ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновная образовательная программа начального общего образования учитывает специфику начальной школы - особый этап в жизни ребенка, связанный с :
изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
освоение новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.
Целью реализации образовательной программы является:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.
Задачи реализации образовательной программы:
Достижение личностных результатов обучающихся:
о готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
о сформированность мотивации к обучению и познанию;
о осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
о освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
о освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Основная образовательная программа начального общего образования использует учебно-методический комплект «Перспектива» под редакцией Л.Г. Петерсон.
Главной целью УМК «Перспектива» является создание информационно
образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надежного достижения ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования УУД как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Система учебников УМК «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю целостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современного образовательного процесса, который определен ФГОС как инструмент реализации действующей нормативной базы образования.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, дидактической основой - дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон, методической основой - методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС.
УМК «Перспектива», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов 2 поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса обучающихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведении.
В образовательном учреждении созданы все необходимые условия для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Образовательное учреждение в располагает высококвалифицированными кадрами, обеспечивающими образование на различных ступенях обучения в соответствии с требованиями Федерального Закона.
Образовательный профессиональный уровень достаточно высокий. Доля педагогов с высшим образованием составляет 100 %.
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий.
Программы учебных предметов, курсов.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового образа жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы.
Основная образовательная программа начального общего образования является ключевым документом, определяющим как организационно - управленческую, так и содержательно - деятельностную составляющие образования. Она позволяет организовывать совместную учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого обучающегося, обеспечивает достижение обучающимися результатов начального общего образования, соответствующих требованиям Стандарта.
ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯКонечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.Н.И. Пирогов.Программа духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся (далее - Программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативно - правовой и документальной основой Программы нравственного воспитания и развития обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция).
Программа разработана с учетом культурно - исторических, этнических, социально - экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи. Ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
Программа содержит следующие разделы:
Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно - нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Основные направления и содержание духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Ожидаемые результаты духовно - нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий.
Диагностика обучающихся начальной школы.
Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным характером, ответственный, трудолюбивый, уважительно относящийся к детству, старости, ценностям здоровой и полной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система духовно - нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.
Духовно - нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых общекультурных и национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, духовных, нравственных и культурных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно - нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Задачи духовно - нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих
инструментов:Средовое проектированиеСоздание среды, школьного пространства духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются,
осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие обучающимся:
изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения образовательного учреждения, связи его с социальными партнерами;
осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном пространстве школы, ценности здорового образа жизни (стенды, выставки, оборудование классов и других помещений);
демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Месяц
| Мероприятие
|
Сентябрь
| День знаний, конкурс «Урожай»
|
Октябрь
| Концерт ко Дню учителя, конкурс «Дорога глазами детей»
|
Ноябрь
| День народного единства, предметные олимпиады школьников
|
Декабрь
| Новогодние праздники
|
Январь
| Спортивный праздник «Лыжные гонки»
|
Февраль
| Неделя здорового образа жизни
|
Март
| Праздник мам
|
Апрель
| Неделя книги, акция «Мы совсем не белоручки»
|
Май
| Неделя Победы, праздник Последнего звонка
|