Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 123.93 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации23.11.2014
Размер123.93 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Культура > Самостоятельная работа
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»



Факультет философии



Программа дисциплины

Лингвистика
для специальности 031400.62 «Культурология»

подготовки бакалавра

Автор:

Левченко Ян Сергеевич, PhD, профессор кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ ВШЭ (janlevhenko@gmail.com )

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____В. А. Куренной______________

«_____» __________________ 201 г. «_11___»_сентября ________2011 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________201 г.
Москва

Аннотация
Курс «Лингвистика» является частью общего курса «Лингвистика и семиотика», который читается на 3 курсе бакалавриата отделения культурологии.

Курс не является сжатым изложением основ теории языка в традиции филологических факультетов. Автор исходит из предположения, что для адекватного понимания современного состояния лингвистической науки достаточно самых общих школьных навыков анализа и понимания текста, начиная от фонетического и кончая синтаксическим разбором. Дальше, так или иначе, начинается философия языка – изыскания о его генезисе, функции, связях с культурой. В этой связи студентам предлагается по возможности широкий охват классических (главным образом, отработанных, архивных) теорий языка как сложной системы, определяющей мышление индивида и способной к саморазвитию. Также обсуждается их применимость и перспективы.
Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



Программа лекций.




Теории происхождения языка. Субстанция или отношение – история оппозиции. В поисках языковых универсалий от грамматики Панини до грамматики Пор-Рояля.





2









Язык как выражение миросозерцания народа в концепции Вильгельма фон Гумбольдта. Учение о внутренней форме слова. Наследие романтической лингвистики.





2










Язык как знаковая система. «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра.

Коммуникативная сущность языка. Схема коммуникации по Роману Якобсону.

Гипотеза лингвистической относительности. Лингвистика – психология – социология.





2









От структурализма к генеративной (порождающей) лингвистике. Ноам Хомский: отношение глубинной и поверхностной структуры языка.




2









Проблема значения. Расширительное толкование семантики и ее взаимодействие с грамматикой.





2









Метафора и метонимия в языке. От статьи Якобсона «Лингвистика и поэтика» к пониманию концептуальной метафоры.





2









Язык и этнические стереотипы. Языковая картина мира (Анна Вежбицкая).





2









Высказывание как единица языка. Теория речевых актов. Язык как действие. Понятие иллокутивности.

Сверхфразовые единства. Понятие текста и его пролиферация. Актуальное членение предложения и его проекции на структуру текста.

Понятие дискурса. Его типы, свойства, варианты бытования.





2









Речевые жанры. Михаил Бахтин на фоне формалистов и в противодействии с ними.





2







10Л

Отношения мышления и речи по Льву Выготскому (развивая Жана Пиаже). Функциональная асимметрия мозга (компетенции доминантного и субдоминантного полушарий), их культурные проекции.





2







11Л

Жак Деррида, процедура различения и сцена письма.





2









Программа семинарских занятий и самостоятельных работ




Концептуальная метафора. Лакофф и Джонсон «Метафоры, которыми мы живем».







2






Язык и этнические стереотипы. Языковая картина мира (Анна Вежбицкая).







2






Понятие речевого акта. Перформативы. Дж.Серль.






2






Дискурсный анализ. Т.Ван Дейк.







2






Теория речевых жанров М.Бахтина.







2






Психолингвистика. Л.С.Выготский.







2






Изучение детской речи. Онтолингвистика.







2







Жак Деррида. Процедура различения и сцена письма.







2






Практикум по лингвистическому анализу текста.







2






Реферат.










10




Всего

40

22

18




Литература


  1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: ГИИЯ АН СССР, 1976.

  2. Бахтин М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений. / Под ред. С.Г. Бочарова. М.: Русские словари, 1997. Т. 5.

  3. Блумфилд Л. Язык. М: Эдиториал УРСС, 2008 (2-е изд.).

  4. Вежбицкая А. Русский язык // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.

  5. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1988.

  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Любое издание.

  7. Деррида Ж. О различАнии // Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2002.

  8. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М.: Эдиториал УРСС, 2001. (2-е изд.).

  9. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2006. (либо одноименная статья в книге «Теория метафоры (М.: Прогресс, 1990)).

  10. Реформатский А. Введение в языковедение. Любое издание.

  11. Серль Дж. Что такое речевой акт // // Новое в лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. (Или: Зарубежная лингвистика. Том II. М.: Прогресс, 1999).

  12. Уорф Б. Л. Отношения норм поведения к мышлению и языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М.: Прогресс, 1964. (Или: Зарубежная лингвистика. Том I. М.: Прогресс, 1999).

  13. Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004.

  14. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в лингвистике. Вып. 12. М.: Прогресс, 1982. (Или: Зарубежная лингвистика. Том III. М.: Прогресс, 1999).

  15. Франк Д Семь грехов прагматики // Новое в лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. (Или: Зарубежная лингвистика. Том II. М.: Прогресс, 1999).

  16. Хомский Н. Язык и мышление. Благовещенск, 1999.

  17. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: За и против. М.: Прогресс, 1965.

  18. Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.



Список обязательных конспектов:


  1. Вежбицка А. Семантика, культура и познание. Общечеловеческие понятия в культуроспецифичных текстах // Thesis. 1993. Вып. 3. http://philologos.narod.ru/ling/wierz.htm

  2. Волошинов В. К истории форм высказывания в конструкциях языка // Волошинов В. Марксизм и философия языка. Л.: Прибой, 1929. http://www2.unil.ch/slav/ling/textes/VOLOSHINOV-29/introd.html

  3. Пражский Лингвистический кружок. Тезисы. (СКАН)

  4. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики (Извлечения) http://genhis.philol.msu.ru/article_184.shtml

  5. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. М., 1995. http://abuss.narod.ru/Biblio/stepanov.htm

  6. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 5. (СКАН)

  7. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения к мышлению и языку http://www.philology.ru/linguistics1/whorf-60.htm

  8. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогреес, 1965. http://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm

  9. Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990. http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-90.htm

  10. Деррида Ж. О различАнии // Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2002.

Приложение 1

Контрольная работа по курсу «Лингвистика»
Задание: реферат на одну из предложенных тем (на выбор):

  • Лингвистические идеи Вильгельм фон Гумбольдта

  • Натуралистическое направление в языкознании: Август Шлейхер

  • Лингвистические идеи А. А. Потебни

  • Лингвистические идеи Фердинанда де Соссюра.


Обязательные составляющие работы:

    • Значимые факты биографии лингвиста, характеристика эпохи и историко-культурного контекста его деятельности

    • Перечень основных работ лингвиста и их характеристика

    • Основные идеи, категории и понятия, обсуждаемые в его работах

    • Реферативное изложение одного из указанных в списке фрагментов:

В.фон Гумбольдт:

Гумбольдт В. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие:

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/14.htm

Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным этапам их развития:

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/13.htm

Август Шлейхер:

ТЕОРИЯ ДАРВИНА В ПРИМЕНЕНИИ К НАУКЕ О ЯЗЫКЕ. Публичное послание доктору Эрнсту Геккелю, э. о. профессору зоологии и директору зоологического музея при иенском университете:

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/17.htm

А.А.Потебня:

Мысль и язык (Извлечения): http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/110.htm

Психология поэтического и прозаического мышления:

http://philologos.narod.ru/potebnja/poteb_psypoetpr.htm

Ф. де Соссюр:

Курс общей лингвистики (Извлечения):

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/122.htm

Полезные ссылки:

Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. Изд. 3, доп. М.: «Просвещение», 1964:

http://www.classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/

Не забудьте и об онлайн-энциклопедии «Кругосвет», и о Википедии.
О Гумбольдте:

http://project.phil.pu.ru/lib/data/ru/alpatov/humboldt.html (плюс список литературы в конце статьи)

О Потебне:

В.Шкловский. Потебня: http://www.opojaz.ru/shklovsky/potebnja.html

Андрей Белый. Мысль и язык. (Философия языка А. А. Потебни), Логос, 1910, №2, стр. 240-258: http://www2.unil.ch/slav/ling/textes/Belyj10.html
Учебники по языкознанию:

Реформатский А.А. Введение в языковедение: http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/

Маслов Ю.С. Введение в языкознание:

http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov/

Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. Изд. 2, испр. М., 1962. Переизд.: 2009:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/zveg/index.php

Требования к оформлению:

Текст печатается на одной стороне листа формата А 4 белого цвета 14 кеглем через 1,5 интервала с полями слева 3,5 см., справа 1 см., сверху и снизу по 22,5 см. Сноски печатаются через 1,5 компьютерных интервала шрифтом Times New Roman,, кегль 12.

Работа должна представлять собой связный, стилистически выверенный текст со всеми необходимыми ссылками на использованные источники.

Примерный объем работы: 10-12 стр.

Работа принимается ТОЛЬКО в печатном виде.

Порядок формирования итоговой оценки по дисциплине


Результирующая оценка по курсу Орезультат складывается из оценок 1) Оаудиторная за аудиторную работу на семинарских занятиях, 2) Ореферат за внеаудиторную самостоятельную работу (реферат), 3) Оитог за письменный ответ на зачете.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по десятибалльной системе, при этом обязательной составляющей этой оценки является конспектирование текстов и источников, вынесенных на семинары. Отсутствие конспектов автоматически означает неудовлетворительное оценивание работы студента на семинарских занятиях. Студент получает оценку за каждый семинар, итоговая оценка за аудиторную работу складывается как среднее арифметическое всех накопленных оценок.

Формула вычисления оценки и ее округления: Оаудиторная = 0,4*оконспекты+0,6*осеминары

Оконспекты выставляется в соответствии с числом выполненных обязательных конспектов (максимум 10, список обязательных конспектов см. в программе).

Осеминары выставляется в соответствии с активностью работы студента на семинарских занятиях как сумма промежуточных (на каждом семинарском занятии студент получает 0/0,5/1 балл, одно из занятий (по выбору преподавателя, о чем он сообщает заранее) оценивается 0/0.5/1/1,5/2 балла.

Самостоятельная работа студентов представляет собой реферат на одну из заранее объявленных тем (еа выбор). Оценка за реферат Ореферат и является оценкой за самостоятельную работу студента Осам. работа.

Зачет проводится в письменной форме и представляет собой выполнение двух тестов. Тест № 1 выполняется в течение 60 минут с правом пользования любыми материалами по курсу. Тест № 2 выполняется в течение 20 минут без права пользования какими-либо материалами.

Озачет=0,5*Отест№1+ 0,5*О тест№2.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый =0,5*Озачет + 0,3*Осам. работа + 0,2*Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – арифметический, в случае выполнения студентом бонусных (факультативных) заданий – в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


Автор программы: Я.С.Левченко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск