Скачать 155.55 Kb.
|
С сентября 2011 года в рамках ФГОС в школе реализуется Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.Ценности, являющиеся основой программы – сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников. Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
Для реализации этих задач в работе школы велась по следующим направлениям: 1. Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. Отдельным группам учащихся, таким как, многодетные, малообеспеченные, опекаемые, оказывается бесплатное питание за счёт средств местного и областного бюджетов. Имеется на договорных условиях оснащенный спортивный зал на базе спортивного комплекса, тренажёрный зал, спортивная площадка, футбольное поле, гимнастический городок, беговая дорожка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Функционирует медицинский кабинет. Перечень оборудования в медицинском кабинете соответствует СанПиН. Согласно штатному расписанию в школе работает медсестра и педиатр. Но рабочее время медсестры мало, его не хватает для качественного обслуживания детей. В соответствии с установленным графиком проводятся профилактические прививки, осмотры детей и прием учащихся с жалобами на состояние здоровья. В случае необходимости дети направляются на прием специалистов. В отсутствие медработников первую медицинскую помощь оказывают педагоги, прошедшие курсы медсестер ГО. В школе работает психолого-медико-педагогический консилиум, в котором наряду с учителями работает квалифицированный состав специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. Но работа по сопровождению в рамках ПМПК проводится не на должном уровне в части комплексного контроля за динамикой развития детей. 2. Рациональная организация образовательного процесса Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В целях рациональной организации режима дня первоклассников, приём детей осуществляется педагогом с 7-30 ч. Между 2 и 3 уроками в 1 классе проводится динамическая пауза – пребывание детей на свежем воздухе, организация подвижных игр. В 1 и 2 классах во внеурочное время организована ГПД. Для детей организовано горячее питание, сон (1 класс), прогулки на свежем воздухе, посещение кружков и секций и проектная деятельность. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Перспектива» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию В школе соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров. В школе имеется компьютерный класс, ноутбуки, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. Режим использования компьютерной техники и ТСО осуществляется строго в соответствии с нормами СанПиН . 3. Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе. В системе учебников «Перспектива» предусмотрены разделы и темы для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом, умения, относящиеся к экологической культуре, В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. В рамках уроков окружающего мира были проведены экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.), экскурсия по городу (путь домой), экскурсия по городу (безопасное поведение на дороге). Реализация программы курса позволила учащимся овладеть следующими знаниями и умениями:
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. Результатами обучения можно считать следующие предметные знания и умения:
Учащиеся научились выполнять: - инструкции при решении учебных задач; В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах. В результате освоения данного материала учащиеся узнали как :
Умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, ученики осваивали как на занятиях по интегративному курсу «Окружающий мир», так и на уроках (прежде всего практической направленности: физкультура, технология) при выполнении отдельных видов заданий. К ним относятся:
Кроме того, умения, относящиеся к экологической культуре, безопасности жизнедеятельности, формируются целевым образом на уроках по базовым дисциплинам. Русский язык. На уроках русского языка дети учились соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми, слушать ответ одноклассников, высказывать свою точку зрения. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, с незнакомыми людьми разного возраста. Литературное чтение. Совместно с учителем и библиотекарем дети читали и пересказывали литературные произведения, иллюстрирующие безопасное поведение людей в экстремальных ситуациях. Организация внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности с учащимися 1класса проведён курс «Расти здоровым». Прошли занятия по следующим темам: Дружи с водой Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами Забота о коже. Как следует питаться. Как сделать сон полезным? Настроение в школе. Настроение после школы. Поведение в школе. Вредные привычки. Случайные повреждения и несчастные случаи. Как закаляться. Как правильно вести себя на воде. Народные игры. Подвижные игры. Все занятия проходили в игровой форме с использованием ИКТ. Но надо отметить, что время проведения кружка выбрано нерационально. Также необходимо разработать диагностический материал по определению уровня сформированности полученных знаний и умений с целью дальнейшей реализации данного курса. 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
Мероприятия, проведенные в рамках областной физкультурно-оздоровительной акции «Быть здоровым – здорово!» с участием 1-4 классов Сентябрь 2011 года
Мероприятия в рамках операции «Здоровый образ жизни» с участием 1-4 классов 15.02.2012 – 15.03.2012
Проведение школьного этапа спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» в 1-4 классах МБОУ ООШ №9
В школе традиционно прошли такие спортивные мероприятия, как «Веселые старты» 1-4 кл., игры в настольный теннис, «Зарница», туристический слет, игра «Муравейник», соревнования «Зимняя олимпиада» 1-4 кл., спортивный тур игры «Каруселька». Особенно удачно прошли такие общешкольные спортивные мероприятия как «День бегуна», легкоатлетический кросс «Колобок». игра «Зарница». В этих мероприятиях приняли активное участие не только дети, но и родители. Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир». Формирование экологической культуры осуществлялось в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Информатика». Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся. Внеурочные работы проводились в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музее города. Они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание уделялось проектно- исследовательской деятельности. В большинстве случаев проекты имели краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников. Проектная деятельность носила групповой характер, что способствует формированию у обучающихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д. Учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя Смирновой Г. А. и учителя биологии Серовой Г. Г. разработали проект «Как растёт зелёный лук» и представили его на городской научно-практической конференции. Из выше изложенного следует, что работа по реализации программы велась целенаправленно, особенно учителем первого класса и учителем физической культуры. Сложившаяся система сотрудничества с социумом оправдала себя. Но работа по сопровождению в рамках ПМПК проводилась не на должном уровне в части комплексного контроля динамики развития детей. Нужна система отслеживания сопровождения. Также необходимо активнее внедрять новые технологии в учебно – воспитательный процесс. . |