Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по изучению дисциплины


    1. СД.В.2.2; ДН (М).В.8.1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА



подготовки бакалавра по направлению

050501 Профессиональное обучение (дизайн)

050600 Художественное образование

Пояснительная записка.

Цель изучения дисциплины (ожидаемые результаты):

Курс «Художественная обработка материала» является составной частью подготовки бакалавров в области художественно-творческой деятельности для педагогической, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской работы. Данный учебно-методический комплекс ставит цель развить творческое мышление студента и уточнить его ценностные пространства через опыт художественной обработки материалов в основных культурных традициях.
Место курса в общей системе подготовки бакалавра Дисциплина является курсом по выбору студента, ее изучение проходит в конце 3 курса, когда у учащегося накоплен определенный опыт художественного проектирования, и требуются знания по материальному воплощению художественного замысла. Курс носит обзорный характер. Так, лекционные занятия дают представление о ретроспективном развитии художественной обработки материалов в разных типах культур. Таким образом, они резонируют с теорией курсов «Анализ и интерпретация произведений искусства», «История искусств», «Эстетика» и дополняют их содержание. Практические же занятия данной дисциплины более способствуют усвоению уже пройденных практико-ориентированных курсов общего гуманитарного направления, таких как «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», а также курсов по выбору «Основы ДПИ», специальной дисциплины «Компьютерное моделирование» и др.

Задачи курса:

  • ознакомить с техниками и технологиями обработки природных и искусственных материалов ручным и автоматизированным способами;

  • изучить особенности традиций народных декоративно-художественных промыслов;

  • установить связи между приемами стилизации и возможностями материала.


Требования к уровню подготовки студента, завершившего обучение данной дисциплины (в соответствии с требованиями ГОС ВПО):

Студент по окончании изучения курса должен знать:

  • историю народного прикладного искусства

  • основные физические и символические особенности материалов, пригодных для художественного оформления окружения человека (одежда, интерьер, утварь и др.предметы быта).

  • художественные приемы и технологию обработки различных материалов.


Студенты, прослушавшие данный курс, должны уметь:

  • переносить полученные теоретические знания на практику собственной педагогической деятельности;

  • применять изученные приемы и технологии на практике.

Содержательный компонент теоретического материала.
Раздел № 1. История развития народного прикладного искусства.

Введение. История развития народных художественных промыслов. Истоки обработки материалов в народно-прикладном творчестве и художественных промыслах. Историко-культурное развитие человечества: опора на опыт народно-прикладного творчества и художественных промыслов прошлых поколений. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства. Способы художественной обработки природных материалов: изучение на основе народных художественных промыслов. Тезы красоты и добра в народном искусстве. Эстетическое и этическое содержание изделий народных мастеров.

Раздел № 2. Художественная обработка металла.

История художественной обработки металла, его свойства и декоративные возможности.

Обработка металла как первый вид художественного ремесла, выделившийся в самостоятельное производство. Физические и химические особенности отдельных металлов, получение чистых металлов и сплавов. Простые и благородные металлы. «Замечательная семерка» металлов и ее роль в развитии цивилизации. Назначение металлических изделий, функции. Литье, ковка, штамповка, гравирование и др. способы обработки металлов.

Раздел № 3. Художественная обработка дерева.

История художественной обработки дерева и его свойства. Лекционное занятие.

Древесные породы, их свойства. Способы химического и физического воздействия на дерево. Особенности строения древесного ствола, подготовки древесины. Обработка дерева в эпосе («Бить баклуши», «Солнечный материал»).

Раздел № 4. Художественная керамика.

История развития художественной керамики. История русской керамики. Традиционные изделия. Технологическая обусловленность форм изделий. Виды, свойства, назначение сортов глины. Заготовка материала. Ручная лепка. Лепка из цельного куска глины. Спиральная лепка из жгутов. Лепка из пласта.

Гончарное ремесло в России. Подмосковная Гжель. Город Скопин Рязанской области.

Промыслы по изготовлению игрушек. Дымковская игрушка. Филимоново Тульской области. Деревня Абашево Пензенской области. Балхарский промысел.

Раздел № 5. Художественная обработка камня, кости и рога.

Художественная обработка камня.

Классификация камней, их художественные свойства. История художественной обработки камня в России. Художественная обработка мягкого камня. Художественная обработка твердого камня. Резьба по камню.  Опыт современных мастеров Азии: А.Абдуллаев (Узбекистан, г. Нурат).

Художественная обработка кости и рога.

Различные виды кости: бивни слона, мамонта, клыки моржа. Разнообразная техника обработки кости. Холмогоры, Сольвычегодск, Великий Устюг – центры косторезного искусства.

Рог животных. Его свойства. Разнообразные оттенки цвета. Рог оленя. Промысел народов Севера.

Раздел № 6. Художественный текстиль.

История ткачества. Узорное ткачество.

История ткачества.

Технологический процесс ткачества. Закладное ткачество. Браное ткачество. Выборное ткачество. Переборное ткачество. Ажурное ткачество. Центры промысла – города Череповец, Рязань, Воронеж, Кировская и Горьковская области.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Раздел №1. История развития народного прикладного искусства.

План:

1.

Истоки обработки материалов в народно-прикладном творчестве и художественных промыслах. Историко-культурное развитие человечества: опора на опыт народно-прикладного творчества* и художественных промыслов** прошлых поколений. Значение протокультур в становлении видов прикладного искусства. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства. Эстетическое и этическое содержание изделий народных мастеров.
*Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

**В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ- художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.

2. Роль натуральных материалов как специфического сырья для творческого формообразования и декорирования формы. Зависимость возникновения промыслов от наличия материалов в определенных условиях климата, геополитических и этнических особенностей, социальной и религиозно-культурной самоидентификации мастера и целевой аудитории.

3. Природа и сущность человеческой деятельности; ее целесообразный и творческий характер. Законы экономичности производства. Парадокс функциональности: создание предмета с преобладанием основной функции («необходимо и достаточно», эргономичность, экономичность, тиражность) и создание предмета роскоши (превосходная степень сравнения, престиж, привилегии, уникальность, эмоциональная привязанность).

4. Преемственность традиций мастерства как основа сохранения и движения синкретичной культуры. Возрождение художественных промыслов: неразрывная связь развития народно-прикладного творчества с интересом подрастающего поколения: педагогические аспекты..

5. Анализ отдельных исторически сложившихся традиций в центрах художественных промыслов России.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Основные материалы, используемые в народно-прикладном творчестве

2. Древнейшие художественные промыслы.

3. Центры художественных промыслов в России.

Основная литература:

  1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

  2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Дополнительная литература:

  1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. - 112с.

  2. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России.-М.,1983. 1 11с.

  3. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла: Т.2-М.: Просвещение, 1978.-254с.

  4. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). М.: Высшая школа. -1986.- 319 с.

  5. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. М.: Искусство, 1971. -201с.

  6. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.

  7. Бычков А.В. Обучение учащихся IX X классов городских школ художественно-прикладным видам труда // Школа и производство. -1982. №8.

  8. Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М.,1986. -249с.

  9. Гуляев В.А. Сохранение традиций народных художественных промыслов.// Школа и производство. 1976. - №1. - с.55-57.

  10. Дикипов Х.М. Возрождение народных промыслов и ремёсел. М.: 1997. -47с.

  11. Домашние ремёсла: Сборник./Сост. Е.Н.Семашко. -М., 1993. -256с.

  12. Конышева Н.М. Секреты мастеров: (Ремёсла древ, и соврем.): Учеб. по трудовому обучению для учащихся 4кл. четырёхлет. нач.шк./Н.М.Конышева. 3-е изд. - М.: Ассоц. XXI век: Моск.учеб., 2000.- 128с.

  13. Крючкова Т.А. Народные традиции Урала как фактор трудового воспитания младших школьников. Диссертация на соискание учёной степени К.П.Н. Курган, 1996. - 168с.

  14. Кумарин В.В. Среда влияет, природа определяет. // Нар. образование. -1998.-№7-8.-с.190-192.

  15. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусства. М.: Флинта. 1999. — 61с.

  16. Михеева JI.H. Русский народный праздник. (Обряды, обычаи, промыслы). Книга для внеклассного чтения, 1-4 класс. М.: Дрофа, 2006г. - 160с.

  17. Михеева JI.H. В мире народных промыслов (спецкурс для студентов Гос. академии славянской культуры). М.: ГАСК, 2006г. - 140с.

  18. Народные художественные промыслы: Материалы и документы. М., 1967.-27с.

  19. Народные художественные промыслы: Советское декоративное искусство. Материалы и документы. — 1917-1932. -М.: Искусство, 1986. -с.7-8.

  20. Народный мастер и некоторые вопросы его творчества. В сб.: А.С.Данченко. Проблемы народного искусства. С.94-101.

  21. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. 175с.

  22. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 115с.

  23. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 1989. -924с.

  24. Орлова Н.С. Народные традиции и современные проблемы воспиткания. Советская педагогика.-1989.-№7.-с. 106-107

  25. Основы художественного ремесла./Под ред.В.А.Барадулина: Ч.2.-М., 1987.-271с.

  26. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. — 324с.

  27. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.- 161с.

  28. Пушкин Р.Н. Народные художественные промыслы школа.//Школа и производство.-1976.-№ 1 .-с.49-54.

  29. Ром Н.К. Кустарные ремёсла. / По Н.К.Рому изд. 2-е испр. и доп. под ред. инж.-техн. А.А.Пресса. СПб., 1896. - 34с.

  30. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя.-М.: 1984.-142с.

  31. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М. - 1948. - 792с.

  32. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. С.56-57.

  33. Супрун Л.Я. Традиционное и самодеятельное.// Декоративное искусство СССР. 1976. - №4. - с.38-40.

  34. Уткин П.И., Королёв Н.С. Народные художественные промыслы. -М. Высшая школа.: 1992.- 159с.

  35. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175с.

  36. Цируль К.Ю. Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания. М., 1986. - 92с.

  37. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962. -40с.



Раздел №2. Художественная обработка металла.

План:

  1. История и теория художественной обработки металла. Свойства металлов.

  2. Организация учебной и творческой мастерской по обработке металла

  3. Материалы и инструменты металообработки

  4. Основные техники художественной обработки металла: чеканка, металлопластика

  5. Дифовка (выколотка)

  6. Басма, штамповка

  7. Пропильный металл

  8. Гравирование, насечка

  9. Ювелирное искусство в металлообработке

  10. Механическая обработка металла

  11. Обработка и художественная отделка поверхности металла

  12. Методика проведения занятий по художественной обработке металла

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Простые и благородные металлы.

  2. Назначение металлических изделий, функции.

  3. Перечислите основные способы художественной обработки металлов.

Основная литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2.Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3.Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

Дополнительная литература:

1. Алсаткина А.Б. Декоративно-прикладное искусство предбайкальских бурят (ремесла и промыслы). Иркутск: Риэл, 2002, 110с.

2. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. - Л., 1977.

3. Буентаев В.Б., Алсаткина А.Б., Михеева Т.В. Художественная обработка металла, его декоративное и утилитарное значение.//Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Материалы Международной научно-практической конференции (2-3 июля 1999г.). - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999, 210с.

4. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование. Л.: Машиностроение,1984.

5. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В.А.Тишков. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1994. С. 304.

6. Постникова-Лосева М.М. и др. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.: Наука, 1983.

7. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высш.шк., 1981.

8. Федотов А.И., Улановский О.О. Граверное дело. Л.:Машиностроение, 1981.

9. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений, Л.:Политехника, 1991

Раздел №3. Художественная обработка дерева.

План:

  1. История возникновения промысла.

  2. Геометрическая резьба.

  3. Выемчатая резьба.

  4. Ажурная резьба.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Богородская резьба.

  2. Абрамцево – кудринская резьба.

  3. Сравнительная характеристика изделий двух промыслов.

Основная литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2.Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3.Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

Дополнительная литература.

1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.- 120с.
Раздел №4. Художественная обработка керамики.

План:

  1. Происхождение гончарного дела.

  2. Заготовка материала.

  3. Применение керамики.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Художественная керамика.

  2. Древнейшая история керамики.

Основная литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2.Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3.Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

Дополнительна литература.

1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.
Раздел №5. Русское узорное ткачество.

План:

  1. История возникновения промысла.

  2. Характерные традиционные изделия промысла.

  3. Технология изготовления.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выразительные особенности изделий.

  2. Современное состояние промысла.

Основная литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2.Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3.Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

Дополнительна литература.

1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Художественная...
Современный человек стремится к художественному творчеству не только в области литературы, поэзии, живописи, танца, пения, но и в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconСтруктура рабочей программы дисциплины (модуля) Художественная обработка материала
Данный курс призван развивать духовный потенциал, высокую творческую образность бакалавра художественного образования и дать полезные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2; дн (М). В 1 художественная обработка материала подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск