МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| Утверждаю Руководитель программы ДПО
___________________ Н.В. Чертов
«___»__________________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Психология физической культуры
(72 часа)
Разработчик __________________________к.п.н., доцент кафедры ТОФВ Кривсун С.Н.
1. Пояснительная записка Цель изучения дисциплины: овладение профессионально значимыми компетенциями правовых отношений в сфере физической культуры и спорта.
Дисциплина предусматривает следующие задачи изучения-:
— овладение обще профессиональными компетенциями;
— овладение специальными профессиональными компетенциями.
Дисциплина «Психология физической культуры» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический».
Освоение дисциплины предполагает наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности.
Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы:
— владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности;
— владеет навыками воспитывающего обучения-;
умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;
способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.
Перечень компетенций, формирующихся в результате освоения программы дисциплины:
- способен организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;
- проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;
- планировать результаты образовательно-тренировочной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.
- проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;
- организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей;
- осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности;
- обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;
- ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов;
- ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. 2. Учебно-тематический план изучения дисциплины
«Психология физической культуры» №
| Наименование разделов/модулей
Дисциплины
| Всего,
час.
| В том числе, часов
| Форма контроля
| лекции
| практические занятия
| Самостоят.работа
| 1.
| Психология личности спортсмена, тренера
| 24
| 1
| 10
| 6
| Реферат/ тестирование
| 2.
| Спорт и стресс, психологические основы управления в спорте
| 24
| 1
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
| 3.
| Спортивная психодиагностика
| 24
| 2
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
|
| Итого
| 72
| 4
| 50
| 18
| зачет
| 3. Темы лекционных и практических занятий 3.1. Психология личности спортсмена, тренера
Введение в психологию физической культуры (ФК) и спорта. Здоровье и его сохранение с позиции психологии: понятие психологического здоровья, здорового образа жизни, модели и стадии его формирования, схема тела, образ тела, Я концепция тела.
Понятие деятельности, её общая структура, структура педагогической деятельности специалиста ФК и спорта.
Личность специалиста ФК и спорта, стили его деятельности, условия работы и критерии её эффективности, повышение квалификации, профпригодность.
Психология личности учащегося и спортсмена, способности и физические качества. Современная теория обучения двигательным действиям на основе формирования их ориентировочной основы (ООД). Общение в условиях занятий ФК и спортом.
Психология коллектива в ФК и спорте.
3.2. Спорт и стресс, психологические основы управления в спорте
Спортивная психодиагностика (актуальная, прогностическая, отбор).
Спорт и стресс, психологические вопросы управления и индивидуализации спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Биоритмы и психическая, физическая активность (работоспособность). 3.3. Спортивная психодиагностика
Психолого-педагогическая характеристика школьника, самооценка качеств личности педагога ФК, измерение ПД (потребности достижений) и синдрома дифицита внимания (и гиперактивности).
Методика измерения мотивации занятий ФК и спортом, творческого потенционала,
Инструментальная методика измерения общего уровня мотивации.
Характерологические методики измерения черт личности (методики Айзенка,
.Кетелла, Фаренберга – FРЕ, Малковой – ШАС –астенического состояния)
Измерение профессиональной направленности к деятельности учителя ФК (Бабушкина), измерение свойств темперамента (Русалова), методика выявления профессиональных ориентаций (Климова)
Измерение коммуникативных и организаторских качеств учителя (КОС - 1) и социально-коммуникативной компетенции. Измерение нравственных качеств учащихся.
Измерение личностной и ситуативной тревожности, школьной тревожности (Филлипса) и самооценка психического состояния (САН)
Шкала ТС – 1Ю. Ханана – измерения отношений между тренером и учеником. Измерение межличностной приемлемости с помощью методики Бехаревой. Измерение социально – психологического климата коллектива класса и спортивного коллектива
Измерение психической надежности и типов эмоциональной регуляции (Мильман).
Измерение черт характера (Леонгарда)
Измерение интегральных свойств нейродинамии (А.Г. Дрижика) Измерение региональных свойств нейродинамии (силы, подвижности, лабильности, динамичности) инструментальным путём и опросниками.
Практическое занятие по освоению приемов ментального тренинга (Л. Унисталя).
4. Темы индивидуальных (самостоятельных) занятий
Профессиональная пригодность к деятельности специалиста ФК и спорта.
Критерии и тесты отбора к спортивной деятельности.
Индивидуализация совершенствования спортивного мастерства на основе нейродинамики.
Особенности психологической подготовки к соревнованиям на основе измерения состояний по различнымпоказателям, энергетики и двигательного навыка.
Психорегуляция в спорте, программы ментального тренинга, медитация.
Разновидности биоритмов, имеющих связь с двигательной активностью и планирование физической нагрузки.
Управление психофизической подготовкой на основе измерения, перманентных, текущих и оперативных состояний.
5. Перечень зачетных вопросов
Предмет изучения психологии ФК и спорта. Понятие физическая культура и спорт с позиции психологии, их
социальное значение.
2. Психическое и психологическое здоровье и их критерии. Здоровье и его сохранение с точки зрения психологии.
3. Понятие здорового образа жизни, его компоненты и социально-психологические детерминанты их формирования.
4. Модели и стадии формирования здорового образа жизни.
5. Двигательная активность и ее связь с умственным развитием и умственной работоспособностью.
6. Схема тела, образ тела, концепция Я - тела.
7. Детерминанты агрессивности в спорте и их нивелирование.
8. Понятие деятельность, ее общая структура и структура педагогической деятельности учителя ФК. Психологическая характеристика спортивной и педагогической деятельности.
9.Уровни развития педагогической деятельности, ее этапы, функции учителя ФК. Психологические особенности специалиста ФК и спорта.
10. Педагогические способности ( рефлексивные и проективные ) и их психофизиологические предпосылки ( по Н.В. Кузъминой ).
11. Структура спортивной деятельности с позиции психологи.
12. Педагогическая эмпатия, идентификация, рефлексия, конгруэнтность понимания себя и ученика в обеспечении учителем процесса ФК.
13. Условия деятельности учителя ФК и критерии ее эффективности, способы повышения квалификации.
14. Стили руководства и деятельности учителя ФК, их основания.
15. Личностные, профессиональные, волевые, умственные и психо-моторные качества специалиста ФК и спорта.
16. Профессиональная направленность специалиста ФК и спорта и особенности ее формирования.
17. Фрустрационная толерантность специалиста ФК и спорта. Синдром эмоционального выгорания и способы его купирования.
18. Современная структура личности (Ковалев, Рудик, Платонов, Щербаков) и особенности ее формирования в спортивной деятельности.
19. Разделение личности (анализ поведения) на основе представлений З.Фрейда и неофрейдизма и его использование в воспитательном процессе физкультурников и спортсменов.
20. Структура интегральной индивидуальности (Б. Вяткин, Белоус,
В. Русалов) и ее пользование в практике спорта.
21. Готовность к педагогической деятельности (ее структура и характеристика компонентов ) с позиции Сластенина.
22. Личностно-деятелыностный ( М. Теплов, 1961 ) и функционально-генетический подходы к определению способностей, одаренность, задатки ( Русалов, Шадриков ).
23. Ловкость как психомоторная способность, ее структура, особен ности развитии в ФК и спорте (Филиппович, Лях, Туревский, Дрижика).
24. Интеллект, креативность, психомоторные и физические качества и их развитие в спортивной деятельности.
25. Понятия движение операции, двигательное действие, двигательная деятельность. Переход знания о движении в образы, представления и умения.
26. Современная теория обучения двигательным действиям на основе формирования их ориентировочной основы (ООД ).
27. Компонентный состав мотивации к знаниям ФК и спортом, их характеристика, стадии формирования мотивации,
28. Основные мотивы учебной деятельности учащихся на знаниях ФК и особенности формирования субъекта учебной деятельности.
29. Нравственные убеждения и стадии их формирования в процессе занятия ФК и спортом.
30. Воля, ее статическая и динамическая модели, волевые качества и особенности их формирования на занятиях ФК и спортом.
31. Характер и виды его акцентуации у школьников и способы их
корркции с помощью средств ФК и спорта.
32. Понятие о коллективе ФК и спорта, критерии его зрелости, особенности формирования.
33.Ненормативное и сверхнормативное психическое развитие учащихся и особенности занятий с ними ФК и спортом.
34. Стресс как адаптационный синдром, его виды, стадии как механизмы развития психических состояний в спорте.
35. Неспецифические реакции "физиологическою" стресса, активации, тренировки, "ареактивности" и особенности построения физических нагрузок в связи с их развитием.
36. Развитие невротических реакций в спорте и их купирование.
37. Общение в спорте с позиции трансактного анализа Э. Берна.
38. Психические состояния в актуальных отрезках спортивной деятельности. 6. Список рекомендуемой литературы по дисциплине
а) основная литература:
1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 2. Акмеология: Учебное пособие / А.Деркач, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 3. Батапшев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с. 4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х кн. – 1998. 5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М, 1998. – 168 с. 6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с. – (Серия «Педагогическая школа. ХХI век»). 7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. – М.: РАГС, 2000. 8. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие / Е.А.Климов. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с. 9. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 10. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психол. содерж., диагностика, коррекция: Учеб. пособие / Л.М.Митина, Н.С.Ефимова. – М.: Флинта, 2003. – 142 с. – (Б-ка психолога). 11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 – Педагогика и психология / Л.М.Митина. – М.: Academia, 2004. – 318 с. – (Высш. проф. образование). 12. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. 13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. Пособие. – СПб., 1999. 14. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с. 15. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб.: «прайм- ЕВРОЗНАК», 2004.- 416 с. 16. Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
б) Дополнительная литература: 17. Акмеология / Под ред. А.А.Деркача. – М.: РАГС, 2002. 18. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996. 19. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособ. для студ. высших учебн. завед.- М.: Издательский центр «Акадения», 2001.- 240 с. 20. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 544 с. 21. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996. 22. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. Учимся воспитанию / Б.З.Вульфов. – М. – Пед. о-во России, 2001. – 191 с. 23. Деркач А.А., Москаленко О.В. и др. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. – Астрахань, 2000. 24. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 249 с. 25. Климов Е.А. Становление профессионала. – М.: Воронеж: МПСИ, 1996. 26. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999. 27. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998. – 224 с., 3.: рис., схем. 28. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998. 29. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. 30. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. – 200 с. – (Б-ка шк. психолога). 31. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р.С.Немов. – М.: Владос-Пресс. Ч. 1, 2. – 2003. – 351. 32. Педагогический энциклопедический словарь: Энцикл. / Под ред. Б.М.Бид-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 527 с. 33. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с. 34. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов – н – Д, 1999. – 448 с. 35. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. 36. Рабочий словарь психолога-консультанта / Под ред. В.Б.Шапаря. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2005. – 490. 37. Рахматшаева В.А. Грамматика общения: Шаг за шагом к доверию и взаимопониманию. – М., 1995. 38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – 416 с. 39. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с. 40. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин В.Д. Педагогика: Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» - М, 2000. – 272 с. 41. Словарь Л.С.Выготского / Под ред. А.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.- 119 с. 42. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Учебное пособие. СПб., 1999. 43. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М, 1998. – 368 с. 44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Д, 1996. – 736 с. 45. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Изд. 2-е, доп. и перер. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»). 46.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.: ил. 47. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А.Якунин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 348 с. – (Высш. проф. образование). |