«История исполнительства (на народных инструментах)»





Скачать 368.75 Kb.
Название«История исполнительства (на народных инструментах)»
страница1/3
Дата публикации12.01.2015
Размер368.75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс


История исполнительства (на народных инструментах)


Специальности 071301




Народное художественное творчество



Тюмень - 2011


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «История исполнительства (на народных инструментах)»


Цикла СД.Ф

Специальности 070101.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация «Художественный руководитель музыкально - инструментального коллектива, преподаватель»

Составитель: Т.А.Жданова – профессор кафедры,

заслуженный работник высшей школы РФ
Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

____ _______________2011 года

Протокол № ____

СОДЕРЖАНИЕ



1.Пояснительная записка……………………………………………….….4

2. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования……………………………………………..5

3. Тематический план

  • Тематический план (ОДО) ………………………….....………..6

  • Тематический план (ОЗО) ………………….………………...…8

4.Форма отчетности студентов…………………………………..……….10

5. Содержание курса …………………………………………………..….10
6. Вопросы к экзамену………………………………………………...….27

7. Руководство для самостоятельной работы студентов..………….…...31
8. Литература………………………………………………………………32




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки руководителей оркестров и инструментальных ансамблей. Русское народное инструментальное искусство – это многовековая практика бытования музыкального инструментария. Оно прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связано с нотной инструментальной культурой. Становится ясным, насколько широкий круг вопросов включает в себя изучение истории исполнительства.

Цель данного курса - показать историческую обусловленность и последовательность развития искусства исполнительства на русских народных инструментах; осмыслить процесс многовекового развития русского народного инструментализма и его становления в двадцатом столетии; изучить исторические закономерности формирования и развития инструментов; изучить основные особенности становления репертуара, особенности исполнительского искусства в области баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей.

Задачи курса:

- основной задачей курса является расширение кругозора студентов на основе изучения материалов, в которых раскрывается историческая последовательность совершенствования выразительных возможностей игры на русских народных инструментах;

- одной из главных задач изучения данного курса является побуждение обучающихся к уяснению вопросов истории и теории развития инструментов, игре на которых они обучаются;

- формирование музыканта-профессионала, в полной мере владеющего методологией научного подхода к оценке явлений современного исполнительского искусства и репертуара для баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей.

Проблемы, освещаемые в данном курсе, рассмотрены в контексте развития музыкального искусства с учетом принципа историзма и хронологической периодизации.

Курс включает в себя четыре основных раздела.

В первом разделе рассматриваются вопросы из истории исполнительства на русских народных инструментах; прослеживаются истоки развития игры на русских музыкальных инструментах, формирование оркестрового и ансамблевого исполнительства, а также особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов.

Второй раздел посвящен анализу исполнительской деятельности ведущих оркестров и ансамблей нашей страны.

Третий раздел дает информацию о ведущих оркестрах и ансамблях г. Тюмени и Тюменской области.

Четвертый раздел освещает конкурсы исполнителей на народных инструментах.

В конце лекционного курса студенты сдают устный экзамен.
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Исторические закономерности возникновения и развития инструментального исполнительства. Творческие биографии оркестровых коллективов, ансамблей и выдающихся солистов-исполнителей, их места в истории жанра. Педагогические исполнительские школы и их роль в воспитании новых поколений исполнителей. Критерии оценки творчества современных исполнителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для студентов отделения дневного обучения)

На отделении дневного обучения всего 68 часов, из них аудиторных – 34 часа, самостоятельная работа студента – 34 часа, занятии проходят в 7 семестре, по окончанию изучения курса студенты сдают экзамен.




Наименование разделов и тем

Кол-во

часов


Раздел 1. Из истории исполнительства на русских народных

инструментах

1.

Сущность понятия «русский народный инструмент». Этнический и социальный компоненты этого понятия. Народное инструментальное творчество Древней Руси (9-18 вв.)

2




2.

Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре VI-ХIХ веков.

2




3.


Особенности эволюции русских гуслей и гитары.

  • Русские гусли в ХI-ХIХ столетиях.

  • Развитие сольного исполнительства на шестиструнной и семиструнной гитаре в России в XVIII-XIX веках.




2




4.


Развитие домрово-балалаечного искусства в ХVI–ХIХ вв.

  • Исполнительство на русской домре.

  • Балалайка в ХVIII–ХIХ веках.

  • Исполнительство на струнных инструментах.

2




5.

Закономерности развития русской гармоники во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия.

  • Возрождение народно-инструментального исполнительства в России.

  • Исторический путь гармоники в России.

2




6.



Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (1880–1917 гг.).

  • Предпосылки идей В.В.Андреева и его сподвижников в русской музыкальной культуре конца ХIХ века.

  • Появление баяна в России. Зарождение в России кон- струкции выборных баянов и развитие концертного баянного исполнительства.

  • Искусство игры на балалайке в ХХ веке.

  • Искусство игры на домре в ХХ веке.

2


2

7.



Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства.

  • Создание новых оркестров хроматических гармоник.

  • Великорусский оркестр В.В.Андреева.

2

2

8



Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы.

  • Зарождение профессионального образования на народных инструментах.

  • Становление профессионального сольного и ансамблево-оркестрового исполнительства.

  • Репертуар для русских народных инструментов 1920-30-х годов.

2


2

9.

Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.).

2






10


Развитие исполнительства на русских народных инструментах на современном этапе.
  • Развитие профессионального исполнительского искусства.
  • Общая характеристика репертуара для народных инструментов в 1960-90-е годы (музыка для оркестра русских народных инструментов, сольных щипковых народных инструментов и для баяна и аккордеона

2

2

РАЗДЕЛ 2. Ведущие оркестры русских народных инструментов

в России.

1.

Ведущие оркестры русских народных инструментов в России.

  • Государственный академический оркестр русских народных инструментов имени В.Андреева.

  • Национальный академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова.




2




2.

Ансамблевое исполнительство на русских народных инструментах.

  • Известные ансамбли русских народных инструментов.

2




Раздел 3. Народно-оркестровое и ансамблевое исполнительство

в Тюменской области.

1.

Ведущие оркестры Тюменской области.

1




2.

Инструментальные ансамбли Тюменской области.

1





Раздел 4. Исполнительские конкурсы.

2







Всего:

28

6




Итого:

34 часа
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«История исполнительства (на народных инструментах)» iconУрок-концерт
«Система работы по сохранению и развитию исполнительства на русских народных инструментах в детской школе искусств №2 г. Сатки»
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconУчебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПриобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом...
Роизведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета). Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История исполнительства уср неотрывна от истории создания оркестров русских народных инструментов, творчества выдающихся исполнителей...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconII. Первая и высшая квалификационная категория
Вопросы для письменного испытания преподавателей по игре на народных инструментах (баян, аккордеон)
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная образовательная программа разработана на основании фгос во ассистентуры-стажировки «Искусство музыкально-инструментального...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной целью предмета является обучение студентов необходимыми знаниями по вопросам методики обучения игры на народных инструментах...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconУчебно-методическая литература Показанник Е. История исполнительства...
Показанник Е. История исполнительства на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре: Программа для муз, вызов по специальности «Народные...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной целью фестиваля-конкурса является выявление и поддержка молодых дарований в сфере вокально-хорового исполнительства, создание...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconИстория возникновения и развития балалайки
Народ чтит старинные обычаи и обряды, поет песни. И только, к большому сожалению, игра на инструментах все дальше и дальше уходит...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconАссистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности...
Примерная основная образовательная программа разработана на основании фгос во ассистентуры-стажировки «Искусство музыкально-инструментального...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconАссистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности...
Примерная основная образовательная программа разработана на основании фгос во ассистентуры-стажировки «Искусство музыкально-инструментального...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073201 «Искусство концертного исполнительства»
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconОсновная образовательная программа высшего образования для обучающихся...
Примерная основная образовательная программа разработана на основании фгос во ассистентуры-стажировки «Искусство вокального исполнительства...
«История исполнительства (на народных инструментах)» iconИсследовательский проект
Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск