Скачать 103.66 Kb.
|
«Система работы по сохранению и развитию исполнительства на русских народных инструментах в детской школе искусств №2 г.Сатки» Дмитриева Татьяна Петровна, директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2» г.Сатка В Детской школе искусств № 2 г. Сатка большое значение уделяется пропаганде и сохранению народного творчества. Это отражается в Программе развития ДШИ № 2, в концепции развития воспитательной системы МБОУ ДОД ДШИ № 2, а также в подпрограммах и проектах. В 2007 году школа получила Грант Главы Саткинского городского поселения в номинации: «Создание новых обучающих и образовательных программ и методик» за создание Проекта «Сохраним традиции в веках», цель которого - Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к национальной культуре народа, его обычаям и традициям. Для успешной работы в этом направлении подписаны Договоры о творческом сотрудничестве с различными организациями. Социограмма творческих контактов ДШИ № 2 с различными организациями Отделение народных инструментов ДШИ № 2 давно и прочно заняло почетное место среди лучших отделений города и района. Сейчас на народном отделении учится 43 ребёнка. За 35 лет работы ОНИ закончило около 200 учащихся. В последние десять лет 12 выпускников избрали музыку своей профессией. Из 5 преподавателей, которые работают на отделении, два преподавателя получили начальное музыкальное образование в стенах родной школы. Повышается исполнительский уровень учащихся. За последние три года шесть учащихся ОНИ стали районными стипендиатами. Выпускники отделения продолжают свое обучение в образовательных средних и высших учреждениях культуры и искусства. На базе школы регулярно проводятся конкурсы и семинары отделений народных инструментов ДМШ и ДШИ района. Все преподаватели систематически повышают свой профессиональный уровень. Постоянно поддерживается связь с преподавателями Миасского колледжа искусства и культуры и ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. Для достижения главной цели и решения основных задач преподавателями народного отделения было разработано 17 адаптированных программ разных уровней сложности и вариантов лет обучения. Эти программы позволяют подбирать нагрузку и выбор предметов индивидуально для каждого ребенка. Такой подход позволяет учащимся при разных стартовых возможностях получить полноценное музыкальное образование. Кроме обязательных предметов в учебном плане отделения школы имеется достаточное количество предметов по выбору, которые позволяют учащимся удовлетворить возникший в процессе обучения интерес. Для большей эффективности своей работы преподаватели народного отделения используют активные формы обучения:
Освоение содержания музыкального образования осуществляется на основе следующих методических принципов:
Сохранение контингента ОНИ осуществляется в системном и комплексном подходе к данному вопросу. На протяжении нескольких лет основная тема отделения - «Работа по набору контингента через пропаганду народных инструментов». На народном отделении накоплен многолетний опыт работы по образовательной программе «Подготовка к обучению в ДШИ». За это время отработана методика работы, подготовлены и утверждены программы: «Шумовой оркестр», «Сценическое действие», «Фольклор», «Народное творчество». А 2009 года – обучение игре на гуслях, которые были приобретены школой на средства, выделенные депутатом областного Законодательного собрания Садовским О.Л. Знакомство с народными инструментами в нашей школе начинается в группах раннего эстетического обучения. Дети видят инструменты шумового оркестра (ложки, коробочки, клавесы, ксилофоны, дудочки, трещотки, погремушки-маракасы и др.). В игровой форме, в инсценировках народных сказок, учатся играть на них, привыкая к звучанию. Подрастая, дети вовлекаются в небольшие шумовые ансамбли, исполняющие обработки народной музыки. Комплексный подход – это организация многопрофильного вариативного обучения. В процессе обучения дети выступают не только в качестве учащихся, но и исполнителей-солистов, исполнителей в составе оркестра «Весёлые музыканты». Оркестр даёт возможность ознакомления с оркестровыми инструментами. При обучении в классе «Специальности» на баяне или аккордеоне, в классе «Коллективного музицирования» учащиеся знакомятся с игрой на домрах, балалайках, ударных инструментах. Принимая участие в самодеятельном театральном коллективе «Искринки», дети становятся артистами, получающими возможность для проявления своих творческих способностей. Соединение творческого поиска в процессе обучения игре на музыкальных инструментах с прикладной деятельностью, интеграцией с другими видами деятельности (развитие речи, театральная деятельность, художественно-прикладное творчество и др.) позволяет многосторонне воздействовать на детское художественно-эстетическое развитие. Результатом этой работы являются:
Кроме ансамбля шумовых инструментов их непременным участником является ансамбль гусляров, в исполнении которого звучат русские народные песни. Благодаря такой систематической и планомерной работе преподавателей народного отделения по образовательной программе «Подготовка к обучению в ДШИ» сложилась традиция преемственности обучения, как отдельных учащихся, так и коллективов. Преемственность коллективов На отделении музицируют 8 творческих коллективов, которые ежегодно становятся победителями и участниками городских, зональных, областных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей.
Школьные творческие коллективы учащихся и преподавателей отделения народных инструментов постоянно выступают на школьных мероприятиях, на различных площадках города. Постоянное взаимодействие с общеобразовательной школой позволяет расширить охват слушателей, среди которых найти желающих обучаться в школе игре на народных инструментах. На протяжении всех лет работы эти коллективы является активным участником в формировании культурной и духовной среды нашего города. Преподаватели и учащиеся отделения принимают участие т в городских концертах и праздниках, посвященных календарным датам, профессиональным праздникам и т.п. Количество концертных мероприятий, в которых участвовали преподаватели и учащиеся ОНИ с 2008 по 2011 год постоянно растёт. Педагогический коллектив школы в своей работе по сохранению и пропаганде исполнительства на народных инструментах использует многообразные формы концертно-просветительской и досуговой деятельности: театрализованные праздники, классные часы, диспуты, лекции, творческие отчеты, концерты, торжественные линейки, встречи с известными людьми и специалистами, фестивали, выставки, смотры, традиционные праздничные и тематические вечера, конкурсно-игровые и концертно-развлекательные программы, музыкально – литературные композиции, развлечения, заседания КЮМа («Клуб Юных Музыкантов» для младших школьников), КЛМа («Клуб Любителей Музыки» для старших учащихся), экскурсии и т.д. Благодаря этим действиям на протяжении последних десяти лет контингент учащихся отделения народных инструментов сохраняется, а в последние года наметилась тенденция на его увеличение:
Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями. Родители учащихся – союзники и помощники, активные участники жизни отделения и школы, постоянные и самые благодарные слушатели. Преподаватели ОНИ тесно взаимодействуют с ними, используя при этом свыше 10 форм работы. Формы работы с родителями:
Именно в тесном контакте с семьей решаются вопросы мотивированности ребёнка к творческой продуктивной деятельности. Взаимодействие ребенка со своими родителями стимулирует создание в семье уважительного микроклимата доверия, участия и сотрудничества. Большую помощь в сохранении и пропаганде исполнительства на народных инструментах оказывает педагог – психолог. Кроме индивидуальных консультаций учащихся, преподавателей, родителей педагог – психолог проводит просвещение, диагностику, тренинговые занятия. Органы детского самоуправления также участвуют в сохранение и пропаганде исполнительства на народных инструментах:
В ближайших планах народного отделения школы - создание виртуального музея народного творчества и приглашение в музей различных групп населения и, в первую очередь, детей. Уровень умений учащихся ОНИ, приобретенный во время образовательного и воспитательного процессов, делает их конкурентоспособными среди сверстников, положительно влияет на имидж учреждения. Задача ОНИ - сохранять и пропагандировать исполнительство на русских народных инструментах, воспитывать подрастающее поколение средствами традиционной народной культуры: обрядов, обычаев в противовес массовой поп - культуре, заполнившей наш быт. |
Урок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки... Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | ||
Яхина Сайт «Peredayru» Игра на фортепьяно (Рустем Яхин) Концерт для фортепьяно с оркестром f-moll, I ч. Фортепиано һәм симфоник оркестр өчен концерт. I... | Форма урока: Урок-концерт Методические материалы для студентов дневного отделения | ||
Приказ №198-лс Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического... | Урок концерт музыки в 7 8 классах Тема: «Авторская песня» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школе прошел концерт, посвященный Празднику 8 марта! Выступали школьный вокально-инструментальный ансамбль, школьный хор "Детство",... | Планработ ы Академический концерт учащихся 1-4-х классов по специализациям: «домра», «балалайка», «гитара», «баяна», «аккордеон» | ||
Чувашский театр Концерт капеллы (Чебоксарский техникум стр-ва и городского хоз-ва, школа глухих) | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Название мероприятия Концерт детского духового оркестра «Серебряные трубы» (Детская школа искусств г. Северодвинск) | Тематическое планирование по программе «Музыка». 3 класс Рахманинов «Концерт №3 для ф-но с орк-ром», Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» | ||
Конкурс счесов на военную тематику: «Война и мир». 1 по 11 кл Концерт посвященный: Встреча с ветеранами «66- летим Великой Отечественной войны» | Новогодний концерт Ж. Металлиди. 2 пьесы для ф-но: «За окном зима», «Лунная дорожка» Исп. Низовцев Иван. 1 кл., кл преп. Альтерман С. С | ||
Тема урока Кол Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т д.) | Новогодний концерт Ж. Металлиди. 2 пьесы для ф-но: «За окном зима», «Лунная дорожка» Исп. Низовцев Иван. 1 кл., кл преп. Альтерман С. С |