Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология»
страница1/8
Дата публикации21.02.2015
Размер0.81 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории

«ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 030201.65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика», квалификация - специалист

КРАСНОЯРСК 2012

Рабочая программа составлена к.и.н., доцентом А.С. Хромых

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 030201.65 «ПОЛИТОЛОГИЯ», СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «МИРОВАЯ ПОЛИТИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИКА»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Культурология

Философии и социологии

Согласование темы «Предмет и понятие истории мировой культуры»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

История политических учений

Политологии и права

Согласование темы

«Мировая культура от Древнего Востока к эпохе Просвещения»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 9

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 11

    4. Тематический план С. 24

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- С.25

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 27

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 29

  3. Методические рекомендации для студентов С.31

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 33

  5. Вопросы к зачёту С. 66

  6. Тематика рефератов С. 68


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) Курс по выбору «Основы зарубежной культуры» 030201.65 «Политология» специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины курс по выбору «Основы зарубежной культуры».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине курс по выбору «Основы зарубежной культуры», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы в рабочих тетрадях для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области истории культуры.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы истории культуры, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 030201.65 «Политология» утверждён 14.03.2000 г.

Дисциплина «Основы зарубежной культуры» является частью курсов по выбору, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены.
В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 5 курсе в 10 семестре. На изучение дисциплины выделено 54 часа. Из них 20 ч. — аудиторная нагрузка (20 – лекционные) и 34 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.


Форма занятий

Трудоемкость

В часах

В кредитах

Лекционные

20

0,5

Семинарские

-

-

Лабораторные

-

-

Самостоятельные

34

1

Всего

54

1,5


РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области истории зарубежной культуры;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области мировой культуры;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области изучения политических процессов, в частности, культурного компонента политического взаимодействия.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об истории зарубежной культуры;

- приобретении знаний об основных культурных универсалиях присущих мировой цивилизации.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к использованию знаний курса по выбору «Основы зарубежной культуры» в профессиональной деятельности.

Изучение отечественной истории, правоведения, культурологии, курса по выбору «Основы отечественной культуры», предшествует курсу по выбору «Истории зарубежной культуры».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины курса по выбору «Основы зарубежной культуры», будет использоваться в дисциплинах «Современная история зарубежных стран», «Геополитика», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики.

В системе гуманитарных наук курс по выбору «Основы зарубежной культуры» занимает своё особое место наряду с археологией, курсом по выбору «Основы отечественной культуры» этнологией, отечественной историей и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения истории зарубежной культуры являются:

  • многообразие культурного наследия в современном мире;

  • развитие международных культурных;

  • проблема сохранения преемственности традиций отечественной и мировой культуры.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области истории зарубежной культуры.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость культуры в истории и в современной жизни общества,

  2. представить теоретические основы истории зарубежной культуру,

  3. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать,

  4. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,

  5. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, студент изучившим курс по выбору «Основы зарубежной культуры» должен знать:

  1. ключевые понятия каждой культурной эпохи;

  2. основные эпохи в культурном развитии человечества;

  3. культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 

  4. эстетические идеалы различных эпох и народов;

  5. роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

  6. особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;

  7. выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.

Студент должен приобрести следующие умения и навыки:

  1. выделять этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи;

  2. самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;

  3. объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

  4. сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;

  5. пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;

  6. анализировать и пересказывать ее.

  7. устного и письменного изложения своих знаний по истории культуры, раскрытия основных проблем (тем);

  8. свободно оперировать знаниями по истории культуры: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Технология процесса обучения по дисциплине курс по выбору «Основы зарубежной культуры», включает в себя прослушивание студентами курса лекций, выполнение заданий по самостоятельной работе, подготовка рефератов, итоговую проверку знаний в виде зачета.
Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 Культура традиционных обществ и начала индустриальной эпохи

Тема 1 Введение в историю мировой культуры

Лекция 1 Предмет и понятие истории мировой культуры

Культура как философско-мировоззренческое понятие. Многообразие определений культуры. Ее роль в жизни людей. Структура и функции культуры в обществе. Культура и ценности. Общечеловеческие ценности. Роль традиций в культуре. Человек и культура. Мировая культура как историческая реальность, процесс созидания, осмысления и переосмысления ценностно-познавательных ориентаций социальных общностей и индивидов. Пространственно-временные измерения в истории мировой культуры (культурный хронотоп). Всеобщее и специфическое в истории мировой культуры. Неповторимое во всемирном историко-культурном процессе. История мировой культуры как "возврат" к ценностным измерениям прошлого. Единство и многообразие в истории мировой культуры.

Культура как предмет исследования гуманитарных наук. Предмет истории мировой культуры - ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. Культура как память человечества. Типологизация и периодизация мирового культурно-исторического процесса. Генезис, развитие и смена типологических характеристик ценностно-познавательных ориентаций в историко-культурном процессе. Исторический синтез в культуре. Принципы аксиологического подхода к историко-культурному исследованию.

Периодизация первобытной культуры. Характерные черты основных этапов ее развития. Типы хозяйственной организации первобытного общества. Феномен общественного разделения труда и его влияние на первобытную культуру. Неолитическая революция в развитии первобытной культуры.

Характерные черты первобытного мышления. Мистические и пралогические черты первобытного мышления. Принцип партиципации (сопричастности) в коллективных представлениях первобытного человека. Мифологемы как стереотипы первобытного сознания. Символическая составляющая первобытного мифа. Метафоричность мифологического мышления. Миф как феномен языка первобытного человека. Мифологическое мышление как субстрат человеческой цивилизации Элементы логики в мышлении первобытного человека. Особенности мифологической логики. Способность первобытного мышления к обобщениям, классификации, анализу, использованию бинарных оппозиций. Первобытное мышление в контексте законов формальной логики. Сохранение форм первобытного мышления в моральном и религиозном сознании современного человека.

Общие черты первобытной культуры: синкретизм, традиционализм, ритуальный характер. Зарождение первобытного искусства, этапы его развития: от натурального к верхнепалеолетическому изобразительному творчеству. Типы древних погребений: дольмен, менгир, кромлех. Проблема протоцивилизаций.

Первобытное нуменозное. Сакрализация сил природы. Сущность тотемизма, анимизма, фетишизма, магии. Концепция прамонотеизма и пратеизма как дополнение эволюционистских подходов объяснения религиозной жизни первобытного человека. Миф как форма религиозного коллективного самосознания в контексте дописьменной культуры.

Синкретический характер первобытной культуры. Развитие пиктографии и идеограмм. Обряды и церемонии в жизни первобытных народов. Значение ритуала в первобытном обществе. Родовые инициации. Культурный смысл Табу. Развитие изобразительного искусства и рационального знания. Первобытная культура и развитие естествознания. Принцип традиционализма и механизмы трансляции культуры. Формы коллективной памяти в дописьменных обществах.

Тема 2 Мировая культура от Древнего Востока к эпохе Просвещения

Лекция 2 Культура Древнего Востока и античного мира

Специфика культурного хронотопа обществ Древнего Востока. Значение аграрной доминанты в жизни цивилизаций Востока. Стремление к целостному, недифференцированному восприятие мира и универсальной гармонии в системах ценностей культур Древнего Востока. Принцип гармонической взаимосвязи трех начал (Неба, Земли и Человека) и восприятие мира посредством принципа аналогий.

Культурная история Древнего Египта. Исторические периоды развития древнеегипетской культуры. Культура Древнего царства. Пирамиды, скальное зодчество, гробницы фараонов, храмовые комплексы, письменность и мифология. Культура Среднего царства. Религиозные представления египтян. Заупокойные храмы и святилища, скальные гробницы, изображение человека в скульптуре, рельефах и живописи. Литература, мифология, научная мысль. Отличительные особенности культуры Нового царства. Эпоха Эхнатона. Религиозная реформа Эхнатона. Наука и техника эпохи Нового Царства. Культура Египта в эпоху эллинизма. Мировое значение культуры Древнего Египта.

Мифология. Пантеон египетских богов. Культ фараона. Заупокойный культ. Зарождение письменности. Школа. Быт и нравы египтян.

Периодизация истории Месопотамии. Заселение Двуречья. Шумеро-Аккадская культура. Культурная история стран Передней и Малой Азии. Стадиальное развитие культурного мира Передней Азии (Шумер. Аккад. Элам. Вавилон. Ассирия). Пути развития культурной жизни мира Хеттского царства и державы Митанни. Культурный мир Мидийского царства и державы Ахеменидов. Зарождение письменности, клинопись. Особенности религиозного мировоззрения. Литература. Эпос о Гильгамеше. Вавилон и Ассирия. Легенда о Вавилонской башне. Зиккурат, городское строительство. Научные знания. Культура Старовавилонского царства. Законы Хаммурапи. Научные знания. Культура Ассирии. Исторические этапы развития культуры Древнего Ирана. Культура Сасанидского Ирана. Зороастризм.

Интегративно-вертикальная солидарность как феномен культуры государств Месопотамии. Принцип взаимности (понимаемый как защита нижестоящих вышестоящими, послушание, доверие и благодарность нижестоящих по отношению к вышестоящим) в формировании "вертикальной солидарности". Распространение универсальной религиозно-этической "справедливости" на все сферы общества и космоса. Восприятие земного государства провинцией всекосмического государства верховного бога. Образ царя как защитника слабого от произвола сильного, гаранта права, посредника между людьми и богами. Развитие ориентированной на государственные потребности этики послушания, сотрудничества и самоконтроля.

Культура Восточного Средиземноморья: Сирия, Финикия, Палестина. Культура стран Передней и Малой Азии периода эллинистических держав и римского владычества. Парфянское царство и его культурный мир.

Древнееврейская культура. Этапы истории еврейского Народа. Формирование религиозных представлений. Иудаизм. Ветхий завет. Талмуд. Специфика древнееврейской культуры.

Протоиндийские цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппская культура. Ведическая культура индоариев. Мифологические и религиозные представления. Индуизм. Брахманизм. Древнеиндийский эпос: «Махабхарата» и «Рамаяна». Возникновение буддизма, его основные положения. Магадхо-Маурийская эпоха. Превращение буддизма в государственную религию при царе Ашоке. Архитектура Древней Индии: ступы, пещерные храмы, чайтьи. Синкретизм культуры Кушанского царства.

Формирование школ изобразительного - искусства. Становление индуизма. «Золотой век Гупта»: развитие науки, литературы, искусства.

Общественная жизнь и "личное благочестие" в культуре Древней Индии. Отсутствие понятия трансцендентного бога. Присутствие бога в космосе. Слияние космологии и теологии. Политеизм как форма космотеизма. Природа в качестве объекта познания и веры, феномен "космотеистического знания". Восприятие мира как текста, совокупности символов, несущих информацию о божестве. Монополизация верховной властью средств передачи культурной памяти и отбрасывание локальных культурных традиции в сферу нефиксируемой ("текучей") повседневности. Резкое разграничение между сферами "твердой" культурной памяти и "текучей" повседневности. "Монументальный дискурс" культур Востока. Репрезентативные памятники как символ идентичности обществ Древнего Востока.

Генезис китайской цивилизации. Периодизация истории и культуры Древнего Китая. Мифологические представления. Философско-религиозные системы Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Философские школы в Китае. Распространение буддизма. Эволюция китайской письменности. Иероглифическое письмо и клинопись как каталог божественных символов. " Иероглифическая письменность и искусство. Иероглифическое мышление" культур Древнего Востока. Орнаментальное восприятие времени как бесконечного повторения одной и той же модели. Перфект и имперфект вместо настоящего, прошлого и будущего. Понятие нулевого ритма культурных изменений. Отражение вечных, неизменяемых черт людей и явлений в искусстве. Принцип повторяемости как техническая основа искусства.

Развитие науки и техники. Литература, историческая мысль и искусство Китая. Музыка и театр в Древнем Китае. Особенности менталитета и норм повседневной жизни китайского общества. Концепция счастья в Китае. Памятники культуры государства Инь. Период Чжоу. "Золотой век" древнекитайской культуры в период Цинь - Хань.

Античность. Определение понятия «античность». Хронологические рамки античности культуры и этапы ее развития. Понятие о гармонии в античном мире. Роль земледелия и ремесленного производства в развитии полиса. Вторичность товарного хозяйства. Античное рабство и труд свободных. Италия как военно-политический, а Греция - социокультурный центром античной цивилизации. Полис как самостоятельное город-государство и как гражданская община. Гражданский статус - одно из высочайших достижений античной цивилизации. Развитие демократических форм управления как фактор развития ораторского искусства. Античная культура как культура устного слова. Общинный коллективизм - одна из базовых ценностных доминант полисной ментальности. Ориентация гражданской общины на равенство и принцип меры. Свобода граждан в частной жизни. Ценность автономии как стремление граждан к независимости. Ограниченность античного индивидуализма. Самообеспечение (автаркия) как ценностная ориентация античного полиса. Агонистическое начало в жизни полиса. Античная "пайдейя"

Периодизация древнегреческой культуры и особенности этапов. Доклассический период: крито-микенская культура, гомеровский период. . Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея». Культура архаического периода. Формирование полисов. Мифология и религиозные представления древних греков. Возникновение первых философских систем, натурфилософия. Литература, лирическая поэзия, басня.

Классический период: от расцвета к кризису полиса. Классическая греческая философия: Сократ, Демокрит. Древнегреческий театр. Истоки театральных зрелищ – культ Диониса. Организация театральных праздников. Костюмы и декорации. Оформление жанров трагедии и комедии: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Развитие исторических знаний (Фукидид, Геродот) и медицины (Гиппократ). Расцвет реалистической скульптуры. Кризис полиса и его воздействие на культуру. Философская мысль: Милетская школа, Пифагор, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, киническая и гедоническая философские школы. Феномен античной рационализации. Рационализация мифа, религии, рождение философии. Зарождение в Греции "гиполепсии" - принципа полемики, критического отношения к текстам, контроля за их истинностью. Формы организации гиполептического дискурса. Ограниченность античной рационализации мира. Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество как явления чуждые грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса. Античное "техне" как ремесло, искусство и наука. Ограниченность античного антропоцентризма и гуманизма. Традиционализм культурного мира полиса.

Внеличностный космологизм как основана античной культуры. Художественное понимание космоса. Принцип объективизма в античной культуре. Фаталистически-героический космологизм античной культуры. Скульптурность античной культуры. Представление о мире как театральной сцене. Люди - актеры, играющие космическую пьесу. "Субъектум", "индивидуум", "просопон", "гипостасис" и их космологический смысл. Личность как прекрасное тело ("сома"). "Персона" как личина. Аисторизм античного мышления. Калокагатия - единство добра, мудрости и красоты. Проблема аполлоновского и дионисийского в античной культуре. Связь рабовладения с космологизмом. Культура эпохи эллинизма.

Сущность культуры римлян. Культура Виллановы. Этрусская цивилизация. Царский период. Культурный мир царского Рима (середина VIII до н.э. - 510 до н.э.). Религия: анимистичность ранних представлений римлян. Особенность римского пантеона богов. Религиозная поэзия. Римский культ. Формирование жречества.

Период республики: зарождение политико-правовых традиций и основ военного искусства. Культура и идеология республиканского Рима (510-30 до н.э.). Фесценнины как зародыш драмы, элогии, анналы. Филэллинизм. Роль кружка Сципионов в культурной эллинизации. Разработка латинской философской терминологии Цицероном. Распространение стоицизма и эпикуреизма (Лукреций). Развитие права и риторики. Азианское и аттическое направления в римской ораторской прозе. Историческая проза Юлия Цезаря и Саллюстия Криспа. Римская наука (Варрон). Катон Старший - родоначальник римской историографии и римской агрономической науки. Переводная и оригинальная литература, эпическая поэзия (Ливий Андроник, Гней Невий, Энний), комедия (Плавт, Публий Теренций Африканец, Гай Луцилий). Римская лирическая поэзия (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл). Формирование системы образования. Цирк и театр. Завоевание Греции. Развитие римской религии под влиянием греческой, антропоморфизация богов. Формирование ценностей приоритета государственных интересов над личными, консерватизма, следования нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма, практицизма). Римская культура как культура воина. Отход от коллективизма и усиление индивидуализма(2-1 вв. до н.э.).

Культура императорского Рима (30 до н.э. - 476 н.э.). Космополитический характер римской культуры. Эпоха Августа - "золотой век" римской литературы. Поэзия (Вергилий, Гораций, Тибулл, Проперций, Овидий). Проза Тита Ливия, Плутарх. "Серебряный век" римской литературы (Персий Флакк, Марциал, Ювенал, Сенека, Федр, Октавий, Петроний, Лукан, Валерий Флакк, Плиний Младший). Риторическая теория Квинтилиана. Историография Тита Ливия, Корнелия Тацита. Научная проза Корнелия Цельса и Плиния Старшего. Философия стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Зарождение христианства. Зарождение христианской литературы (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан). Успехи научной мысли. В имперский период высшего расцвета достигает римская юриспруденция - стержневая составляющая римской культуры, во многом определившая ее своеобразие. Распространение римских гражданских общественных норм как содержание римской истории. Римское понятие гражданства (civilis - гражданский) и современное понятие цивилизации. Развлечения римлян (театральные зрелища, гладиаторские бои).

Роль античной культуры в последующих культурных эпохах.
Лекция 4 Культура Европейского Средневековья

Средние века в истории мировой культуры: исторические и культурологические оценки. Периодизация и общие - черты средневековой культуры. Укрепление и распространение христианства. Переоценка ценностей, проделанная христианством. Новый смысл истории и жизни человека. Греческая мысль и христианское послание. Иерархизм, символизм, историзм, теоцентризм и персонализм мышления Средневековья. Идея Града в средневековом мышлении. Латинская патристика. Специфика культурных синтезов в средневековых возрождениях.

Раннее Средневековье(4-10 вв.). Меровингское возрождение(5-8 вв.). Синтез традиций позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варваров. Книжная миниатюра меровингского времени. "Каролингский ренессанс" в 8-9 вв. "Академия" Карла Великого. Творчество Алкуина, Эйнгарда, Ангильберта. Организация новых школ. Интерпретация "Семи свободных искусств". Седулий Скотт и Иоанн Скот Эриугена. Развитие историографии и местного летописания. Формирование народных языков (романского и германского). Каролингский минускул. Синтезы в каролингском искусстве позднеантичного, византийского искусства, варварских традиций. "Оттоновское Возрождение" (в конце Х в.) Академия, распространение знания классической латыни и римской литературы, школы. Творчество Герберта, Хросвиты Гандерсгеймской, Эккегарда. Эпоха рыцарства. Идеалы рыцаря. Культура Византии.

Романский стиль. Историческая характеристика эпохи (последствия распада империи Карла Великого), хронологические рамки стиля (XI - XII вв.). Готика. Определение понятия.

Высокое (9-14 вв.) и позднее Средневековье (14 -15 вв.). Развитие технологий: ветряная мельница, бумажное производство, прядильное колесо, компас, очки, астролябия, арабские цифры. Романский и готический стили в искусстве. Романский стиль. Историческая характеристика эпохи (последствия распада империи Карла Великого), хронологические рамки стиля (XI - XII вв.). Готика. Определение понятия. Расцвет рыцарской поэзии. Эпоха рыцарства. Идеалы рыцаря. Городская субкультура. Влияние религии на культурную жизнь. Богословие и средневековая философия. Монастыри в культурной жизни Средневековья. Расцвет монашества и влияние монашеских орденов на развитие культуры. Возникновение ересей. Мистика. Схоластика. Великие систематизации разума и веры: Альберт Великий. Фома Аквинский. Потеря равновесия между разумом и верой: Уильям Оккам. Наука оккамистов. Политическая теория Марсилия Падуанского. Эпоха Дученто в культуре Италии. Становление Проторенессанса. Интерес к античному наследию. Расцвет рыцарской поэзии. Эпоха рыцарства. Идеалы рыцаря. Средневековая литература: героический эпос, саги, поэзия вагантов. Театральное искусство: мистерии и фарсы. Культурная жизнь средневекового города.

Лекция 5 Культура эпохи Возрождения

Ренессанс как явление городской культуры. Денежное хозяйство и ремесленное производство как экономическая основа Ренессанса. Флоренция, Милан, Венеция, Урбино - центры городской культуры в Европе. Итальянские города-государства как прообразы современного государства. Периодизация Возрождения. Раннее, высокое, позднее Возрождение. Феномен Северного Возрождения. Научная революция Ренессанса: гипотеза гелиоцентричности Вселенной, введение в повседневный обиход магнитного компаса, пороха, механических часов, печатного станка. Научная революция и магико-герметическая традиция. Литература итальянского Возрождения (Данте, Петрарка).

Новое мировоззрение эпохи Возрождения. Гуманизм. Обращение к традициям античности. «Открытие личности» культурной эпохой Возрождения – «человек есть мера всех вещей». Феномен гуманизма. Гуманизм как обмирщение культуры. Принцип толерантности и плюрализма картин мира. Гуманизм как способ генерации и обработки идей. Гуманизм -культурная программа, делавшая основное ударение на красноречии, которая обращалась к классической древности как образцу этого красноречия. Гуманист мог быть платоником или аристотелианцем, но в любом случае рассматриваемые им идеи заимствовались из древности. Гуманист мог быть и скептиком, и верующим, но в обоих случаях он отстаивал свои взгляды с позиций древности. Ad fontes - Назад к источникам. Филологические и литературные методы, разработанные мыслителями Ренессанса, рассматривались как пути к постижению жизненности классического периода. Гуманистическая историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден - в Англии). Секуляризация исторической мысли.

Антропоцентризм и титанизм. Пико делла Мирандола о достоинстве человека. Трактовка Бога как вечного творящего начала, "мастера" (opifex) и художника (artifex). Художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее Возрожденческие теории подражания природе в искусстве в контексте антропоцентризма. Человек как овладевающий природой. Человеческое тело, прославляемое во всей красоте и гармоничной соразмерности форм. Творчество Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана. Концепция универсального творчества. Стремление к намеренному "стиранию граней", отрицание строгих разграничений между различными областями человеческого знания или опыта. Личность Леонардо да Винчи, Бернардино Телезио, Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла. Обратная сторона титанизма.

Развитие индивидуализма. Возрожденческий индивидуализм как стихийное самоутверждении личности. Использование античности в качестве опоры земного человеческого самоутверждения. Северное Возрождение: идейная основа и особенности Ренессанса в Германии, Нидерландах, Франции, Англии, Испании. Критика возрожденческого индивидуализма Шекспиром. Ренессансная трактовка античного мышления. Возрождение этики эпикуреизма (Лоренцо Валла.). Возрожденческий неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Франческо Патриции). Аристотелизм эпохи Возрождения. Возрождение скептицизма. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости. Секуляризм Ренессанса и религиозные ценности эпохи. Религиозная (Фичино, Микеланджело, Эразм, Мор, Савонарола, Лютер, Лойола, Тереза Авильская, Иоанн Креста) и мирская составляющие (Макиавелли, Челлини, Кастильоне, Монтень, семейства Медичи и Борджиа) Возрождения. Черты теологии Лютера. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха. Кальвин и Женевская реформа. Влияние духовного климата Реформации на становление капитализма.
Лекция 6 Европейская культура Нового времени. Эпоха просвещения.

Возрождение, Реформация, Контрреформация - предпосылки формирования культуры Нового времени. Завершение процесса формирования европейских национальных культур. Новизна, "модерность" как один из ведущих критериев значимости всего происходящего. Секуляризация: обезбоживание в Новое время как переосмысление христианством своей сути. Новые явления в европейской культуре XVII века. Политико-социальная обстановка в странах Европы. Складывание абсолютизма. Первые буржуазные революции. Влияние философии на формирование мировоззрения. Рост рационалистических идей. Успехи научной мысли. Концепция "естественного" пространства, "естественного" порядка отношений между людьми в культурном хронотопе Нового времени. Принципы организации пространства культуры Нового времени в контексте механического взаимодействия тел в природе. Природа - машина, в которой действуют законы, исходящие от Бога. Природа с ее физико-механическими причинно-следственными связями как универсальный принцип объяснения. Параллельное существование двух моделей общественного устройства: представление об абсолютной монархии и демократии как о наиболее естественных формах общественной жизни. Политология Локка и Гоббса. "Человек познающий" - герой культуры. Приоритетность деятельности, направленной на обнаружение и утверждение в жизни естественного порядка. Образ ученого-экспериментатора. Объективная истина - человеческое знание, открываемое посредством познавательной активности. Идеал рационального, систематизированного, достоверного и экспериментально подтверждаемого знания. Развитие рационалистической метафизики (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш). Английский эмпиризм. XVII век - век грандиозных открытий и переворотов в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии. Развитие науки и техники (Галилей, Уильям Харви, Торричелли, Кристиан Хейгенс, Декарт, Блез Паскаль, Кеплер, Роберт Гук, Антони ван Левенгук, Исаак Ньютон).

Двойственность человеческого существования. Возвышение человека за счет разумного творчества. Превращение человека в песчинку во Вселенной, не имеющей конца и края. Осознание внутренней раздвоенности человеческой природы, в которой идет борьба интеллекта и страстей. Противоречие чувства и разума в "человеческом типе" Нового времени. Сочетание скептицизма по поводу универсальности законов разума со стремлением к рациональному порядку, образа человека-машины с эмоциональным стремлением к запредельному. Духовные поиски Паскаля. Взаимодействие барочной и классицистической картин мира. Барокко и классицизм как стилистические доминанты Нового времени. Возникновение стиля барокко. Сочетание веры и скепсиса, рационализма и мистики в барочном мироощущении; динамика и контрастность стиля. Принцип контраста, антиномизм мировосприятия, динамическое восприятие природы и внутреннего мира личности, аффектированность, демонстрация духовно-эмоционального развития человека, иносказание и аллегория как главные формы художественного обобщения, развитие экспрессивных художественных форм - характерные черты барокко. Феномен барочного Рима. В отличие от антиномичного искусства барокко, классицизм стремится к максимальной упорядоченности и регламентации. Классицизм предельно рационалистичен. Изображение победы высшего, разумного начала над низшим, чувственным. Классицистическое требование подчинения личности государству. Идея государственного и общенационального служения. Гражданственность классицизма. Предметом художественного изображения в искусстве классицизма являются нравственные поиски личности. Принцип внеисторизма. Вневременной идеал прекрасного. Нормативность эстетики классицизма. Новые идеалы в литературе XVI века. Сервантес. Взаимосвязь классицизма, рационалистической метафизики и рыночной цивилизации. Проблема реализма в искусстве 17 века. Творчество Рембрандта и Веласкеса.

Эпоха Просвещения. Исторические особенности эпохи. Просветительство как идеологическое движение. Просвещение как продолжение рационализма начала Нового времени. Рационализм. Идеи равенства людей. Исторический оптимизм. Особенности Просвещения в странах Европы.Культ разума, идея рационального субъекта, сциентизм, теория неуклонного прогресса, конструирование утопических моделей идеального государства, критика метафизических систем и "суеверий" традиционных религий, идея правового государства, утверждение доминирования человека над природой - ценностные доминанты Просвещения. Концепция Просвещения И.Канта. Формирование в Англии в конце 17 в. в сочинениях Д.Локка и его последователей Г.Болингброка, Д.Аддисона, А.Э.Шефтсбери, Ф.Хатчесона базовых категорий Просвещения: "общее благо", "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". Просвещение как прометеевская эпоха: обожествление человека и инструментальное использование разума. Просвещение - "золотой век утопии". Достижения эпохи Просвещения и ее мифологическая компонента. Художественные стили эпохи. Позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм в художественной культуре Просвещения. Отражение идеалов Просвещения в просветительском классицизме("добрая природа" как норма поведения), просветительском реализме(рациональная норма), сентиментализме("естественное" как норма поведения).

Классицизм и романтизм - ведущие стили эпохи. Сентиментализм. Рококо. «Золотой век театра». Ведущие жанры и темы европейской литературы. Просветительская художественная литература в контексте стилевых характеристик: Вольтер, Руссо, Дидро, П. О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия). Классицизм как основное направление в изобразительном искусстве эпохи. Взлет музыкального искусства в контексте стилевых характеристик. Оперная реформа К. В. Глюка. Творчество И.С.Баха. Венская классическая школа. Творчество И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

Франция как центр просветительского движения. Учение о правовом государстве, культ разумного и естественного Ш.Л Монтескье. Вольтер - идеолог просвещенного абсолютизма и антиклерикализма. Дидро и энциклопедисты(Ж. Д'Аламбер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье). Ж.-Ж. Руссо как популяризатор идей Просвещения и его идея народного суверенитета. Атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах) и деизм. Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах. Радикальные взгляды по вопросам политического и социального характера как источник Французской революции. Критика католической церкви, феодального деспотизма и общественный резонанс французского Просвещения.

Английское Просвещение: Д. Локк, Ю. Юм, А. Смит. Особенности Просвещения в Англии. Умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Сочетание веры в безграничные возможности разума с религиозностью. Спор о деизме и религии откровения (Джон Толанд, Сэмюэль Кларк, Энтони Коллинз, Мэтью Тиндаль, Джозеф Батлер). Этика английского просвещения (Шефтсбери, Фрэнсис Хатчесон, Дэвид Гартли, Бернард Мандевиль). "Шотландская школа" "здравого смысла". Оптимизм английского Просвещения. Д. Дефо: буржуа как "естественный человек". Кризис просветительского оптимизма в Англии: критика теории универсальной гармонии Дж. Свифтом, романы Г. Филдинга, творчество Т. Дж. Смоллетта.

Просвещение в Германии. И. Кант. Ранний оптимистический этап Просвещения. Труды Х. Томазия, Г. В. Лейбница, Х. Вольфа. Самюэль Пуфендорф: естественное право и проблема разума. Пиетизм в контексте Просвещения. Рационализм Христиана Вольфа. Г. Э. Лессинг и принципы эстетики просветительского реализма. И. И. Винкельман и идеализация античности. И. Г. Гердер: принципы историзма и национального своеобразия в искусстве. Внимание к античности и возрождение пантеизма."Буря и натиск"( И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта). Веймарский классицизм Гёте и Шиллера. Выход за рамки просветительской идеологии. Выход за пределы рационализма в философии И. Канта.

Американское просвещение в его связи с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость. Религиозное мировоззрение. Господство протестантизма. Социально-политические программы американского Просвещения (Т.Пейн, Т.Джефферсон, И. Ален, Б.Франклин).
Модуль 2 Европейская и американская культура в XIX-XX веке.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология»
Направление подготовки: 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика», квалификация...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 030201. 65 «Политология»
Специальность: 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политическое лидерство для студентов очной формы обучения по направлению 030201....
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логика» с другими дисциплинами специальности 030201. 65 Политология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Современная история зарубежных стран» с другими дисциплинами специальности 030201....
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история направление...
России с древнейших времен до наших дней. Показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории....
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «политология» Направление...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030201. 65 «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск