Скачать 333.64 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Гуманитарный факультет Кафедра истории и культурологии УТВЕРЖДАЮ: проректор по УР ______________ В.В. Рыбкин « « 2010 г. Рабочая учебная программа дисциплины Методы изучения культуры
Иваново, 2010
Цели освоения дисциплины: личностная и фундаментальная профессиональная подготовка будущих культурологов через приобщение студентов к размышлениям о культурных ценностях: их смысле, составе и законах - с последующей интериоризацией, становлением на этой основе индивидуальной мыследеятельности; воссоздание у студентов целостного представления о культуре, о своеобразии ее феноменов, их спектре, динамике, значении. Развитие мотивации к их глубокому познанию, развитие умения прогнозирования и компетентного участия в становлении межкультурных коммуникаций.
Дисциплина относится к базовым дисциплинам профиля, основывается на результатах изучения дисциплин: «Введение в культурологию», «Философия», «Теория культуры». Для успешного усвоения дисциплины студент должен: знать: - основные концепты и понятия культуры; - основные школы и направления развития культурологии; - главные вехи истории становления культурологии как научной дисциплины; - главные направления культур-философской мысли XVШ-XIX вв. уметь: - анализировать основные концепты и понятия культуры; - сравнивать принципы взаимодействия культурологии с другими социо-гуманитарными дисциплинами; - производить сравнительно-исторический анализ основных школ и направлений развития культурологии; - различать специфику философского и научного подхода к культуре. владеть: - методами сравнительно-исторического анализа; - теоретическими методами описания свойств и создания моделей культуры; - методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - культурную картину мира, роль в ней основных концептов и понятий культуры; - основы и многовариантность исторического процесса, зарождение и роль в нем культуры; - культурные формы, процессы, практики в истории и современности; - школы и направления развития культурологии; - историю становления культурологии как научной дисциплины; - главные направления культур-философской мысли XVШ-XXI вв. уметь: - применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию; - самостоятельно анализировать научную литературу; - производить различные виды анализа основных школ и направлений развития культурологии; - выявлять и комплексно обрабатывать информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; - проводить научные исследования проблем теории и истории культуры; - изучать, делать конкретный анализ и осваивать современные культурные формы и процессы; - применять теоретические и практические знания в различных областях культурологии для авторских научных исследований; - проводить научные исследования по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками; - осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований; - анализировать и интерпретировать культурные формы, процессы и практики на основе существующих научных теорий и концепций; - интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; - участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; - писать научные статьи; - готовить презентации; - распространять и представлять материалы собственных исследования устно, письменно и виртуально; владеть: - навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, формирования теоретического дискурса в культурологии; - способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере; - различными методами анализа социо-культурной информации; - методами теоретического моделирования культурных процессов - методами направленного поиска и эффективного обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами. - приемами анализа и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных). 4.Структура дисциплины Методы изучения культуры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа
5.Содержание дисциплины 5.1.Содержание разделов дисциплины Модуль 1. Метод и методология. Основные проблемы, концепты и положения теории и методологии культуры. Понятия «метод», «методология». Роль метода в науке. «Истина и метод» Г.-Г. Гадамера. Классическая, неклассическая и постнеклассическая методологии науки. Изменение роли субъекта в процессе становления науки. Методы естественных и гуманитарных наук. Специфика методологии культурологии и особенности ее становления как самостоятельной научной дисциплины. Структура культурологического знания. Постижение культуры: многообразие подходов и методологий (общий обзор). Специфика стадий формирования науки о культуре: культурфилософия, этнография, этнология, антропология, социальная и культурная антропологии, культурология, cultural studies (изучение культуры), multicultural studies (изучение культурного многообразия), cross-cultural studies (изучение межкультурного взаимодействия) и т.д. 2.Модуль 2. Становление культурологического метода в XVIII – начале XX вв. Культурфилософия. Тринитарная онтолого-гносеологическая модель и концепция циклического развития культуры Дж. Вико (1668-1774). Культура - “humanitas” в лексиконе “Новой науки об общей природе наций” Дж.Вико. Его предшественники (Данте Алигьери) и последователи (Гегель, Данилевский, Леонтьев, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, Тойнби) – (доклады студентов).Принцип единства и многообразия культур в работах И. Гердера (1774-1803): от метагеологии к историческим очертаниям современного человека. Лингвокультурология Гердера. Язык и его влияние на духовное развитие человечества в философии В. фон. Гумбольдта. Деятельность А. фон. Гумбольдта (доклад студента). Основные культурологические понятия Г.В.Ф.Гегеля. Гегелевская концепция истории. Восток в гегелевской историко-культурологической схеме. Эмпирический (этнографический) (1800-1860), эволюционистский (1860-1895) и исторический (1895-1925 (Боас)) этапы этап развития культурной антропологии (будущей культурологии) (этнография, антропология, этнология). Эволюционизм (исторические предпосылки появления учения, первые эволюционистские теории культур; концепции Э. Тайлора, Г. Спенсера). Эволюционизм и его исторические предпосылки, основные черты подхода (единство человеческого рода и единообразие развития культур, линейность развития, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры) и его важнейшие представители (в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Э.Тайлор, Дж.Фрезер; в Германии - А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт; во Франции - Ш.Летурно; в США - Л.Г.Морган). Диффузионизм (культурная мифология Л. Фробениуса, теория культурных кругов Ф. Гребнера, диффузионизм в США и Англии, трансформации классического диффузионизма) Конкретизация и исследование исторических процессов контактов и распространения культурных явлений в диффузионизме (теория культурных ареалов), анализ пространственных и временных характеристик культур, географическая определенность культурных явлений, анализ, сравнение, поиск сходных моментов в частях, составляющих культуру. Развитие идей диффузионизма от работ его основателя Ф.Ратцеля (1844-1904) до трудов Т. Хейердала (культурная мифология Л.Фробениуса (1873-1928), «мужские» и «женские» культуры; теория культурных кругов Ф.Гребнера (1877-1934), культура как эклектическое соединение предметов материальной культуры, обрядов и верований; общий закон культурной диффузии К. Уисслера; «диффузия стимула» и «диффузия идей» А. Крёбера; «гипердиффузионизм» (панегиптизм) трудах Г.Эллиота-Смита (1871-1937) и У.Дж.Перри). Идея трансокеанских контактов Т. Хейердала. 3.Модуль 3. Теория культуры и развитие методологии культурологии в конце XIX - XXI вв. Культурологические концепции и методы исследования культуры: психологическая, биологическая (естественнонаучная), социальная (функциональная (Малиновский, Радклифф-Брау, Дюркгейм, Парсонс)), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Э.Р. Сервис, М. Салинс), культурно-экологическая (М. Бейтс, Дж. Стюарт), структурная, символическая и семиотическая, когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, Х. Конх-лин, С. Брунер), интерпретативная (Гирц) (как синтез герменевтики (Гадамер, Рикер), аналитич. Филос. языка (Витгенштейн), философии фимволич. Форм С Лангер), игровая (Й. Хейзинга, Г. Гессе), методологическая (А. Крёбер, К. Клакхон), диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), культурный релятивизм (Херсковиц), религиозная (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер). Общая характеристика. Проблема взаимодействия традиционных и современных культур. Структурно-функциональный подход Т. Парсонса для изучения индустриальной культуры. Теория Уайта, Антропология Крёбера, антропология Херсковица. 5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... |