Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации08.11.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Факультет международных отношений

Кафедра теории политики
В.А. Берендеев
История политических учений Запада
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 030201, 030200 и специальностям 030201, 030201.65 («Политология»)

Нижний Новгород

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Область применения дисциплины «История политических учений Запада»,

ее цели, задачи и требования к уровню освоения ее содержания
История политических учений Запада (ИПУЗ) относится к общим профессиональным дисциплинам федерального компонента, преподается студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям «Политология», на I курсе (в 1 и 2 семестрах) и I, II курсах (в 1, 2, 3, 4 семестрах) соответственно.

Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов целостного представления:

- о генезисе, становлении и развитии направлений политической мысли Запада, идей, учений и концепций, в которых отражается процесс познания политических явлений;

- о взаимосвязи политических учений с общественно-политическими процессами жизни общества;

- о влиянии различных культурных традиций друг на друга, на современную политическую теорию и практику.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов нижеследующих профессиональных компетенций:

- владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

- знание истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6).

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать

- специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины;

- содержание, периодизацию и методологические проблемы истории политических учений;

- политико-правовые традиции Античности, Средних веков и Возрождения, Нового и Новейшего времен;

- основные школы и направления западной политической мысли ХХ века;

- основных представлений политической мысли Запада и их сочинения;

уметь

- применять методологические принципы политической науки; выделять основные политические проблемы данного периода; анализировать политические концепции в контексте современных им исторических событий; классифицировать идеи применительно к направлениям политической мысли; осознавать «человеческое измерение» политики;

владеть навыками

- работы с источниками (трудами политических мыслителей, деятелей, с политическими документами в целом);

- написания рефератов.

В процессе обучения студенты должны обязательно посещать лекционные и семинарские занятия по ИПУЗ и в случае пропусков практических занятий представить:

- письменную работу, содержащую ответы на все вопросы, вынесенные на пропущенные семинарские занятия (при одном-трех пропусках);

- аналитическую работу по разделу учебной дисциплины, изученному в период отсутствия обучаемого (при пропуске менее 50% семинарские занятий);

- все письменные работы, указанные выше, а также сдать промежуточный зачет по вопросам, отражающим содержание изученных в период отсутствия обучаемого разделов учебной дисциплины (при пропуске более 50% семинарских занятий).
Объект и предмет ИПУЗ, структура политического учения
История политических учений Запада – это историко-теоретическая дисциплина в рамках истории политических учений (ИПУ), содержанием которой выступают учения о политике, власти, государстве и его установлениях, о наиболее эффективных формах организации и управления обществом.

Наиболее ранние исторические данные, включающие в себя представления о сфере политики, доступные для современных исследователей, относятся к эпохе Древнего мира, а конкретно – к Древнему Востоку (древним Египту, Междуречью, Индии, Китаю) и к Античности (древним Греции и Риму). Соответственно, как самостоятельная научная дисциплина, ИПУ оформилась по итогам накопления необходимого объема знаний уже в рамках Западной Европы в период Просвещения.

Объектом изучения ИПУЗ выступают политика, власть, государство и его установления как проявления западного мира политического.

Предметом ИПУЗ является совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представление о формах политики, власти, государства и его установлениях, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в странах географического Запада, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в конкретных западных странах.

Специфика предмета ИПУЗ проявляется в следующем:

- его содержание составляют только те соображения того или иного представителя западной политической мысли, которые достигли уровня целостной и завершенной системы взглядов;

- к нему относится только то, что выступает в форме соответствующего политического учения, или доктрины – системы теоретических положений, дающих целостное представление о закономерностях развития политики, государства и его установлений, в которых осознаются интересы социальных групп, классов, индивидов и оценивается их отношение к политическим явлениям;

- политическая доктрина является специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической действительности.

В свою очередь, структура политического учения может быть представлена нижеследующим образом:

1. Теоретическое содержание политических учений (система выводов и положений, раскрывающая природу, сущность, формы политики, власти, государства и его установлений, закономерности их развития, устройство государства и отношения государства и личности).

2. Политическая идеология (система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов, социальных групп к государству и его установлениям).

3. Доктринальные основы политического учения (совокупность приемов, средств познания и способов интерпретации политики, власти, государства и его установлений, их сущности, т.е. парадигмтеологической, натуралистической, юридической, социальной – понимаемых как некий стандарт, образец истолкования политических явлений, преобладающий в конкретный исторический период).

Этапы развития ИПУЗ и эволюция форм знания
Первым здесь считается этап предыстории ИПУЗ как науки (начинается в эпоху Античности и длится до периода Просвещения); политические представления выступают как часть религиозных верований, мистики, этики; первой формой познания политики выступает религиозно-мифологическая форма, а затем – форма философско-этическая.

Второй этап – период институционализации ИПУ (XVIII – XIX вв.) – связан с оформлением ИПУ (и, в частности, ИПУЗ) западными учеными-обществоведами в самостоятельную юридическую науку, а также в учебную дисциплину; в его рамках доминирует рационально критическая форма знания.

Наконец, на третьем этапе – современном (XX – начало XXI вв.) – ИПУ (ИПУЗ) уже выступает в качестве классической учебной дисциплины; подход к анализу политических явлений здесь, помимо традиционной объективности, характеризуется субъективизмом и психологизмом (период модерна), а также плюрализмом (эпоха постмодерна).
Основные парадигмы в рамках ИПУЗ
Парадигма – это модель теоретического истолкования политической действительности, которая воспринимается в данной науке в качестве образца и становится основой научной традиции.

Наиболее ранняя парадигма – теологическая – зародилась в рамках Древнего мира и выразилась в мифологической форме, поскольку сверхъестественное в ней обозначалось в качестве первоисточника, ведущего принципа и основной модели земного общественного и политического устройства. Данная парадигма господствовала в политической мысли вплоть до окончания эпохи Средневековья.

Затем достаточно долго была востребованной натуралистическая парадигма, особенно характерная для Европы начала Нового времени и исходящая из того, что политические явления обусловлены влиянием на них врожденных и неизменных качеств человека (физиология, инстинкты и т.п.), а также географической среды (климат, почва и т.д.), но никак не социальных факторов.

Следующая по времени актуализации парадигма – юридическая – возникла в странах Древнего Востока, была усовершенствована западными мыслителями в эпоху Античности и в целом характеризуется рационализацией подхода к анализу политических явлений на фоне юридизации власти и властных отношений. Она окончательно оформилась в эпоху Нового времени, когда религиозное миросозерцание сменилось светским «юридическим мировоззрением», выразившемся на Западе в естественно-правовых теориях XVII – XVIII вв., либерализме XVIII – XIX вв. и позитивизме XIX в.

Наконец, наиболее актуальная в современную эпоху – социальная парадигма – зародилась в Древней Греции и объединяет ряд концепций, объясняющих природу и содержание политики, государства и его установлений внешними по отношению к ним социальными факторами (социальными интересами, ценностями, экономикой, культурой, идеологией и т.д.). В рамках данной парадигмы особое место занимают политическая интерпретация Н. Макиавелли (политика, государство и право имеют собственную логику развития, которая обусловлена внутренними причинами, свойствами, элементами), марксистская концепция государства и права (главную роль в политике играют отношения собственности), культурологическая концепция политики М. Вебера (политическое как таковое обусловлено закрепленной в религии доминирующей системой ценностей), а также современные конфликтологические и консенсуальные теории государства и права.
Методология ИПУ как науки
Метод в данном случае – совокупность логических приемов и средств, позволяющих выявить содержание теоретических знаний о политических явлениях как в рамках ИПУ, так и ИПУЗ.

Основными исследовательскими принципами в этой связи будут являться принцип объективности, подразумевающий дистанцированность от субъективного восприятия фактов и идей и опору на строго научную базу при их анализе, а также вытекающий из данной позиции принцип историзма, который подразумевает изучение политических концепций, исходя из рассмотрения их истоков, выявления периодов, которые они прошли в своем развитии, а также последствий практической реализации той или иной политической программы.

Применительно к методам здесь следует, во-первых, выделить общелогические методы, которые организуют познавательный процесс, определяют выбор приемов мыслительной деятельности: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического анализа, моделирование и т.д.

Во-вторых, необходимо остановиться на общих для гуманитарных дисциплин методах и подходах, непосредственно направленных на исследуемый объект и имеющих к нему особый подход либо специфически его интерпретирующих:

исторический метод, который подразумевает изучение политической концепции, опираясь на синхронность (исследование идей в контексте событий), диахронность (создание периодизации) и конкретизируется в выявлении:

- места и значения данной концепции в системе политических знаний эпохи;

- социальных факторов, обусловивших ее появление;

- соотношения ее положений с идеологией классов и групп;

- логики в развитии политических представлений и выявления их связи с практической политикой прошлого и современности;

социологический метод – подразумевает обусловленность появления политических концепций социальной и экономической структурами общества;

антропологический подход – возникновение политических концепций связывается с родовыми чертами человека, что позволяет учитывать иррациональные мотивы его поведения;

нормативно-ценностный подход – имеет место рассмотрение политических явлений через призму их соответствия идеалу («золотому веку», общему благу, свободе индивида, справедливости и т.д.).

Кроме того, в рамках ИПУ могут использоваться также системный, институциональный, структурно-функциональный и иные подходы.
Функции ИПУ
Функции в данном случае – это постоянно выполняемые ИПУ (ИПУЗ) задачи, среди которых выделяются:

- гносеологическая (познавательная) функция;

- аксиологическая (оценочная) функция;

- мотивационно-регулятивная функция;

- функция рационализации политических отношений;

- функция политической социализации.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА»
Разделы дисциплины и виды занятий (дневное отделение)

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА»

1

Введение в курс «История политических учений Запада»

2

2







Итого:

2

2




ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

2

Политико-правовые учения Древней Греции

8

4




3

Политико-правовые учения Древнего Рима

4

4







Итого:

12

8




ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4

Христианские политические доктрины

4

4




5

Политико-правовые учения Возрождения

8

4




6

Политико-правовые учения Реформации

4

4







Итого:

16

12




ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

7

Политические учения эпохи ранних буржуазных революций (Голландия, Англия)

8

4




8

Политические учения эпохи Просвещения

8

4




9

Политические учения США в период борьбы за независимость

4

2




10

Политические идеи западноевропейских утопистов

4

4




11

Политические учения Германии конца XVIII–первой половины XIX вв.

6

4




12

Либеральная политическая мысль Англии и Франции конца XVIII–первой половины XIX вв.

6

4




13

Консервативное направление западноевропейской политической мысли

2

2




14

Политические учения Германии второй половины XIX в.

4

2




15

Западноевропейский социализм XIX в.

2

2




16

Политические учения Англии, Франции, США второй половины XIX в.

4

2







Итого:

48

30




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ХХ В.

17

Западноевропейские политико-культурологические концепции

4

2




18

Неомакиавеллистские теории политических элит

2

2




19

Политико-правовые концепции западноевропейской социал-демократии

6

4




20

Франкфуртская школа

4

2




21

Западноевропейские тоталитарные политические доктрины

2

2




22

Критика политической теории и практики тоталитаризма

2

2




23

Новейшие западные политические течения: неолиберализм, неоконсерватизм, постмодернизм

4

2







Итого:

24

16







Итого по курсу:

102

68



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск