Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы





Скачать 368.93 Kb.
НазваниеСуковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы
страница1/4
Дата публикации18.12.2014
Размер368.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Суковатая Виктория
Гендерный анализ религий и феминистская теология:
к постановке проблемы


 Современные исследователи единодушны в том, что традиционные религии нивелируют женский опыт Веры и потребности женщин в религиозном самовыражении. В каждой из мировых, или национальных религий по сей день сохраняется целая система взглядов, принижающих роль Женского: от менструальных табу, согласно которым женщина считается “нечистой” в определенные дни (вплоть до того, что изгоняется в специальную хижину - в архаических обществах, либо не допускается в церковь - в христианстве) до вербальных инвектив о греховности и “вторичности” женщины (вследствие ее “происхождения” из ребра Адама), запретах на изучение женщинами священных текстов, преподавание теологии и ведение службы. Интерпретация Женского Тела как “сосуда греха”, осуществляемой как бы в противовес мужской “непорочности”, не только отчуждает женщину от легальных каналов духовности, но и потенциально оправдывает негласно существующую в обществе политику женской “виктимизации”, которую Мери Дали, классик американского феминизма, назвала “садо-мазохистским ритуалом”. Символику такого “культурного садо-мазохизма”, утвердившегося на базе религиозных императивов, в течение многих веков воплощали индийское сати, африканская клитероктомия, китайское уродование ступней, японское перетягивание груди; т.д.

Вместе с тем, сама религиозная история содержит указания на то, что среди первых христиан женщины занимали значительное место, так в сюжеты Священного писания вошли, на пример, Мария Магдалина, которая, как повествуют все четыре евангелиста, стала одной из самых преданных последовательниц Христа. Именно ей первой явился он после воскрешения (Мф 27,28; Мк 15,16; Лк 8,24; Ин 19,20). Другая Мария, жена Клиопа и мать Иакова, присутствовала при воскресении Христа (Мф 27,28; Мк 15,16). А к Марии, матери Иоанна, после спасения из темницы приходит Петр и застает в нем людей, молящихся о нем, что является описанием одного из первых молитвенных собраний, зафиксированных в тексте (Лк. 24; Ин. 19; Деян 12). Еще одна известная из Библии женщина, это - Лидия, торговка багряницами, по понятиям того времени, богатая предпринимательница, самостоятельно ведущая торговые дела после смерти мужа. Она принимает крещение от Павла и становится во главе одной из первых в Европе христианских общин (Деян. 16,40).

Аналогичная ситуация складывается и в других институциональных религиях. Индуизм однозначно формулирует предназначение женщины, как супруги и матери, даже не имеющей права изучать Веды, главная добродетель которой - безусловное подчинение мужу.

Общеизвестно, что женщины играли важную роль на первых этапах формирования Ислама, об этом свидетельствует создание культа ближайших сподвижниц Мухаммеда: Амины, его матери и Фатимы, любимой дочери, а в классической арабской литературе популярен образ “героической женщины”, которая участвует в битвах и политической жизни государства наравне с мужем и другими мужчинами. Однако, современные мусульманки лишены возможности на равных с мужчинами участвовать в духовном самовыражении.

Известно, сколь велика роль еврейских женщин в спасении еврейского народа и сохранении иудейской духовности в период более двухтысячелетнего рассеяния евреев по миру. Мириам, которая упоминается в Ветхом завете, известна тем, что стояла у истоков освобождения евреев из четырехсотлетнего египетского плена, была пророчицей и вывела женщин по сухому дну во время их перехода через Чермное море. О ней говорится и как об исполнительнице древнейших национальных гимнов, например, гимна “Пойте Господу!” (Исх. 15,2; Числ. 12, 10, 20, 26; Втор. 24, Мих. 6).

Почему же столь высокие заслуги женщин перед народом, религией и государством были забыты и теологи всех конфессий в течение многих лет проводили откровенно женофобскую политику?

Эта проблема, вербализированная в результате развития самосознания женского движения, позволила наиболее активным и образованным женщинам превратить личную боль о несбывшихся духовных потребностях в источник систематической критики наиболее одиозных в сексистском плане аргументов Церкви. Женщины, ссылаясь на примеры из самой Библии, выступали против двойного стандарта нравственности в аспекте веры.

Наибольшего размаха теологическое реформаторское движение достигло в христианском мире, что можно объяснить большей активностью общественных лидеров и организаций в странах Запада. Большим и несомненным достижением этой продвинутости стал допуск женщин в церковную иерархию, хотя число женщин – священников далеко не пропорционально количеству в руководстве мужчин.

С середины XX века часть наиболее радикально настроенных феминисток, сочтя “мягкое”, постепенное реформаторство бесперспективным, выдвинула идею создания собственной, “феминистской религии”, основанной на женском опыте Веры и Духовности. Среди ее качественных характеристик следует выделить Целостность, Единобытие, Экосознание, которые противопоставляются патриархатному (христианскому) Дихотомизму (Духа и Тела), Иерархичности (Рационального и Эмоционального), и Фаллоцентризму. Концепция “феминистской спиритуальности” объединяет теоретиков матриархатного футуризма, лесбийских радикалов, “поклоняющихся Богине”, сторонниц шаманизма, мистических и ведьминских практик, иначе говоря, любых форм веры , способных быть адекватными женской духовности и нести гармонию в мир.

Значительный вклад в создание дискурса “феминистской спиритуальности” и веры внесли Мери Дали, Джудит Пласков, Ребекка Шоп, Юлия Кристева, Сьюзен Гриффин, Адриенна Рич, Розмари Рушер, Люси Иригарей, исследования которых обогатили как мировую феминистскую и философскую мысль, так и способствовали продвижению женского самосознания в таких сферах как Духовность и отношения с высшим “Я”, которые в течение многих столетий считались прерогативой исключительно “мужского” сознания.

Феминистская теология как культурная политика.

Обращаясь к сложной проблеме женского религиозного опыта и его интерпретаций, феминистские критики неизбежно сталкивались с рядом вопросов, основные из которых формулировались так: можно ли, осознав ситуацию гендерного неравенства и ее культурно – религиозных предпосылок, оставаться в пределах христианской или иудейской (мусульманской, индуистской и т.д.), иначе говоря, “своей” конфессиональности? И возможно ли создавать новый образ Веры на обломках патриархатных религий?

Осознание того факта, что “религия не беспола” – как заявляют радикальные феминистки, обусловило стремление к выявлению гендерной модели, лежащей в основаниях той или иной религии. Предлагая альтернативное прочтение религиозных образов и традиций, в частности, с позиции феминисткой, постструктуралистской и постмодернистской рефлексии, современные исследователи переводят, тем самым, идеи Веры и Абсолютной Истины в плоскость наррации, доступных дискурсивному анализу. Следующим шагом, вытекающим из закрепления за Теологией статуса семиотического объекта, является признание в ней формы культурной политики, а в ситуации Феминистской Теологии – политики, сосредоточенной на критике патриархата, постоянно воспроизводящего ценности фаллоцентрического мышления.

С точки зрения американской феминистской теологии, взращенной прагматическими философиями экономических и гражданских Прав Личности, публичная теология выступает одной из форм “товара” или “услуги”, где степень её “доступности” для всех граждан (включая женскую половину), является одним из показателей демократичности культуры. В этой позиции ни один текст (в том числе и Священного ПHсания) не может рассматриваться как обладающий окончательным и завершенным знанием, ибо демократия предполагает непрерывное производство новых практик, ценностей и интерпретаций, с наибольшей полнотой обеспечивающих возможности самовоплощения и идентификации индивидов. Это объясняет тот факт, что феминистская теория и теология, не обращаясь к властям с петициями и не предлагая быстрых решений текущих национальных и международных проблем, имеет, тем не менее, политическую коннотированность в современной американской культуре. Она исходит из предположения, что “то, что есть, можно изменить в то, что может быть лучше” . Американская школа как бы “вписывает” феминистскую теологию в общую концепцию Прав Человека, обращенную к проблемам личного и социального блага как необходимого источника Свободы. Видные американские феминисткие богословы Элизабет Шуслер Фиоренца, Сьюзан Брукс Тистивайт, Нэнси Хартсак, Мэри Маклинток Фулкерсон, Ребекка Шоп настаивали на том, чтобы понимать феминизм и его ревизию как критический ответ на проблемы века .

В то время как американская феминистская теория концентрируется на репрезентативной функциях религиозного языка, французский феминизм исследовал его перформативность; американскому феминизму принадлежит лозунг “личное является политическим”, французский, в противовес этому, выдвигает тезис о том, что “личное становится политическим”. Отсюда следовало различие: если американская феминистская теология видела свою ценность в создании дискурса этических высказываний, необходимых для общественного и индивидуального процветания и для того, чтобы добиться полноправного участия женщин в общественной сфере, то французская феминистская теология выражала сомнение в “правильности” самой структуры изложения фактов. Она пыталась вызвать радикальное преобразование общественной теологии и природы политического посредством критического “расщепления” дискурсивных способов мышления патриархии. Французская деконструкция религии анализировала ценности мира, разделенного на категории ж/м и ставила под сомнение гендерные отношения как “описательные” и “предписательные, выявляя их обусловленность Властью и доминантными способами упорядочивания. Актуальная дискурсивность раздвигает границы понимания публичной теологии в соответствии со сверх - задачами феминистской культурной политики и реализовывает субъективность вне жестких рамок ультимативного выбора.

Методология исследований: методы, цели, структура, инструментарий.

Предметом феминистской теологии является категория Женского в поле религии, публичной теологии, духовных практик и ритуалов. Феминистская теология изучает гендерные стереотипы, гендерные идеалы, гендерную иерархию социальных ролей, представленные в дискурсе традиционных вероучений и религиозных философий, и её целью является деконструкция гендерного неравенства в фокусе религий с позиций феминистской критики и теории власти. Так, методология феминистской теологии базируется на современных концепциях постструктурализма, постлакановского психоанализа, “археологии власти”, лингвистической критики значений, постфеминистских философий и ревизии классических источников. Феминистские авторы рассматривают, какое место занимает сексуальность и телесность в иерархии ценностей различных религий, и в какой степени это определяет категории морали и стандарты гендерных отношений в повседневности.

Общепризнанными являются четыре направления, активно заявляющих о себе в современной западной феминистской теологии . Это: ревизионистское, реформистское, революционное и реджектионистское (“отвергающее”, критическое). Реформистское направление феминистской теологии основано на либеральной критике религиозных традиций и структур маскулинноцентрированного языка, использующегося в литургии и других ритуалах церкви. Целью реформистов является устранение наиболее одиозных образов сексизма из церковных практик и корректная интерпретация священных текстов с позиций гендерного равенства.

Реформистское направление в феминистской теологии тяготеет к выявлению антипатриархатных идеалов, исходя из оснований самих религий; они требуют полностью отказаться от сексистских обрядов и изъять тексты, способствующие продуцированию и подтверждению стереотипов гендерного неравенства. Идеологи этого направления считают нужным включить в церковную службу ритуалы, отражающие “женский” опыт духовности, женские представления и практики общения с высшим “Я”. Они делают упор на введение женщин в церковную иерархию.

Представители Революционной феминистской теологии выступают за ограничение влияния традиционных религий и выдвигают идею построения “новой, женской спиритуальности”, которую они нередко черпают в смешении обычаев, на их взгляд, в наибольшей степени отражающих женский опыт постижения Божественного. Например, Шарлен Спретнак характеризует “женскую спиритуальность” как “внутренее единство всех форм бытия” . Господу как трансцедентному началу, теоретики феминистской религии противопоставляют божества женского рода. Согласно Наоми Гольдберг, классического иудаизма и христианства не подходят современным женщинам, а потому будут заменены новыми образами религиозной экспрессивности, отражающими специфику женской субъективности . Идеи “революционной феминистской теологии смыкаются с философией экофеминизма, т.к. Богини, выдвигаемые взамен исторических форм маскулинных божеств, не противостоят Природе, в качестве альтернативного члена бинарии Природа-Культура, но стремятся взаимодействовать с “естественными силами, признавая их не как нечто, подлежащее покорению, но как другое измерение себя… Феминистская спиритуальность по существу есть экологическая форма поклонения .

Отвергающие” теологи феминизма наиболее радикальны в своих воззрениях, так как считают, что сексизм, пронизывающий все религиозные практики нарядов мира, не позволяет женщинам выражать своё истинное духовное “я” и потому необходимо создать абсолютно новые, альтернативные формы веры и спиритуальных обрядов, основанные на понимании потребностей женского духовного развития. Концепция “альтернативной религии” сближает “отвергающих” теологов с утопистской и лесбийской философиями феминизма, также настаивающими на необходимости конструирования особого женского пространства, противостоящего метогалактике религиозного андроцентризма. Идеологи “отвергающей” разновидности феминистской теологии практикуют поклонение нетрадиционным, иррациональным символам веры, среди которых распространены ритуалы возрожденного ведьмовства, в частности в его “северной” (рунической) образности, или афро-карибской (вудуистской) традиции. Приверженцы альтернативной религиозности считают, что такие формы интуитивного знания и духовности, как астрология, мантика, магия, мистицизм, теософия, антропософия, шаманизм, маргинализированные официальной культурой и как бы “вычеркнутые” из истории цивилизации как изжившая себя “архаика” и “предрассудок”, на самом деле, воплощают истинно женскую суть, стремящуюся сохранить собственную самобытность в жерновах патриархата. “Маргинальные” сферы духовности деконструируют присущий мужским религиям дихотомизм, включая в свою систему ценностей такие приоритеты, как Субъективность, Интуиция, Спонтанность, Телесность, др.

Согласно мнению “революционного теолога” Шарлотты Кэрон10, следует выделять десять основных категорий, которые описывают специфику женского религиозного опыта и составляют структуру феминистской теологии, это:

центрация на женском (а не “мужском”!) культурно-социальном и биологическом опыте жизни;

рассмотрение в качестве наибольшего зла патриархата, репрессирующего Женское на только социально – культурной, но и в духовной сфере;

понимание “общего желания”, существующего независимо от “объективности”, как предрассудка, так как свои духовные ценности и символы люди формируют исходя из собственного мировоззрения; лозунг “личное является политическим” в данном контексте означает, что индивидуальное Спасение невозможно, что “никто не будет спасен, пока все не будут спасены”, иначе говоря, разделение общества на праведников и грешников существует только в сознании патриархата. В действительности, люди взаимосвязаны друг с другом тысячами нитей и могут быть оценены только в рамках концепции “единобытия”;

каждый, вне зависимости от сексуальной ориентации, расы, цвета кожи и физических недостатков, должен свободно, полно и публично участвовать в ситуации распределения общего блага и выражении своих духовных потребностей; женщины имеют право сами контролировать собственную жизнь, включая право на неприкосновенность тела и автономию духа;

основанием современной повседневности является общественная жизнь, а посему при принятии решения и распределении благ, позиция каждого должна быть учтена, вне зависимости от пола, возраста, подключенности к власти, этнической и конфессиональной принадлежности;

церковь не может говорить с верующими, используя “мужской” язык в качестве языка Бога, так как совершенное существо не имеет пола, Он и “Создатель”, и “Отец”, и “Мать” одновременно;

плюрализм феминистской идеологии позволяет принимать разнообразные формы и способы выражения женской духовности, традиционно отвергаемые в патриархатной культуре;

феминизм расширяет понимание религиозности, выдвигая веротерпимость, и гендерную свободу в качестве центральных концептов общественного сознания.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconФеминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве
Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы)...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconАнализ успеваемости обучающихся I i и I i I ступеней за 2008 2009 учебный год
Деев Владимир – 5А; Воробьев Станислав – 6А; Таранюк Ксения и Тихомирова Виктория – 8А; Карпова Виктория – 8Б. По 3-ей ступени в...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconПрограмма дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Курс посвящен изучению проблемы происхождения религии, ранних форм верований и культа, автохтонных религий Австралии, Океании, Африки,...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconАннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»...
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconАннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»...
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы истории религий»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconЧтобы ответить на эти вопросы, необходимо, как нам представляется, проанализировать две проблемы
...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconРабочая программа дисциплины гомилетика направление подготовки 033400 Теология
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconДисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы»
Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconГендерный подход в воспитании и обучении детей
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconРабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология»
Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconВиктория Бекхэм. Еще полдюйма безупречного стиля. От прически до...
Именно благодаря ей очень многие люди стали относиться к дизайнерским проектам как к чему-то близкому и понятному. Виктория не просто...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconМкоу «Верх – Пайвинская сош» Гендерный подход в обучении и воспитании
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы icon«история религий»
Умкд «История религий» составлен на основе гос впо по специальности (050706 по оксо) «Педагогика и психология», утвержденному 31...
Суковатая Виктория Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы iconЮжное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное...
Аттестация учащихся в детских объединениях дополнительного образования детско-юношеского центра «Виктория» г. Москвы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск