Основная образовательная программа начального общего образования





Скачать 17.36 Mb.
НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/109
Дата публикации16.02.2015
Размер17.36 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   109




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»


Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.03.2012г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 3

с УИОП им. Г. Панфилова»

________Павлова В.Ю.

Приказ №77а от 04.04.2012г.


















ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Анжеро-Судженск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел ………………………………………………… 3-22

  1. Пояснительная записка …………………………………….. 3-11

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального

общего образования ………………………………………….12-17

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования…………………………….17-22
II. Содержательный раздел……………………………………....22-780

  1. Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального

общего образования …………………………………………22-44

  1. Программы отдельных учебных предметов и курсов

внеурочной деятельности …………………………………...45-733



  1. Программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования………………………………………….733-750

  1. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни……………………751-764

5. Программа коррекционной работы………………………….765-780

III. Организационный раздел…………………………………….781-802

1. Учебный план начального общего образования ………….. 781-786

2. План внеурочной деятельности……………………………….786-791

3. Система условий реализации основной образовательной

программы в соответствии с требованиями ФГОС ….……..791-802

I. Целевой раздел

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова» (далее МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова»). (Тип общеобразовательное учреждение, вид средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов).

Основная образовательная программа начального общего образования (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, примерной основной образовательной программой начального общего образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова», рассмотрена и принята педагогический советом, протокол № 7 от 24 августа 2011 года. Пояснительная записка спроектирована рабочей группой в составе заместителей директора по УВР, заместителя директора по ВР, заместителя директора по УМР, руководителя методического объединения учителей начальных классов, педагогов - психологов, под руководством директора школы. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением Управляющего совета, обеспечивающего государственно - общественный характер управления.

ООП НОО разработана на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»; (статья 14, 15);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»);

  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;

  • Устав МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова»;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительством РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);

  • Сан ПиН 2.4.2. 2821-10;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;

  • Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»;

  • Основная образовательная программа ОС «Начальная школа XXI века»

  • а также социального заказа родителей младших школьников.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок 4 года (6,5 - 10,5 (11) лет), который полностью соответствует младшему школьному возрасту.

Реализация основной образовательной программы начального общего образования будет осуществляться МОУ «СОШ №3 с УИОП и Г. Панфилова» на основании лицензии на образовательную деятельность (Серия А 00000564 выдана 15.03.2011 года бессрочно).




Цели и задачи

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья на основе УМК «Школа 2100» и «Начальная школа ХХ1века». Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • Достижение личностных результатов обучающихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

  • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Структура и содержание

Программа содержит следующие разделы:

целевой

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • системаоценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

содержательный

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;


организационный

  • учебный план начального общего образования;

  • план внеурочной деятельности;

  • система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;


Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Обучение ведётся по двум образовательным системам «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века», которые разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Образовательные системы, вошедшие в образовательную программу, опираются на следующие психолого-педагогические принципы:

«Школа 2100»

«Начальная школа 21 века»

Личностно- ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной

Природосообразностъ обучения рассматривает как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала,








функции знаний, принцип овладения культурой)

успешного развития одаренных детей.

Деятелъностно- ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип)

Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей данного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников.

Принцип кулътуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника

Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися.

Преемственность и перспективность обучения. Преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.






Особенности первой ступени общего образования

ООП НОО сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в

учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывались также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные -психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Образовательная программа реализуется в режиме 5-дневной учебной недели (для 1-ых классов), в режиме 6-дневной учебной недели (для 2-4 классов). Занятия проводятся в 2 смены. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 кл. составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах - не менее 34 недель.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей.

Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения (согласно п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02), в 1 классе - со 2 полугодия.
Планируемые результаты

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов.

Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:

  • желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;

  • элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;

  • инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;

  • ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;

- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Название программы (подпрограммы)

Краткая аннотация

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

В программе раскрываются виды учебных универсальных

действий, особенности их развития у обучающихся начальных

классов и их место в учебно-воспитательном процессе.

Программы отдельных учебных предметов

Включает программы по следующим предметам:

русский язык, литературное чтение, математика,

английский язык, окружающий мир, музыка,

изобразительное искусство, физическая культура, технология;

информатика и ИКТ.

Программы внеурочной деятельности

Включает программы по следующим направлениям развития

личности: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное,

общеинтеллектуальное, общекультурное.

Программа духовно- нравственного развития, воспитания

В программе раскрывается система базовых национальных ценностей.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

В программе раскрываются представления о позитивных факторах,

влияющих на здоровье.

Программа коррекционной работы

В программе отражается система работы с одаренными детьми.




В рамках ООП НОО используются программы и подпрограммы, представленные в таб.
Учредитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП им. Г. Панфилова» - управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП им. Г. Панфилова» существует с 1973 года и располагается в центральном микрорайоне Анжеро- Судженского городского1 округа Кемеровской области.

Внеурочная деятельность

Для начальных классов предусмотрена внеурочная деятельность, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличной от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с ООП НОО.

Задачи внеурочной деятельности:

- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

-создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание);

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное). И по видам деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение,

досугово-развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная деятельность), спортивная и оздоровительная, туристско-краеведческая).

Внеурочная деятельность, осуществляется во второй половине дня, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной учебной нагрузки и не дублирует урочную систему обучения. Внеурочная деятельность может организовываться в формах: кружок, студия, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, конференция, олимпиада, соревнование, слет, игра, турнир, конкурс, встреча, концерт, спектакль, экскурсия, культпоход, туристический поход, поисковые исследования и других.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

Внеурочная деятельность является продолжением урочной деятельности и может быть использована для реализации воспитательного потенциала современных учебных программ, закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. 
Исходя из задач, фор и содержания внеурочной деятельности, для её организации предусмотрена модель на основе базовой организационной модели.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Основными критериями отнесения дополнительных образовательных программ к внеурочной деятельности выступают цели и задачи этой деятельности, а также её содержание и методы работы. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Во внеурочной деятельности педагоги школы могут использовать рабочие программы, которые разрабатывают на основе примерных (рекомендованных Министерством образования и науки РФ), авторских программ или самостоятельно с соответствующими приложениями к ним, а также программы других образовательных учреждений, отвечающие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Программы дополнительного образования разрабатываются учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта в соответствии с ФГОС НОО.

Все реализуемые во внеурочной деятельности программы утверждаются в школе.

Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   109

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconПриказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» 2012 г
...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №139
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Панируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск