Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»





Скачать 216.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Дата публикации02.12.2014
Размер216.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
И.Б.Муравьев

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100.62 Сервис

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Тюменский государственный университет

2012

И.Б.Муравьев. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100.62 «Сервис».

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, пояснительную записку, тематический план изучения дисциплины, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Культурология (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендована к изданию кафедрой философии.

Утверждена проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:  М.Н.Щербинин, д.ф.н., профессор,

зав. каф. философии Тюменского

Государственного Университета

© Тюменский государственный университет, 2012

© Муравьев И.Б., 2012
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Культурология» входит в состав профессиональной подготовки специальности согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования включена в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для направления 100100.62 «Сервис», региональный компонент, очная форма обучения.

Содержание дисциплины предполагает формирование у обучающихся представлений о культуре, ее основных исторических типах, динамике социокультурного процесса. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений.




Требования ГОС к содержанию курса культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Основная цель курса – содействие общей инкультурации студента посредством введения его в систему норм и ценностей культуры, языков и методов социальной коммуникации.

Задачи курса: развитие у студентов навыков социокультурной ориентации, способности к диалогу с другими культурами; расширение профессионального кругозора и общей культуры; освоение концептуального аппарата культурологии, а также основных методов культурологического исследования.

Требования к уровню освоения курса. В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать: сущность предмета культурологии; структуру, содержание, функции и методологию культурологии; основные виды и типы культур; основные культурологические теории; 
б) уметь анализировать, понимать, оценивать различные проявления культуры; использовать полученные знания как в профессиональной деятельности, так  и в быту.  
Трудоемкость дисциплины: Для специальности «Сервис» курс рассчитан на 70 часов. Аудиторная нагрузка – 36 часов лекций. На самостоятельное овладение материалом отводится 34 часа

2. Тематический план изучения дисциплины
2.1. Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ








Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.


Итого часов по теме


Итого количество баллов

Лекции

Самостоятельная работа







1

2

3

4

5

6

7




Модуль 1
















1.1.

Культура как предмет культурологии

1-2

2

3

5

0-6

1.2.

Культурология в системе гуманитарного знания

3-4

2

3

5

0-6

1.3.

Основные культурологические школы и направления

5-6

2

3

5

0-6




Всего




6

9

15

0-18




Модуль 2
















2.1.

Культурогенез. Историческая динамика и типология культур

7-8

2

3

5

0-6

2.2.

Культура Востока

9-10

2

3

5

0-6

2.3.

Культура Запада

12-13

2

3

5

0-6




Всего




6

9

15

0-18




Модуль 3
















3.1

Культура России

14-15

2

3

5

0-6

3.2

Актуальные проблемы современной культуры

16-17

2

3

5

0-6

3.3

Глобализация культуры

18-19

2

3

5

0-11




Итоговый реферат







15

15

0-41




Всего




6

8

30

0-64




Итого




18

42

60

0-100

2.2. ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛАХ
Распределение рейтинговых баллов по видам работ и нормам контроля

те-мы

Формы текущего контроля

Активная работа на лекции

Итоговый реферат

Эссе

Итого баллов

Модуль 1




1.1.

0-6







0-6

1.2.

0-6







0-6

1.3

0-6







0-6

Всего

0-18







0-18

Модуль 2

2.1

0-6







0-6

2.2

0-6







0-6

2.3.

0-6







0-6

Всего

0-18







0-18

Модуль 3

3.1

0-6







0-6

3.2

0-6







0-6

3.3

0-6

0-41

0-5

0-6

Всего

0-18

0-41

0-5

0-64

Итого

0-54

0-41

0-5

0-100

2.3. Виды контроля деятельности студентов, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах

п/п

Вид контроля

Максимальное количество баллов

1.

Посещение лекционных занятий

В случае пропуска лекции без уважительной причины текущий рейтинг снижается на 1балл

2.

Активная работа на лекции

0-3 балл

3.

Итоговый реферат

0 - 41 баллов

4.

Эссе

0-5

5.

Зачет по дисциплине

0 - 5 баллов за ответ на вопрос


2.4 Планирование самостоятельной работы студентов



№ темы

Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

Объем часов


Кол-во баллов





Обязательные

Дополнитель-ные

Модуль 1

1.1.

Культура как предмет культурологии

Проработка лекций; работа с литературой




1-2

3

0-3

0-3

1.2

Культурология в системе гуманитарного знания

Проработка лекций; работа с литературой




3-4

3

0-3

0-3

1.3

Основные культурологические школы и направления

Проработка лекций; работа с литературой




5-6

3

0-3

0-3

Всего










1-6

9

0-18

Модуль 2

2.1

Культурогенез. Историческая динамика и типология культур

Проработка лекций; работа с литературой




7-8

3

0-3

0-3

2.2.

Культура Востока

Проработка лекций; работа с литературой




9-10

3

0-3

0-3

2.3.

Культура Запада

Проработка лекций; работа с литературой




11-12

3

0-3

0-3

Всего










7-12

9

0-18

Модуль 3

3.1

Культура России

Проработка лекций; работа с литературой




13-14

3

0-3

0-3

3.2

Актуальные проблемы современной культуры

Проработка лекций; работа с литературой




15-16

3

0-3

0-3

3.3

Глобализация культуры

Проработка лекций; работа с литературой, итоговый реферат

Эссе

17-18

18

0-3

0-3

0-5

0-41

Всего










13-18

24

0-64

Итого







0-24

1-18

42

0-100

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1
1.1.Культура как предмет культурологии

Многообразие явлений и сущность культуры. Сущностные характеристики культуры. Культура как система смыслов. Культура и личность. Культура и идентичность. Функции культуры. Морфология культуры: культура духовная и материальная, мировая и национальная (этническая), массовая и элитарная, контркультура и субкультуры. Основные формы культуры: нравственная, политическая, экономическая, научная, художественная, религиозная, обыденная, - их характеристика.  Культура повседневности.


Основные понятия. Смысл, ценность, норма, массовая культура, этническая культура, субкультура, духовная культура, материальная культура, культура повседневности, контркультура, творчество, формы культуры, нравственная культура, политическая культура, экономическая культура, научная культура, художественная культура, религиозная культура. 

1.2. Культурология в системе гуманитарного знания

Специфика культурологии как гуманитарной дисциплины. Объект и предмет культурологического знания. Междисциплинарные связи культурологии Структура культурологии. Методология культурологии, ее основная проблематика. Задачи и функции культурологии. Ключевые проблемы культурологии. 

Основные понятия. Культура, культурология, рефлексия, смысл, ценности, объект, предмет, метод, понимание, теория культуры, история культуры. 

1.3. Основные культурологические школы и направления

Проблемы культуры в «философии жизни»: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон. Общественно-историческая школа: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Социологическая школа: М.Вебер, П.Сорокин. Символическая школа Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Ю.Лотман. Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г.Юнг. Этологическая концепция культуры: К.Лоренц. Игровая концепция культуры: Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хейзинга. Франкфуртская школа: В.Беньямин, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе. Постмодернистские концепции культуры: Ж.-Ф. Лиотар, М.Фуко, Ж.Делез и Ф.Гваттари. Актуальные проблемы современной культурологии

. 
Основные понятия.  Культура, культурно-исторический тип, цивилизация, ценность, структура, сублимация, артефакт, интеракция, текст, понимание, интепретация, диалог, система, самоорганизация, этология, эпистема, дискурс, ризома.

.

Модуль 2
2.1. Культурогенез. Историческая динамика и типология культур

Единство антропо-социо-культурогенеза. Специфика культурной эволюции человека. Типология культур. Восточный и западный типы культуры. Понятие "исторический тип культуры". Историческая типологизация культуры.

Первобытная культура и ее особенности. Синкретический характер первобытной культуры. Мифология как исторически первая форма культуры. Основные формы первобытной культуры. Становление религиозных и протонаучных представлений. Космоцентристская картина мира.

Основные понятия.  Культура, антропо-социо-генез, культурно-исторический тип, типология, традиционный тип культуры, архаика, космоцентризм, тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия, миф, ритуал, синкретизм, сакрализация, неолитическая революция.



2.2. Культура Востока

Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования «речных» цивилизаций Востока. Культура Древнего Египта. Культура Древней Месопотамии.

Культура Древней Индии. Протоиндийская культура Хараппа. Ведическая культура. Духовные основания индийской культуры: брахманизм, буддизм, индуизм. Культура научная и художественная.  

Культура Древнего Китая. Религиозно-этические системы Древнего Китая: даосизм; конфуцианство, моизм. Культура научная и художественная.

 Генезис арабской культуры. Ислам как духовное основание культуры. Ислам как форма мировоззрения, продукт синтеза иудейских, христианских, староарабских культов. Направления ислама. Арабский халифат как теократия. Научная и художественная культура.

Специфика восточного мироотношения.

Основные понятия. Иероглиф, клинопись, зиккурат, ведизм, брахманизм, дхарма, карма, индуизм, инь, ян, даосизм, конфуцианство, мусульманство, феодализм, традиционный тип культур, ислам, мусульманство, монотеизм, шариат, адат, умма, фундаментализм, теократия, арабеск, традиционный тип культуры.
2.3. Культура Запада

Истоки европейской культуры. Основные этапы становления.

Культура античности: истоки и особенности. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Основные достижения культуры античности в сфере политики, философии, науки и искусства.

Культура Средних веков. Христианство как духовное основание культуры. Теоцентризм. Религиозные представления о человеке, истории, спасении. Политическая, экономическая и художественная культура средневековья.

Культура эпохи Возрождения. Ключевые идеи и принципы. Антропоцентристская картина мира. Зарождение ранне-буржуазных отношений. Реформация и контрреформация.

Культура Нового времени: особенности формирования и специфические черты культуры нового типа. Наукоцентризм. Просвещение как идеология и философия. Эпоха революций.

Культура XIX века. Становление индустриальной цивилизации.

Специфика западного мироотношения.


Основные понятия. Полис, агон, пантеон, политеизм, демократия, пайдейя, калокогатия, катарсис, рационализм, эллинизм, этрусская культура, республика, империя, Римское право, триумф, базилика, амфитеатр, теоцентризм, креационизм, эсхатология, телеология, инквизиция, теология, университет, Возрождение, Просвещение, антропоцентризм, гуманизм, секулризация, атеизм, реформация, протестантизм, капитализм, классическая наука, эмпиризм, рационализм, геоцентризм, гелиоцентризм, классицизм, реализм, сентиментализм, барокко.
Модуль 3.

3.1. Культура России

Этапы становления культуры России. Россия как «Востоко-Запад». Дохристианский период культуры России. Влияние Византии на становление христианско-православной русской культуры. Специфика восточной ветви христианства. Принцип симфонии государства и Церкви. Сакрализация власти. Реформы Петра I. Специфика Просвещения в России. Разрыв между этнической и национальной культурами. Динамика политической и экономической культуры. Культура советского периода. Проблемы культуры России на современном этапе.


Основные понятия. Язычество, христианство, православие, ортодоксия, иконопочитание, иконоборчество, исихия, фреска, иконопись, традиционный тип культуры, нестяжательство, иосифлянство. Просвещение, раскол, традиционализм, либерализм, модернизация,  классицизм, реализм, сентиментализм, барокко, культура традиционного типа.



3.2. Актуальные проблемы современной культуры

Роль европейской культурной традиции в процессе становления современной мировой культуры. Вестернизация современной мировой культуры. Универсализм и партикуляризм.

Влияние современной цивилизации на природу, социум, личность. Информационное общество и его особенности. Современная культура и высокие технологии. Новые средства создания, сохранения и трансляции культуры. Усиление социальной активности женщин и молодежи. Гендерная проблематика в современной культуре. Трансформация религиозных, нравственных, эстетических ценностей. Проблема человека в современной культуре. Постмодернизм в культуре.

Основные понятия: техногенная цивилизация, глобализация, киберкультура, универсализация, партикуляризм, гендер, постмодернизм, экология
3.3. Глобализация культуры

Глобализм как феномен современной культуры. Экономическое, политическое, культурное измерения глобализации. Создлание единого глобального коммуникативного пространства. Концепция глобального общества. Деятельность Римского клуба.

Социокультурная динамика глобализации в интерпретации Р.Робертсона. Концепция «культурных параметров» глобализации С.Хантингтона. Концепция «культурного империализма» и «транснациональных культур» Э.Д.Смита. Неоднозначность процесса глобализации. Анти-глобализм.

Основные понятия: глобализация, анти-глобализм, цивилизация, миграция, транснациональные культуры.
4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ

  1. Проблема культурогенеза.

  2. Мифология как форма культуры.

  3. Культурные истоки ритуала.

  4. Анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков их происхождение, смысл и социальный функции.

  5. Магия и шаманизм в первобытной культуре.

  6. Политическая культура Древнего Египта.

  7. Религиозная культура Древнего Египта.

  8. Жречество как культурный институт.

  9. Художественная культура Древнего Египта.

  10. Культура Ассирии – проблема взаимопроникновения культур.

  11. Феномен Нового Вавилона.

  12. Культура Сасанидского Ирана.

  13. Зороастризм как мировоззренческая и нравственная система.

  14. Манихейство как конкретно-историческое понятие и как культурная универсалия.

  15. Культура Древней Месопотамии как историческая форма традиционализма.

  16. Культура Древнейшей Индии - протоиндийская культура.

  17. Ведическая культура.

  18. Брахманизм - мировоззренческий, нравственный, социальный аспекты.

  19. Джайнизм как первое широкое культурное оппозиционное движение в истории древнеиндийской цивилизации.

  20. Буддизм – первая мировая религия, продукт «осевой культуры».

  21. Специфика древнеиндийского традиционализма и особенности цивилизационного пути Индии.

  22. Религиозно-этические системы Древнего Китая.

  23. Даосизм как феномен «осевой культуры».

  24. Конфуцианство как образец культуры традиционного типа.

  25. Художественная культура Древнего Китая.

  26. Специфика древнекитайского традиционализма и особенности цивилизационного пути Китая.

  27. Политическая культура Древней Греции.

  28. Дихотомия «человек – общество» в полисной культуре Древней Греции.

  29. Нравственная культура Древней Греции.

  30. Специфика античного гуманизма.

  31. Религиозная культура Древней Греции.

  32. Тема судьбы в пространстве религиозных представлений античности.

  33. Научная культура Древней Греции.

  34. Художественная культура Древней Греции. Литература, театр, архитектура, скульптура.

  35. Экономическая культура античности.

  36. Гендер в античной культуре.

  37. Античность как тип культуры, специфика «прометеевской культуры».

  38. Нравственная культура Древнего Рима.

  39. Динамика религиозной культуры Древнего Рима.

  40. Политическая и правовая культура Древнего Рима.

  41. Художественная культура Древнего Рима как синтез различных традиций.

  42. Культурологические основания кризиса Древнеримской цивилизации.

  43. Религиозная культура как ведущая форма культуры европейского Средневековья.

  44. Особенности христианского традиционализма.

  45. Христианский гуманизм.

  46. Гендер в христианской культуре.

  47. Государство и Церковь в Средневековье.

  48. Феодализм как форма социально-экономического бытия средневековой культуры.

  49. Нравственно-ментальные основания феодального способа производства.

  50. Романский и готический стили как два образа мира.

  51. Церковная, светская и народная художественная культура европейского средневековья.

  52. Магико-герметическая традиция Средневековья.

  53. Специфика западной ветви иудео-христианской традиции.

  54. Мирская и монашеская этика в православии.

  55. Литургия и месса: сравнительный анализ.

  56. Культура Древней и Средневековой Руси.

  57. Специфика цивилизационного пути России в пространство осевой культуры.

  58. Институт юродства.

  59. Исихазм и иосифлянство.

  60. Народная религиозная утопия на Руси.

  61. Художественная культура Киевской, Удельной и Московской Руси.

  62. Ислам как форма мировоззрения.

  63. Суфизм – исламский мистицизм.

  64. Нравственный закон и нормы мусульманской этики.

  65. Философия Арабского Ренессанса как самосознание культуры.

  66. Художественная культура Арабского Востока.

  67. Пути развития исламской культуры: фундаментализм, традиционализм, модернизм (джадидизм)

  68. Культура Средневекового Китая.

  69. Культура Средневековой Японии.

  70. Культура Средневековой Индии.

  71. Ключевые идеи и принципы культуры эпохи Возрождения.

  72. Античные идеалы, антропоцентризм, натурализм.

  73. Пути секуляризации культуры: деизм и атеизм.

  74. Культурологический смысл Реформации.

  75. Культурные основания буржуазного способа производства.

  76. Ключевые идеи и принципы культуры Эпохи Просвещения.

  77. Ценностно-смысловые основания классической науки.

  78. Рыночная экономика как социокультурный феномен.

  79. Концепция естественного права и общественного договора – культурологический аспект.

  80. Художественная культура Просвещения: классицизм, реализм, сентиментализм, рококо.

  81. Специфика Просвещения в России.

  82. Нравственные основания техногенной цивилизации.

  83. Техницизм и гуманизм.

  84. Модернизация Англии, Франции, Германии, США: сравнительный анализ.

  85. Индустриализация и капитализм как феномены культуры.

  86. Научная революция как феномен культуры.

  87. . Важнейшие направления художественной культуры XIX в.: классицизм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм.

  88. Культурологический смысл колониализма.

  89. Культурная модернизация и вестернизация Индии, Китая.

  90. Политическая, экономическая, научная, художественная и др. (на выбор) культура XX века.

  91. Культура постмодерна.

  92. Культура информационного общества.

  93. Киберкультура.


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ





1 Культурология в системе гуманитарных дисциплин. 
2. Объект, предмет, метод культурологии. 
3. Ключевые проблемы и структура культурологического знания. 
4. Культурология как позитивная наука. Практическая значимость культурологических исследований. 
5. Онтология культуры. 
6. Структура культуры. 
7. Типология культуры. 
8. Функции культуры. 
9. Культура первобытной эпохи. 
10. Культура Древнего Египта. 
11. Культура Древней Месопотамии. 
12. Культура Древнего Ирана. 
13. Культура Древней Индии. 
14. Культура Древнего Китая. 
15. Культура Древней Греции. 
16. Культура Древнего Рима 
17. Культура Западной Европы в эпоху Средневековья. 
18. Культура Византии. 
19. Культура Киевской Руси. 
20. Культура Московской Руси. 
21. Культура Арабского Востока 
22. Культура Средневековой Индии, Китая, Японии. 
23. Культура эпохи Возрождения. 
24. Культура эпохи Просвещения. 
25. Русская культура XIX века 
26. Культура XIX века 
27. Культура XX века. 

28.Постмодернизм
29. Культура и глобальные проблемы современности.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:


    1. Кармин А.С. Культурология: краткий курс. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

    2. Культурология: учеб. для бакалавров (ред. Ю. Н. Солонин, М. С. Каган). - Москва: Юрайт, 2012. - 566 с.


Дополнительная литература:


  1. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учеб. для бакалавров - Москва: Юрайт, 2012. - 549 с.

  2. Викторов В.В. Российская цивилизация: тенденция развития от истоков к современности : учеб. пособие для студ. Вузов. - Москва: Вузовский учебник, 2009. - 336 с

  3. Данилевский. Россия и Европа:. – М.: . Москва: РОССПЭН, 2010. – 664

  4. Костина А.В. Культурология [Электронный ресурс]. - Москва: КноРус, 2010

  5. Культурология (ред. С. Н. Иконникова, В. П. Большаков). - Москва: Проспект, 2010. - 528 с

  6. Культурология: история мировой культуры ( ред. А.Н. Маркова). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 600 с..

  7. Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. - Таллинн: TLU Press, 2010. - 232 c

  8. Маркова А.Н. Культурология: учеб. пособие. - Москва: Проспект, 2011. - 376 с.

  9. Митрошенков О. А. Постпостмодернизм как предчувствие //Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 52-61.

  10. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 975 с.


Ресурсы Интернет:
http://www.gumer.info (Библиотека Гумер)

http://www.libelli.ru/library.htm (библиотека Нестор)

http://www.i-u.ru/biblio/defaul.aspx (библиотека Русского гуманитарного интернет-университета)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Яркова Е. Н. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010300. 62 «Математика. Компьютерные...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направлений 020400. 62 География
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Жилищное право»
Учебная дисциплина «Жилищное право» входит в Основную образовательную программу по специальности 030501 «Юриспруденция», принятую...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Дисциплина «Почвоведение»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности...
Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики...
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка литература базовая учебная дисциплина, формирующая...
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент...
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
Изучение дисциплины базируется на знании математики, физики, технической механики, материаловедения, черчения, а также специальных...
Пояснительная записка учебная дисциплина «Культурология» iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск