Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов





НазваниеУчебно-методическое пособие по культурологии для студентов
страница1/3
Дата публикации02.12.2014
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов

ОЗО СК ГМИ (ГТУ)

Авторы: Кветкина И.И., доцент кафедры истории, к.и.н.

Кулумбекова А.К., ассистент кафедры истории

В авторской редакции.

Планы семинарских занятий для студентов ОЗО СК ГМИ (ГТУ)

Семинар 1. Культурология в системе гуманитарного знания

План: 1. Происхождение и смысл термина «культура».

2. Структура культуры и ее основные функции.

3. Культурология и ее междисциплинарные связи.

Литература к теме:

1. Багдасарьян. Н.Г. Культурология: учебник - М.: Юрайт, 2011.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011.

3. Кармин А.С. Культурология: краткий курс – СПб: Питер, 2010.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару следует обратить внимание на этимологию термина «культура» и проследить историческое развитие представлений о культуре: в античности, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения, в Новое время и в современности. Студенты могут представить различные определения термина «культура» и прокомментировать, с каких позиций дано то или иное определение. Важно представить классификацию основных определений культуры. В результате мы получим представление о многоплановости, разносторонности определений культуры в современной культурологии.

При подготовке 2-го вопроса студент должен рассмотреть структуру культуры и не только знать основные функции культуры, но и понимать, как они реализуются в жизни общества, уметь привести примеры. Студенты должны объяснить, почему функция социализации или инкультурации является главной в культуре.

Вопрос о междисциплинарных связях культурологии легче всего рассмотреть на анализе структуры самой культурологии как интегративной гуманитарной дисциплины. Выявление процесса складывания самой науки, изучение основных этапов становления культурологии как науки позволит убедиться в ее многосторонних связях с этнографией, историей, философией, социологией, антропологией и др. науками.

Обсуждение всех вопросов семинара позволит студентам сделать обоснованные выводы о месте и роли культурологии в системе гуманитарного знания современности.

Семинар 2. Культура и религия.

План: 1. Религия в культурной картине мира. Основные элементы и функции религии.

2. Мировые религии:

а) буддизм: истоки, учение, сакральные тексты;

б) христианство: возникновение и основы христианского вероучения, конфессии.

в) ислам: истоки, вероучение, конфессии.

Литература к теме:

1. Багдасарьян. Н.Г. Культурология: учебник - М.: Юрайт, 2011.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011.

3. Кармин А.С. Культурология: краткий курс – СПб: Питер, 2010.

4. Культурология: уч.пос./ под ред. Г.В. Драча. - Ростов/Дон: Феникс, 2012.

5. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой – М.: Юнити, 2011.

6. Костина А.В. Культурология: электронный учебник. – М.: Кнорус, 2009.

7. Кветкина И.И., Таучелова Р.И., Кулумбекова А.К. и др. Лекции по культурологии. Уч. пос. - Владикавказ, изд. СК ГМИ, 2006.

Методические рекомендации:

Вопросы религии тесно связаны с культурой. Недаром в слове культура корнем является слово «культ» - почитание, поклонение кому - или чему-либо. Именно поэтому семинарское занятие, основанное на самостоятельной подготовке студентов, предложено для изучения наиболее распространенных в мире религий. Что касается христианства и ислама, то мы живем в регионе, где обе эти конфессии существуют вокруг нас. По своему вероисповедному происхождению многие студенты относятся к христианам или мусульманам, и им совсем небесполезно знать основы религии своих предков.

При подготовке 1 вопроса семинара следует уяснить, что любая религия выступает фундаментальным фактором общественной жизни. Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в развитом обществе, где искусство, философия, наука, идеология, политика образуют самостоятельные сферы культуры, религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Ее влияние на жизнь общества было и остается весьма значительным, а в некоторые периоды истории - решающим. Студенты должны уметь не только перечислить основные элементы религии, но и прокомментировать их содержание. А также подробно рассказать об основных функциях религии.

В отличие от других мировых религий, буддизм часто трактуется как философско-религиозное учение, религия «без души и без Бога» - Сиддхартха Гаутама (563 - 486-473 гг. до н.э.) - Будда, т.е. «просветленный» был историческим лицом, сыном царя шакьев, маленького племени, обитавшего в предгорьях Гималаев. Он был обожествлен последователями уже после смерти. Говоря об истоках буддизма, студенты должны знать, что он вырос из древнеиндийского брахманизма. Буддийские философы заимствовали у него идею перерождения. Сегодня буддизм – это не только религия, но и этика, и определенный образ жизни.

Незадолго до смерти Будда сформулировал принципы своего учения: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянство элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь». Задача студентов не только перечислить, но и уметь раскрыть содержание этих принципов, сделав вывод о том, что конечная их цель – достижение нирваны. Студентам надо уяснить, что нирвана (объяснить термин) - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которая свободна от низменных привязанностей. Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет.

История христианства подробно изложена во многих учебниках и пособиях. При подготовке этой части вопроса важно представить истоки возникновения новой религии в русле иудаизма, отличие христианства от иудаизма и основы христианского вероучения (Нагорная проповедь Иисуса, Символ Веры). Библия может быть представлена в 2-х ее основных частях – Ветхом и Новом Завете. Причем, студенты должны иметь представление о сути самого Нового Завета как нового договора Бога с людьми. Студентам надо сформировать также представление о 3-х основных ветвях христианства – православии, католицизме и протестантизме и главных различиях между ними.

При подготовке вопроса об исламе следует учесть, что ислам как самая молодая из мировых религий впитал в себя многое и из иудаизма, и из христианства, поэтому ислам и причисляют к авраамическим религиям. Мухаммад (Магомед) – пророк ислама, последний Мессия (по вере мусульман), выступив против арабского язычества, с помощью провозглашенной им новой веры, способствовал не только этнической, но и государственной консолидации арабов. Этим объясняется факт наличия в первоначальном исламе идеи «джихада» («газавата»). Студенты должны проследить историческую эволюцию этой идеи и современное воплощение ее в исламском фундаментализме (в частности, течении ваххабизма). Суть вероучения ислама сводится к признанию 5 «столпов ислама», которые студенты должны не только изложить, но и разъяснить. Следует проследить также историю создания Корана и Сунны, их роль в жизни верующих. Студентам надо иметь представление и об основных течениях ислама – суннизме и шиизме.

Тема 1: Культурология в системе гуманитарного знания.

1. Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.

2. Этапы становления и структура культурологии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях развития и значении культуры.

Культура стала предметом внимания исследователей довольно давно. Уже в античной Греции философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином «культура», но придавали близкий к нему смысл греческому слову «пайдейя» (от греч. pais – ребенок) - воспитание, образование, просвещение. Греки создали уникальную систему образования, дополнив ее понятиями «мусейя» (от 9-ти муз – покровительниц искусств и наук) и «калокагатия» (под которой понималось физическое совершенство человека: греки полагали, что если дух – это истинное сокровище, то оно должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела). В этой системе формировался человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. В основе античного понимания культуры лежал идеал человека как цели культурного процесса. В греческом полисе, существовавшем как община равноправных свободных граждан при осознании общности интересов большинства, сформировалось представление о гармоничности, разумности, упорядоченности мира, осознаваемого как совершенная, прекрасно устроенная структура. Мир как космос (что как раз и означало «прекрасно устроенный мир»), по представлениям греков, неизменен и вечен, гармоничен, в основе его лежит «красота» и «благо». Природа – главная, неотъемлемая часть космоса, который включал в себя также богов и людей. Жизнь «по природе» превращалась у греков в этический идеал образования и культуры.

Само слово «cultura» появилось в римской античности, означало «возделывание, уход, обработка» и применялось в смысле «агрокультура». Впервые о «возделывании духа» - «cultura animi» писал в своих трудах («Тускуланские беседы», 45 г. до н.э.) Марк Туллий Цицерон, знаменитый римский оратор и писатель. Постепенно термин «cultura» становится антонимом к слову «natura» (природа), означая все неприродное, созданное руками и разумом человека. В целом именно такое понимание культуры существовало до конца эпохи античности.

В Средние века (5-15 вв.) культуру рассматривали главным образом под именем религии.

Эпоха Возрождения (15-16 вв.) ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства.

В Новое время (в 17 веке) в работах английского философа Томаса Гоббса и немецкого правоведа Сэмюэля Пуффендорфа (1632-1694) утвердилась идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном состоянии и культурном состоянии. Таким образом, во второй половине 17 в., закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Собственно, с этого момента, мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в качестве предмета научного познания.

В 18 в., веке Просвещения, понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия. Одним из первых термин «культура» ввел в оборот Иоганн Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. В трудах этого немецкого философа и просветителя культура выступает как ступень совершенствования человека и, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Именно в это время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его духовных способностей.

Таким образом, если первоначально представление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

В 19 веке у ученых-гуманитариев появилась потребность познать причины, а также наиболее важные условия становления различных культур. Более того, исследователям хотелось заглянуть за горизонт повседневного человеческого существования - а что же там дальше? Постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины.

Английский антрополог и этнограф Эдуард Тайлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает «Наука о культуре». Он предложил одно из первых объяснений понятия «культура» и сделал это в ключе описания. «Культура, или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества… ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего» (Тайлор Э. «Первобытная культура».- М., 1989, с.18).

Исследователи всегда подчеркивали многозначность определений культуры. Сегодня, по подсчетам компьютера, число применяемых в разных сферах человеческой деятельности определений культуры, превысило 11 тысяч. Уже в 19 в. получили распространение 2 основных подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: антропологический и аксиологический (ценностный). В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, во втором смысле культура понимается как то, что должно быть.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не есть безусловное благо. В ней наряду с разумным есть и много неразумного.

Аксиологический (ценностный) подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Под культурой следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми.

Понятие культуры является базисным в культурологии. Но какое бы определение культуры мы не использовали, необходимо помнить главное: культура – это специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире.

Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть без усилий человека. Культурная деятельность характеризуется творческим, созидательным и свободным началами, а также продуктивностью (культурная деятельность предметна по своей сути, т.е. направлена на создание предметов). Кроме того, к основным критериям культурной деятельности человека относят смыслополагание, коммуникативность, регламентированность.

Смыслополагание означает, что человеческие поступки наделяются определенным смыслом, значением, и именно поэтому любая культурная деятельность носит осмысленный характер.

Коммуникативность предполагает, что деятельность субъекта всегда имеет адресата, который откликнется на обращенное к нему действие.

Регламентированность - это конкретные формы культурной деятельности, создаваемые обществом в процессе культурного контакта.

Таким образом, если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире». Культуру можно определить и как способ человеческого бытия, особенность которого проявляется в том, что он создается своим носителем, т.е. человеком.

К основным понятиям культурологии относится также понятие субъект культуры. Субъектом культуры может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности, который посредством своей деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

Человека вообще и человека как субъекта культуры определяют три существенных момента: сознательность, воспитанность и креативность.

Сознательность предполагает, что поступки человека определяются не только материально-природными факторами, но и осознанным выбором. Воспитанность предполагает, что человек умеет подчинить «зов природы», физиологические потребности иным, не природным, а духовным требованиям. Прогресс человечества измеряется мерой роста неприродной, культурной составляющей, когда определяющую роль в жизни человека играет не природные, физиологические, а культурные условия.

Креативность (созидательность) предполагает, что человек как субъект культуры ориентирован не только на удовлетворение своих физических потребностей, но и на реализацию своего творческого потенциала, который направлен на преобразование окружающей реальности и создание новых форм деятельности.

Характер культурной деятельности человека, таким образом, определяется совокупностью вышеуказанных признаков, без которых деяния субъекта нельзя квалифицировать как культурные, а сам человек не может считаться субъектом культуры.

Структура культуры:

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание:

1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различать элитарную и массовую культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять мировую культуру (как синтез наивысших достижений национальных культур), национальные культуры (как культуры отдельных этносов), культуру социальных общностей или субкультуру (классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную и т.д.), культуру семьи и культуру отдельного человека (индивидуума).

3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К материальной культуре относят культуру труда и материального производства, культуру быта, места жительства (топоса), физическую культуру, культуру отношения к собственному телу. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры – экономическая, экологическая, эстетическая, политическая – пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного. Критерием для такого разделения является, конечно же, интеллектуальное и нравственное содержание культуры.

5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).

Функции культуры:

Этот вопрос предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Культура – многофункциональная система. Исследователи выделяют следующие основные функции культуры:

1. Функция социализации (человекотворческая, гуманистическая, инкультурации) - главная в культуре; она обеспечивает процесс вхождения человека в социум, т.е. придает ему вторую, социальную сущность.

Принято выделять 2 стадии социализации:

первичная (детский и подростковый период, когда человек осваивает самые необходимые социокультурные нормы);

вторичная (при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки и т.д.).

Наряду с этим термином применяется и другой - инкультурация, обозначающий процесс приобщения человека к культуре, усвоения им ценностей, норм, моделей поведения, характерных для данной культуры. Термин инкультурация был введен в оборот американским культурантропологом М. Херсковицем в 1948 г. Термин «инкультурация», по сути, дублирует понятие «социализация». В настоящее время социализация и инкультурация рассматриваются как две стороны единого процесса вхождения человека в социокультурную систему.

2. Адаптивная (защитная) функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

3. Коммуникативная функция - культура формирует средства человеческого общения; культура - условие и результат общения людей;

4. Интегративная функция - культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой;

5. Познавательная (гносеологическая) функция - заключается в предоставлении человеку способов познания окружающей реальности и путей формирования представлений, норм, идей и ценностей;

6. Нормативная (регулятивная) функция - способствует созданию общественных норм и ценностей, а также приемлемых и допустимых правил поведения человека. Эти нормы и правила имеют различные проявления, они могут быть выражены в морали, праве и обычае;

7. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция - каждая культура представляет собой определенную знаковую систему и нахождение в ней предполагает усвоение этих знаков;

8. Информационная (исторической преемственности, трансляции социального опыта) функция - отвечает за сохранение накопленного опыта, так как культура является единственным механизмом его передачи от поколения к поколению.

В разных работах исследователи выделяют и многие другие (креативная, релаксационная, ценностная) функции культуры, подробное их рассмотрение будет сделано в ходе семинарских занятий.

2. Этапы становления и структура культурологии.

В начале 20 в. немецкий ученый и философ Вильгельм Оствальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре термин «культурология». Сам термин «культурология» активно использовался американским исследователем Лесли Уайтом (1900-1975) в работе «Наука о культуре» (1949), где он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Постепенно этот термин вошел в научный обиход гуманитарных наук. Таким образом, становление культурологии включает:

- донаучный этап (с античности до 17 в.);

- научно-исторический этап (до сер. 19 в.);

- научно-философский этап (с сер. 19 в.).

Структура культурологии:

Культурология как комплексная гуманитарная наука или как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре, включает в себя:

1) общую теорию культуры (философию культуры). Философия культуры является умственной сферой, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог ее философской интерпретации. Если культурология изучает культуру всеми доступными ей методами, то философия дает нам понимание культуры. Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

2) историю культуры. История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, анализирует и обобщает фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.

3) историю культурологических учений. Она важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре, помогает оценить сегодняшнее состояние культурологической науки, выявить тенденции ее дальнейшего развития.

4) социологию культуры. Она исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, динамику культурных изменений, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп, как отдельных составляющих общества; осуществляет культурный анализ деятельности различных социальных институтов.

5) культурную антропологию, которая изучает традиции, обряды, верования и уклад жизни традиционных обществ с целью исследования эволюционных механизмов развития культуры. В рамках культурной антропологии исследуется процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира личности, важнейшие моменты социализации и инкультурации человека.

6) прикладную культурологию, цель которой – теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов ее исследования. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики, а также организация и технология культурной жизни общества.

В настоящее время изучение культуры в ее разных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований: психология культуры, культурная лингвистика, филологическая культурология, герменевтика культуры и т.д.

Объясните значение терминов: культурология, культура, «пайдейя», «мусейя», «калокагатия», антропология, коммуникативность, субъект культуры, креативность, социализация, инкультурация, адаптация, интеграция, гносеология, семиотика, компаративный, аксиология, парадигма, синергетика.

Персоналии: М.Т. Цицерон, Т. Гоббс, С. Пуффендорф, И. Гердер, Э. Тайлор, В. Оствальд, Г. Риккерт, Л. Уайт, М. Херсковиц.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «культурология»?

2. Какова этимология термина «культура»?

3. Кто первый стал сознательно относиться к культуре как явлению отличному от природы?

4. Что такое «пайдейя», « мусейя», « калокагатия»?

5. Чем объяснить многообразие определений культуры? Каковы основные подходы выявления ее специфики?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные функции культуры. Какая из них является главной и почему?

7. Кто ввел в научный обиход термин « культурология»?

8. Кто и когда прочел первый курс культурологии?

9. Что такое « культурная деятельность», каковы ее характеристики?

10. Кто может быть субъектом культуры?

11. С какого времени культура становится предметом научного изучения?

12. Перечислите основные этапы становления культурологического знания.

13. Каково антропологическое (аксиологическое) определение культуры?

14. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные разделы культурологии.

15. Дайте современное определение культуры.

16. Что вам известно о структурировании культуры?

17. Какие виды культуры включает материальная и духовная культура?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного обучения факультета культурологии специальности 053100
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие для иностранных студентов. Волгоград 2004
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов первого курса всех факультетов. В нем рассматриваются теоретические...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск