Скачать 252.34 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» для средней школы и руководства по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах АВТОР: Рыжова Т. В. Составила учитель православной культуры МОУ СОШ с. ЛОЗНОЕ Тимофеева Т. М. 2010-2011гг. Содержание рабочей программы. 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 4. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 5. Формы и средства контроля; 6. Перечень учебно-методических средств обучения. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Литература для учителя: Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Рыжова Т.В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. В 7—8 классах, накопив достаточную базу знаний из курсов русской литературы и русского языка, учащиеся на достаточно осознанном уровне приступают к подробному, детальному изучению письменной культуры православия. Они изучают жанры древнерусской литературы и знакомятся с основными древнерусскими книгами различных жанров. Изучение произведений древнерусской литературы способствует более глубинному (с точки зрения православия как государствообразующей религии и основы русской нравственности и патриотизма) пониманию смысла изучаемых исторических событий. Произведения, воспринимаемые учащимися как художественная литература, существенно расширяют и дополняют материал, изучаемый ими в это же время на уроках истории России. Важнейшей задачей авторы УМК считают усвоение школьниками основ православной духовности и нравственности, содержащихся в Библии главной книге христиан. При изучении зарождения славянской письменности учащиеся подробно изучают содержание Евангелия и книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Царства, Судьи, Пророки и т. д.), получают сведения о патриархах, пророках и царях Ветхого Завета, о жизни, учении, смерти и Воскресении Иисуса Христа, о земной жизни Божией Матери, о деяниях святых апостолов, постигают основные догматы и каноны Православной Церкви. Таким образом, в 7—8 классах, учащиеся на достаточно осмысленном уровне осваивают следующие содержательные линии учебного предмета Православная культура»: • Письменная культура православия (православная словесность); • Нравственная культура православия; • История православной религии и культуры; • Православная христианская картина мира. Основная цель изучения материалов УМК «Православная культура. 7—8 классы»
Программный материал рассчитан на 35 часов
Аттестация по учебному предмету «Православная культура» может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады и др. Календарно-тематическое планирование
Содержание программы основной школы по православной культуре 7 КЛАСС (программа рассчитана на 35 часов) ГЛАВА 4 «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ». Параграф 4,1. «Библия — главная книга христианства» Священное Писание и Священное Предание. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Типы книг Ветхого Завета. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Виды смысла в текстах Священного Писания, прямой, переносный, духовный. Общечеловеческое значение Библии. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Происхождение религии. Авель и Каин. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, праведный Нои и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Иаков. Моисей. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле. Основные события Ветхозаветной истории. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Священное Писание о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Заповеди Ветхого Завета. Евангелие — Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства, Заповедь любви. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Евангельские притчи. Чудеса Иисуса Христа над природой. Смерть и Воскресение Иисуса Христа, историческое подтверждение этих событий. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Жизнь и Успение Богородицы. Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан. Параграф 4.2. «Первая полная славянская Библия на Руси» История составления первого полного Библейского свода на славянском языке под руководством архиепископа Новгородского Геннадия. Значение первой полной Библии на славянском языке для русской православной культуры. Художественное оформление Геннадиевской Библии. Жизнь и деяния архиепископа Новгородского Геннадия. ГЛАВА 5 «МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Параграф 5.1, «Слово как жанр древнерусской литературы» Богатство жанров древнерусской литературы. Соединение древнерусскими книжниками славянской языческой мифологии с основными догматами Священного Писания. Осмысление древнерусскими книжниками нового места Православной Руси во всемирно-историческом процессе. Идея Спасения и Воскресения в древнерусской литературе. Формирование в древнерусской литературе представления о единстве мира, истории и патриотизма Слово как жанр, соединивший ораторское искусство с фольклорными традициями хвалебных песен и плачей. Слово как патриотическое воззвание, отражающее смысл человеческой жизни во всемирной истории, содержащее размышления о причине и следствии описываемых событий с точки зрения Божьего промысла. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как ярчайший образец хвалебно-философской ораторской речи. Описание всемирной Библейской истории, прославление Святой Троицы и прославление князя Владимира как крестителя Руси в «Слове о Законе и Благодати». Разделение в «Слове о Законе и Благодати» всемирной истории на период Закона и Благодати. Описание смысла существования России в обретении спасения. «Слово о погибели Русской земли» и отражение в нем православной культурологической традиции. «Задонщина» — отражение исторических событий и православного мировоззрения. Параграф 5,2. «Житие как жанр древнерусской литературы» Традиции описания земной жизни русских православных святых, их деяний по распространению православной веры на Руси, а также совершаемых ими подвигов и чудес. Сонмы русских православных святых. Воспитательное значение житийной литературы для русского православного человека Новое понимание мученичества за православную веру во время татаро-монгольского нашествия, новые православные святые, развитие жанра житийной литературы. «Житие Александра Невского» как один из первых примеров жития нового православного святого. Подвиг Александра Невского по сохранению православной веры Руси и подчинение княжества Орде ради сохранения веры. Смирение как высший нравственный христианский подвиг. Художественные средства, примененные автором «Жития Александра Невского». Описания Божественного промысла и Божественной помощи в «Житии Александра Невского». «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Жизнь и духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского — главного духовника России. Формы и средства контроля
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
ИТОГОВЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назови заповеди, на основе которых строилась, жизнь христианской семьи. 2. Назови седьмую заповедь и объясни ее смысл. 3. Объясни на основе библейского текста данное Адаму и Еве главное правило жизни послушания. 4. Подбери понятия—антонимы: послушание - - - 5. Расставь порядковые номера, которые будут обозначать последовательность Великих христианских праздников: Воздвижение Креста Господня, Сретение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Воскресение Христово, Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово, Успение Божией Матери, Преображение Господне, Рождество Пресвятой Богородицы, Троица (Сошествие Святого духа на апостолов), Крещение Господне, Вознесение Господне. 6. Как называются в христианской этике положительные и отрицательные нравственные качества души человека? (добродетели, страсти.) 7. Подбери понятия, противоположные но значению следующим: целомудрие, любовь, нестяжание, смирение, кротость. 8. Определи одним понятием христианской этики достойное нравственное поведение христианина (благочестие). 9. Напиши, какие нравственные правила отношения людей приняты в христианской семье. 10. дополни ряд понятий: чревоугодие блуд сребролюбие гнев 11. Обоснуй свою точку зрения по отношению к норме христианской этики: «Жизнь человеческая снята». 12. Нарисуй схему лествицы основных христианских добродетелей. 13. Обоснуй верность или докажи несогласие с утверждением: «Благочестие есть похвала юности». 14. Допиши окончание высказывания, обоснуй взаимосвязь понятий и объясни смысл: «Блаженны нищие духом...» 15. Объясни нравственное действие на основе текста Евангелия. Как следует поступить в ситуации? «Ты спешишь на встречу с человеком, от которой зависит положительное решение жизненно важного для тебя вопроса. Встреча должна состояться в точно назначенное время. Если ты опоздаешь, то решение твоего вопроса будет отрицательным (предположим, речь идет о твоем устройстве на работу с очень высокой зарплатой). На улице, по которой ты идешь, ты видишь лежащего человека, которому стало плохо. Ему требуется помощь. Вокруг нет других людей». 1б. Объясни, почему современному человеку часто непонятно поведение святых людей. 17.допиши предложения: <Семья - это...», «Любить родителей - значит...», «Семья нужна человеку для того, чтобы...», «Человека называют добрым, когда...», «Евангелие называет ближним ...», «Милосердие-это...», «Жертвенная любовь проявляется в...», «Обязанностями мужа в христианской семье являются...», «Обязанностями жены в христианской семье являются...», «Отношения детей к родителям в христианской семье строятся на основе заповеди...», «... ». Перечень учебно-методических средств обучения
|
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |