Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»





Скачать 245.53 Kb.
НазваниеПрограмма соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»
Дата публикации13.01.2015
Размер245.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 511 классов авторов Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева к учебнику: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. В 3 кн. М.: 2012.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» .

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

  • освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы учителя с программой).

Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебных книгах. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебниках.

В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему произведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное). Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», рассматривать только в обзоре.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

В случае большого объема теста изуются отдельные главы, фрагменты. Такой подход к работе с крупнообъемным текстом был заложен уже в начальной школе и позволяет значительно расширить круг авторов и произведений для учащихся 5–8-го классов.

Литература – это один из ведущих гуманитарных учебных предметов школе. Он содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Общение школьника с литературными произведениями дает ему опыт коммуникации, диалога с писателями разных стран и эпох, приобщает к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе.

Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
Общая характеристика учебного предмета

Введение

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. От чего захватывает дух

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Раздел 1. Жизнь по законам чести.

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады.

«Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации.

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел.

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного.

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас.

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика.

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Часть III. В лабиринте событий

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Часть IV. Я и другие

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть V. Мы не можем без них или они без нас?

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.

Обобщение.

Мир твоих читательских интересов.

Развитие речи.

    • Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

    • Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.

    • Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

    • Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается в 5 классе в объеме 102 часа – 3 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во

часов

Введение

3

Часть I. От чего захватывает дух

52

Раздел 1. Жизнь по законам чести.

Раздел 2. Шифры и клады.

Раздел 3. Экстремальные ситуации.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.

Раздел 5. Правда истории и вымысел.

Раздел 6. Романтика неизведанного.

12

10

6

11

10

3

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

16

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.

Раздел 3. Сказка и фантастика.

2

8

6

Часть III. В лабиринте событий

5

Часть IV. Я и другие

15

Часть V. Мы не можем без них или они без нас?

11

Всего часов

102

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

Печатные пособия

Портреты русских писателей 18 века

Гаврила Романович Державин (1743-1816)

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Александр Николаевич Радищев (1749-1802)

Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744)

Николай Михайлович Карамзин(1766-1826)

Портреты русских писателей начала 19 века

Петр Андреевич Вяземский (1820-1888)

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Владимир Федорович Одоевский (1804-1869)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Николай Михайлович Языков (1803-1846)

Портреты русских писателей 20 века

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Александр Александрович Блок (1880-1921)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Максим Горький (1868-1936)

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Евгений Иванович Замятин (1884-1937)

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1920)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Александр Иванович Солженицын (1918-2008)

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950)

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

Технические средства обучения

Компьютер - 1

Экранно-звуковые пособия

Библиотека русской классики.

Русская поэзия 19-20 веков.

Планируемые результаты изучения учебного предмета курса

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconНижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconРабочая программа по литературе для 8Б класса на 2013-2014 учебный год
В. Я. Коровиной. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по литературе Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Программа соответствует «Образовательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconРабочая программа по предмету «Математика» Математика
Сост. Бурмистрова Т. А., М.: Просвещение, 2010 г. Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение,...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»...
...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по физике в 7 – 9 классах
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconРабочая программа география 8 класс Линия «Сферы»
В. П. Дронова и Л. Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009 г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой и Л. С. Понтак. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология»
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПояснительная записка Программа составлена на основе временных требований...
Программа составлена на основе временных требований обязательному минимуму содержания, в основной школе и в соответствии с объёмом...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по математике (4класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по математике (4класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск