МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет фундаментальной медицины Программа дисциплины Биоэтика
Направление подготовки
Лечебное дело Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения
Очная
Москва 2013
I. Дисциплина Биоэтика
П. Шифр дисциплины ____________________
III. Цели и задачи дисциплины:
Сформировать у обучающихся представление о
специфике и основных направлениях современных биоэтических дискуссий в социогуманитарном контексте современной культуры врача;
современных методах разрешения практических биоэтических ситуаций в мировой практике и российской действительности;
конкретных этических стандартах медицинской практики, нашедших свое выражение в документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.
Закрепить теоретические знания практическими навыками.
В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание биоэтики как сферы знаний, усвоить механизмы функционирования биоэтики как социального института практической биомедицины, выработать умения анализировать современную медико-биологическую, в том числе исследовательскую практику, с использованием понятийного аппарата биоэтики. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, информационно-поисковых и других задач.
По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:
целей биоэтического образования медика, его вклада в формирование личности медицинского работника;
понятийного аппарата биоэтики как науки, предмета, задач и методологических основ биоэтики как раздела социо-гуманитарных знаний; специфики биоэтических дискуссий;
типологии биоэтических ситуаций с учетом видов практической и научной деятельности медицинского работника;
принципов и методик практического разрешения биоэтических ситуаций с опорой на этические стандарты мирового и российского научного сообщества;
содержания основных этических документов профессиональных медицинских ассоциаций (международных и российских), основные положения законов РФ, регламентирующих биомедицинские вопросы.
По итогам освоения курса студенты должны уметь:
анализировать биоэтические проблемы (сущность моральных проблем развития новых технологий репродукции человека; сущность моральных проблем смерти и умирания; сущность моральных проблем трансплантации органов и тканей человека; этические принципы проведения биомедицинских экспериментов; особенности морально-этических отношений в психиатрии; особенности фармацевтической биоэтики);
использовать на практике методы социогуманитарных наук в различных видах профессиональной деятельности; учитывать влияние политических и экономических процессов на постановку и разрешение биоэтических вопросов;
осуществлять свою деятельность с учетом моральных и правовых норм, соблюдать принципы и правила биоэтики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:
системой знаний об основных этапах развития медицинской этики, о специфике современного этапа биоэтики, а также о стратегии развития этических аспектов врачебной деятельности;
навыками аргументированного анализа, ведения дискуссии и полемики по биоэтическим вопросам;
навыками реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
навыками организации научно-исследовательских работ в соответствии с принципами биоэтики.
IV. Место дисциплины в структуре ООП:
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
МС - специалист МГУ, учебный план специалиста;
направление подготовки Лечебное дело;
наименование учебного плана Лечебное дело.
Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
базовая часть;
тип - обязательный;
2 курс специалитета;
4 семестр.
В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной
дисциплины:
История медицины, Психология и педагогика врачебной деятельности. Г. Общая трудоемкость (72 - в ак. часах и 2 – в зачетных единицах). Д. Форма промежуточной аттестации - зачет. V. Формы проведения:
Для дисциплин:
форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:
Лекции -17 часов.
Семинарские занятия – 34 часа.
Самостоятельная работа – 21.
формы текущего контроля (письменные работы, рефераты). |
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
№ п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин)
| Формы контроля
|
|
| Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Лекции
| Практические
занятия
(семинары) 1
| Лабораторная работа 1
|
|
| 1
| Введение. Теоретические основы биоэтики.
| 2
| Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.
| 1
| 2
|
| 1
|
| 3
| Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.
| 1
| 2
|
| 1
|
| 4
| Раздел 2. Начало и конец человеческой жизни как биоэтические проблемы.
| 5
| Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 6
| Тема 2.2. Тема 3. Смерть и умирание как этические проблемы.
| 2
| 4
|
| 2
|
| 7
| Раздел 3. Медицина и проблема физической и психической целостности пациента.
| 8
| Тема 3.1. Моральные проблемы медицинского экспериментирования.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 9
| Тема 3.2. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 10
| Тема 3.3. Проблема психической целостности пациента. Этика в психиатрии.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 11
| Раздел 4. Гражданин и государство: этические проблемы взаимодействия в области биомедицины.
| 12
| Тема 4.1. Права и обязанности государства по охране здоровья граждан: этические аспекты.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 13
| Тема 4.2. Фармацевтическая биоэтика: основные проблемы и решения.
| 2
| 4
|
| 1
|
| 14
| Тема 4.3. Биоэтика как философия будущего
| 1
| 2
|
|
|
| VII. Содержание дисциплины по разделам и темам. Введение. Теоретические основы биоэтики.
Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.
Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи, мораль.
Исторические модели традиционной профессиональной медицинской этики. Факторы, формирования современной биомедицинской этики. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики.
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов (по Р. Витчу). Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель острого, хронического и терминального состояния). Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.
Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.
Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.
Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия и автономия). Уважение автономии пациента: получение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помощи, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их проведением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Традиционный медицинский патернализм. "Суррогатное" принятие решения и его правила.
Принцип справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость).
Основные правила биомедицинской этики.
Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. "Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов.
Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.
Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых в медико-биологических экспериментах. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.
Раздел 2. Начало и конец человеческой жизни как биоэтические проблемы.
|