Программа рассмотрена на «Утверждено»





Скачать 335.72 Kb.
НазваниеПрограмма рассмотрена на «Утверждено»
Дата публикации21.04.2015
Размер335.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа рассмотрена на «Утверждено»

педагогическом совете приказ директора МКОУ ООШ

протокол № 8 от 2 сентября 2013 г. № 37-2 от 2 сентября 2013 г. - Семин В.М.__________


Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

(модуль: Основы мировых религиозных культур)

Учитель начальных классов Лелеко С.А.


2013-2014 учебный год


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

(для четвертого класса)


Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.


Пояснительная записка


Общая характеристика и ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:


  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;


  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;


  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;


  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;


  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



Ключевые идеи программы.


  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;


  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.


  • Духовные традиции многонационального народа России.


  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;


  • Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;


  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;


  • Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;


  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;


  • Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);



Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению:учебные дискуссии,создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода)

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования, игровые, информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений


Требования к уровню подготовки обучающихся


Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:


  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;


  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;


  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;


  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:


  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;


  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;


  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;


  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;


  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Требования к метапредметным результатам:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;


  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;


  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;


  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;


  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;


  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Требования к предметным результатам:


  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;


  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;


  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;


  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.


Содержание программы

4 класс (34часа)


Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)

Россия- наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.


Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.


Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.


Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.


Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.


Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.


«Золотые правила нравственности» (2 ч)

«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.


Литература для обучающихся.


  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие под редакцией Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа,2012.


Литература для учителя.


  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.


Контрольные вопросы по курсу


1.Перечислите духовные ценности человечества.

2.Дайте определение понятию «культура».

3. Дайте определение понятию «религия».

4.Перечислите основные признаки иудаизма.

5. Перечислите основные признаки ислама.

6. Перечислите основные признаки буддизма.

7. Перечислите основные признаки православия.

8.Назовите составные части христианства.

9. Перечислите основателей основных мировых религий.

10.Перечислите священные книги основных мировых религий.


Перечень ключевых слов


  1. Религия


  2. Духовные ценности


  3. Культура


  4. Иудаизм


  5. Заповедь


  6. Тора


  7. Христианство


  8. Библия


  9. Ислам


  10. Коран


  11. Буддизм


  12. Нравственные ценности


  13. Мировая религия


  14. Православие


  15. Католицизм


  16. Протестантизм

Программа включает следующие разделы:


    1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ


    2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях


    3. Иудаизм


    4. Христианство


    5. Ислам


    6. Буддизм


    7. «Золотые правила нравственности»


Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями

При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются. Дл определения уровня духовно- нравственного воспитания школьников изучающих мировые религиозные культуры, на начальный и заключительные уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Формы контроля

Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики

(модуль: Основы мировых религиозных культур)

Контрольные уроки - 7 (тестирования и презентация)


п/п

Тема урока

Элементы содержания

Основные понятия

Словарная работа

Характеристика видов деятельности

Домашнее задание

Форма контроля

Раздел 1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ

1


Россия - наша Родина.


Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.


Родина, государство, мировое дерево, семья, родословное древо




Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религии.

с.4-8, вопросы и задания, составление родосл. древа




2


Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.





Культура, духовные ценности, религия


с.9-16, вопросы и задания




3


Возникновение религий.


Древние представления о вселенной и богах. Языческие верования.


Обряды, ритуалы

Вера, язычество.

с.23-29, вопросы и задания




4


Возникновение религий. Религии мира и их основатели.


Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Христианство, иудаизм, ислам, буддизм




с.55-58,с.85-91,121-124, сообщение по выбору




5


Священные книги религий мира.


Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.

Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни

Библия, Тора, Коран, Сунна,Трипитака





с.64,.97-99, 122,163




6

Священные сооружения.(ознакомление)

Священные сооружения и предметы

Синагога, Маген-Давид,Менора, свиток Торы , стена Плача, ,церкви и монастыри, собор, икона,мечеть,ларец для хранения Корана, храмы и монастыри, ступа










7

История религий в России.













Тест

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях




8

Древние верования и религиозные культы.

Способы изучения культуры прошлого. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники.

Древние религиозные культы. Культ Богини-Матери. Культы почитания природы.

Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации.

Религиозные практики. Шаманство.


Мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.


Археология, археолог, культ, обряд, Ритуал

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с описанием содержания священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений

с.23-29,вопросы и задания




9

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.

Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Концепция мира и человека в представлении австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.


Аборигены, картина мира

Аборигены

с.30-33, вопросы и задания




10

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.

Основное содержание: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.



Майя, ацтеки, инки, цивилизация.

Цивилизация

с. 35-39, вопросы и задания




11

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.

Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.

Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце.



Синтоизм.

Экзотика, экзотичный

с. 40-45, вопросы и задания




12

Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и Водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.


Славяне, капище, идолы.

Соотечественник, идол.

с. 46-52, вопросы и задания

Тест

Раздел 3. Иудаизм




13

Представление о Боге в иудаизме.

Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме.

Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора, притча о том, почему Бог не может быть видим.


Маген-Давид, Менора иудаизм, евреи.

Иудаизм, евреи,

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

с.55-58, вопросы и задания




14

Мир и человек в иудаизме.

Основное содержание: представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат.

Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир.

Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.


Шаббат, Тора, душа.




с. 59-63, вопросы и задания




15

Тора и заповеди.

Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Обетованную землю. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача.


Тора, Пятикнижие, Обетованная земля, пророк Моисей, заповеди, Завет.

:


пророк.

с. 64-70, вопросы и задания




16

О чем говорит иудейский Закон.

Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему.

Вера в приход Мессии и Царство справедливости.

Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции.

Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута.

Отношение к природе и живым существам в иудаизме.


Мессия, цдака, кашрут

Благотворительность.

с. 71-76, вопросы и задания




17

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба.

Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.


Обрезание, бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.

Совершеннолетие, община

с.77-82, вопросы и задания

Тест

Раздел 4. Христианство


17

Представление о Боге и мире в христианстве.

Христианство и его распространение в мире.

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.

Представления о Боге в христианстве. Библия.

Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.


Христианство. Библия, Иисус Христос

Мироздание

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.

с.85-91 вопросы и задания




19

Представление о человеке в христианстве.

Первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе и Иисусе Христе как Спасителе.

Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования через веру, любовь и самопожертвование. Притча о следах на песке.


Спаситель, любовь.

Грех, заповеди, доблесть, патриотизм.

с. 92-96, вопросы и задания




20

Библия- священная книга христиан.

Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий.

Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета.

Принятие христианства на Руси. Распространение православия.


Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Библия.

с.97-100, вопросы и задания




21

Православие.

Православная церковь. Правила жизни православных верующих.

Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство.

Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме.

Православные священно- и церковнослужители.

Православные иконы, почитание икон верующими.

Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.


Православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.

Патриарх, священнослужители, церковнослужители.

с.101-107, вопросы и задания




22

Католицизм.

Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священнослужители, церковнослужители.

Почитание Девы Марии и ее образ в изобразительном искусстве.

Католическое искусство.

Особенности католического богослужения.

Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.



Католицизм, Ватикан, Папа Римский.

Католицизм

с.108-113, вопросы и задания




23

Протестантизм.

Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторей.

Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство.

Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.


Протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство, адвентизм.

Протестантизм, проповедник, миссионер.

с.114-118, вопросы и задания

Тест

Раздел 5. Ислам

24

Представление о Боге и мире в исламе.

Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога.

Коран о создании вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.


Ислам, мусульмане, Аллах, Коран.

Ангелы, джинны.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

с.121-124, вопросы и задания




25

Пророк Мухаммед.

Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммед — «печать пророков».

История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда.

Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».


Пророк Мухаммед, джихад.

Самосовершенствование.

с.125-128, вопросы и задания




26

Коран и Сунна.

Коран — священная книга мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман.

Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые.

Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.


Коран, Сунна.

Госте-

приимство

с.129-132, вопросы и задания




27

Столпы ислама. Праздники ислама.

Пять столпов ислама. Шахада.

Намаз, правила намаза.

Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам.

Закят, его значение в жизни мусульманской общины.

Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.



Шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

милостыня

с.133-137, вопросы и задания




28

Священные города и сооружения ислама.

Мекка, Масджид Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.

Медина, переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда.

Иерусалим, мечеть Аль-Акса.

Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.


Мекка, Кааба, Медина, мечеть.

Каллиграфия, панно, фриз.

с.138=142, вопросы и задания

Тест

Раздел 6. Буддизм

29

Жизнь Будды.

Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме.

Проповеди Будды, первые слушатели Будды.


Буддизм, Сиддхартха, Будда, срединный путь, Просветление.

Срединный путь.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности

с.145-140, вопросы и задания




30

Учения Будды.

Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий.

Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана.

Джатаки — истории о перерождениях Будды.

Представления о сансаре.

Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте.

Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.



Четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма

Благородные истины, символ.

с.150-154, вопросы и задания




31

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.

Основное содержание: Распространение буддизма.

Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы.

Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.


Лама, Далай-лама, Потала, боддхисатва

Далай-лама, дацан, Сандаловый Будда.

с.156-162, вопросы и задания




32

Священные тексты буддизма.

Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит.

Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «просто идите своим путем».

Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.



Трипитака

Санскрит

с. 163-166, вопросы и задания

Тест

Раздел 7. «Золотые правила нравственности»

33

«Золотые правила нравственности».

Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.

Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека.

Золотое правило нравственности в различных религиозных культурах.

Жизнь по нравственным законам в современном мире.


Общечеловеческие ценности.





Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры

с. 168-171, вопросы и задания




34

Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота.

Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. Золотое кольцо России. Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.



красота, культура, культурные ценности.







Презента

ция проектов


Содержание программы

4 класс (34часа)


Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)

Россия- наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.


Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.


Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.


Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.


Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.


Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.


«Золотые правила нравственности» (2 ч)

«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.


Литература для обучающихся.


  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие под редакцией Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа,2012.


Литература для учителя.


  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.


Контрольные вопросы по курсу


1.Перечислите духовные ценности человечества.

2.Дайте определение понятию «культура».

3. Дайте определение понятию «религия».

4.Перечислите основные признаки иудаизма.

5. Перечислите основные признаки ислама.

6. Перечислите основные признаки буддизма.

7. Перечислите основные признаки православия.

8.Назовите составные части христианства.

9. Перечислите основателей основных мировых религий.

10.Перечислите священные книги основных мировых религий.


Перечень ключевых слов


  1. Религия


  2. Духовные ценности


  3. Культура


  4. Иудаизм


  5. Заповедь


  6. Тора


  7. Христианство


  8. Библия


  9. Ислам


  10. Коран


  11. Буддизм


  12. Нравственные ценности


  13. Мировая религия


  14. Православие


  15. Католицизм


  16. Протестантизм







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма рассмотрена утверждено: и одобрена заместитель директора по умр
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрена на заседании мо рассмотрена на педагогическом Утверждаю: директор лицея
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрена история компании bmw, история создания первого массового автомобиля, место автомобильной компании в...
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconКраткое содержание проекта в данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование»
В данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование», привидены сведения о значении штрих-кодов, их классификация, приминение,...
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма рассмотрена «Утверждаю»

Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма рассмотрена «утверждаю»

Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconРассмотрена

Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №3
Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский"
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconПрограмма рассмотрена
Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconОбразовательная программа
Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012
Программа рассмотрена на «Утверждено» iconРассмотрена
Программа разработана на основе авторской программы В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск