Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен





Скачать 354.5 Kb.
НазваниеОбластное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер354.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Итоговый междисциплинарный экзамен

по специальности 050202 «Информатика»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

учебно – исследовательский

проект урока по теме

«Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение»

базового курса «информатика и ИКТ»

для 8 класса
Модули Итогового междисциплинарного экзамена

Педагогика, Психология, Основы теории информации, Методика преподавания информатики, Программирование,

Программное обеспечение ЭВМ





ВЫПОЛНИЛА:

кругловой о.а.,

КУРС 5, ГРУППА 5И

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ

РУКОВОДИТЕЛь:

КОВАЛЕНКО Н.П., К.П.Н.,

Заслуженный учитель РФ,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ


БОРОВИЧИ

2012г.



Введение


В настоящее время, связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет.

В содержание базового курса «Информатика и ИКТ» входит содержательно-методическая линия «Представление информации».

Линия «Представления информации» является одной из главных линий базового курса «Информатики».

Роль линии представления информации определяется несколькими факторами.

Во-первых, в современных условиях информационного общества, постоянного развития информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности, в том числе и на основе применения новых средств ИКТ, всё большее значение приобретает способность человека грамотно представлять информацию. Не владея способами представления информации, человек не может адаптироваться к меняющимся условиям новой информационной среды. Изучение способов и форм представления информации становится неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки человека к профессиональной деятельности в современных условиях.

Изучая способы представления информации у учащихся формируется понимание важности умений и навыков представлять информацию для успешного продолжения образования в будущей профессиональной деятельности.

Всё это обуславливает чрезвычайную актуальность отражения вопросов представления информации в государственном стандарте общего образования.

Содержательно-методическая линия «Представления информации» является сквозной в базовом курсе «Информатика и ИКТ». Описание информационной функции человека – очень сложная задача. Сделать это исчерпывающим образом не возможно, поскольку человек – это бесконечномерная система. Не случайно, ключевым понятием этой темы выступает понятие языка.

Понятие языка применимо только к этому виду информации и вводится следующим определением: язык – это определенная система символьного представления информации.

Приведенный выше разговор о языках имеет важное значение для общеобразовательного содержания базового курса информатики. Знакомой ученикам термин «Язык» приобретает новый смысл в их создании. Вокруг этого термина строиться целая система научных понятий. Понятия языка является одним из важнейших системообразующих понятий курса информатики.

Всё это обуславливает чрезвычайную актуальность отражения вопросов представления информации в государственном стандарте общего образования.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ определяет следующий обязательный минимум по содержательно-методической линии «Представление информации»:

-естественные и формальные языки;

-информация;

-информационные объекты различных видов;

-формализация описания различных объектов и процессов;

-дискретная форма представления информации;

-кодирование информации;

-системы счисления;

-единицы измерения информации.

Так же в государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны требования к уровню компетенции учащегося.

Учащиеся должны знать:

Что такое информация, формы и способы ее обработки.

Назначение языка, кода и кодирование информации.

Основные единицы измерения количества информации.

Схему передачи информации

Роль технических средств при работе человека с информацией.

Назначение носителей информации.

Учащиеся должны уметь:

Создавать информационные объекты.

Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями.

Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни.

Государственный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ включает в себя 3 целей.

Цели:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  2. овладение умениями, работать с различными видами информации с помощью компьютера, и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

В ходе анализа вариативных программ по информатике и ИКТ нами были выведены следующие ключевые вопросы по теме «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение»

  1. Естественные я зыки;

  2. Формальные языки;

  3. Кодирование текстовой информации;

  4. Способы кодирования текстовой информации;

  5. Кодирование текстовой информации с помощью знаковых систем;

  6. Формы и значения знаковой системы.

Глоссарий основных понятий

Кодирование

Операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

Таблица кодировки

Внутреннее представление символов в компьютере.

язык

Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.

Естественные языки

То есть это язык, на котором разговаривают люди.

Формальные языки

Существовании строгих правил, грамматики и синтаксиса.

Длина кода

Это количество знаков в коде.

перекодирование

Это операция преобразования знаков одной знаковой системы в знаки другой знаковой системы.

Генетический алфавит

Это «азбука», на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами


Анализ содержания темы урока по вариативным программам

Название программы

Содержание программы; Количество часов

Требования к ЗУН

Методические рекомендации

Босова Л. Л.

Программа курса информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы

5 класс

Информация вокруг нас

Способы кодирования информации; кодирование как изменение формы представления информации

2 часа


-различать способы кодирования информации;

Различать формы представления информации

Расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для преобразования и передачи различных видов информации.

Вывод: тема « Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение» представлена только лишь в программе Босовой Людмилы Леонидовны, данная тема изучается и в 5 классе. Учитывая возрастные особенности учащихся тема звучит по другому и разбита на два урока. На изучение данной темы отводится 2 часа. В 6 -7 классах данная тема не изучается.

Семакин И. Г.

Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 8-9 классы

8 класс

Графическая информация и компьютер

Как кодируется изображение

1 час

-уметь кодировать изображения


Провести краткое установочное занятие. В качестве домашнего задания предложить самостоятельно изучить соответствующие параграфы учебника.

Угринович Н. Д. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» 8-9 классы

8 класс

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Знаки: форма и значение

Знаковые системы

Кодирование информации

1 час
9 класс

Кодирование и обработка графической и звуковой информации

2 часа

-формы знаков и их значение;

Виды знаковых систем;

Что такое естественный и формальный языки;

Что такое длина кода.

- знать, как закодировать рисунок

- уметь решать задачи

Достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника.

Макарова Н. В.

Программа по информатике и ИКТ 7 – 9 класс

8 класс

Информационная картина мира

Представление информации

Кодирование текстовой информации.
1 час

- кодировать текст с помощью какого-либо способа;

-что такое код.

Основные понятия осваивают на теоретических уроках и закрепляют полученные знания при изучении всех последующих тем как в компьютерном, так и в некомпьютерном классе.

Вывод: содержание программ Семакина И.Г. и Макаровой Н.В. направлено на отработку навыка кодирования текстовой информации В отличие от Семакина Игоря Геннадьевича и Макаровой Н.В. Николай Дмитриевич рассматривает наиболее углубленно кодирование информации. Рассказывает о способах кодировании. В программе Семакина И.Г. данной теме посвящён лишь небольшой параграф, не дающий учащимся широкого представления о том, как можно кодировать информацию. В программе Макаровой Н.В. акцентируется внимание на кодировании текстовой информации. Общим для программ Семакина И.Г. и Макаровой Н.В. является то, что они оба акцентируют внимание на способах кодирования информации. Так же в учебнике для 9 класса Угриновича Николая Дмитриевича, разработаны уроки как кодировать графическую и звуковую информацию, чего нет у других авторов.



Анализ содержания темы урока по вариативным учебникам

Название учебника

Изучаемые параграфы

Аннотация к параграфу

Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» 5 класс

§ 1.7. способы кодирования информации

В параграфе говорится о том, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, в разных формах.

Способы кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

  1. Графический – с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой – с помощью чисел;

  3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

После параграфа следуют вопросы для повторения и задания.

Вывод: в учебнике 5 класса Босова Л.Л. раскрывает основные способы кодирования информации. Конспект урока составлен с возрастными особенностями учащихся.



Семакин И.Г.

«Информатика и ИКТ» 8 класс


8 класс

Глава 3. Текстовая информация и компьютер

§ 20 как кодируется изображение

В параграфе показаны основные признаки кодирования изображения.

Для получения черно белого изображения используются два состояния пикселя: белый – черный. Когда для кодирования цвета пикселя достаточно одного бита памяти

1 – белый

0 – черный

Количество цветов в которые может быть окрашен пиксель на цветном дисплее, больше двух. Для кодирования четырех цветного изображения требуется двухбитовый код.

В конце параграфа вопросы и задания.


Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» 8 – 9 класс


8 класс

Глава 2

Кодирование информации с помощью знаковых систем

§1.2.1Знаки: формы и значения

9 класс

Кодирование о обработка звуковой информации

В данном параграфе глубоко изучаются языки кодирования, естественные и формальные.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки.
К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены.

Вся информация в ПК представлена в дискретной, двоичной форме. Звук не является исключением. Возможность обработки звука давно привлекала разработчиков компьютеров и программного обеспечения. Вначале звук при помощи микрофона преобразуется в электрический сигнал. Чтобы перевести непрерывный звуковой сигнал (звукозапись) в числовую форму, применяют специальное устройство, входящее в состав звуковой платы- его называют АЦП (аналого - цифровой преобразователь). Именно это устройство, через очень маленькие, равные промежутки времени измеряет электрический сигнал, результат измерения преобразует в положительное или отрицательное двоичное число и передает в оперативную память ПК.



Макарова Н.В. «Информатика» (базовый курс) 7-9 класс


8 класс

Тема 23. Кодирование текстовой информации в компьютере

§23.3. Кодирование текстовой информации

В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками (кодами). Это и нотная запись в музыке, это и звуки речи – фонетические знаки, это и календарь погоды. Сигнал светофора – это тоже закодированная информация. Мы умеем ее обрабатывать, а затем принимать решение  - переходить ли нам улицу или подождать зеленого светофора. Кодировать информацию можно различными способами: 1.Попробуйте в таинственной записи найти список предметов, необходимых школьнику.

Вывод: наиболее расширенное представление о кодирование информации представлено у Угриновича Николая Дмитриевича. Он более полно и объемно рассказывает о способах кодировки, о символах. У других Макаровой Н.В. и Семакина И.Г. не так широко раскрыты основные понятия, они поверхностно изучают данную тему.

Сравнивая все учебники можно отметить, что имеется некоторое сходство в изучении понятий, последовательности изложения материала. Однако имеется и ряд различий по распределению часов, отводимых на работу наличию практических работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что для изучения данной линии существует большое количество разных версий по изучению материала. Что позволяет педагогу сделать выбор, по какому пути он начнет изучение данного материала.






АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ТЕМЕ «ТЕКСТЫ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА»

В ходе выполнения проекта мы изучили содержание и выполнили анализ возможностей использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в сети Интернет.

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения.

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается - информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

На сайте функционируют авторские мастерские разработчиков УМК, в рамках которых предлагаются методические материалы авторов, форумы с учителями, дополнительные электронные приложение в свободном доступе для всех учителей, а также лектории по направлениям информатизации образования


ЦОР БОСОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ЛЕОНИДОВНЫ

Плакат «Цифровые данные»

картинка 1 из 5238

Плакат используется непосредственно при объяснении материала §1.3 «Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные» в 6 классе. Плакат целесообразно использовать для оформления кабинета информатики совместно с плакатом «Как хранят информацию в компьютере».

Плакат «Как информацию хранят в компьютере»

картинка 11 из 5238

Плакат дает учащимся наглядное представление о том как информация хранится в памяти компьютера.

Плакат целесообразно использовать для оформления кабинета информатики:

  1. совместно с плакатами «Компьютер и информация», «Цифровые данные»;

  2. совместно с плакатом «Хранение информации».

Презентация «Цифровые данные»





Данная презентация может использоваться при изучении темы «Тексты в памяти компьютера».

Эта презентация даст учащимся представление о том в каком виде информация хранится в памяти компьютера.

Каталог методических разработок по программе Босовой Л.Л.

Урок «Кодирование информации»




Материал может использоваться на уроке при изучении, закреплении, при проверке домашнего задания (отдельные фрагменты), можно применять  ИД.

Урок«Кодирование информации»



Урок носит практический характер (компьютерный практикум). В основе урока практическая работа №3 из учебника Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» 6 класс.

ЦОР СЕМАКИНА ИГОРЯ ГЕННАДЬЕВИЧА




Слайды: Восприятие информации, Информация и письменность, Языки естественные и формальные, Формы представления информации

Упражнения для самостоятельной работы.


Кодирование текста (таблица кодировки)




Данный материал может использоваться как наглядное пособие при изучении темы «Тексты в компьютерной памяти».

Также этот материал может использоваться учащимися для самостоятельного изучения.

ЦОР УГРИНОВИЧА НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА

Презентация «Программная обработка данных на компьютере»






Материал может использоваться на уроке при изучении, закреплении. Данная презентация является наглядным пособием при изучении темы «Программная обработка данных на компьютере».

Теоретический материал по теме «Программная обработка данных на компьютере» в формате PDF.




Может использоваться учителем информатики и ИКТ при подготовке к уроку по теме «Программная обработка данных на компьютере».

Презентация «Программная обработка данных на компьютере»


ЦОР МАКАРОВОЙ



Материал может использоваться на уроке при изучении, закреплении. Данная презентация является наглядным пособием при изучении темы «Программная обработка данных на компьютере».

НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Электронное пособие по теме «Кодирование текстовой информации»




Данное электронное пособие может использоваться как учителем для полготовки урока по теме «Кодирование текстовой информации», так и учащимся для самостоятельного изучения и восполнения пробелов в своих знаниях по данной теме.

Урок «Кодирование текстовой информации»

3.     Раскодируйте сообщения, переданные с помощью азбуки Морзе, представленной на карточках.


Данный урок содержит элементы игры, интересные задания, которые направлены на формирование у учащихся умения кодировать и декодировать информацию с помощью азбуки Морзе и других знаковых систем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ ТЕМЫ «ТЕКСТЫ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА»

На основании учебного пособия М.П. Лапчика, И.Г. Семакина «Методика преподавания информатики» и Энциклопедии учителя информатики, газета 1 сентября №12-22 2007г. нами разработаны методические рекомендации к изучению ключевых вопросов темы «Кодирование информации с помощью знаковых систем».

Повторите с учащимися основные понятия по данной теме. Что такое «кодирование», что такое «код».

Когда начинаете вводить новый термин лучше использовать такой метод как беседа с опорой на знания учащихся, также необходим иллюстративный метод, в качестве которого может выступить презентация. Презентация поможет облегчить усвоение нового учебного материала.

Стоит заострить внимание на естественных и формальных языках.

Покажите учащимся многообразие кодовых таблиц, приведите примеры, выводя изображения названных вами кодовых таблиц на слайд. Используйте объяснительно-иллюстративный метод, так как учащиеся не очень хорошо знакомы с таблицами кодировки, (объясните учащимся назначение кодировочной таблицы), используйте метод демонстрации для облегчения восприятия нового учебного материала.

При изучении темы «Тексты в памяти компьютера» необходимо использовать практические работы на компьютере, которые направлены на расширение представления о возможностях форматирования документов в текстовом процессоре и формирования навыка создания и форматирования текста в текстовом процессоре.

Также можно использовать упражнения (устные и письменные) с использованием кодовых таблиц, для того чтобы сформировать у учащихся навык кодирования и декодирования текстовой информации.

Урок в 8 классе

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное государственное автономное образовательное учреждение среднего...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное государственное автономное образовательное учреждение среднего...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОсновная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен
Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080100. 62 «Экономика» включает тематику: общепрофессиональных дисциплин по направлению...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное Автономное Образовательное Учреждение среднего профессионального образования «Технологический колледж»
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОтчет по самообследованию Кировского областного государственного...
Полное наименование образовательного учреждения: Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconДоклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения...
Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, функционирующее на...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное наименование учреждения – Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сенгилеевский...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconДоклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения...
Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее вид колледжа,...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен icon«Вот и закончен колледж»
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивановский педагогический...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconМетодические рекомендации по оформлению текстовых документов областного...
Методические рекомендации по оформлению текстовых документов областного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен icon«Астраханский базовый медицинский колледж»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconАнализ работы
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования боровичский педагогический колледж итоговый междисциплинарный экзамен iconОтчет о результатах самообследования бюджетное образовательное учреждение...
Директор боу спо ур "Можгинский педагогический колледж им. Т. К. Борисова" Н. А. Пискунов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск