Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей.





Скачать 429.79 Kb.
НазваниеПрограмма по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей.
страница1/3
Дата публикации15.11.2014
Размер429.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании НМС замдиректора по УВР директор МОУ СОШ №18

протокол № _____ __________________ _______________________

от «____» _______2013 г. «____» ____________2013 г. «____» ___________2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 – 7 КЛАССЫ
Учитель: Колесникова Светлана Владимировна

2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего за учебный год – 105 (по 35 часов)

на I полугодие – 16 часов

на II полугодие – 19 часов

НЕРЮНГРИ

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Введение

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

Изобразительное искусство в основной школе является ба­зовым предметом. Его уникальность и значимость определя­ются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциатив­но-образного и пространственного мышления, интуиции, одно­моментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоцио­нального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.- (Стандарты второго поколения) и на основе авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов» под руководством академика РАО и РАХ Б.М, Неменского – М.: Просвещение, 2011.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет ин­тегративный характер, включает основы разных видов визуаль­но-пространственных искусств: живопись, графику, скульпту­ру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуально­го образа как средства познания, коммуникации и профессио­нальной деятельности в условиях современности. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учеб­ной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становле­ние целостного мышления растущего человека.


  1. На изучение курса изобразительного искусства отводится по 1 часу в неделю;

в 5-ом классе – 35 часов;

в 6-ом классе – 35 часов;

в 7-ом классе – 35 часов;


  1. Формы контроля:

П(С)Р – практическая (самостоятельная) работа

Н – наблюдение

УО – устный ответ (сообщение)

Р – реферат

П – проект


  1. Прохождение практической части программы:

Предмет имеет практико-ориентированную направленность на всех уроках.


  1. Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5-7 классе:

Цель курса — развитие визуально-пространственного мыш­ления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эсте­тического освоения мира, дающего возможность самовыраже­ния и ориентации в художественном, нравственном простран­стве культуры.

Задачи курса:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и про­изведений искусства;

  • обеспечение условий понимания эмоционального и аксио­логического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как формы материаль­ного выражения духовных ценностей, выраженных в про­странственных формах;

  • развитие творческого опыта, предопределяющего способ­ности к самостоятельным действиям в ситуации неопреде­ленности;

  • формирование активного отношения к традициям культу­ры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды;

  • развитие способности ориентироваться в мире современ­ной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • овладение основами практической творческой работы раз­личными художественными материалами и инструментами.



  1. Главная идея программы по изобразительному искусству

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень про­граммы.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реаль­ной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уров­нем художественной подготовки, то важнейший материал началь­ной школы, на новом уровне, присутствует в содержании про­граммы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навы­ков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголо­сие видов пространственных искусств в их синкретическом един­стве, Средняя школа построена по принципу углубленного изуче­ния каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изуче­нию группы декоративных искусств, в которых сохраняется на­глядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наи­большей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игро­вая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоратив­ным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

VI и VII классы посвящены изучению собственно изобрази­тельного искусства. Здесь формируются основы грамотности ху­дожественного изображения (рисунок и живопись), понимание ос­нов изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталки­ваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает воз­можность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преоб­ражает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собствен­но изобразительных искусств в жизни общества и человека мож­но сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


  1. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по изобразительному искусству по данной программе

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Про­свещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакци­ей народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и др.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2010);

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: Учебник для 6 кл. (2010);

Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искус­ство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для 7—8 кл. (2010);


Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2010), Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс» (2010);

Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7—8 класс (2010).




  1. Принципы и подходы к формированию программы. Концептуальные положения.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содер­жание учебного курса «Изобразительное искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в данной рабо­чей программе по этому предмету.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утвержде­нию уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образо­вания и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой ос­нове изучение всех основных видов пространственных (пластиче­ских) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульпту­ра; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — тра­диционного крестьянского и народных промыслов, а также по­стижение роли художника в синтетических искусствах — экран­ных и театре;

Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из ок­ружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и пе­реживание окружающей реальности, а также способность осозна­ния своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного ма­териала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. фор­мирование у ребенка способности самостоятельного видения ми­ра, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры;

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо пони­мать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные

в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению. Однако учитель не ограничен в творческом поиске собствен­ного решения указанной темы и, учитывая условия региона, ха­рактер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания.

Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность уче­ника (выступает в роли художника) и деятельность по восприя­тию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художе­ственной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единст­ве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного худо­жественного мышления детей.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условия постижения искусства

Особый характер художественной информации нельзя адекват­но передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через соб­ственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению -—основа- эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие ис­кусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит раз­витие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Развитие художественно-образного мышления, художест­венного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения за­даний по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

  • наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

  • фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюда­тельности строить художественный образ, выражая свое отноше­ние к реальности.




  1. Место курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в базисном учебном (образовательном) плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение пред­мета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных ли­ний.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на...
Фгос, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по окружающему миру (264ч)
Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология» 2 класс (О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова) умк «Планета знаний» 2 класс с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Пояснительная записка
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по технологии
Н. А. Цирулика, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПояснительная записка программа разработана на основе Стандарта с...
Логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconУчебная литература
Н. А. Цирулика Трудовое обучение с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма рассмотрена на «Утверждено»
Шапошниковой Т. Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по обучению грамоте
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс
Мо рф, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации...
Программа по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потен­циала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по курсу «Технология»
«Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск