Рабочая учебная программа дисциплины





Скачать 333.64 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер333.64 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и культурологии

УТВЕРЖДАЮ: проректор по УР
______________ В.В. Рыбкин
« « 2010 г.
Рабочая учебная программа дисциплины

Методы изучения культуры



Направление подготовки



031400 Культурология

Профиль подготовки



Социокультурное проектирование

Квалификация (степень)



Бакалавр

Форма обучения



очная


Иваново, 2010


  1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: личностная и фундаментальная профессиональная подготовка будущих культурологов через приобщение студентов к размышлениям о культурных ценностях: их смысле, составе и законах - с последующей интериоризацией, становлением на этой основе индивидуальной мыследеятельности; воссоздание у студентов целостного представления о культуре, о своеобразии ее феноменов, их спектре, динамике, значении. Развитие мотивации к их глубокому познанию, развитие умения прогнозирования и компетентного участия в становлении межкультурных коммуникаций.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовым дисциплинам профиля, основывается на результатах изучения дисциплин: «Введение в культурологию», «Философия», «Теория культуры». Для успешного усвоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные концепты и понятия культуры;

- основные школы и направления развития культурологии;

- главные вехи истории становления культурологии как научной дисциплины;

- главные направления культур-философской мысли XVШ-XIX вв.

уметь:

- анализировать основные концепты и понятия культуры;

- сравнивать принципы взаимодействия культурологии с другими социо-гуманитарными дисциплинами;

- производить сравнительно-исторический анализ основных школ и направлений развития культурологии;

- различать специфику философского и научного подхода к культуре.

владеть:

- методами сравнительно-исторического анализа;

- теоретическими методами описания свойств и создания моделей культуры;

- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  • способен к письменной и устной коммуникации по теоретическим и практическим проблемам культурологии, владеет навыками аргументации, ведения дискуссии, публичной речи (ИК-1) с использованием базовых знаний из области социально-гуманитарных наук (ÎÍÊ-1);

  • готов использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-4),

  • способен реализовывать личностные траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования, самореализации (СЛК-1);

  • имеет развитое критическое мышление; готов в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переосмыслению социального опыта, адаптации к новым социокультурным ситуациям; умеет приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-2);

  • владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять теоретико-культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

  • способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по историко - культурологической проблематике и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- культурную картину мира, роль в ней основных концептов и понятий культуры;

- основы и многовариантность исторического процесса, зарождение и роль в нем культуры;

- культурные формы, процессы, практики в истории и современности;

- школы и направления развития культурологии;

- историю становления культурологии как научной дисциплины;

- главные направления культур-философской мысли XVШ-XXI вв.

уметь:

- применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию;

- самостоятельно анализировать научную литературу;

- производить различные виды анализа основных школ и направлений развития культурологии;

- выявлять и комплексно обрабатывать информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности;

- проводить научные исследования проблем теории и истории культуры;

- изучать, делать конкретный анализ и осваивать современные культурные формы и процессы;

- применять теоретические и практические знания в различных областях культурологии для авторских научных исследований;

- проводить научные исследования по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;

- осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;

- анализировать и интерпретировать культурные формы, процессы и практики на основе существующих научных теорий и концепций;

- интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

- участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

- писать научные статьи;

- готовить презентации;

- распространять и представлять материалы собственных исследования устно, письменно и виртуально;

владеть:

- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, формирования теоретического дискурса в культурологии;

- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;

- различными методами анализа социо-культурной информации;

- методами теоретического моделирования культурных процессов

- методами направленного поиска и эффективного обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.

- приемами анализа и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных).
4.Структура дисциплины Методы изучения культуры.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

3

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:







Лекции

14

14

Семинары

20

20

Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе







Курсовая работа







Подготовка к текущим занятиям, коллоквиумам

30

30

Подготовка к зачету и экзамену

8

8

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




экз

Общая трудоемкость час.

72




Зач. Един.

2





5.Содержание дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Метод и методология. Основные проблемы, концепты и положения теории и методологии культуры.

Понятия «метод», «методология». Роль метода в науке. «Истина и метод» Г.-Г. Гадамера. Классическая, неклассическая и постнеклассическая методологии науки. Изменение роли субъекта в процессе становления науки. Методы естественных и гуманитарных наук. Специфика методологии культурологии и особенности ее становления как самостоятельной научной дисциплины. Структура культурологического знания. Постижение культуры: многообразие подходов и методологий (общий обзор). Специфика стадий формирования науки о культуре: культурфилософия, этнография, этнология, антропология, социальная и культурная антропологии, культурология, cultural studies (изучение культуры), multicultural studies (изучение культурного многообразия), cross-cultural studies (изучение межкультурного взаимодействия) и т.д.

2.Модуль 2. Становление культурологического метода в XVIII – начале XX вв.

Культурфилософия. Тринитарная онтолого-гносеологическая модель и концепция циклического развития культуры Дж. Вико (1668-1774). Культура - “humanitas” в лексиконе “Новой науки об общей природе наций” Дж.Вико. Его предшественники (Данте Алигьери) и последователи (Гегель, Данилевский, Леонтьев, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, Тойнби) – (доклады студентов).Принцип единства и многообразия культур в работах И. Гердера (1774-1803): от метагеологии к историческим очертаниям современного человека. Лингвокультурология Гердера. Язык и его влияние на духовное развитие человечества в философии В. фон. Гумбольдта. Деятельность А. фон. Гумбольдта (доклад студента). Основные культурологические понятия Г.В.Ф.Гегеля. Гегелевская концепция истории. Восток в гегелевской историко-культурологической схеме. Эмпирический (этнографический) (1800-1860), эволюционистский (1860-1895) и исторический (1895-1925 (Боас)) этапы этап развития культурной антропологии (будущей культурологии) (этнография, антропология, этнология). Эволюционизм (исторические предпосылки появления учения, первые эволюционистские теории культур; концепции Э. Тайлора, Г. Спенсера). Эволюционизм и его исторические предпосылки, основные черты подхода (единство человеческого рода и единообразие развития культур, линейность развития, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры) и его важнейшие представители (в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Э.Тайлор, Дж.Фрезер; в Германии - А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт; во Франции - Ш.Летурно; в США - Л.Г.Морган).

Диффузионизм (культурная мифология Л. Фробениуса, теория культурных кругов Ф. Гребнера, диффузионизм в США и Англии, трансформации классического диффузионизма) Конкретизация и исследование исторических процессов контактов и распространения культурных явлений в диффузионизме (теория культурных ареалов), анализ пространственных и временных характеристик культур, географическая определенность культурных явлений, анализ, сравнение, поиск сходных моментов в частях, составляющих культуру. Развитие идей диффузионизма от работ его основателя Ф.Ратцеля (1844-1904) до трудов Т. Хейердала (культурная мифология Л.Фробениуса (1873-1928), «мужские» и «женские» культуры; теория культурных кругов Ф.Гребнера (1877-1934), культура как эклектическое соединение предметов материальной культуры, обрядов и верований; общий закон культурной диффузии К. Уисслера; «диффузия стимула» и «диффузия идей» А. Крёбера; «гипердиффузионизм» (панегиптизм) трудах Г.Эллиота-Смита (1871-1937) и У.Дж.Перри). Идея трансокеанских контактов Т. Хейердала.
3.Модуль 3. Теория культуры и развитие методологии культурологии в конце XIX - XXI вв.

Культурологические концепции и методы исследования культуры: психологическая, биологическая (естественнонаучная), социальная (функциональная (Малиновский, Радклифф-Брау, Дюркгейм, Парсонс)), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Э.Р. Сервис, М. Салинс), культурно-экологическая (М. Бейтс, Дж. Стюарт), структурная, символическая и семиотическая, когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, Х. Конх-лин, С. Брунер), интерпретативная (Гирц) (как синтез герменевтики (Гадамер, Рикер), аналитич. Филос. языка (Витгенштейн), философии фимволич. Форм С Лангер), игровая (Й. Хейзинга, Г. Гессе), методологическая (А. Крёбер, К. Клакхон), диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), культурный релятивизм (Херсковиц), религиозная (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер). Общая характеристика.

Проблема взаимодействия традиционных и современных культур. Структурно-функциональный подход Т. Парсонса для изучения индустриальной культуры. Теория Уайта, Антропология Крёбера, антропология Херсковица.
5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п.п.

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечив-х (последующих) дисциплин

1

2

3




Социология







+




Социология культуры

+

+

+




История и методология культурологии

+

+

+




Современные проблемы культурологии

+

+







Философия культуры







+




Философия культуры XX-XXI вв.




+

+




Социально-культурная антропология




+

+




Гендер и культура







+




История мировой культуры

+

+

+




Эстетика

+










Семиотика и лингвистика







+




Концепции современного естествознания




+







История религий

+










Теория и история культуры повседневности




+

+

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск