Скачать 125.3 Kb.
|
Политехнический лицей-интернат ФГБОУ ВПО «ТГТУ» Утверждена на заседании педагогического совета _29__. 09___. 2011г., протокол №___1_ Директор лицея – интерната И.Б. Маренкова __________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы учебно – исследовательской деятельности» /ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ/ Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Шокурова Г.А., педагог дополнительного образования Тамбов 2011 Политехнический лицей-интернат ФГБОУ ВПО «ТГТУ» Утверждена на заседании педагогического совета ___. ___. 2011г., протокол №____ Директор лицея – интерната И.Б. Маренкова __________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы учебно – исследовательской деятельности» /ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ/ Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Шокурова Г.А., педагог дополнительного образования Тамбов 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Столетиями наука редко и мало вмешивалась в жизнь простых людей. Методы науки, ее тенденции были интересны им лишь постольку поскольку. Теперь же наука буквально дышит в спину обывателя. Научные разработки за считанные месяцы перекочевывают из научных лабораторий в быт, на производство, на улицы городов. Компьютерные технологии, новейшие средства связи, химические соединения, материалы попадают в руки и обычного слесаря, и водителя, и домохозяйки. Таким образом, ориентироваться в мире науки приходится всем, чтобы, по крайней мере, не пострадать от нашествия новых технологий. В частности поэтому, все, еще школьниками, должны в той или иной степени осваивать научные методы. Наука и жизнь так переплелись, что разделить их часто просто невозможно, да и не нужно. Научный подход весьма эффективен в решении любых жизненных и производственных проблем. Путь к большинству научных открытий, изобретений и одновременно ключевой компонент творчества – это мышление, имеющее межпредметный характер. Оно наилучшим образом готовит человека к решению прикладных задач нестандартным путем. Научное творчество позволяет человеку замечать скрытые грани и связи различных вещей и явлений, улавливать закономерности в этом. Научная, творческая и учебно-исследовательская деятельность в одной сфере помогает эффективнее и быстрее осваивать другие сферы деятельности и знания. Решение проблемы развития творческой активности школьников означает создание соответствующих педагогических условий и организацию их деятельности, которая должна быть направлена на открытие чего-либо нового. Одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся и создания условий для формирования опыта их творческой деятельности была и до сих пор есть учебно - научная и научно-исследовательская работа. Именно она является способом освоения действительности и средством организации учебного процесса. Исследовательская деятельность учащихся здесь выступает не как самоцель, а как средство их воспитания и развития. Вовлечение учащихся в учебно- исследовательскую деятельность мы расцениваем и как универсальное средство ведения воспитательной работы. Исследовательская деятельность позволяет развивать такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные и информационные, коммуникативные и социальные. В процессе работы над исследованием совершенствуется логическое мышление. Ученики овладевают способами организации целеполагания, планирования, анализа; формируются креативные навыки: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем. Обучение в лицее – это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно - деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, участие в научно-практических конференциях школьного и городского масштабов учащийся постепенно подходит к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получает навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях. Подобная работа является важной вехой во всем дальнейшем жизненном пути старшеклассника, так как, пройдя все этапы школьного обучения, он приобретает новый подход к пониманию окружающего мира: исследовательский и творческий. Создается новый стиль мышления. Исследовательская деятельность обучающегося начинается в УНИО. Но на начальном этапе не каждый представляет себе, что такое наука, что такое исследование. Работы ученического общества можно назвать исследованиями, но зачастую они ближе к реферату или докладу на заданную тему. Но это нельзя считать отрицательным моментом вполне можно рассматривать такую работу подготовительным этапом к более серьезной исследовательской деятельности. Добиться полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:
деятельности;
Целью данной программы является развитие творческого мышления обучающихся в условиях вовлечения их в учебно - научную и научно-исследовательскую работу. Для достижения поставленной цели программа предусматривает решение следующих задач:
Формы и режим организации занятий следующий: лекции, беседы, творческие задания, практические задания по освоению новой темы. Групповая дискуссия. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Общее количество часов – 81 час; в неделю – 4.5 часа. Методы и приемы организации образовательного процесса: интервью; ролевая игра; дискуссия; круглый стол; релаксация; методика «Словарь образов», прием «Моделирование ситуаций», метод «Проб и ошибок». В реализации данной дополнительной программы принимают участие обучающиеся 10-х классов. Основными ожидаемыми результатами программы могут быть:
проблемы;
Исследовательская деятельность выступает и как средство их воспитания и развития. У обучающихся формируются важнейшие личностные новообразования: представления, идеи, черты характера, интересы, ценности. В процессе общения наилучшим образом происходит осознание своих особенностей и возможностей. Личностные качества, сформированные при подготовке творческих работ и их защите, основанные на принципах научной этики, объективности, в дальнейшем переносятся учащимися на другие сферы деятельности, становятся качествами молодого человека. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Основы учебно-исследовательской деятельности»
Содержание дополнительной образовательной программы «Основы учебно - исследовательской деятельности»
Методическое обеспечение программы Формы организации занятий: лекции, беседы, творческие задания, практические задания по освоению новой темы. Групповая дискуссия. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуальная, групповая). Методы и приемы организации образовательного процесса: интервью; ролевая игра; дискуссия; круглый стол; релаксация; методика «Словарь образов», приемы «Моделирование ситуаций», «Мозговой штурм»; метод «Проб и ошибок». Средства обучения:
Литература
|
Министерство образования и науки российской федерации Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | ||
План учебно-воспитательной работы маоу московской сош на 2012-2013 учебный год Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | О самообследовании основной образовательной программы по специальности... Цель: создание условий, обеспечивающих повышение качества обучения, стимулирующих развитие личности ученика, его творческой активности... | ||
Школьный реферат: каким он должен быть? Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием... | Уроках математики Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности... | ||
Публичный доклад Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,... | 5. Руководство учебными исследованиями Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное... | ||
Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | Перспективный план работы старшей вожатой Шевченко Ольги Сергеевны на 2013 2014 учебный год Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущая цель создание организационно-педагогических условий для непрерывного обновления образовательной системы школы, создание условий,... | Создание инновационных условий на уроках для развития познавательной... Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Анализ учебной деятельности мбоудод ддт за 1 полугод Цель: Создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих формирование развития конкурентоспособной, социально востребованной... | ||
Создание здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении... Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих... | Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя... Деятельность администрации направлена на усиление положительной мотивации и создание благоприятного климата в коллективе и условий... |