Скачать 454.87 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций Кафедра культурологии «Утверждаю» Проректор по учебной работе ________________ Н.А. Голиков Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения по дисциплине Концепции современного естествознания цикл ЕН для студентов института сервиса и социально-информационных коммуникаций Специальности: 031401.65 «Культурология», квалификация выпускника культуролог; 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация выпускника технолог автоматизированных информационных ресурсов; 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников», квалификация выпускника музеевед Составители: к. филос.н., доцент Н.Ю. Перевозкина; Доктор.филос.н., проф. Ю.В. Ларин Учебно-методический комплекс Обсужден и утвержден на заседании Кафедры Культурологии 29 10. 2007 г. Тюмень 2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В области культуры и искусства ЕН.Ф.02. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод. История естествознания, структура научных революций в развитии естествознания. Панорама современного естествознания; тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии. Законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ. Внутренне строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Пояснительная записка Курс «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов как дневной, так и заочной формы обучения. Задача курса - дать общие представления об исторических этапах развития наук о природе, осветить концепции современного знания о происхождении и эволюции Вселенной, жизни, человеческого общества и разума, по сути, составляющие ядро современной научной картины мира и имеющие важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента. В задачу курса входит не столько проведение глубокого философского анализа той или иной проблемы, сколько отображение конкретных знаний, полученных в естественных науках, с тем, чтобы учащийся на основе полученной информации сам пришел к выводам, определяющим его видение картины мира. Содержание курса. В рамках курса осуществляется попытка дать целостное представление о науке, этапах ее развития, ее современных достижениях и перспективах развития. Особое внимание уделяется современным фундаментальным естественнонаучным положениям. На семинарских занятиях студенты учатся делать правильные мировоззренческие и методологические выводы, что является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов. Студенты (по желанию) пишут рефераты на определенные темы и делают устные сообщения по теме семинара. Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). На семинарах обсуждается и анализируется теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также научные доклады, подготовленные студентами. Необходимым условием подготовки к лекциям и семинарам является чтение обязательной учебной литературы. Тематический план курса «Концепции современного естествознания» (ОДО)
Содержание курса «Концепции современного естествознания» Тема 1. Наука, её задачи, признаки и роль в обществе Понятие научной деятельности. Роль науки в жизни общества. Наука как область культуры. Отличие науки от других элементов культуры. Язык науки. Объект и предмет научного исследования. Понятия научной дисциплины, научного факта, теории, метода, методологии. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания. Понятие модели и моделирования как метода научного познания. Роль научных гипотез. Задачи и информационная модель научной дисциплины. Этапы научного исследования. Презентация результатов научной работы. Тема 2. Естествознание как отрасль научного познания Основные подходы к вопросу классификации наук (Кедров Б.М., Лойфман И.Ф., Джахай Л.Г.). Естественнонаучные и гуманитарные культуры. Структура естественнонаучного познания. Понятие научной картины мира. Естествознание в системе наук. Тема 3. История естествознания Знания о природе в древнем мире. Естествознание в средние века. Естествознание нового времени. Достижения науки в XX веке. Научные революции, их причины, структура и социальные последствия. Дифференциация и интеграция наук, причины и следствия этих процессов. Противоречия современной науки. Две культуры как отражение двух типов мышления – естественнонаучного и гуманитарного. Современная наука и мистицизм. Естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картины мира. Тема 4. Концепции современной астрономии Вселенная как объект современной астрономии. Сверхскопления галактик, галактики. Красное смещение. Концепция расширяющейся Вселенной. Теория Большого Взрыва. Модель стационарной Вселенной, модель нестационарной Вселенной. Модель однородной Вселенной, модель неоднородной Вселенной. Модель открытой Вселенной, модель закрытой Вселенной. Перспективы Вселенной. Тема 5. Структурные уровни организации материи Идеи структурности материи от Демокрита до наших дней. Микро-, макро- и мегамиры. Поле и вещество. Понятие свойства, состояния и поведения физических объектов. Детерминизм и причинность в современной физике. Динамические и статистические закономерности в природе. Механический и вероятностный детерминизм. Законы сохранения. Структурность и целостность в природе. Корпускулярная и континуальная картины мира. Хаос и порядок. Принципиальная незавершенность физической картины мира. Тема 6. Физическое взаимодействие Взаимодействие и движение. Характеристика физических взаимодействий. Понятия близкодействия, дальнодействия, слабого и сильного взаимодействия. Гравитационное взаимодействие. Электромагнитное взаимодействие. Тема 7. Принципы современной физики Принцип дополнительности. Принцип симметрии. Принцип соответствия и соотношения неопределенностей. Принцип суперпозиции. Принципы термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Тема 8. Концепции пространства и времени в современном естествознании Развитие представлений о пространстве и времени. Принцип относительности Г. Галилея. Теория относительности А. Эйнштейна. Основные положения специальной и общей теории относительности. Связь скорости движения тела и его массы. Зависимость пространства и времени от скорости движения тела (массы тела). Искривление пространства. Отсутствие единой системы отсчета во Вселенной. Местные системы отсчета. Тождество инерции и гравитации. Тема 9. Современные концепции химии Структура химии как науки. Взаимосвязь химии с физикой. Химический элемент. Химические системы. Концепции структуры химических соединений. Учение о химических процессах, их энергетика, реакционная способность веществ. Эволюционная химия. Взаимосвязь химии с биологией. Тема 10. Происхождение и сущность жизни История вопроса. Концепции происхождения и сущности жизни. Креационизм. Эволюционизм. Определение жизни. Признаки жизни. Особенности биологического уровня организации материи. Появление жизни и формирование биосферы на Земле. Многообразие живых организмов как основа организации и устойчивости биосферы. Тема 11. Становление идеи развития в биологии Концепция развития (Ж.Б.Ламарк). Теория катастроф (Ж.Кювье). Эволюционная теория (Ч.Дарвин). Антидарвинизм конца XIX - начала XX века. Современные теории эволюции. Основные понятия генетики. Представления о наследственности, изменчивости, отборе. Роль флуктуаций. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Концепция самоорганизации. Эволюция биосферы Земли. Тема 12. Человек как предмет естествознания Происхождение человека. Представления о сущности человека. Человек как био-, социо-, геокосмическое существо. Человек, биосфера и космические циклы. Человек: организм и личность. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность человека. Биосоциальные основы поведения. Биологические законы и общество. Основы биоэтики. Биологически обоснованные потребности и естественные права человека. Экология и здоровье. Тема 13. Самоорганизация в живой и неживой природе Синергетика как теория самоорганизации. Второе начало термодинамики. Энтропия. Представления о самоорганизации в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Флуктуация. Теория диссипативных структур. Теория динамического хаоса. Точка бифуркации. Дерево бифуркаций. Происхождение галактики и Солнечной системы. Происхождение геосфер, их динамика. Сравнительный анализ эволюционных теорий в космологии, геологии, биологии. Тема 14. Современное естествознание и проблемы социума Техногенное общество. Роль современного естествознания в решении проблемы преодоления энергетического, экологического и информационного кризисов. Принципы универсального эволюционизма. Проблемы коэволюции. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания – путь к единой культуре. Тема 15. Учение о ноосфере Проблемы человековедения. Космизация современной науки и философии. Русский космизм как явление культуры. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Путь к коллективному разуму, необходимость биосферного мировоззрения. Понятие экологического и нравственного императива. Планы семинарских занятий Семинар 1. Наука, ее задачи, признаки и роль в обществе
Литература:
Семинар 2. Естествознание как отрасль научного познания
Литература:
Семинар 3. Развитие естествознания от античности до Возрождения
Литература:
Семинар 4. Развитие естествознания в Новое и новейшее время
Литература:
Семинар 5. Концепции современной астрономии
Литература:
Семинар 6. Структурные уровни организации материи
Литература: 1. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 2. Дубнищева, Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание: Уч. пособие. М., Новосибирск, 2000. 3. Кесарев В.В. Эволюция вещества Вселенной. М., 1976. 4. Марков, М.А. О природе материи. М., 1976. 5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 476 с. 6. Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 7. Уиггинс, А. Пять нерешенных проблем науки /А. Уиггинс, Ч. Уинн. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – 301, [1] с. 8. Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. – 446 с. 9. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с. 10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр., доп. М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 496 с.
Семинар 7. Физическое взаимодействие
Литература:
Семинар 8. Принципы современной физики
Литература:
Семинар 9. Концепции пространства и времени в современном естествознании 1. Развитие представлений о пространстве и времени. Принцип относительности Г. Галилея.
1) Основные положения специальной и общей теории относительности. 2) Связь скорости движения тела и его массы. Зависимость пространства и времени от скорости движения тела (массы тела). 3)Искривление пространства. 4) Отсутствие единой системы отсчета во Вселенной. Местные системы отсчета. 5) Тождество инерции и гравитации. Литература: 1. Эйнштейн А., Инфельд Л., Эволюция физики. М., 2000. 2. Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М., 1979. 3. Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М., 1964. 4. Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2001. 5. Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна. М., 1963. 6. Спиридонов О.П. Фундаментальные физические константы. М., 1991. 7. Кузнецов Б.Г. Беседы по теории относительности. М., 1963. 8. Ландау Л.Д., Румер Ю.Б. Что такое теория относительности. М., 1963. 9. Грибанов Д.П. Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности. М., 1987. 10. Сачков Ю.В. Введение в вероятностный мир. М., 1971. 11. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989. 12. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: Частицы, поля, заряды. М., 1988. 13. Данин Д.С. Вероятностный мир. М., 1981. 14. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985. 15. Гинзбург В.Л. О теории относительности. М., 1979. 16. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 476 с. 17. Уиггинс, А. Пять нерешенных проблем науки /А. Уиггинс, Ч. Уинн. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – 301, [1] с. 18. Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. – 446 с. Семинар10. Современные концепции химии
Литература:
Семинар 11. Происхождение и сущность жизни
Литература:
Семинар 12. Становление идеи развития в биологии
Литература:
Семинар 13. Человек как предмет естествознания
Литература: 1. Дубинин Н.П. Генетика и человек. М., 1978. 2 . Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. 3. Хазен А.М. Разум природы и разум человека. М., 2000. Камшилов М.М. 4. Эволюция биосферы. М., 1974. 5.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1986. 6.Батенин С.С. Человек и его истоки. Л., 1983. 7.Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. 8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 476 с. 9. Гутман, Б. Генетика /Б. Гутман и др. – М.: Гранд-Фаир, 2004. – 442, [1] с. 10. Уиггинс, А. Пять нерешенных проблем науки /А. Уиггинс, Ч. Уинн. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – 301, [1] с. 11. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи% учеб. пособие /В.Ф. Шаповалов. – М.: Гранд-Фаир, 2004. – 309, [1] с. 12. Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. – 446 с. 13. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
|
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Программа По дисциплине Теория и история литературы Цикл опд Для студентов Института сервиса и социально-информационных технологий, Института искусств и народного-художественного творчества | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» разработан... Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,... Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | ||
Курс лекций "концепции современного естествознания " для студентов факультета социологии Рф и предназначен для студентов 2 курса дневного отделения Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих... | Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | ||
Академия знаний (г. Краснодар) на базе Кубанского социально-экономического... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... |