Олейников В.И. Эргогенные эффекты спортивного питания. – М.: Советский спорт, 2012

Дополнительная литература

1. Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности. Киев: Олимпийская литература. 2000.

2. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и семинарских занятий необходима учебная аудитория с количеством посадочных мест, соответствующим численности учебной группы. Для наглядного представления учебного материала требуется:

  1. Учебная доска.

  2. Компьютер

  3. Видеопроектор

  4. Экран

  5. Таблицы.


Для проведения лабораторного практикума необходимы:

  • учебная лаборатория с постоянным оборудованием приборами, реактивами, лабораторной посудой;

  • тредбан, велоэргометр;

  • фотометр, рН-метр, термостат, центрифуга, лактиметр, газоанализатор;

  • стандартные наборы реактивов для определения содержания

важнейших метаболитов в биологических объектах.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа дисциплины Информационно-программное обеспечение...
Целью дисциплины является получение магистрантами теоретических знаний и практических навыков использования информационных систем...
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconПрограмма дисциплины теория и методика велосипедного туризма курс по выбору
Учебного плана подготовки специалиста по специальности 032101, «физическая культура и спорт»
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Великолукская государственная...
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть. Курсы по выбору студента» по направлению...
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа дисциплины курс по выбору: Литературоведческий...

Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа дисциплины «Гендерные исследования» Направление подготовки 032700 Филология
Дисциплина входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл ооп бакалавриата, дисциплины по выбору в. 03. 01
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconИнформационная справка
По дисциплине «Антидопинговый контроль в спорте» для студентов, обучающихся по направлению 034500. 68 «Спорт», цикл в. Дв 2
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа учебной дисциплины компьютерная графика в садоводстве...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 1 студентам дневной формы обучения
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа учебной дисциплины cad-системы в садоводстве (по...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 1 студентам дневной формы обучения
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа учебной дисциплины агрометеорология (курс по выбору)...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 1 студентам очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа для студентов 034300. 62 Направление "Физическая...
Профили подготовки "Спортивная тренировка", "Физкультурное образование", "Физкультурно-оздоровительные технологии"
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconИнформационная справка
По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта (спортивная гимнастика)» по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая...
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconРабочая программа учебной дисциплины рыбоводство ( курс по выбору...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 0202200. 62 «Биология», утверждённого приказом...
Рабочая программа дисциплины спортивная диетология (курс по выбору) Направление подготовки 034500. 68 «Спорт» iconПояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода»
Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск