Скачать 1.39 Mb.
|
Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского» А. В. Прокопчук БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ (из истории мировых религий) Учебное пособие Рекомендовано научно-методическим советом Морского государственного университета в качестве учебного пособия для студентов специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» Владивосток 2010 УДК 21/29 21/29 [24+27+28] 06.091. (075.8) Прокопчук, А. В. Буддизм, христианство, ислам (из истории мировых религий) [Текст] : учеб. пособие / А. В. Прокопчук. – Владивосток : Мор. гос. ун−т, 2010. – 103 с. Приводятся краткие сведения о специфике вероучения, культа, об основателях религиозных учений, об основных течениях каждой из мировых религий – буддизма, христианства и ислама. Уделяется внимание вопросам становления и современного положения трех мировых религий в России. Содержит вопросы к каждой теме, список основной для изучения и дополнительной литературы, итоговое тестовое задание, словарь, включающий сведения о некоторых именах и понятиях трех мировых религий, список тем рефератов. Предназначено для студентов специальности «Социально-культурная деятельность», а также может быть полезно при изучении курса «Религиоведение» студентам других гуманитарных специальностей. Библиогр. 31 назв. Рецензенты: М. Л. Кабанова, канд. филос. наук, ст. преподаватель ДВГУ; Г. Л. Левина, канд. культурологии, доцент ДВГТУ © Прокопчук А. В., 2010 ©Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, 2010 ВВЕДЕНИЕ Религия − важнейший компонент культуры, особая сфера духовной жизни любого народа. Кроме того, это «целостная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам» (Э. Дюркгейм). Новая религиозная ситуация, сложившаяся в мире и в России в последние десятилетия, связанная с резким ростом интереса к религии, а также усиление межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий требуют от работников социокультурной сферы религиоведческих и этнологических знаний. Специалист в области социально-культурной деятельности, являясь проводником культурных традиций России, должен уметь свободно ориентироваться в вопросах национальной культуры как своей страны, так и, в первую очередь, стран АТР, что невозможно без знаний о религии и роли религиозного фактора в процессе развития каждого конкретного государства. Просвещение студентов в вопросах религии и свободомыслия необходимо как неотъемлемая составляющая в профессиональной подготовке специалистов, готовящихся к деятельности, ориентированной на работу с людьми. В этой связи необходимо подчеркнуть, что курс «Религиоведение» обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством понимания других людей, чей образ мыслей является иным. В данном учебном пособии рассматриваются мировые религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов и объединяющие различные государства. К числу мировых религий относят буддизм, христианство и ислам. Главной причиной выбора тематики пособия послужил тот факт, что все три вероучения являются наиболее распространенными в России. Первая глава посвящена самой древней по времени возникновения из мировых религий – буддизму. Во второй главе рассматривается христианство, которое считается одной из самых распространенных религий в мире. В третьей главе излагаются сведения о вероучении мусульман – исламе. Приводятся сведения о специфике вероучения и культа, об основателях религиозных учений, об основных течениях каждой из мировых религий. Автор посчитал необходимым уделить внимание краткому анализу основных «священных текстов» буддизма, христианства и ислама – Трипитаке, Библии и Корану соответственно. Помимо исторических сведений в пособии содержатся данные о современном положении буддизма, христианства и ислама в России. К каждой теме предусмотрен список основных понятий и терминов, необходимых для качественного усвоения материала, а также вопросы для закрепления и список литературы. Приводится список тем рефератов, итоговое тестовое задание. В помощь студентам, изучающим курс «Религиоведение», предусмотрен словарь, включающий сведения о некоторых именах и понятиях трех мировых религий, список литературы как обязательной для изучения, так и дополнительной. При изложении материала автор придерживался позиции мировоззренческой нейтральности, приводя сведения о мировых религиях с позиций научности и объективности. ГЛАВА I БУДДИЗМ Буддизм – одна из древнейших религий, возникшая в Индии как антиведическое направление и получившая широкое распространение почти во всех странах и регионах Азии. До настоящего времени оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни значительной части населения Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Китая, Монголии и других стран. С начала XX века началось распространение буддизма в Европе и Америке. Численность людей, исповедующих буддизм в его разновидностях, с трудом поддается подсчетам. В мире, по разным источникам, насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. Приверженцами этой религии в России традиционно являются буряты, тувинцы и калмыки. К началу 1999 г. в стране зарегистрировано 167 буддийских объединений. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Считается, что основатель буддизма Сиддхартха Гаутама жил в VI в. до н. э. Его также называют Будда (букв. − «пробужденный», «просветленный»). В последующие столетия за ним закрепились другие канонические имена и эпитеты – Шакьямуни (букв. − «просветленный мудрец из рода шакьев»), Бхагаван («благословенный»), Татхагата («так ушедший», т. е. «ушедший в просветлении»), Джина («победитель»). Традиция сообщает, что Будда родился в семье индийского царя (раджи) в местечке Лумбини (предгорья Гималаев, Северная Индия). Мальчика назвали Сиддхартха («тот, чья цель совершенна»). Детство, юность и молодость Гаутама (родовое имя) провел в имении отца во дворцах и садах. Не имея ни в чем недостатка, он не задумывался о трудностях и печальных сторонах человеческой жизни. Женился на прекрасной девушке, у них родился сын. Но счастливое и спокойное течение его жизни однажды было нарушено. Оказавшись за пределами дворца, Гаутама повстречал похоронную процессию, а затем убеленного сединами, покрытого язвами больного дряхлого старца. Это буквально перевернуло его внутренний мир, заставило задуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силе зла, царящего в мире, и подвигло к действиям, повлекшим за собой, как считают буддисты, кардинальное изменение судеб мира. Следуя широко распространенному в Индии обычаю, в 29 лет, оставив дом и семью, Сиддхартха Гаутама становится аскетом, надеясь изнурением плоти достичь духовного совершенства и найти выход из той суровой и непривлекательной ситуации, в которой, как оказалось, находится мир. Но семь долгих лет выполнения суровых монашеских обетов и подавления чувственных желаний не привели его к желаемому результату. Он убеждается, что чувственность его подавлена настолько, что тело не в состоянии двинуться с места, а решение проблемы по-прежнему от него далеко. Отвергнув аскетизм, как и бездумное подчинение чувственным желаниям, Гаутама пытается идти срединным путем. Находясь в состоянии медитации под священным деревом бодхи, Гаутама был осенен истиной. В этот момент он и стал Буддой. Демон Мара подвергает его искушениям, предлагает все блага мира − золото, власть, славу и пр. Но Будда усилием воли заставил демона отступить. После чего Шакьямуни направился в город Бенарес (современный Варанаси) и произнес свою первую проповедь. Его слушателями были пять монахов и две газели. Прежде всего Будда сказал о «четырех благородных истинах», с постижения которых начинаются для человека спасение и освобождение. В течение в общей сложности 45 лет Будда проповедовал свое учение, странствуя и проповедуя. У него появилось множество учеников и учениц, в том числе его отец, жена и сын. Умер Будда в возрасте 80 лет в месте, известном как Кушинагара. Его смерть понимается в буддийской традиции как уход в паринирвану, или нирвану без остатка. Священные тексты буддизма. Письменных памятников, относящихся к тому периоду, когда жили Будда Шакьямуни и первые поколения его последователей, не существует. Учение первоначально сохранялось в устной передаче. Древнейшая версия буддийского канона, дошедшая до нас, написана на языке пали и поэтому в научной литературе получила название Палийского Канона. Канон впервые был записан около 80 г. до н. э. на Шри-Ланке. Уточненный текст был выработан и вырезан затем на 729 мраморных плитах в Мандалае (Бирма) во время V Буддийского Собора, проходившего в 1871 г. Этому предшествовала гигантских масштабов работа по собиранию сохранившихся текстов в монастырях Шри-Ланки, Бирмы, Непала, Сиама, а также в других странах, где широко распространен буддизм. Для каждой из 729 плит было построено небольшое сооружение, совокупность которых составила храмовый комплекс Кутодо, почитаемый буддистами всего мира. Канон, или «Трипитака» (пал. «трипитака» букв. − «три корзины»). Трипитака состоит из трех частей (корзин): 1) «Виная-питака» («корзина устава») − свод дисциплинарных предписаний для членов монашеской общины (сангхи). Занимает в Кутодо 111 мраморных плит, считается наиболее древней частью канона; 2) «Сутра-питака» («корзина поучений») – проповеди, предписывавшиеся самому Будде. Наиболее обширная часть Палийского канона, изложенная в Кутодо на 410 плитах. Она состоит из притч, бесед, легенд, афоризмов и стихов и обращена как к монахам, так и к буддистам-мирянам. Для населения буддийских стран именно Сутра-питака являлась и является источником религиозной и житейской мудрости, именно в ней в наиболее полном виде представлена дхарма (дхамма) − учение Будды. Состоит из пяти разделов; 3) «Абхидхарма-питака» («корзина объяснения учения») – тексты, содержавшие теоретическое и философское истолкование доктрины, а также рассматривающие вопросы психологического плана. Размещается в Кутодо на 208 мраморных плитах, состоит из семи трактатов. Тексты, входящие в Трипитаку, считаются в буддизме Словом Будды и имеют статус священного знания. Буддийское вероучение. Основные положения буддийского вероучения, которые, согласно традиции, сформулировал сам Будда Шакьямуни, получили наименование «Четырех благородных истин». Они включают: 1. «Истину страдания». Все существование человека есть страдание, неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным». Рождаясь, человек тем самым включается в сансару – круговорот рождений и смертей, где господствует закон причинно-зависимого возникновения. 2. «Истину возникновения страдания». Хотя страдание универсально, оно не является неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий – которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Таким образом, жажда утвердиться в сансарном бытии и обуславливает собой новое рождение. 3. «Истину прекращения страдания». Поскольку причина страдания порождена самим человеком, то она подвластна его воле и может быть им же устранена. Чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания. Здесь вводится представление о религиозной цели буддийского учения. Центральное понятие этого положения – нирвана – такое состояние сознания, при котором полностью устранены иллюзорные субъективные установки и чувствования. Согласно буддийской доктрине, деятельность, свободная от чувственной мотивации, не ведет к новому рождению в сансаре. Изложение первых трех истин построено таким образом, что приводит к осознанию необходимости обрести путь, ведущий к прекращению страдания. Об этом говорит 4-я «Истина пути». Она известна также под названием «Восьмеричного благородного пути», который включает восемь ступеней: праведные взгляды, праведное поведение, праведные усилия, праведную речь, праведный образ мыслей, праведную память, праведный образ жизни, праведное самоуглубление (медитацию). Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Все это очень отличается от других религий – не одно религиозное учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Положения доктрины, известные как «Четыре благородные истины» в неизменном виде признавались всеми школами и направлениями в буддизме. Буддизму неведома идея Бога-творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм − своеобразных элементов психофизического мира. «Успокоенные» дхармы представляют собой мир абсолюта, нирвану; «волнующиеся» дхармы − сансару, мир, наполненный страданием. Термин дхарма, как это часто бывает в учениях Востока, имеет ряд других значений, в том числе − «учение Будды». По принципу перерождения после смерти живого существа происходит его новое рождение и, соответственно, с новыми страданиями. Вместе с новыми страданиями судьба дает человеку шанс попытаться, приложив собственные усилия, достичь спасения. Форма нового перерождения определяется кармой, своеобразным законом воздаяния. По этому закону любые поступки, слова, намерения и мысли человека имеют моральное значение − положительное или отрицательное. Этому же закону подчинены животные, боги, асуры (демоны) и все другие существа. Будды (достигшие пробуждения) и бодхисатвы (достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и сострадания к людям) уже не подчинены карме. Для буддизма характерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, а также идея равенства людей независимо от варны. Напомним, что в ведической традиции варны − четыре основные группы древнеиндийского общества, из которых впоследствии развилась кастовая система: брахманы − жрецы, кшатрии − воины, вайшьи − земледельцы, торговцы, шудры − слуги. Первые три варны считались «дважды рожденными». Ключевое (привилегированное) положение в обществе занимала варна брахманов (сам Будда Шакьямуни происходил из кшатриев). Положения об опоре человека на собственные усилия в достижении спасения, а также о равенстве людей, независимо от их принадлежности к той или иной варне, − явные свидетельства первоначальной оппозиционности буддийского учения по отношение к господствовавшей религии − брахманизму, учившему, что главное лицо в достижении спасения − это брахман (жрец, священнослужитель), но не сам верующий. Будда же провозгласил равенство людей не только в страдании, но и в возможности освобождения от уз сансары собственной практикой. Нравственные воззрения буддизма. Согласно Палийскому Канону, движение по пути спасения начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточение, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для достижения состояния сосредоточения необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль. Этому и должно способствовать соблюдение нравственных заповедей, без чего просто невозможно даже вступление на путь, ведущий к конечной цели − нирване. Пять начальных требований − не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков − были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнялись еще пятью − не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня. Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т. д. В круг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр. Мифология буддизма. Буддийская мифология имеет целый ряд оригинальных и своеобразных черт. От мифологии других мировых религий ее отличает политеистичность − в ней присутствует огромное количество богов и небожителей разных рангов. Вместе с тем человек занимает исключительное место среди всех существ, населяющих Вселенную, так как только он может вырваться из цепей безначальной и бесконечной сансары и стать буддой, т. е. достичь нирваны. Всем другим существам, в том числе и богам, чтобы достичь нирваны, необходимо родиться человеком. Своеобразно и весьма противоречиво и представление о месте и роли Будды, точнее − будд. По определению, как уже сказано, будда − существо, достигшее нирваны. Но это понятие (нирвана дословно − угасание) не имеет положительных описаний. Можно только сказать, что это наивысшее состояние, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения. В буддийский пантеон вошли боги брахманизма и индуизма, мифологические существа из религий тех стран, где буддизм распространился впоследствии (Тибет, Китай, Япония и др.), а также некоторые реальные исторические деятели: Шакьямуни, его ученик Шарипутра, знаменитые учителя и реформаторы буддизма Падмасамбхава, Бодхидхарма, Цзонкава и даже настоятели крупных монастырей. Подробно в буддийских мифах дается устройство мироздания. В космосе находится неисчислимое количество миров. Центр мира и Земли − гора Меру. Вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Меру окружена семью горными хребтами, за которыми расположены четыре континента, населенных людьми и животными: Апарагодана − на западе, Уттара-куру − на севере, Пурвавидеха − на востоке, Джамбудвипа − на юге. Континенты омываются мировым океаном и окружены островами. В Джамбудвипе жизнь людей самая короткая, но они отличаются мужеством, острым умом и благочестием. Рождение в Джамбудвипе считается самым удачным, так как только здесь появляются будды и идеальные цари. Под поверхностью континентов живут преты − духи, страдающие от вечной жажды и голода, так как не могут их утолить, имея огромные тела и очень маленькую глотку. Преты − перерождения тех, кто в прошлой жизни был скуп, жаден и жесток. Еще ниже находятся различные ступени ада. В пещерах горы Меру живут асуры − противники богов. Отчасти на самой горе (но в большей части над ней) обитают боги, располагаясь на 26 ярусах девалоки (мир богов). В девалоке очень велика продолжительность жизни. Там преобладают наслаждения, но возможно перерождение в более низшие отделы сансары. Богам мешает вступить на путь, ведущий к нирване, их безоблачное существование, не позволяющее осознать четыре истины страдания. Как уже сказано, космос в буддизме содержит бесчисленное множество миров. Полный космический цикл, включающий в себя возникновение мира, его пребывание в ставшем состоянии, разрушение и космогоническую паузу, обозначается в буддийской космологии термином «великая кальпа» (махакальпа). Буддийский культ. На раннем этапе буддизм формировался, во многом противопоставляя себя брахманизму, отрицая сложную обрядность последнего. Первые последователи буддизма совершали очень немногие ритуальные действия. В их число входили: медитация, молитвы и поклонения ступам. Считается, что первые восемь ступ были сооружены в разных местах над телесными остатками Шакьямуни после его кремации. Ступа представляет собой куполообразное строение, не имеющее внутри полого пространства. Паломники обычно обходят вокруг больших ступ, оставляя в специальных сосудах пожертвования. Кроме того, сооружение ступы может выступать формой выполнения религиозного долга и весьма распространено в буддийских странах. Значительный масштаб эти формы культа приобрели при императоре Ашоке (268−231 гг. до н. э.). Фактически, при его правлении буддизм приобрел статус государственной религии. В то же время резко возросла численность сангхи (общины), было построено множество буддийских храмов и ступ. Другое культовое сооружение − храм. Буддийские храмы в разных странах, построенные в соответствии с местными архитектурными традициями, внутри имеют одинаковое устройство. В глубине обширного зала располагается алтарь, но не вплотную к стене, чтобы была возможность его ритуального обхода. На алтаре, а также на внутренних поверхностях помещения находятся живописные и скульптурные изображения Будды и других персонажей пантеона. Часто используется мандала − своеобразная графическая диаграмма Вселенной (круглая, с возвышением в центре), насыщенная магическими знаками и символами. Верующие возжигают свечи и кладут перед изображением Будды цветы. С течением времени буддийская обрядность расширилась и усложнилась. Повлияло на это как минимум два фактора: появление Махаяны (см. далее), в рамках которой сложился многочисленный пантеон Бодхисатв и Будд; широкое распространение буддизма в Азии. В каждом регионе и в каждой школе развивались свои комплексы обрядов. В махаянских направлениях (особенно в тибето-монгольском буддизме) распространены такие практики, как чтение мантр (самая известная – «Ом мани падме хум»), заклинаний, построение и последующее разрушение мандал-космограмм. Главный буддийский праздник, отмечаемый, как правило, в день майского полнолуния, − День Будды. В большинстве буддийских стран в этот день празднуется рождение Будды Шакьямуни, его просветление и уход из жизни. В этот день устраиваются торжественные шествия, театрализованные представления этих трех событий, монахи целую неделю читают молитвы и рассказывают верующим различные истории из жизни Будды и его учеников. Отметим, что «внешние» формы культа в первую очередь были ориентированы на буддистов-мирян. В монашеских сообществах реализация религиозных целей изначально была связана с практикой буддийской йоги, которая представляла собой, прежде всего, систему методов преобразования индивидуального сознания (медитации). Буддийская община. Путь к просветлению и нирване, по буддизму, начинается с веры и ведет далее через милосердие, нравственную дисциплину и медитацию. Вера – это упование на три сокровища (три драгоценности), источника человеческого совершенства: будду, дхарму и сангху. Эта вера выражается в древней, но до сих пор произносимой формуле так называемого «тройного прибежища»: «Иду за спасением к будде-убежищу. Иду за спасением к дхарме-убежищу. Иду за спасением к сангхе-убежищу». Еще при жизни Будды возникла община его последователей – сангха. Сангха представляет собой монашескую общину, основанную Буддой и существующую до сих пор. В узком смысле это сонм святых, которые на протяжении прошлых веков достигли просветления. В более широком смысле сангха – сокровищница святости и могущества, достигнутых древней и ныне существующей традицией отречения от мира. Буддийские монахи в древности жили либо общинами, либо в полном отшельничестве. Уже при жизни Будды в общине появились и женщины-монахини. Монашество предполагает принятие обетов полного воздержания от всех видов телесной и языковой деятельности, которые неприемлемы с позиции дхармы. Основные направления буддизма. Буддизму внутренне присущи толерантность, веротерпимость и плюрализм. Ему неведомы конфликты из-за расхождений в вероучении, а тем более религиозные войны, нередкие в истории христианской Европы и мусульманского мира. Первоначально только монахи рассматривались в качестве строгих последователей Дхармы, поскольку жизнь мирян считалась практически несовместимой с высшей религиозной целью буддийского вероучения – полным разрывом с круговоротом рождений и смертей (сансарой) и достижением нирваны. Однако уже на ранних этапах истории буддизма начали обнаруживаться тенденции к оспариванию такого положения вещей, что привело к разделению на два основных течения – стхавираваду (тхераваду) и махасангхику. Это разделение, согласно преданию, произошедшее на Втором буддийском соборе в Вайшали (вторая половина IV в. до н. э.), заложило основы школ раннего буддизма. Стхавиравада (букв. «учение старейших») – объединяла небольшую группу монашествующих буддистов. Махасангхика (букв. «школа большой общины») – включала большую часть монашества, но также буддистов-мирян. Последние ввиду своих хозяйственных занятий и необходимости содержать семью не имели возможности следовать «узким» путем строжайшей буддийской религиозной дисциплины. Стхавиравада заложила ту основу, на которой возникла совокупность школ раннего буддизма – так называемая хинаяна, или «малая колесница». Это название было придумано махаянистами, оно носит уничижительный смысл, и никогда последователями Стхавиравады в качестве самоназвания не употреблялось. Хинаяна наиболее распространена в Шри-Ланке (Цейлон), странах Юго-Восточной Азии. Махасангхика трансформировалась со временем в преобладающее по численности последователей направление буддизма махаяну («большую колесницу»), утвердившуюся позднее в странах Центральной Азии и Дальнего Востока. Сам термин «махаяна» предполагал привлечение к буддийской религии широких слоев населения без обязательного принятия монашеских обетов. Кроме того, обеты монашества считаются лишь одним из возможных путей достижения просветления. Особое значение здесь придается культу бодхисатв (букв. − «просветленное существо»). Бодхисатве присущи два главных качества − просветленная мудрость и сострадание, что позволяет ему одновременно устремляться к высшему знанию и продолжать трудиться на благо всех живых существ. Считается, что бодхисатва не погрузится в нирвану до тех пор, пока в этом мире сансары останется хотя бы одно страдающее существо. Образ бодхисатвы оказался исключительно притягательным для простых людей и, как уже отмечалось, стал объектом широкого почитания. На основе этого учения в махаянском буддизме сложился многочисленный пантеон бодхисатв. Одна из разновидностей дальневосточного буддизма − дзэн-буддизм − в последние десятилетия приобрела значительную популярность среди образованных слоев западного общества. Японскому понятию дзэн соответствует китайское чань и санскритское дхьяна, т. е. медитация (созерцание). Это одно из звеньев восьмеричного пути спасения. По преданию, история дзэн-буддизма началась с приходом в Китай с Запада в 520 г. н. э. индийского монаха Бодхидхармы. Именно он сформулировал основные принципы вероучения дзэн. Дзэн исходит из возможности достижения просветления и прекращения перерождений непосредственно в этой, земной жизни. В каждом человеке есть природа будды, ее необходимо постичь. Постижение интуитивно и мгновенно. Главное препятствие на этом пути − логическое мышление, которое лишь огрубляет действительность. Логическим путем истина недостижима, поэтому дзэн делает упор на практические методы просветления: медитацию; размышления над абсурдными, не имеющими логического решения загадками; такого же характера диалоги; дыхательные и гимнастические упражнения; напряженный физический труд и т. п. Для достижения состояния просветления необходимо общение с пробужденным учителем, который посредством определенных приемов воздействует на психику ученика, как бы передавая ему пробужденность своего сознания. В рамках Махаяны в середине – второй половине I в. н. э. в Индии получило развитие направление буддизма, имевшее несколько названий: ваджраяна (букв. − «алмазная колесница»), буддийский тантризм, тибетский буддизм и др. Это направление также связано с проявлением возможностей каждой конкретной личности. Здесь признаются основные принципы буддизма и считается, что состояния будды можно достичь уже при жизни. Для этого применяются йогические упражнения, медитация, магические заклинания (мантры), считающиеся средством быстрого достижения просветления. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Тибетским тантризмом ваджраяну называют в связи с почитанием учения о двойственной природе мира, в котором представлены мужское и женское начала (тантра – с санскрита – «хитросплетение», «сокровенное знание»). Женское мировое начало – более важное, это – мудрость, разлитая в мире. Но мудрость постигается с помощью мужского начала. В ваджраяне развивался не только ритуал, но и философия. Вся буддийская литература объединяется в два основных собрания: Ганджур и Данджур. Ганджур (на тибетском языке) составляют канонические сочинения. Его «священные книги» в основном совпадают с соответствующими сочинениями на пали, санскрите и китайском языках и почитаются наравне с ними. Данджур − комментарии к Ганджуру. Наиболее известная школа тибетского буддизма (в настоящее время распространена в Тибете, Монголии, Бурятии) – школа гелукпа («следование истинным трудам» или «школа добродетели»). Была основана крупнейшим деятелем тибетского буддизма и религиозным реформатором Цзонхавой (1357−1419). Он открыл несколько монастырей, ввел безбрачие духовенства и жесткую монастырскую дисциплину, ограничил практику магическо-эротических обрядов, используя вместо них имитационно-символические приемы. Цзонхава высоко поднял авторитет буддийского монаха − ламы. Лама («высочайший») − духовный учитель и наставник мирян. Цзонхава писал, что для мирянина наставник более драгоценен, чем сам Будда, ибо мирянину слова Учения недоступны, в то время как наставник приближает его к истине. Таким образом, путем к спасению является опора на ламу. Столь высокая роль наставника-ламы в мировоззрении школы гелукпа и привела к тому, что учение Цзонхавы стали называть «ламаизмом». Однако так назвали это направление ученые. Сами тибетцы не знают этого слова. Термин «ламаизм» просуществовал почти 200 лет, но сейчас от него постепенно отказываются. Центр тибетского буддизма находился в тибетском городе Лхаса. Высшие ламы (далай-ламы – «океан премудрости») − одновременно возглавляли и духовную, и светскую власть в Тибете. Буддизм не имеет единого центра и главы, но тибетская школа пользуется уважением буддистов всех стран как одна из крупнейших организаций. Ее глава − Далай-лама XIV Тензин Гьяцо − со своим ближайшим окружением с 1959 г. по настоящий момент находится в Индии, куда бежал после восстания тибетских сепаратистов, подавленного китайскими властями. Буддизм в России. Исторически Россия складывалась как многонациональное государство. Среди этносов, которые объединила в своем составе Российская империя, были и традиционно исповедовавшие буддизм буряты, тувинцы и калмыки. В 1741 г. специальным указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был объявлен одним из официально признанных вероисповеданий Российского государства. В 1764 году царским правительством был официально учрежден пост верховного религиозного и светского правителя буддийских этноменьшинств – Бандидо хамбо лама («ученый, первенствующий лама»). Вплоть до 1917 г. царская администрация утверждала кандидатов на эту должность, которые выбирались из бурятских высших лам. На законодательном уровне статус буддизма как локальной религии этноменьшинств России был впервые закреплен в 1905 г. В начале XX в. первый в истории европейских стран буддийский храм-монастырь появился в Санкт-Петербурге и стал центром буддизма в европейской части России. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 г. в день празднования 300-летия Дома Романовых. После Октябрьской революции 1917 г. сначала буддизм этноменьшинств России рассматривался новой властью как один из источников идеологического объединения народов. Так в Бурятии, Калмыкии и Туве монастыри не только не закрывались, но и наблюдалось строительство новых и рост численности приверженцев буддизма. С 1929 г. в Советском Союзе начинаются активные гонения на буддийское монашество и закрытие монастырей. До 1946 г. на территории России не действовало ни одного буддийского монастыря. В конце 40-х – начале 50-х гг. в Бурятии вновь возобновляют свое функционирование сразу два крупных монастыря – Иволгинский и Агинский. В 1946 г. для управления жизнью буддийских общин и монастырей было восстановлено Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ; основано в 1922 г., в 30-х расформировано). В начале 1990-х гг. в Москве была зарегистрирована Буддийская традиционная сангха России – юридический преемник ЦДУБ. Был возрожден пост верховного главы российских буддистов (Бандидо хамбо лама), сам буддизм вновь стал осмысляться главным образом в качестве этнотрадиции бурят, калмыков и тувинцев. В настоящее время главой сангхи является Дамба Аюшев (избран в 1995 г.) В конце XX в. в России появилась совершенно новая форма буддизма – общины буддистов-конвертитов (т. е. новообращенных), созданные усилиями европейцев и учителей из Индии и Непала. Наиболее известные из них – Буддийский центр «Карма Легшей Линг», Санкт-Петербургская религиозная организация буддистов «Ело-центр», Буддийский центр Арьядевы и др. Эти организации в большинстве своем развивают религиозную жизнь автономно от традиционных буддийских центров на территории России. |
Тренировочные тесты по иппу ( С. 1-20) Отметьте последовательность... Буддизм (№3 4 в до н э.) Б) Брахмаизм (№2 8в до н э.) с) Индуизм (№1 11в до н э.) д) Ислам (№6 610г) е) Христианство (№5 1 век) ж)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные термины и понятия: Миссия (Христос), христианство, ислам, нирвана, ступы, буддизм | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятия и термины: религия, ритуалы, первобытные верования, национальные религии, индуизм, иудаизм, христианство, ислам, буддизм | Рабочая программа дисциплины «История и теория религий» Рабочая программа предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Основное внимание в программе обращено на раскрытие важнейших... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм... | Буддизм и христианство Краснитский считает христианство истиной религией. В этом тексте часто идет негативная оценка буддизма. Первое, что рассматривает... | ||
Сибирский федеральный университет Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной... | ||
Реферат по философии буддизм Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд | Учебник по обожению человека любой национальности [1, 2], включает... Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем... | Программа дисциплины "Ислам во внешней политике и международных отношениях" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Юриспруденция»... | ||
«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт... Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,... | Реферат по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси Работу Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и сейчас. Язычество,... | ||
Христианство, будучи завершением долгого пути поиска бога, включает... Ветхого Завета, но и небиблейского мира. Христианство не относится негативного к иным учениям из-за частичного сходства. Помимо второстепенных... | Реферат по «Культурологии» на тему: Буддизм История развития. Разделение на Большую и Малую колесницы стр |