ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт филологии и искусств Отделение романо-германской филологии Абдрафикова А. Р.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (МЕТОДИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
для студентов IV и V курсов, обучающихся по направлению 050100.62
«Педагогическое образование» по профилю «Иностранный язык и
второй иностранный язык»
Казань
2012 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»
Институт филологии и искусств
Отделение романо-германской филологии
Кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике
для студентов 4-го и 5-го курсов
отделения романо-германской филологии по профилю «Иностранный и второй иностранный язык»
Казань 2012
УДК 37 (072)
ББК 74 я 7
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской филологии по профилю «Иностранный язык и второй иностранный язык». Учебно-методическое пособие. - Казань: КФУ, 2012. – 66с. В пособии излагаются основные требования к содержанию и оформлению педагогической (методической) практики по иностранному языку, даются методические рекомендации по организации и планированию уроков иностранного языка в школе.
Материалы учебно-методического пособия предназначены для студентов, преподавателей и методистов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Педагогическое образование» Составитель:
Абдрафикова А.Р., канд. пед. наук, доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования КФУ.
Научный редактор:
Ярмакеев И. Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологии гуманитарно-художественного образования КФУ. Рецензенты:
Хасанова О.В., к.п.н., доцент КФУ
Яшина М.Е., к.п.н., доцент КФУ © Казанский (Приволжский) федеральный
университет, 2012
ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день общество требует, чтобы современный учитель обладал глубокими теоретическими и практическими знаниями, а также высоким педагогическим мастерством. Всё это напрямую зависит от организации учебного процесса со студентами, в том числе и от уровня проведения педагогической практики, которая является важной формой практической подготовки будущих педагогов.
Педагогическая практика (от греч. prakticos - деятельный, активный) - это форма профессионального обучения в высших и специализированных учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Практика проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности [2, с.212]. В истории появления и дальнейшего развития педагогической практики в России и за рубежом сложились два подхода к её организации: организация практики в течение всех лет обучения в ВУЗе и организация теоретической подготовки, а затем непосредственное её применение на практике. Особый вклад в развитие педагогической практики в России внесла Н.К. Крупская.
Педагогическая практика — это комплексный процесс, в котором студенты выполняют все виды деятельности, определяемые их специализацией. Она является важной составной частью подготовки студентов университета к преподавательской деятельности, которая призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы со школьниками. Так как практика – это всегда активное, деятельное освоение и преобразование действительности, то и соответствующим образом должна организовываться и педагогическая практика, в которой студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действительности с позиций педагога, как утверждает автор учебника «Современная дидактика» А.В. Хуторской
[13, с.481]. Имея различные формы и виды, педагогическая практика способствует развитию профессионального самосознания, культуры педагогического общения, формированию теоретической, практической и личностно-мотивационной составляющих профессиональной компетентности. Кроме того, во время прохождения педпрактики у студентов формируются навыки педагогической деятельности учителя иностранного языка, а также начинает складываться собственный творческий стиль педагогической деятельности. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Прежде всего, педагогическая практика нацелена на становление у будущих учителей профессиональных способностей, навыков, умения организовать учебно-воспитательный процесс. Все это в будущем даст им возможность успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Кроме того, к основным целям педагогической практики можно отнести следующее:
обеспечение адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях школы, гимназии, лицея;
обучение студентов всестороннему использованию полученных в вузе знаний по циклу психолого-педагогических дисциплин, частной методике, а также по фундаментальным дисциплинам с учетом возрастных особенностей обучаемых;
углубление теоретических знаний по психолого-педагогическому курсу;
развитие у студентов интереса к педагогической работе;
формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы.
В связи с этим в процессе прохождения педагогической практики решаются следующие основные задачи:
углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в вузе, на практике в учебно-воспитательной работе с учащимися;
обучить студентов наблюдению и анализу учебно-воспитательной работы;
научить студентов, опираясь на знания педагогики, психологии и физиологии детей и подростков, проводить учебно-воспитательную работу с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
подготовить студентов к проведению различных типов уроков с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
научить студентов планировать учебную и воспитательную работу;
развивать и укреплять у студентов любовь к педагогической профессии, стимулировать стремление к изучению специальных педагогических дисциплин и совершенствованию своих педагогических способностей;
привить студентам навыки внимательного отношения к охране физического и нравственного здоровья школьников;
расширять и закреплять умения, вести общественную и профориентационную работу в старших классах средней школы;
ознакомить с методическим опытом и системой работы учителя по соответствующему предмету;
ознакомить с различными типами образовательных учреждений, таких как школа, гимназия, лицей и другие.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В соответствии с предложенной концепцией и примерной программой, педагогическая практика является содружеством следующих её участников: преподавателя вуза, организующего практику, (т.е. факультетского руководителя); преподавателя вуза, непосредственно работающего со студентом в период практики (преподавателем - методистом по психологии и педагогике); руководителя практики на месте ее прохождения — учителя-предметника данного образовательного учреждения, классного руководителя того класса, в котором студент будет проводить ряд обязательных внеклассных мероприятий и самого студента-практиканта.
Факультетский руководитель организует педпрактику, осуществляя при этом систематический контроль над её проведением. Он распределяет студентов по местам педпрактики, подготавливает и проводит итоговые конференции после прохождения педпрактики студентами.
Преподаватель-методист назначается из числа преподавателей выпускающей кафедры, имеющих ученую степень, а также опыт управленческой или практической работы в педагогических учреждениях.
Основной задачей преподавателя-методиста является активное обучение студента в период практики, оказание ему помощи по закреплению на практике знаний, полученных в процессе теоретических занятий. За время, отведенное на прохождение педпрактики, преподаватель-методист не реже одного раза в неделю проводит консультации со студентами по всем возникающим вопросам. Он присутствует на открытых занятиях, различного рода мероприятиях, проводимых студентами.
Преподаватель-методист также участвует в установочной и итоговой конференциях. По окончании педпрактики методист проверяет и оценивает дневники студентов по практике, выставляет итоговые отметки за проделанную работу.
Групповой руководитель назначается из числа кураторов, методистов, преподавателей специальных дисциплин вуза или наиболее квалифицированных и опытных учителей. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики студентов в определенной школе. Кроме того, он несет ответственность за выполнение программы практики студентами и за объективную оценку итогов. На протяжении всей педпрактики групповой руководитель контролирует деятельность методистов, старост студенческих групп.
По окончании педпрактики групповой руководитель составляет отчет о педпрактике и вместе с отчетной документацией студентов сдает её факультетскому руководителю педагогической практики, выступает с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.
Немаловажную роль в организации и контроле студентов во время прохождения педагогической практики играют методист по педагогике и методист по психологии.
Методист по педагогике принимает активное участие в планировании и организации педагогической практики студентов, проводит консультации по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы, посещает отдельные уроки, внеклассные занятия и творческие мероприятия студентов. В случаях грубого нарушения трудовой дисциплины или невыполнения программы педпрактики студентами, методист обязан своевременно поставить в известность деканат и учебный отдел вуза.
Для объективного выставления итоговых отметок студентам он совместно с учителями и другими руководителями педагогической практики оценивает работу каждого студента-практиканта.
Методист по психологии выполняет все те же характерные обязанности, что и вышеперечисленные участники педагогической практики. Он принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, посещает не менее одного урока и внеклассного мероприятия студента, анализирует отчетную документацию, участвует в оценке профессиональной подготовки каждого студента.
Учитель-предметник знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной (образовательной) работы по предмету. Оказывает методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, уделяя при этом особое внимание использованию студентами современных форм и методов организации учебных занятий (видеоуроки, семинары, лабораторные работы, экскурсии, конференции и др.), эффективных методов обучения (деловые игры, использование ТСО, компьютеров, сети Интернет и др.). Не позднее, чем за день до проведения студентами их урока просматривает и подписывает его конспект, так как без проверенного и утвержденного конспекта студент к уроку не допускается. По окончании педпрактики студента-практиканта педагог-предметник даёт характеристику его деятельности, которая впоследствии подписывается директором и скрепляется печатью данного учебного учреждения.
Классный руководитель также играет немаловажную роль в организации работы студентов-практикантов. Он включает их в педагогическую деятельность с детским коллективом, знакомит с составом учащихся класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, а также с основными воспитательными задачами и планом своей работы. Классный руководитель контролирует планирование и реализацию воспитательной работы студентов, даёт им конкретные задания по проведению текущей воспитательной работы с учащимися, проведению студентами коллективных творческих дел и других форм как коллективной, так и индивидуальной деятельности, обеспечивая их при этом необходимой методической литературой. Он присутствует на проводимых студентами внеклассных занятиях и участвует в их обсуждении, впоследствии оценивая их.
В то время как все вышеперечисленные участники выполняют свои права и обязанности, студент также обязан придерживаться определённых правил.
На установочной конференции студентам сообщаются школы, в которых они будут проходить педпрактику. Им представляют групповых руководителей, информируют о днях консультаций с методистами кафедры, определяют количество уроков, которые должны провести студенты во время практики, а также перечень документов, которые должны быть подготовлены студентами по завершении педагогической практики [8 с.12]. При определенных обстоятельствах некоторые студенты могут быть направлены на практику по месту своего жительства.
Во все дни педпрактики студент-практикант обязан прибыть в учебное заведение за 20 мин до начала занятий. В первый день он знакомится с приставленным к нему учителем-предметником, классным руководителем, в классе которого студент будет проводить внеклассные мероприятия, и знакомится с самим классом, где впоследствии ему придется давать свои уроки. Пребывание студента в общеобразовательном учреждении в каждый из последующих дней должно быть не менее 6-ти часов. За это время студент проводит свои уроки, внеклассные мероприятия, а также посещает уроки своих сокурсников и опытных преподавателей данной школы или гимназии.
Студент обязан иметь при себе всю необходимую документацию практиканта. Это дневник, план индивидуальной работы, а главное, конспекты уроков, которые он проводит, т.к. в случае их отсутствия студент не допускается к проведению уроков.
Во время прохождения педпрактики студент-практикант обязан выполнять все требования методистов.
Помимо внеклассных мероприятий, он выполняет текущие обязанности классного руководителя, такие как проверка дневников, дежурства, встречи с родителями.
По завершении педагогической практики студент в установленные сроки должен отчитаться за проделанную работу, предъявляя руководителям практики отчетную документацию.
В случае невыполнения требований, студент может быть отстранён от прохождения практики. Отстраненные от практики студенты, а также студенты, работа которых признана неудовлетворительной, по решению совета факультета проходят практику повторно во время учебных занятий в университете.
Критерии оценки педагогической практики
Итоговая оценка по педагогической практике выставляется факультетским руководителем. Она состоит из оценок, выставляемых учителями по педагогике и психологии, курирующими студентов-практикантов на местах прохождения педагогической (методической) практики, совместно с групповыми руководителями-методистами по иностранным языкам.
Оценка
«отлично»
| Выставляется студенту-практиканту в том случае, если он выполнил весь объем работы, предусмотренный программой по практике, продемонстрировав отличное владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, отличались высоким профессиональным уровнем и креативным характером, а также, если студент-практикант в установленные сроки и в полном объеме сдал отчетную документацию и принял активное участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.
| Оценка
«хорошо»
| Выставляется студенту-практиканту в случае, если он выполнил весь объем работы, предусмотренный программой по производственной практике. При этом он должен был продемонстрировать хорошее владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, отличались хорошим профессиональным уровнем и креативностью. А также если студент-практикант в установленные сроки и в полном объеме сдал отчетную документацию и принял участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.
| Оценка
«удовлетворительно»
| Выставляется студенту-практиканту в случае, если он выполнил 80% объема работы, предусмотренной программой по производственной практике. При этом он продемонстрировал удовлетворительное владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Уроки и внеклассные мероприятия, проведенные студентом-практикантом, не отличались хорошим профессиональным уровнем и не носили креативный характер. А также если студент-практикант не сдал в установленные сроки и в полном объеме отчетную документацию и не принял участие в проведении отчетной конференции по окончании производственной практики.
| Оценка «неудовлетворительно»
| Выставляется студенту-практиканту в случае невыполнения требований, предусмотренных программой по производственной практике, если он не продемонстрировал владение теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для обеспечения эффективности процесса обучения иностранным языкам.
| Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по педагогической практике, могут быть продлены сроки ее прохождения.
В случае повторного получения неудовлетворительной оценки студент может быть отчислен из университета за невыполнение учебной программы.
Студентам, проходившим педагогическую практику индивидуально, на основании открепительного письма, выставляется итоговая оценка в соответствии с оценкой, заверенной печатью образовательного учреждения по месту прохождения педагогической практики, и с учетом отчетной документации, сданной в полном объеме и в установленные сроки, сопровождаемой характеристикой (отзывом) на студента-практиканта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Студенты-практиканты очного отделения (IV, V курса) осуществляют
все виды педагогической деятельности на основе диагностического подхода и самостоятельно ее планируют, обеспечивают её эффективность. Студенты осуществляют самостоятельную учебную, внеклассную и внешкольную работу (сюда входит разработка системы уроков по темам и обоснованный выбор методов обучения). Практиканты проводят обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по различным формам НИРС (курсовая работа, научный доклад, часть дипломной работы).
Педагогическая практика по иностранному языку (английскому)
Цель: адаптация студентов к школьным условиям, применение теоретических знаний при овладении основами всех педагогических функций в работе с учащимися одного класса (одной группы).
Задачи практики заключаются в том, чтобы сформировать у студентов-практикантов следующие умения:
анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащегося на основе полученных теоретических знаний с помощью методиста и учителя;
планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);
методически грамотно формулировать цели и задачи каждого конкретного урока; выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленной цели;
анализировать и корректировать свою деятельность на основе теоретических знаний;
организовать внеклассную работу по предмету (подготовить и провести конкретное мероприятие).
Отчётная документация студента-практиканта романо-германского отделения и оценка за педпрактику
IV курс
проведение 40 уроков, 20 из которых с оценкой (в таблице);
подробный план-конспект 10 зачётных уроков по языку;
наглядные пособия и образцы дидактического материала, подготовленные во время прохождения практики;
характеристика учителя-предметника и классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;
самоанализ;
анализ 10 взаимопосещаемых уроков;
анализ 10 уроков учителя-предметника.
V курс
проведение 30 уроков, 20 из которых с оценкой (в таблице);
подробный план-конспект 10 зачётных уроков по языку;
наглядные пособия и образцы дидактического материала, подготовленные во время прохождения практики;
характеристика учителя-предметника, классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;
самоанализ;
анализ 10 взаимопосещаемых уроков;
анализ 10 уроков учителя-предметника.
V курс (второй язык)
проведение 12 уроков, 10 из которых с оценкой;
подробный план-конспект 2-х уроков;
характеристика учителя-предметника, классного руководителя на студента-практиканта, заверенная подписями классного руководителя, директора школы и печатью школы;
анализ 5 взаимопосещаемых уроков;
анализ 5 уроков учителя-предметника.
Критерии оценки работы студентов в период педагогической практики
1. Умение планировать урок:
а) поставить цель и определить задачи урока;
б) распределить учебный материал по этапам;
в) рационально распределить время на уроке;
г) подобрать дополнительный языковой и речевой материал;
д) выбрать формы урока, приёмы и режимы работы, адекватные цели, задачам урока, а именно:
формы урока: традиционные; нетрадиционные (проблемные, игровые и т.д.).
режимы работы: учитель - ученик; учитель – класс; парный; групповой; ученик – класс; учитель – ученик 1 - ученик 2;
е) определить объем домашнего задания и форму его выполнения.
2. Умение реализовать цели и задачи урока:
а) выполнить план урока: полностью, не полностью, с запасом времени;
б) перестроить ход урока в зависимости от изменившихся условий обучения;
в) ввести новый материал;
г) закрепить и активизировать материал в различных видах речевой деятельности;
д) организовать контроль;
е) использовать различные средства обучения, а именно:
технические средства;
раздаточный материал;
изобразительную наглядность;
другие.
3. Организаторская деятельность студента на уроке:
а) умение поддерживать дисциплину;
б) умение распределять внимание;
в) умение вовлечь всех учащихся в работу;
г) умение поддерживать интерес к предмету.
4. Лингвокоммуникативные способности студента:
а) проводить урок на иностранном языке;
б) адаптировать речь к уровню владения иностранным языком учащихся;
в) рационально использовать родной язык;
г) общаться с учащимися.
5. Умение анализировать урок:
а) способность пользоваться научной терминологией;
б) степень активности в обсуждении уроков;
в) анализ защитного урока (сдаётся в письменном виде).
6. Этика поведения и выполнения правил внутреннего распорядка:
а) умение общаться с коллективом;
б) дисциплинированность;
в) соблюдение требований администрации к внешнему виду.
7. Выполнение учебных поручений:
а) количество всех уроков;
б) в том числе по замещению;
в) посещено уроков учителей иностранного языка;
г) посещено уроков студентов;
д) проведено индивидуальных и дополнительных занятий;
е) проанализировано с методистом;
ж) количество опозданий;
з) количество пропусков без уважительных причин;
и) количество мероприятий;
к) количество пропущенных дней: по уважительной причине, без уважительной причины.
8. Внеклассная работа по предмету (виды мероприятий и качество их проведения):
а) лекции;
б) беседы;
в) КВН;
г) другое. Схема развернутого анализа урока иностранного языка
Класс, тема, дата.
Анализ методической структуры и содержания урока
Цели, задачи и тип урока:
а) правомерность постановки данной цели;
б) умение определить сопутствующие задачи, исходя из поставленной цели;
в) определение типа урока и его места в системе других уроков по данной теме.
Характеристика языкового и речевого материала:
а) количество отобранных языковых единиц для урока, их методическая организация;
б) речевая направленность отобранного языкового материала;
в) соответствие требованиям аутентичности;
г) языковые трудности при введении и автоматизации нового материала;
д) социокультурная направленность методического обеспечения урока;
е) связь нового материала с пройденным, в рамках обеспечения дидактической преемственности;
ж) адекватность ситуаций предъявления и активизации нового материала речевому опыту носителей данного языка.
Оснащение урока:
а) виды наглядности и технические средства на уроке;
б) соответствие выбранных средств обучения этапу и возрасту обучающихся.
Методическая структура урок:.
а) этапы урока и их общая характеристика;
б) характеристика этапов урока согласно общедидактическим и частнометодическим принципам:
организационный момент,
фонетическая/лексическая/речевая зарядка,
контроль выполнения домашнего задания,
введение нового языкового и речевого материала,
закрепление нового языкового и речевого материала,
тренировка нового языкового и речевого материала,
итоги урока, комментированное выставление оценок,
объяснение домашнего задания.
Организаторская, коммуникативно-обучающая и воспитывающая деятельность учителя:
а) установление делового контакта с классом;
б) ориентировка учащихся на выполнение плана урока (сообщение целей и задач урока);
в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной форм работ учащихся и их соотношения на различных этапах урока;
г) обучение учащихся приемам самостоятельной работы над языком;
д) эффективность использования наглядных пособий на уроке;
е) организация контроля над работой учащихся, выявление и исправление ошибок;
ж) объективность и воспитательная направленность оценок за урок;
з) педагогический такт учителя;
и) правильность и эмоциональная выразительность речи учителя при проведении урока на иностранном языке;
к) умение учителя адаптировать свою иноязычную речь с учетом речевых возможностей учащихся и поставленной цели обучения.
Выводы по результатам урока:
а) достижение поставленных целей на уроке;
б) предложения по устранению недостатков урока. Образец развернутого анализа урока английского языка
8 класс; |