Скачать 79.48 Kb.
|
Концепция воспитания классного коллектива Начальное образование – это фундамент дальнейшего общего и любого специального образования. Его характер, методы, содержание и формы во многом определяют будущую жизнь растущего человека, так как именно в период школьного обучения формируются основные черты и качества личности. Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей ребёнка, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций. Одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и реализовать свой потенциал является самореализация. Самореализация имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, настойчивость в осуществлении планов, умение отстаивать свою позицию, преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач. Считаю, что научить самореализации нельзя, но создать условия, способствующие проявлению ребёнком своих задатков и способностей, раскрытию индивидуальности можно и нужно. В этом, быть может, одно из главных предназначений классного руководителя в начальной школе. Важно создать среду взаимодействия, не « тепличную» или опекающую, а комфортную и благоприятную для раскрытия потенциала ребёнка в его попытках решить проблемы и преодолеть трудности. Живая педагогическая деятельность, несмотря на провозглашаемые в теории дидактические принципы целенаправленного воздействия на ребёнка остаётся творческим процессом. Культурно- творческий потенциал образования и воспитания возникает всякий раз « здесь и сейчас»благодаря эффекту совместности, общения и взаимодействия взрослого и ребёнка. Воспитание, с моей точки зрения, не что иное, как побочный эффект взаимодействия, взаимоотношений людей, их глубинного общения. Все остальное - самоадаптация ребёнка и его самоопределение. Ребёнку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослым виды работы, общения, поведения, взаимоотношения. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и конструирует, находит и изобретает. Цель воспитательной системы классного коллектива - воспитание физически и нравственно здоровой личности, способной к сотрудничеству и творческой реализации в социуме. Исходя из цели, содержание и основные формы взаимодействия классного руководителя и обучающихся ориентированы на следующие базовые ценности:
Программа воспитания классного коллектива В качестве приоритетных направлений деятельности классного руководителя и детского коллектива выступают следующие:
Этапы реализации Программы воспитания I этап ( 2009-2010 учебный год) –проектирование воспитательной системы, создание Концепции воспитания классного коллектива( изучение детских интересов, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива). II этап (2010-2011 учебный год) - становление воспитательной системы ( апробирование многообразных форм совместной деятельности, возникновение классных традиций) IIIэтап (2011-2012, 2012-2013 учебные годы) – стабильное функционирование воспитательной системы классного коллектива ( активное индивидуальное и коллективно - творческое развитие, формирование основ самоуправления, самореализация детей в разных видах интеллектуальной и творческой деятельности). Способы изучения эффективности воспитательной системы Педагогическая диагностика является вспомогательным элементом воспитательной системы, предназначенным для фиксации определённых характеристик личности, помогая классному руководителю расширить представление о ходе становления и развития личности. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую. Информационная функция позволяет:
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Оценочная функция диагностики позволяет:
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Для диагностики личностных качеств младших школьников использую следующие методы: 6еседа, наблюдение, опросник, проективные тесты, анкеты, графические и рисуночные тесты. Для диагностики личностных качеств использую следующие методики:
Диагностические методики изучения детского коллектива:
Социальные связи воспитательной системы классного коллектива Место и роль классного коллектива в пространстве социума во многом определяют социальные связи, которые включают в себя основные формы взаимодействия детей с окружающим миром. Дети моего класса во внеурочное время заняты в соответствии со своими склонностями и предпочтениями в детских творческих объединениях, студиях, спортивных секциях. Шахматная школа «Белая ладья» ДДТ « Октябрьский» ХЭШ « Весна» ДЮСШ ДМШ№1 Областная библиотека Языковая школа «АВС» ДДТ « Галактика» ДК им. Попова Бассейн «Афалина» Воспитание культуры самоорганизации классного коллектива В настоящее время для воспитания навыков самоуправления в классном коллективе детьми была предложена модель организации жизнедеятельности класса в учебное и внеучебное время. В основу модели положен принцип психологически комфортного взаимодействия на основе индивидуальных способностей и склонностей детей. Детский коллектив обозначил себя как « Весёлая радуга», это маленькая страна, где они путешествуют вместе по дням недели, а соответственно по цветам радуги, ведь их семь. После определения названия родился и сам девиз, в основе которого слова: Р-азные, А-ктивные, Д-обрые, У-мные, Г-рамотные, и мотивированность на идеальный конечный результат, -А станем ещё лучше! После определения ключевых слов по цветовой гамме выделились и направления работы: К-креатив, собрание творческих личностей О-общение, собрание легких в общении ребят Ж-жизнеутверждение, имеющие высокие нравственные устои. З-здоровьесбережение, собрание физически выносливых ребят Г-грамотеи, интеллектуалы С-самостоятельные и организованные Ф-философы, имеющие навыки самоопределения Основные формы и методы реализации Программы воспитания классного коллектива
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ктд, умеющего организовать свою деятельность, классного коллектива и активного помощника классного руководителя | Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Возможности использования икт и интернет-ресурсов в организации инновационной... На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения... | Программа кружка «Друзья здорового образа жизни» Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) | ||
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение форма... На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью... | ||
Программа классного коллектива «Я и мы» (2007-2011г г.) Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Петровска Саратовской области | Программа воспитания «Поколение 21 века новое движение» Программа воспитания для 5-7 классов составлена на основе федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения... | ||
Разработка урока на тему: «Производные и непроизводные предлоги» По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая 36%, средняя -27 %, низкая 27 % | Заседание М/О «Влияние классного коллектива на личность учащихся» Тема: Компетентностные и деятельностные подходы к образованию и воспитанию в условиях перехода к фгос | ||
Малая группа и коллектив Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в... | Сценарий классного часа в начальной школе, посвященный Дню Матери: «Мамочке любимой» Содействовать развитию способностей каждого ребёнка, формированию детского коллектива | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать взаимоуважение и дружеское отношение к каждому члену классного коллектива | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации фгос» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель- поздравить мам с международным днем Матери; работа по сплочению классного и родительского коллектива | Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» ... |