Скачать 0.74 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Факультет международных отношений Кафедра теории политики В.А. Берендеев История политических учений Запада Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 030201, 030200 и специальностям 030201, 030201.65 («Политология») Нижний Новгород 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Область применения дисциплины «История политических учений Запада», ее цели, задачи и требования к уровню освоения ее содержания История политических учений Запада (ИПУЗ) относится к общим профессиональным дисциплинам федерального компонента, преподается студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям «Политология», на I курсе (в 1 и 2 семестрах) и I, II курсах (в 1, 2, 3, 4 семестрах) соответственно. Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов целостного представления: - о генезисе, становлении и развитии направлений политической мысли Запада, идей, учений и концепций, в которых отражается процесс познания политических явлений; - о взаимосвязи политических учений с общественно-политическими процессами жизни общества; - о влиянии различных культурных традиций друг на друга, на современную политическую теорию и практику. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов нижеследующих профессиональных компетенций: - владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1); - знание истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6). В результате освоения дисциплины студенты должны: знать - специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины; - содержание, периодизацию и методологические проблемы истории политических учений; - политико-правовые традиции Античности, Средних веков и Возрождения, Нового и Новейшего времен; - основные школы и направления западной политической мысли ХХ века; - основных представлений политической мысли Запада и их сочинения; уметь - применять методологические принципы политической науки; выделять основные политические проблемы данного периода; анализировать политические концепции в контексте современных им исторических событий; классифицировать идеи применительно к направлениям политической мысли; осознавать «человеческое измерение» политики; владеть навыками - работы с источниками (трудами политических мыслителей, деятелей, с политическими документами в целом); - написания рефератов. В процессе обучения студенты должны обязательно посещать лекционные и семинарские занятия по ИПУЗ и в случае пропусков практических занятий представить: - письменную работу, содержащую ответы на все вопросы, вынесенные на пропущенные семинарские занятия (при одном-трех пропусках); - аналитическую работу по разделу учебной дисциплины, изученному в период отсутствия обучаемого (при пропуске менее 50% семинарские занятий); - все письменные работы, указанные выше, а также сдать промежуточный зачет по вопросам, отражающим содержание изученных в период отсутствия обучаемого разделов учебной дисциплины (при пропуске более 50% семинарских занятий). Объект и предмет ИПУЗ, структура политического учения История политических учений Запада – это историко-теоретическая дисциплина в рамках истории политических учений (ИПУ), содержанием которой выступают учения о политике, власти, государстве и его установлениях, о наиболее эффективных формах организации и управления обществом. Наиболее ранние исторические данные, включающие в себя представления о сфере политики, доступные для современных исследователей, относятся к эпохе Древнего мира, а конкретно – к Древнему Востоку (древним Египту, Междуречью, Индии, Китаю) и к Античности (древним Греции и Риму). Соответственно, как самостоятельная научная дисциплина, ИПУ оформилась по итогам накопления необходимого объема знаний уже в рамках Западной Европы в период Просвещения. Объектом изучения ИПУЗ выступают политика, власть, государство и его установления как проявления западного мира политического. Предметом ИПУЗ является совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представление о формах политики, власти, государства и его установлениях, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в странах географического Запада, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в конкретных западных странах. Специфика предмета ИПУЗ проявляется в следующем: - его содержание составляют только те соображения того или иного представителя западной политической мысли, которые достигли уровня целостной и завершенной системы взглядов; - к нему относится только то, что выступает в форме соответствующего политического учения, или доктрины – системы теоретических положений, дающих целостное представление о закономерностях развития политики, государства и его установлений, в которых осознаются интересы социальных групп, классов, индивидов и оценивается их отношение к политическим явлениям; - политическая доктрина является специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической действительности. В свою очередь, структура политического учения может быть представлена нижеследующим образом: 1. Теоретическое содержание политических учений (система выводов и положений, раскрывающая природу, сущность, формы политики, власти, государства и его установлений, закономерности их развития, устройство государства и отношения государства и личности). 2. Политическая идеология (система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов, социальных групп к государству и его установлениям). 3. Доктринальные основы политического учения (совокупность приемов, средств познания и способов интерпретации политики, власти, государства и его установлений, их сущности, т.е. парадигм – теологической, натуралистической, юридической, социальной – понимаемых как некий стандарт, образец истолкования политических явлений, преобладающий в конкретный исторический период). Этапы развития ИПУЗ и эволюция форм знания Первым здесь считается этап предыстории ИПУЗ как науки (начинается в эпоху Античности и длится до периода Просвещения); политические представления выступают как часть религиозных верований, мистики, этики; первой формой познания политики выступает религиозно-мифологическая форма, а затем – форма философско-этическая. Второй этап – период институционализации ИПУ (XVIII – XIX вв.) – связан с оформлением ИПУ (и, в частности, ИПУЗ) западными учеными-обществоведами в самостоятельную юридическую науку, а также в учебную дисциплину; в его рамках доминирует рационально критическая форма знания. Наконец, на третьем этапе – современном (XX – начало XXI вв.) – ИПУ (ИПУЗ) уже выступает в качестве классической учебной дисциплины; подход к анализу политических явлений здесь, помимо традиционной объективности, характеризуется субъективизмом и психологизмом (период модерна), а также плюрализмом (эпоха постмодерна). Основные парадигмы в рамках ИПУЗ Парадигма – это модель теоретического истолкования политической действительности, которая воспринимается в данной науке в качестве образца и становится основой научной традиции. Наиболее ранняя парадигма – теологическая – зародилась в рамках Древнего мира и выразилась в мифологической форме, поскольку сверхъестественное в ней обозначалось в качестве первоисточника, ведущего принципа и основной модели земного общественного и политического устройства. Данная парадигма господствовала в политической мысли вплоть до окончания эпохи Средневековья. Затем достаточно долго была востребованной натуралистическая парадигма, особенно характерная для Европы начала Нового времени и исходящая из того, что политические явления обусловлены влиянием на них врожденных и неизменных качеств человека (физиология, инстинкты и т.п.), а также географической среды (климат, почва и т.д.), но никак не социальных факторов. Следующая по времени актуализации парадигма – юридическая – возникла в странах Древнего Востока, была усовершенствована западными мыслителями в эпоху Античности и в целом характеризуется рационализацией подхода к анализу политических явлений на фоне юридизации власти и властных отношений. Она окончательно оформилась в эпоху Нового времени, когда религиозное миросозерцание сменилось светским «юридическим мировоззрением», выразившемся на Западе в естественно-правовых теориях XVII – XVIII вв., либерализме XVIII – XIX вв. и позитивизме XIX в. Наконец, наиболее актуальная в современную эпоху – социальная парадигма – зародилась в Древней Греции и объединяет ряд концепций, объясняющих природу и содержание политики, государства и его установлений внешними по отношению к ним социальными факторами (социальными интересами, ценностями, экономикой, культурой, идеологией и т.д.). В рамках данной парадигмы особое место занимают политическая интерпретация Н. Макиавелли (политика, государство и право имеют собственную логику развития, которая обусловлена внутренними причинами, свойствами, элементами), марксистская концепция государства и права (главную роль в политике играют отношения собственности), культурологическая концепция политики М. Вебера (политическое как таковое обусловлено закрепленной в религии доминирующей системой ценностей), а также современные конфликтологические и консенсуальные теории государства и права. Методология ИПУ как науки Метод в данном случае – совокупность логических приемов и средств, позволяющих выявить содержание теоретических знаний о политических явлениях как в рамках ИПУ, так и ИПУЗ. Основными исследовательскими принципами в этой связи будут являться принцип объективности, подразумевающий дистанцированность от субъективного восприятия фактов и идей и опору на строго научную базу при их анализе, а также вытекающий из данной позиции принцип историзма, который подразумевает изучение политических концепций, исходя из рассмотрения их истоков, выявления периодов, которые они прошли в своем развитии, а также последствий практической реализации той или иной политической программы. Применительно к методам здесь следует, во-первых, выделить общелогические методы, которые организуют познавательный процесс, определяют выбор приемов мыслительной деятельности: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического анализа, моделирование и т.д. Во-вторых, необходимо остановиться на общих для гуманитарных дисциплин методах и подходах, непосредственно направленных на исследуемый объект и имеющих к нему особый подход либо специфически его интерпретирующих: исторический метод, который подразумевает изучение политической концепции, опираясь на синхронность (исследование идей в контексте событий), диахронность (создание периодизации) и конкретизируется в выявлении: - места и значения данной концепции в системе политических знаний эпохи; - социальных факторов, обусловивших ее появление; - соотношения ее положений с идеологией классов и групп; - логики в развитии политических представлений и выявления их связи с практической политикой прошлого и современности; социологический метод – подразумевает обусловленность появления политических концепций социальной и экономической структурами общества; антропологический подход – возникновение политических концепций связывается с родовыми чертами человека, что позволяет учитывать иррациональные мотивы его поведения; нормативно-ценностный подход – имеет место рассмотрение политических явлений через призму их соответствия идеалу («золотому веку», общему благу, свободе индивида, справедливости и т.д.). Кроме того, в рамках ИПУ могут использоваться также системный, институциональный, структурно-функциональный и иные подходы. Функции ИПУ Функции в данном случае – это постоянно выполняемые ИПУ (ИПУЗ) задачи, среди которых выделяются: - гносеологическая (познавательная) функция; - аксиологическая (оценочная) функция; - мотивационно-регулятивная функция; - функция рационализации политических отношений; - функция политической социализации. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА» Разделы дисциплины и виды занятий (дневное отделение)
|