Урок-концерт





Скачать 103.66 Kb.
НазваниеУрок-концерт
Дата публикации08.01.2015
Размер103.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
«Система работы по сохранению и развитию исполнительства на русских народных инструментах в детской школе искусств №2 г.Сатки»
Дмитриева Татьяна Петровна,

директор МБОУ ДОД

«Детская школа искусств №2» г.Сатка
В Детской школе искусств № 2 г. Сатка большое значение уделяется пропаганде и сохранению народного творчества. Это отражается в Программе развития ДШИ № 2, в концепции развития воспитательной системы МБОУ ДОД ДШИ № 2, а также в подпрограммах и проектах.

В 2007 году школа получила Грант Главы Саткинского городского поселения в номинации: «Создание новых обучающих и образовательных программ и методик» за создание Проекта «Сохраним традиции в веках», цель которого - Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к национальной культуре народа, его обычаям и традициям.

Для успешной работы в этом направлении подписаны Договоры о творческом сотрудничестве с различными организациями.

Социограмма творческих контактов ДШИ № 2 с различными организациями


Отделение народных инструментов ДШИ № 2 давно и прочно заняло почетное место среди лучших отделений города и района. Сейчас на народном отделении учится 43 ребёнка. За 35 лет работы ОНИ закончило около 200 учащихся. В последние десять лет 12 выпускников избрали музыку своей профессией. Из 5 преподавателей, которые работают на отделении, два преподавателя получили начальное музыкальное образование в стенах родной школы.

Повышается исполнительский уровень учащихся. За последние три года шесть учащихся ОНИ стали районными стипендиатами.



Выпускники отделения продолжают свое обучение в образовательных средних и высших учреждениях культуры и искусства.



На базе школы регулярно проводятся конкурсы и семинары отделений народных инструментов ДМШ и ДШИ района. Все преподаватели систематически повышают свой профессиональный уровень.

Постоянно поддерживается связь с преподавателями Миасского колледжа искусства и культуры и ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.

Для достижения главной цели и решения основных задач преподавателями народного отделения было разработано 17 адаптированных программ разных уровней сложности и вариантов лет обучения. Эти программы позволяют подбирать нагрузку и выбор предметов индивидуально для каждого ребенка. Такой подход позволяет учащимся при разных стартовых возможностях получить полноценное музыкальное образование.

Кроме обязательных предметов в учебном плане отделения школы имеется достаточное количество предметов по выбору, которые позволяют учащимся удовлетворить возникший в процессе обучения интерес.

Для большей эффективности своей работы преподаватели народного отделения используют активные формы обучения:

  • интегрированный урок;

  • урок-концерт;

  • урок творчества;

  • практическая работа;

  • практикум;

  • репетиция;

  • зачёт;

  • класс-концерт;

  • мастер-класс;

  • концерт;

  • лекция – концерт.

Освоение содержания музыкального образования осуществляется на основе следующих методических принципов:

  • начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней музыкального образования;

  • распространение вариативных образовательных программ различного уровня, адаптированным к способностям и возможностям каждого обучающегося;

  • внедрение личностно-ориентированных методик музыкально-образовательной деятельности, индивидуального подхода к особо одаренным детям и другим категориям учащихся.

Сохранение контингента ОНИ осуществляется в системном и комплексном подходе к данному вопросу. На протяжении нескольких лет основная тема отделения - «Работа по набору контингента через пропаганду народных инструментов».

На народном отделении накоплен многолетний опыт работы по образовательной программе «Подготовка к обучению в ДШИ». За это время отработана методика работы, подготовлены и утверждены программы: «Шумовой оркестр», «Сценическое действие», «Фольклор», «Народное творчество». А 2009 года – обучение игре на гуслях, которые были приобретены школой на средства, выделенные депутатом областного Законодательного собрания Садовским О.Л.

Знакомство с народными инструментами в нашей школе начинается в группах раннего эстетического обучения. Дети видят инструменты шумового оркестра (ложки, коробочки, клавесы, ксилофоны, дудочки, трещотки, погремушки-маракасы и др.). В игровой форме, в инсценировках народных сказок, учатся играть на них, привыкая к звучанию. Подрастая, дети вовлекаются в небольшие шумовые ансамбли, исполняющие обработки народной музыки.

Комплексный подход – это организация многопрофильного вариативного обучения. В процессе обучения дети выступают не только в качестве учащихся, но и исполнителей-солистов, исполнителей в составе оркестра «Весёлые музыканты». Оркестр даёт возможность ознакомления с оркестровыми инструментами. При обучении в классе «Специальности» на баяне или аккордеоне, в классе «Коллективного музицирования» учащиеся знакомятся с игрой на домрах, балалайках, ударных инструментах. Принимая участие в самодеятельном театральном коллективе «Искринки», дети становятся артистами, получающими возможность для проявления своих творческих способностей.

Соединение творческого поиска в процессе обучения игре на музыкальных инструментах с прикладной деятельностью, интеграцией с другими видами деятельности (развитие речи, театральная деятельность, художественно-прикладное творчество и др.) позволяет многосторонне воздействовать на детское художественно-эстетическое развитие.

Результатом этой работы являются:

  • постановки русских народных сказок («Теремок»; «Птичий язык», «Неграмотная деревня», «Как старуха нашла лапоть»; «Гуси – лебеди»; «Волк и семеро козлят»)

  • фольклорные представления («Возвращение к истокам», «А мы с ложками да с трещотками», «За околицей», «Масленица», «Ярмарка» «Семик»).

  • лекции – концерты на базе классов общеобразовательных школ, обучающихся на отделении «Подготовка к обучению в школе».

Кроме ансамбля шумовых инструментов их непременным участником является ансамбль гусляров, в исполнении которого звучат русские народные песни.

Благодаря такой систематической и планомерной работе преподавателей народного отделения по образовательной программе «Подготовка к обучению в ДШИ» сложилась традиция преемственности обучения, как отдельных учащихся, так и коллективов.

Преемственность коллективов



На отделении музицируют 8 творческих коллективов, которые ежегодно становятся победителями и участниками городских, зональных, областных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей.

Однородные ансамбли

Смешанные ансамбли

дуэт аккордеонистов

Ансамбль шумовых инструментов

дуэт гитаристов



Оркестр русских народных инструментов «Весёлые музыканты» (младшая и старшая группы)

дуэт домристов

Педагогическое трио «Гармония»

ансамбль гусляров

«Сударыни» Педагогический ансамбль русских народных инструментов


Школьные творческие коллективы учащихся и преподавателей отделения народных инструментов постоянно выступают на школьных мероприятиях, на различных площадках города. Постоянное взаимодействие с общеобразовательной школой позволяет расширить охват слушателей, среди которых найти желающих обучаться в школе игре на народных инструментах.

На протяжении всех лет работы эти коллективы является активным участником в формировании культурной и духовной среды нашего города. Преподаватели и учащиеся отделения принимают участие т в городских концертах и праздниках, посвященных календарным датам, профессиональным праздникам и т.п.

Количество концертных мероприятий, в которых участвовали преподаватели и учащиеся ОНИ с 2008 по 2011 год постоянно растёт.

Педагогический коллектив школы в своей работе по сохранению и пропаганде исполнительства на народных инструментах использует многообразные формы концертно-просветительской и досуговой деятельности: театрализованные праздники, классные часы, диспуты, лекции, творческие отчеты, концерты, торжественные линейки, встречи с известными людьми и специалистами, фестивали, выставки, смотры, традиционные праздничные и тематические вечера, конкурсно-игровые и концертно-развлекательные программы, музыкально – литературные композиции, развлечения, заседания КЮМа («Клуб Юных Музыкантов» для младших школьников), КЛМа («Клуб Любителей Музыки» для старших учащихся), экскурсии и т.д.

Благодаря этим действиям на протяжении последних десяти лет контингент учащихся отделения народных инструментов сохраняется, а в последние года наметилась тенденция на его увеличение:

Инструменты

2008

2009

2010

2011

аккордеон

10

10

7

9

баян

6

10

10

11

домра

2

2

3

2

балалайка

-

-

-

1

гитара

18

20

20

20

всего

36

42

40

43


Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями. Родители учащихся – союзники и помощники, активные участники жизни отделения и школы, постоянные и самые благодарные слушатели.

Преподаватели ОНИ тесно взаимодействуют с ними, используя при этом свыше 10 форм работы.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации,

  • переписка с родителями,

  • посещение семьи,

  • памятки для родителей («Позитивные намерения ребёнка в фокусе внимания взрослых», «Мой «трудный» ребёнок», «Эмоциональный стресс и психологическая поддержка», «Как стать счастливым?»…)

  • родительское собрание («Взаимоотношения между детьми и родителями», «Адаптация учеников к сценическим условиям, роль родителей», «Формирование художественного вкуса и культуры поведения на сцене», «Взаимодействие педагога по специальности с родителями ученика». «Личность учителя и её роль в музыкально – эстетическом воспитании учащегося», «Домашние занятия: чем заниматься дома?», «Музыка начинается в семье», «Преимущество раннего музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Коррекция тревожности при публичном выступлении. Навыки уверенного поведения»)

  • консультационная деятельность педагога – психолога,

  • вовлечение родителей в школьное самоуправление,

  • организация совместных ежегодных досуговых мероприятий (День Знаний, День пожилого человека, День учителя, День Матери, Посвящение в музыканты, Новый год, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, День семьи, День выпускника),

  • лекции,

  • диагностика и анкетирование родителей («Эффективность образовательной деятельности школы», «Родители – выпускники школы», «Взаимоотношения между детьми и родителями»),

  • открытые уроки.

Именно в тесном контакте с семьей решаются вопросы мотивированности ребёнка к творческой продуктивной деятельности. Взаимодействие ребенка со своими родителями стимулирует создание в семье уважительного микроклимата доверия, участия и сотрудничества.

Большую помощь в сохранении и пропаганде исполнительства на народных инструментах оказывает педагог – психолог. Кроме индивидуальных консультаций учащихся, преподавателей, родителей педагог – психолог проводит просвещение, диагностику, тренинговые занятия.

Органы детского самоуправления также участвуют в сохранение и пропаганде исполнительства на народных инструментах:

  • Организация экзаменационной комиссии на народном отделении из учащихся;

  • Выпуск поздравительных открыток для именинников школы, поздравления и стенгазеты к праздникам;

  • Пропаганда музыкального искусства и оформлением сцены и зала к мероприятиям;

  • Выступления учащихся ОНИ на различных мероприятиях;

  • Подготовка и проведение мероприятий, на которых учащиеся читали стихи и показывали скетчи, были ведущими и активными участниками концертной деятельности школы;

  • Помощь в проведении элементарных опросов в классе, школе;

  • Подготовка и проведение мероприятий дней самоуправления.

  • Исследовательская работа учащихся ОНИ («История ДШИ сквозь призму лет», «Музыкотерапия»)

  • Рефераты и творческие работы учащихся ОНИ («Весёлые музыканты или радость общения», «Моя музыкальная школа – путь к успеху», «Мечты сбываются» «Нет предела совершенству», «Чем мне нравится музыкальная школа»).

В ближайших планах народного отделения школы - создание виртуального музея народного творчества и приглашение в музей различных групп населения и, в первую очередь, детей.

Уровень умений учащихся ОНИ, приобретенный во время образовательного и воспитательного процессов, делает их конкурентоспособными среди сверстников, положительно влияет на имидж учреждения.

Задача ОНИ - сохранять и пропагандировать исполнительство на русских народных инструментах, воспитывать подрастающее поколение средствами традиционной народной культуры: обрядов, обычаев в противовес массовой поп - культуре, заполнившей наш быт.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-концерт iconУрок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки...
Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи
Урок-концерт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок-концерт iconЯхина Сайт «Peredayru»
Игра на фортепьяно (Рустем Яхин) Концерт для фортепьяно с оркестром f-moll, I ч. Фортепиано һәм симфоник оркестр өчен концерт. I...
Урок-концерт iconФорма урока: Урок-концерт
Методические материалы для студентов дневного отделения
Урок-концерт iconПриказ №198-лс
Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического...
Урок-концерт iconУрок концерт музыки в 7 8 классах Тема: «Авторская песня»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Урок-концерт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе прошел концерт, посвященный Празднику 8 марта! Выступали школьный вокально-инструментальный ансамбль, школьный хор "Детство",...
Урок-концерт iconПланработ ы
Академический концерт учащихся 1-4-х классов по специализациям: «домра», «балалайка», «гитара», «баяна», «аккордеон»
Урок-концерт iconЧувашский театр
Концерт капеллы (Чебоксарский техникум стр-ва и городского хоз-ва, школа глухих)
Урок-концерт iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок-концерт iconНазвание мероприятия
Концерт детского духового оркестра «Серебряные трубы» (Детская школа искусств г. Северодвинск)
Урок-концерт iconТематическое планирование по программе «Музыка». 3 класс
Рахманинов «Концерт №3 для ф-но с орк-ром», Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик»
Урок-концерт iconКонкурс счесов на военную тематику: «Война и мир». 1 по 11 кл
Концерт посвященный: Встреча с ветеранами «66- летим Великой Отечественной войны»
Урок-концерт iconНовогодний концерт
Ж. Металлиди. 2 пьесы для ф-но: «За окном зима», «Лунная дорожка» Исп. Низовцев Иван. 1 кл., кл преп. Альтерман С. С
Урок-концерт iconТема урока Кол
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т д.)
Урок-концерт iconНовогодний концерт
Ж. Металлиди. 2 пьесы для ф-но: «За окном зима», «Лунная дорожка» Исп. Низовцев Иван. 1 кл., кл преп. Альтерман С. С


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск