Скачать 50.19 Kb.
|
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Перфильева Инна Жоржовна Заместитель директора по УВР, МОУ гимназия №5 г. Воронежа Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности. Анализ материалов работы школ по формированию культуры здорового образа жизни показывает, что накоплен достаточно богатый опыт по организации здоровьеформирующей деятельности и созданию здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении. Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, направлены на проведение спортивных мероприятий, Дней Здоровья, организацию тематических лекций и т.п. В этой связи хотелось бы обратить внимание на одну из главных причин ухудшения здоровья учащихся – интенсификацию учебного процесса. И тогда, рассмотрев критерии здоровьеразвивающей учебной деятельности, можно системно подходить к решению практических задач по сохранению здоровья детей школьного возраста. Эргономика (от др. греч. — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью ее оптимизацию. Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии. Термин эргономика был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. В условиях школы можно рассматривать деятельность учащихся как трудовую, что позволяет наложить системный подход эргономических методов на организацию труда учителя и обучение школьников. Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки, на развитии утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходимо выделить следующие:
Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчетливо. Для устранения факторов статической физической нагрузки в процессе урока учителем могут применяться различные формы активизации деятельности учащихся:
Кроме того, сам урок может быть сконструирован таким образом, что объяснение новой темы, предполагающее большую статическую нагрузку учащихся, может учитывать этот фактор и легко обойти его. Например, можно расположить плакаты и учебные материалы не только на фронтальной стене (на классной доске и/или вокруг нее), но на боковой стене, тем самым опосредованно заставляя учащихся поворачивать голову, двигаться. Таким же образом можно использовать и проектор (если кабинет располагает таким техническим ресурсом). Смена видов учебных пособий и способов представления информации позволяет уменьшить зрительное и психо-эмоциональное напряжение учеников. Даже раздача учебных дидактических материалов или листочков для выполнения самостоятельной/проверочной работы дает минутный перерыв и эмоциональную разрядку детям. По окончании самостоятельной работы можно попросить детей передать листочки с задней парты вперед (опять полуминутный отдых, двигательная активность). Устранить фактор насыщенности возможно несколькими методами, один из которых – комментирование решения задачи или примера с места, причём фронтальное, то есть в такой работе участвуют все ученики без исключения по очереди. При этом повторяются правила решения задания по данной теме, проговаривается ход решения по принципу «что пишу, то и говорю». Кроме устранения фактора насыщенности этот прием позволяет обеспечить возможность «хорошего выбора» и создать ситуацию успеха. Ученик знает, что он обязательно будет вслух комментировать решение примера, даже «слабый» учащийся старается понять и выполнить задание без ошибок, он слушает своих товарищей, на слух записывает предыдущие и следующие примеры, то есть полностью включен в работу. Из практики: детям нравится такая работа, они активизируются и затем с удовольствием идут к доске выполнять новые посильные им задания. Конечно, говоря об эргономических аспектах построения урока, невозможно не затронуть вопросы технического и материального обеспечения учебного кабинета. Важным фактором является правильный свет: его должно быть достаточно, но он и не должен быть навязчивым или отвлекающим. Правильная регулировка света может быть достигнута, в том числе и использованием современных жалюзи на окнах. Хорошая доска – залог успешной работы учителя и активной деятельности учащихся. В учебном кабинете доска должна быть большая, желательно с откидными плоскостями, под которыми можно разместить еще доски, или с передвижными плоскостями. Такая доска позволяет оптимизировать урок, вызвать к доске сразу несколько учащихся, быстро сменить задания, провести в начале урока устный задания, а в конце урока – самостоятельную работу и т.п. Возможности учителя расширяются благодаря использованию компьютера и проектора. Современное оборудование позволяет педагогу очень быстро менять задания, переключать внимание учеников с доски на боковую стену и обратно. Наличие грамотно подобранных тематических наглядных учебных пособий в кабинете позволяет задействовать зрительный канал памяти опосредованно и непосредственно во время урока при объяснении нового и закреплении пройденного материала. Рабочее место педагога тоже находится в поле зрения эргономики. Удобный стол, рабочее кресло, компьютер, сканер, принтер, проектор – вот тот минимум, который необходим современному учителю в современной школе. Учитывая требования времени, учитель проводит всё больше и больше времени за компьютером при подготовке к урокам, внеклассным занятиям, повышая свою педагогическую квалификацию. Эргономически обоснованный проект рабочего места педагога позволит сберечь здоровье учителя и повысить его работоспособность. В заключение хотелось бы остановиться на роли личности педагога в учебном процессе. В силах учителя грамотно разрядить обстановку на уроке. Заметив усталость детей, можно сменить форму работы, предложить учащимся нестандартные занимательные задачи, да и просто вовремя пошутить, дать детям расслабиться на минутку. Суровый педагог, который всё время держит класс в напряжении тревожного ожидания, добьётся меньших результатов, чем учитель с чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь. |
Информационная справка об образовательном учреждении 4 Применение здоровьесберегаюших технологий, создание условий для организации медицинского обеспечения, питания 19 | Школьная программа «здоровье» Цель : создание здоровьесберегающих... ... | ||
Задачами контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении... Оу и создание безопасных условий для обучающихся и работников оу и других лиц, находящихся в здании и на территории оу | Реферат по предмету: «биология» на тему: «Выявление предрасположенности... Целью работы является формирование нового экологического мышления и культуры отношения к своему здоровью, а также создание здоровьесберегающих... | ||
Управлние социальным развитием И по своему назначению ориентируется исключительно на людей и на создание для работников организации соответствующих условий труда... | Учебно-тематический план оп «Школа молодого обществоведа» Цель: создание условий, направленных на оказание методической помощи учителям истории, обществознания и права по применению современных... | ||
Гребёнкиной Лидии Андреевны пояснительная записка в 2011 году в силу... В 2011 году в силу вступили фгос. Изменился подход к организации учебного процесса, роль учителя в организации урока и подходы к... | Публичный отчет за 2009 / 2010 учебный год Целью работы ноу сош «индра» является создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на основе развития... | ||
Среднея общеобразовательная школа №2 План самообразования Учителя... Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одно из направлений развития нашего образовательного учреждения – это использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий,... | ||
Правила внутреннего распорядка Положение об оплате труда работников Положение об организации пропускного режима в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Нерчинский... | Создание биопрепарата на основе выделенных и изученных бактериофагов enterococcus faecalis ... | ||
Рабочая учебная программа предмет Программа предназначена для обучения школьников 2-4-х классов коми языку в образовательном учреждении начального общего образования... | Положение о смотре учебных кабинетов I. Основные положения Цель – создание условий для качественного процесса обучения и воспитания школьников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ценности, являющиеся основой программы – сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе... | Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология... Лпу, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала |