Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени А. И. Томилина
Советско – Гаванского муниципального района
Утверждаю
Директор школы №3
________________ Крепышева И.Ю.
«___» ____________ 2013 года Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
МБОУ СОШ №3 имени А.И. Томилина
«______» ____________ 2013 года
Основная образовательная программа
начального общего образования на период 2013-2017 годы
г. Советская Гавань
2013
Содержание
№ раздела
| Название раздела
| Страница
| 1.
| Целевой раздел
|
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 3-11
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
| 12-16
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
| 16-28
| 2.
| Содержательный раздел
|
| 2.1.
| Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
| 29-33
| 2.2.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов
| 34
| 2.3.
| Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
| 35-42
| 2.4.
| Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
| 43-56
| 2.5.
| Программа коррекционной работы
| 57-68
| 3.
| Организационный отдел
|
| 3.1.
| Учебный план начального общего образования
| 69-72
| 3.2.
| План внеурочной деятельности
| 73-78
| 3.3.
| Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС
| 79-101
|
Раздел I.
Пояснительная записка.
1. Общие положения.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №3 имени А.И.Томилина (в дальнейшем «МБОУ СОШ №3») является нормативным локальным актом, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение обучающимися результатов, спланированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Программа оформлена, разработана и утверждена в соответствии с «Положением о разработке и утверждении основной образовательной программа, реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373».
Разработка Программы осуществлялась Рабочей группой МБОУ СОШ №3 при участии органов самоуправления, членов Управляющего совета, обеспечивающих государственно-общественный характер управления на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования для классов, в которых реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
« 6 » октября 2009 г. № 373.
Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП НОО сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении ведущей деятельности игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции — расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном познании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми, сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Нормативный срок освоения Программы составляет 4 года.
Обучение по Программе начального общего образования в МБОУ СОШ №3 осуществляется только в очной форме обучения.
Процедура принятия несовершеннолетнего в МБОУ СОШ №3 с целью освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется требованиями, указанными в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Уставе МБОУ СОШ №3.
Программа содержит следующие разделы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. Тип и вид образовательного учреждения МБОУ СОШ №3
Тип – муниципальное бюджетное учреждение
Вид – общеобразовательное учреждение
В разработке основной образовательной программы НОО учитывалась следующая социокультурная особенность города и района: небольшой город, не имеющий развитой культурной среды. Связи школы в социуме имеют системный характер, школа является инициатором многих совместных мероприятий в районе , часто играет направляющую роль при их разработке и реализации. 3.Цели и задачи, реализуемые в основной образовательной программе
начального общего образования:
предоставление равных возможностей обучающимся в получении качественного начального общего образования;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования;
содействие становлению гражданской идентичности младшего школьника как основы развития гражданского общества г. Советская Гавань, Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народов, проживающих на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Дальнего Востока, Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой народов России;
содействие созданию единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
содействие демократизации образования и всей образовательной деятельности через расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды МБОУ СОШ №3;
выявление и развитие одаренных детей;
достижение обучающимися к окончанию начального общего образования результатов, заявленных в ФГОС НОО.
4. Принципы формирования ООП НОО.
ООП НОО разработана в соответствии со следующими принципами: актуальность, прогнозтичность, реалистичность, чувствительность к сбоям. Применение указанных принципов к разработке Программы обусловлено установлением соответствия содержания Программы вызовам времени и требования Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
5. Подходы к формированию содержания ООП НОО.
В основе разработки системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, учебного плана МОУ СОШ №3, следующих программ: формирования универсальных учебных действий обучающихся, отдельных учебных предметов и курсов, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, – лежат системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. 6. Состав участников образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники и администрация МБОУ СОШ №3, родители (законные представители) обучающихся.
Под педагогическими работниками и администрацией МБОУ СОШ №3 понимаются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с МБОУ СОШ №3 и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и организации образовательного процесса.
Перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц устанавливается законодательством Российской Федерации. К занятию должностей педагогических работников в МБОУ СОШ №3 допускаются лица, отвечающие квалификационным требованиям, предусмотренным Единым квалификационном справочником должностей руководителей, специалистов и служащих по соответствующим должностям педагогических, научно-педагогических и руководящих работников образования. Порядок комплектования педагогическими и административными работниками МБОУ СОШ №3 определяется её Уставом.
К педагогической и административной работе в МБОУ СОШ №3 не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым и административным кодексами Российской Федерации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся представляют законные интересы несовершеннолетних обучающихся без специальных полномочий.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
знакомиться с ООП НОО и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в МБОУ СОШ №3;
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
защищать права и законные интересы обучающихся;
получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;
принимать участие в разработке ООП в форме, определяемой законодательством Российской Федерации и Уставом МБОУ СОШ №3.
Иные права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осваивающих ООП НОО, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, Уставом МБОУ СОШ №3.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение ими начального общего образования, соблюдать Устав МБОУ СОШ №3 в части, касающейся их прав и обязанностей, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся закрепляются в заключенном между ними и директором МБОУ СОШ №3 договоре.
При зачислении ребенка в качестве обучающегося МБОУ СОШ №3 обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с содержанием основной образовательной программой.
Обучающиеся, не освоившие ООП НОО, не допускаются к обучению на ступени основного общего образования.
Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года неудовлетворительные результаты (далее – учебная задолженность) по одному предмету (предметной области), переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать учебную задолженность в течение следующего учебного года, МБОУ СОШ №3 обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся, имеющие учебную задолженность по двум и более предметам (предметным областям) или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие учебной задолженности по одному предмету, оставляются на повторное обучение.
7. Портрет выпускника начальной ступени среднего общего образования
Программа ориентирована на становление следующих личностных характеристик выпускника:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
|