Основная образовательная программа начального общего образования





НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/71
Дата публикации20.11.2014
Размер9.16 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации

города Нижний Тагил
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55



УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 55

Протокол № 1

от «29» августа 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 55

_____________З.Я.Горленко

«29» августа 2011г.








Основная образовательная программа

начального общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №55
Нижний Тагил, 2011г.

Содержание



  1. Целевой раздел




1.1.Пояснительная записка.

3-18

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



19-25
26- 48

2. Содержательный раздел




2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

49-58

2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

59- 542

2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

543-557

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

558-575

2.5.Программа коррекционной работы.



576- 597

  1. Организационный раздел




3.1.Учебный план начального общего образования.

598-610

3.2.План внеурочной деятельности.

611- 837

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования

838-854



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 55, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373, приказа от 22 сентября 2011 г. №2357); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей учебно-методического комплекса «Школа России».

Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 55 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Нормативная база, обосновывающая введение ООП:

  • нормативно-правовые документы федерального уровня:

Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте РФ от 22 декабря 2009г.) и изменения, утвержденные Приказами Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357;

Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 №2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Приказ Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Письма Министерства спорта туризма и молодежной политики РФ от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 и Минобрнауки РФ от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

Письмо Министерства образования РФ от 25 сентября 2000 г. 2021 «Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы»;   

Об организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Устав МБОУ СОШ № 55.

Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности гимназии. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития.

Образовательная программа «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

целевой;

содержательный;

организационный.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлена с привлечением органа самоуправления (Совет школы), обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

· с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

· развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- переход к образовательному процессу, включающему личностно-ориентированное, метапредметное, практико-ориентированное содержание образования и активные, мотивирующие формы организации образовательного процесса, способствующие эффективному развитию процессов личностного самоопределения обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

Задачи основной образовательной программы начального общего образования:

  • воспитать высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

  • сформировать у обучающихся основы гражданской идентичности личности, психологические условия развития общения, сотрудничества;

  • развить ценностно-смысловой сферы личности;

  • развить умения учиться, самостоятельность, инициативу и ответственность;

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях: учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественно-научной,  технологической;

  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 55 содержит 3 раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи и планируемы результаты основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.


  1. Целевой раздел включает:

пояснительная записку;




планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.


  1. Содержательный раздел включает:









программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;




программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;




программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;




программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;




программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.





  1. Организационный раздел включает:

учебный план начального общего образования;

план внеурочной деятельности;




систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.




Принципы и подходы к формированию ООП НОО

Основная образовательная программа (ООП) МБОУ СОШ № 55 учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным походом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

· переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками МДОУ №29, №190, 193, 194, 23, воспитанниками курсов адаптации к условиям школьной жизни и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; могут произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем, могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

В начальной школе обучаются учащиеся:

- живущие по микрорайону школы № 55;

- дети, родители которых снимают квартиры в микрорайоне школы;

Проанализировав динамику изменения контингента учащихся первых классов можно сделать вывод, что ежегодно идет количественный рост состава первоклассников.

Таблица 1.

Учебные годы


Количество первоклассников

2009-2010

96 чел.

2010-2011

103чел.

2012 - 2013

110 чел.








ОУ №55 проводит ежегодный анализ количественного и качественного состава первоклассников.

Возрастной ценз детей, поступивших в первый класс, соответствует требованиям типового положения об общеобразовательном учреждении.

Специфика кадров МБОУ СОШ №55 определяется высоким уровнем профессионализма, большим творческим потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли корпоративное обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества».

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:

  • Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.

  • Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

  • Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.

  • Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

  • Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

Общие цели первой ступени.

  • Цели первой ступени образования ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с:

  • - формированием предметных и универсальных способов действий, а также системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

  • - воспитание основ умения учиться;

  • - индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития.

  • Дополнение и конкретизация целей образования для МБОУ СОШ №55 представлена в таблице.


Цель начального этапа образования

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Воспитание толерантности, т.е. ценностного отношения к человеку, культуре, природе, понимание и принятие многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки

Научиться уважать других и заслужить уважение к себе, узнать об обычаях людей другой национальности, о жизни в других уголках Земли, отвечать за свои поступки.

Формирование системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, основанных на междисплинарных связях и обеспечивающих продуктивность учебно-познавательной деятельности; формирование информационной и интеллектуально- речевой культуры

Научиться читать, писать, считать, рисовать, петь, трудиться, узнать много нового и интересного.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Расти здоровым

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование культурного поля школьника

Развивать свои возможности, стараться достичь большего. Быть активным, найти интересную для себя область и развивать свои способности в этой области

Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника МБОУ СОШ № 55:

  • нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность,

  • активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями,

  • умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;

  • - владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах районного и городского уровней;

  • - обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение;

  • - любит свой город, край, свою Родину;

  • - любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • - уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;

  • - соблюдать правила здорового образа жизни.

  • наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Образовательная среда МБОУ СОШ № 55 представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconПриказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» 2012 г
...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №139
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Панируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск