Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание





НазваниеУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
страница1/5
Дата публикации01.04.2015
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


ПАТЛАСОВ С.А.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно – методический комплекс

Для студентов специальности «культурология»

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

  2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

  3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

  4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

  5. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

  7. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  8. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОЙ

    1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  9. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  10. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  11. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

  12. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

  13. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

  14. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  15. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»


Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый курс обучения по специальности «Культурология».

Учебная дисциплина культурная антропология исследует вопросы становления основной проблематики культурной антропологии, помогает студентам понять процесс развития и формирования культурно – антропологического знания, и на его основе осмыслять культурные явления и процессы, происходящие в современном мире в целом, и в России в частности.

Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - наука) – наука, всесторонне изучающая человека. Первоначально, антропология была связана с изучением прежде всего биологических основ человека и использовала методы антропометрии (измерение соотношений частей человеческого тела, пропорций). Появление антропологии как науки о природе человека связано с выпуском в 1596 г. Книги О. Гасмана под названием «Антропология».

В XIX в. в европейских странах возникли антропологические общества, исследующие останки первобытных людей. В результате исследований возникла необходимость реконструкции истории возникновения, развития человечества и культуры, появилась новое направление социальная этническая антропология, изучающая различные этнические группы – носители культурных традиций.

К началу ХХ в. сформировалась культурная антропология, которая стала изучать проблемы культурных особенностей народов. Позже из антропологии выделились направления философской и социально – философской антропологии.

Современная антропологическая наука представляет собой систему наук, изучающих природу человека со стороны его биологии, социума, психологии, общественно – исторических аспектов, духовности.

Антропология нацелена на постижение целостности человека.

Важно определить место культурной антропологии в системе антропологического знания. Антропология включает в себя следующие разделы: эволюционную антропологию (антропогенез), конституционная антропология (морфология), этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская, социально – философская антропология, политическая антропология, экономическая антропология, педагогическая антропология, психологическая антропология, теологическая антропология.

Культурная антропология – учение о человеке как творце (источнике) и части (результате) культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, психологии, нравственности и религии.

Предметом культурно – психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными элементами на уровне этнической общности.

Цель курса культурной антропологии: освоение антропологических знаний, умений и навыков через рассмотрение человека в комплексе его биологических, психологических, социальных, культурных связей.

Задачи курса:

- освоение предметного поля культурной антропологии как науки и учебной дисциплины в системе гуманитарного знания;

- освоение основных направлений, подходов и методов исследований в культурной антропологии;

- освоение основных школ и понятий культурной антропологии;

- освоение специфики антропологического понимания культуры;

- освоение основ эмпирических исследований в культурной антропологии;

- формирование гуманного отношения к человеку независимо от половозрастных, статусных, этнических, расовых, религиозных и т.д. различий.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


По окончании курса «Культурная антропология» студент должен:

  1. Иметь систему антропологических знаний, ориентированных на представление о человеке как единстве биологических, социальных, психологических, культурных связей.

  2. Обладать умением антропологической интерпретации изучаемых явлений и процессов на основе анализа антропологических универсалий.

  3. Уметь конструировать гностические институциональные модели поведения человека с учетом его этнокультурной специфики.



  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Объем курса «Культурная антропология» рассчитан на 170 часов.

Из них:

- 68 часов составляют лекции;

- 68 часов составляют практические занятия;

- 24 часа составляют курсовые работы;

- 4 часа консультации;

- 6 часов семестровые экзамены.


  1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ






Наименование раздела курса

Вид занятий

Количество

часов

1

Предмет метод цели задачи курса. Культурная антропология в системе гуманитарного знания

л*

2

2

Развитие антропологического знания в истории европейской мысли

л

4

3

Становление и развитие антропологических учений и школ в 19 в. Эволюционизм.

л

4

4

Развитие школ и направлений в культурной антропологии 19 – 20 в. Диффузионизм.

л

4

5

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Культурно - историческая школа.

л

4

6

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Социологическая школа.

л

4

7

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Культурно – биологическое направление.

л

4

8

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Психологическое направление.

л

4

9

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Психоаналитическая школа.

л

4

10

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Функционализм.

л

4

11

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в. Структурно – функциональное направление.

л

4

12

Развитие школ и направлений в культурной антропологии в 20 в.

л

2

13

Становление и развитие символической антропологии.

л

4

14

Развитие когнитивной антропологии

л

4

15

Развитие направления культурного релятивизма

л

4

16

Развитие направления постмодернизма в культурной антропологии

л

4

17

Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Культурная экология.

Неоэволюционизм. Культурная динамика. Герменевтическая и семиотическая (интерпретативная) антропология. Психоаналитические исследования культур в конце ХХ в.




6

18

Развитие антропологии в российской науке. Этнография в России и в СССР. Проблемы развития антропологии в современный период в России.

л

2

19

Место культурной антропологии в системе гуманитарного знания

п

2

20

Эволюция представлений о человеке в историко – культурном аспекте

п

2

21

Эволюционистская концепция Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера

п

2

22

Эволюционистская концепция Г. Спенсера, Л. Моргана

п

2

23

Диффузионистские концепции Л. Фробениуса, Л. Гребнера

п

2

24

Диффузионизм в США и Англии. Методология диффузионизма. К. Уисслер, У. Риверс, Р. Диксон, Э. Смит, У. Перри, Т. Хейердал

п

2

25

Культурно – историческая школа. И. Тэн

п

2

26

Американская школа исторической этнологии. Ф. Боас, А. Кребер

п

2

27

Социологическая школа. Э. Дюркгейм, Марсель Мосс

п

2

28

Социологическая школа. Л. Леви - Брюль

п

2

29

Биологизаторские направления в антропологии. Расистская концепция Ж. Гобино. Антропосоциология Ж. Лапуша и О. Аммона

п

2

30

Концепции психологии народов. М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.


п

4

31

Концепции групповой психологии. Г. Лебон, Г. Тард

п

2

32

Концепции «культуры – личности». Р.Бенедикт, М. Мид, Р. Липтон, К. Клакхон, А. Кардинер, Дж. Хонигман

п

2

33

Психоаналитическая школа. Методологические основы исследования культур. Теория культуры З. Фрейда. Модификации психоаналитического метода исследования: В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм

п

4

34

Аналитическая концепция культуры К. Юнга, гуманистическая концепция В. Франкла

п

4

35

Неофрейдистская (фрейдо – марксистская) концепция культуры Э. Фромма

п

2

36

Концепция культурной психоистории Ллойда Демоза

п

2

37

Функционализм. Культурно – антропологический функционализм Б. Малиновского, структурный функционализм А.Р. Радклифф – Браун, Эдвард Эванс - Причард

п

2

38

Структурно – функциональная антропология К. Леви – Стросса. Развитие американского структурализма

п

2

39

Символическая антропология. Теория символов Л. А. Уайта

п

2

40

Когнитивная антропология (антропология, психология, лингвистика). Техника мышления, когнитивный стиль и сенсотип. М. Сегалл, Д. Кемпбелл, М. Коул, С. Скрибнер

п

2

41

Культурный релятивизм и его методологические основания. М. Херсковиц

п

2

42

Постмодернизм и постструктурализм. Методологические основания. Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари

п

2

43

Антропология второй половины ХХ в. Культурная экология, Неоэволюционизм. Дж. Стюард, М. Харрис, Г. Чайлд

п

2

44

Герменевтическая антропология. В. Дильтей, К. Гирц, В. Тернер, Р. Докинз

п

2

45

Психоаналитические исследования культур. Э. Эриксон, Г. Стейн, Дж. Деврё, У. Ла Барре

Транзактный анализ и сценарный подход Э. Берн, К. Штайнер

п

4

46

Развитие антропологии в российской науке. Дореволюционная антропология. А. Никитин, С. Ремезов, Н. Спафарий, Г. Новицкий, Н.Н. Миклухо – Маклай, Д.Н. Анучин, А. Кузнецов.

п

2

47

Советская антропология. Г. Шпет, А.Р. Лурия, С. Токарев, Ю.В. Кнорозов, Ю.В. Бромлей.

п

2

48

Современная российская антропология. Э.А. Орлова, С.Е. Рыбаков. Концепция этногенеза Л. Гумилев. Культурная антропология А.Я. Гуревича

п

2


*Пояснение:

Л – лекция

П – практическое занятие


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,...
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»
Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 80801. 65 «Прикладная информатика в географии»...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Яркова Е. Н. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010300. 62 «Математика. Компьютерные...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск