Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ «Детский дом-школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Детский дом-школа» ___________________________________ _________________ Расшифровка подписи __________________________________ Дата М.П. Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Составитель: Кузнецова Ольга Олеговна учитель начальных классов 2013-2014 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждѐнной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Цель данной программы: • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи:
Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 пункта 10.10, т.к. используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии. На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 58 часов. В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность: • Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; • Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей); • Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Kaк? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?»,обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения. Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос. Содержание рабочей программы 1 класс (58 ч) Что и кто? (17 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? (9 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? (10 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? (22 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Календарно-тематическое планирование 1 класс (58 ч)
|
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Рабочая программа по окружающему миру Класс: 2 Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Рабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л.... «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида... | ||
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Рабочая учебная программа по окружающему миру класс (параллель) 3,4... Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, обеспечивающей выполнение требований Федерального государственного... | Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | Рабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества | Рабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного... |