ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» СОГЛАСОВАНО
___________________
Руководитель ООП
по направлению 210100
декан ЭФ проф. В.А. Шпенст
| УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой социологии
и психологии
доцент
_____________В.Н. Завражин
«____» _____________2012г.
| Рабочая программа учебной дисциплины
«Cоциология» Направление подготовки бакалавра 210100–электроника и наноэлектроника
Профиль промышленная электроника Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения:очная
Санкт-Петербург
2012
1. Цели и задачи дисциплины: Целью учебного курса является формирование у студентов целостного представления об общественной жизни, о роли в ней человека, а также формирование и развитие у студентов компетенций, позволяющих на основе познания природы социальных отношений рационально выстраивать взаимодействия в профессиональной сфере, учитывая механизмы регулирования социального поведения.
Для достижения поставленной цели задачи курса предполагают изучение:
общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
процесса социализации и социального контроля;
культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология» входит в Б.1. «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: Базовая часть.
Для эффективного изучения дисциплины «Социология» студент должен знать этнокультурные и социально-политические процессы становления русской и новой российской государственности. Владеть системой научных знаний об окружающем мире, иметь способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Сформированные при изучении данной дисциплины компетенции будут полезны для учебных дисциплин профессионального цикла, так как социологическое знание знакомит с закономерностями и механизмами социального взаимодействия, развивает способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
«Социологию» можно считать предшествующей дисциплиной прежде всего для курсов «Философия», «Культурология» и «Политология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
быть способным учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
закономерности развития и особенности функционирования социальной сферы общества; специфику и механизмы социального взаимодействия и социальной ответственности.
Уметь:
анализировать, понимать сущность, оценивать, предвидеть возникновение социально-значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе: и в организационно-управленческой сфере и в сфере профессиональных взаимодействий.
Владеть:
навыками самостоятельно и рационально решать социально-значимые проблемы в профессиональной среде, учитывать последствия организационно-управленческих решений с позиции социальной ответственности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2______ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 2
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
|
| -
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
|
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 16
| 16
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| контрольная работа, домашняя работа, подготовка к занятиям
| 10
| 10
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачёт
| зачёт
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
| 72
|
|
|
| 2
| 2
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| .
| Социология как наука: теоретические и практические аспекты
| Исторические и социальные предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Становление классических социологических парадигм: теории О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера.
Особенности развития и основные направления русской социологической мысли. Современные западные социологические теории.
Объект, предмет, структура и уровни современной социологической науки.
Основные понятия и методы эмпирической социологии. Место социологии в системе общественных наук.
|
| Общество как система
| Признаки и социологические определения общества. Общество как система социальных связей и отношений.
Механизмы функционирования общества как целостности. Аномия. Развитие общества. Инновационные процессы в стабильном обществе.
Типология общества. Доиндустриальное (примитивное, аграрное, традиционное) общество. Индустриальное (промышленное) общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Модернизация: содержание и исторические формы. Общество и процессы современной глобализации.
|
| Социальная структура общества
| Институциональный и стратификационный способы рассмотрения социальной структуры общества в социологии.
Социальные институты и их роль в обществе. Основные признаки социальных институтов. Социальные последствия институционализации. Условия возникновения и эффективного функционирования социальных институтов. Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов. Функции и дисфункции институтов. Многообразие и типология социальных институтов.
Основные социальные институты общества как объект социологического анализа: семья, религия, традиции, мораль, право, собственность, рынок, образование, наука, государство. Особенности становления социальных институтов современного российского общества.
Стратификационное измерение социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Марксистская и веберовская методология исследования процессов социальной стратификации. Понятия «страта» и «класс». Основания социальной стратификации. Социально-классовая стратификационная модель У.Л.Уорнера. Понятия социального статуса и социальной роли. Виды социальных статусов и ролей. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальная маргинальность. Проблема бедности в современном мире. Основные исторические системы социальной стратификации общества (рабство, касты, сословия, классы).
Стратификационные процессы в современном российском обществе.
|
| Социология культуры
| Социологический подход к понятию «культура». Сферы культурного регулирования. Интегративные свойства культуры. Основные компоненты культуры (нормы, ценности, символы и язык). Культурные универсалии. Этноцентризм, культурный релятивизм, культурная толерантность, культурный плюрализм. Культурная традиция. Понятия субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры.
Понятие управленческой культуры. Корпоративная (организационная) культура. Влияние на организационную культуру этнических и национальных факторов.
|
| Социология личности
| Особенности социологического изучения личности как системной единицы социума.
Социализация как процесс становления личности. Основные модели социализации. Интернализация как субъективная сторона процесса социализации. Характер межличностных связей в первичных социальных группах. Референтные группы и их влияние на ценностные ориентации личности. Процессы взаимодействия личности и общества. Социальная адаптация.
Социальные типы личности.
Социальная природа девиантного поведения. Типы девиаций и формы отклоняющегося поведения. Самосознание индивида и социальный контроль. Функции и содержание социального контроля. Агенты и инструменты социального контроля. Способы реализации социального контроля.
|
| Социология управления | История социологии менеджмента на Западе. Теория рационализации Ф. Тейлора. Административная теория А. Файоля. Теория человеческих отношений Э. Мэйо. Эмпирическая школа: Л. Ньюмен. Школа социальных систем: Г. Caймoн.
Развитие социологии управления в России. Развитие заводской социологии в России.
Предметная сфера социологии управления. Предмет социологии управления. Социальная природа управления. Социология управления и социология менеджмента.
Социальные законы иерархии. Экономические ресурсы и социальные блага. Власть и ответственность. Иерархия как система социальных фильтров.
Определение и социологическое понимание бюрократии. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Концепция бюрократии Р. Мертона. Номенклатура и бюрократия.
Гендерные аспекты управления.
| 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Философия
|
| +
| +
|
|
|
|
| Культурология
|
|
|
| +
| +
| +
|
| Политология
| +
|
| +
|
|
|
| 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Всего
час.
|
| Социология как наука: теоретические и практические аспекты
| 3
| 2
|
|
| 4
| 9
|
| Общество как система
| 4
| 4
|
|
| 6
| 14
|
| Социальная структура общества
| 4
| 4
|
|
| 8
| 16
|
| Социология культуры
| 2
| 2
|
|
| 8
| 12
|
| Социология личности
| 2
| 3
|
|
| 6
| 11
|
| Социология управления
| 2
| 2
|
|
| 6
| 10
|
| Итого:
| 17
| 17
| 0
| 0
| 38
| 72
| 6. Лабораторный практикум – не предусмотрен
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
| 1
| 1
| Методология социологической науки: основные категории и практические аспекты
| 4
| 2
| 2
| Общество как система
| 4
| …
| 2
| Исторические типы организации социальной жизни: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество
| 2
|
| 3
| Базовые социальные институты общества. Семья
| 2
|
| 3
| Социальная стратификация и особенности стратификационных процессов в современном российском обществе
| 6
|
| 4
| Влияние социальных факторов на культуру и субкультуры
| 8
|
| 5
| Социологическая концепция личности.
| 2
|
| 5
| Типы личности
| 4
|
| 6
| Социология управления
| 6
|
8. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Социология».
Э.Дюркгейм о правилах социологического метода (по книге «О разделении общественного труда. Метод социологии».).
К.Маркс и М.Вебер: сравнительный анализ концептуальных подходов к бюрократии.
Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина.
Сравнительная характеристика основных направлений современной западной социологии.
«Социология жизни»: особенности исследовательской концепции.
Становление и развитие эмпирической социологии.
Информационное общество: новый тип социальной реальности.
Особенности процесса модернизации в России на современном этапе.
Модель «открытого общества» в концепции К.Поппера.
Тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.
Специфика функционирования мегаполисов в современной России.
Сравнительный анализ теории социальной стратификации Макса Вебера и марксистской теории классов.
Социальная мобильность в России: виды и каналы.
Особенности и перспективы формирования среднего класса в России.
Социальная маргинализация: причины возникновения и формы.
Предпринимательство как инновационная форма экономического поведения.
Место и роль образования в системе социализации личности.
Инновационная образовательная деятельность в механизме воспроизводства и саморегуляции социума.
Религия как социальный институт.
Потребительское общество в концепции Ж.Бодрийара.
Толерантность в системе ценностей россиян.
Социальные проблемы современных гендерных отношений.
Русские: особенности национального менталитета.
Инновации в ценностных ориентациях российских студентов.
Социальные проблемы трудового коллектива.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Волков Ю. Г. [и др.]. Социология: учебник для вузов. / Под общ. ред. проф. В. И. Добренькова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 571 с.
Волков Ю. Г. Социология: учебник для студентов технических высших учебных заведений. / Ю. Г. Волков. М. : КноРус, 2009. 320 с.
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник для студентов вузов. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; М.: ИНФРА-М, 2009. – 623 с.
Завражин В. Н., Сорокин С. И., Харченко Л. Н. История западной социологии: учеб. пособие. / В. Н. Завражин, С. И. Сорокин, Л. Н. Харченко. СПб.: СПГГИ, 2009. 87 с.
Завражин В. Н., Сорокин С. И., Харченко Л. Н. Социология: учеб. пособие / В. Н. Завражин, С. И. Сорокин, Л. Н. Харченко. Изд. 3-е, испр., доп. СПб.: СПГГИ, 2009. 105 с.
История социологии: учебник / Отв. ред. Г. В. Осипов. М. : Норма, 2009. 489 с.
История социологии: учебник. / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. М. : Высшее образование и наука, 2007. 442 c.
Кравченко А. И. Социология: учебник. / А. И. Кравченко. М. : Проспект, 2010. 544 с.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. СПб. : Питер, 2008. 389 с.
Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии. Тематический словарьсправочник. / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : Юнити-Дана, 2009. 634 с.
б) дополнительная литература
Бабосов Е. М. Социология: Энциклопедический словарь. / Е. М. Бабосов. М. : URSS : Либроком, 2009. 473 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл; Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Academia, 2004. 783 с.
Бороноев А. О., Смирнов П. И. О понятиях «общество» и «социальное». / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов. // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 8-16.
Гараджа В. И. Социология религии: учеб. пособие для студентов / В. И. Гараджа. 3-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М., 2007. 344 с.
Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. / Я. И. Гилинский. СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. 525 с.
Зборовский Г. Г., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества. / Г. Г.Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 36-45.
Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. / А. Г. Здравомыслов. – М. : ЛОГОС, 2010. – 408 с.
Карпичев В. С. Организация и самоорганизация социальных систем: словарь. / В. С. Карпичев. – 3-е изд., стереотип. – М. : РАГС, 2009. – 282 с.
Классики социологии. Классические труды по теории общества. М. : DirectMedia, 2008. Серия «Университетская библиотека». – URL: http://www. bibluoclub. (Дата обращения 20.02.2010).
Колонингер С. Теория личности: Познание человека. / С. Колонингер. СПб.: Питер Принт, 2003. 438 с.
Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. / А. В. Костина 2-е изд. М. : УРСС, 2005. 544 с.
Левашов В. К. Общество и глобализация. / В. К. Левашов // Социологические исследования. – 2005. № 4. С. 35-45.
Осипов Г. В., Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. / Г.В. Осипов, Б. Н. Кузык., Ю. В. Яковец. М. : Ин-т экономических стратегий, 2007. 416 с.
Осипов Г. В., Степашин С. В. Экономика и социология знания. Практическое пособие. / Г. В. Осипов, С. В. Степашин. М. : Наука, 2009. 218 с.
Парсонс Т. О социальных системах. / Парсонс Т. Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского; Пер. с англ. М. : Акад. проект, 2002. 831 с.
Семья и семейное воспитание : кросс-культурный анализ на материале России и США. / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М. : РГСУ, 2009. – 420 с.
Синельников А. Б., Медков В. М., Антонов А. И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессиального исследования). / А. Б. Синельников, В. М. Медков, А. И. Антонов. – М. : КДУ, 2009. – 288 с.
Уэбстер Ф. Теория информационного общества. / Ф. Уэбстер; Пер. с англ. М. : Аспект-Пресс, 2004. 467 с.
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: учебник для студентов высших учебных заведений / Петр Штомпка ; пер. с польск. : – М. : ЛОГОС, 2010. 664 с.
Энциклопедия: российская семья. / Под ред. В. И. Жукова. – М. : РГСУ, 2008. – 624 с.
в) программное обеспечение
Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.).
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
База данных ФОМ [сайт] : Фонд «Общественное мнение». – URL: http://bd.www.fom.ru. (дата обращения 14.12.2010).
ВЦИОМ [сайт] : Всероссийский центр изучения общественного мнения. – URL: http://wciom.ru/. (дата обращения 14.12.2010).
Организация Объединенных Наций [сайт] : - URL: http://www.un.org/ru/. (дата обращения 14.12.2010).
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации. [сайт] : – URL: http://www.gov.ru/. (дата обращения 14.12.2010).
Социология, экономика, менеджмент [сайт] : Федеральный образовательный портал. – URL: http://www.ecsocman.edu.ru. (дата обращения 14.12.2010).
Центральная База Статистических Данных [сайт] : Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/. (дата обращения 14.12.2010).
ЦНСИ [сайт] : Центр независимых социологических исследований. – URL: http://www.cisr.ru/. (дата обращения 14.12.2010).
10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины:
Учебная аудитория с информационными стендами по социологии 6306.
Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием 6204 на 155 мест и лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием 6310 на 69 мест.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и адаптации их в современном общественном устройстве.
Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: контрольные работы, проверочные тесты и оценку выполнения заданий.
Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях.
По учебной дисциплине предусмотрен реферат (трудоёмкость - 12 часов самостоятельной работы) для развития навыка работы с научной и справочной литературой.
Итоговый контроль: зачёт.
Разработчики: кафедра социологии и психологии зав. кафедрой В.Н. Завражин кафедра социологии и психологии доцент Л.Н. Харченко |