Скачать 268.72 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Детская школа искусств №1»Программа учебного предмета «Грим» В.03 дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области театрального искусства «Искусство театра» Срок обучения 5 лет Сургут 2013 год
Разработчик –Дзюненко Андрей Викторович, преподаватель Рецензент – Карпачёва Тамара Алексеевна, зав. отделением СКД и НХТ БУ СПО КРК им. А. С. Знаменского АНОТАЦИЯ на программу учебного предмета «Грим» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Театральное исполнительское искусство» Программа учебного предмета В.03 «Грим» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Театральное исполнительское искусство» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Театральное исполнительское искусство» программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации и перечень учебно-методической литературы. Данная программа даёт преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах работы с театральным коллективом, и подробные рекомендации работы с сценическим гримом. Структура программы учебного предмета
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; -Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; -Форма проведения учебных аудиторных занятий; -Цели и задачи учебного предмета; -Обоснование структуры программы учебного предмета; -Методы обучения; -Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета
-Учебно-тематический план; - Содержание разделов и тем;
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание; -Требования к зачету; -Критерии оценки;
-Методические рекомендации педагогическим работникам; -Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Значение грима в спектакле. Грим как компонент спектакля, раскрывающий идейно-художественный замысел драматурга, режиссера, художника, актера. Грим — средство художественной выразительности. Зависимость грима от жанра, режиссерского решения постановки. Особенности грима как неотъемлемой части сценического образа: усиление наглядности и конкретности образа, выявление наиболее типичного и характерного во внутренней сущности образа, значение внешности актера для раскрытия возрастных, национальных, социальных, психологических признаков образа. Грим как завершающий этап создания сценического образа. Связь грима со стилем, жанром, характером представления. Зависимость грима от эпохи, манеры игры актера, оформления, способов и средств освещения сцены. Два периода работы над гримом - нахождение грима для исполняемой роли, техническое выполнение найденного грима. Значение техники гримирования в выполнении задуманного грима. Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся Срок освоения программы «Грим» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 5 лет. Освоение программы «Грим» рассчитано на 3 года. Цели и задачи учебного предмета: Цели:
Задачи:
Сформировать следующие умения и навыки:
Дать основные теоретические понятия:
Развивать во время аудиторных занятий:
Развивать во время практических занятий:
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ на реализацию учебного предмета «Беседы об искусстве» составляет: 165 часов максимальной учебной нагрузки, объем аудиторной нагрузки по данному предмету составляет 165 часов. Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета Средства, необходимые для реализации программы Дидактические:
Материально-технические:
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Срок обучения – 5 лет. Раздел 1. ГРИМ КАК КОМПОНЕНТ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА 1.1. Из истории грима и косметики Объяснение термина «Грим» (складка, морщина в переводе со староитальянского). Обрядовые, религиозные празднества в первобытном обществе, роль грима, "магическая раскраска" тела. Татуировка, деформация частей лица - губ, ушей, подбородка. Празднества, применение масок. Краски, украшения, головные уборы. Использование растительных красителей. Грим в спектаклях театра Востока (Китая, Японии, Индии). Символика цветов, условность рисунка. Краски, маски. Театры Японии "Кабуки", "Но", исполнение женских ролей мужчинами. Костюмы, головные уборы, грим, украшения. Театр времен Древней Греции и Рима. Зависимость грима от сценической площадки. Маски, неподвижное выражение. Материалы, перемены масок во время представления: Поллукс, каталог масок. Гипсовые, деревянные, полотняные маски, их применение. Гримы и маски в средневековом мистериальном театре. Грим и маски "нечистой силы", материалы. Распространение полумасок, масок в итальянской "комедии дель арте". Нарядный, приукрашивающий грим в театрах королевского двора. Отсутствие реалистической правды, слепое подражание моде. Реформы Франсуа Тальма -французского актера конца XVIII века. Ф. Тальма - основоположник реалистических тенденций в гриме. Портретный грим на сцене французского театра, актеры Клерон, Лекен. Развитие грима на примере представлений скоморохов, театра Волкова в Ярославле. Грим в русском профессиональном театре. Реалистические гримы актеров Малого и Александринского театров. Гримы Щепкина, Самойлова, Ленского, Мочалова, Садовских, Ермоловой, Остужева, Южина. Галерея гримов, созданных оперными певцами (Ф.И. Шаляпиным). Их глубина, мастерство, неповторимость выполнения. Гармония грима и костюма. Рождение понятия "стиль грима" в Художественном театре. К. С. Станиславский - актер, режиссер -постановщик, его отношение к гриму. Гримы К.С. Станиславского на сцене Художественного театра; работа над гримом в спектаклях "Царь Федор Иоаннович", "Анатэма", "Свадьба Фигаро", "Мнимый больной". Утверждение МХАТом реалистического грима в театре. Роль художников-гримеров: Гремиславского, Фалеева, Гольцова в развитии гримировального искусства. Значение грима в спектаклях народных театров, художественных коллективов, театральных студий, школьных кружков художественной самодеятельности. Из истории косметики: средства, значение знания косметики для искусства грима. Общее между гримом и косметикой, их различия. Косметика бытовая, врачебная, гигиеническая. Оборудование косметического кабинета, инструмент, ингвентарь. Краски. Материалы. Их применение, хранение, уход. Знакомство с работой косметологов. Строение кожи. Виды кожи: сухая, дряблая, жирная, нормальная. Недостатки кожи - родимые пятна, веснушки, родинки, рубцы, шрамы. Косметические процедуры: массаж, маски. Уход за лицом, волосами. Декоративная косметика: краски, тени, помады. Тема 1.2. Подготовительный период. Технические средства грима Оборудование гримировальных комнат (гримуборных). Источники света, водоснабжение. Рабочее место актера, стол, зеркало-трильяж, лампы. Тема 1.3. Гримировальные принадлежности, инструменты Коробка с гримировальными красками СТД (Союз театральных деятелей РФ). Кисти № 2-6, растушевка, ножницы, щипцы, гребенка, щетка, губка. Заколки, зажимы, бигуди, шпильки. Набор гримировальных красок, пудра (разного цвета), пуховка, вата, сухие румяна, заячья лапка. Одеколон, репейное масло, мастика для изменения формы носа - гуммоз, -мастика для заделки бровей. Крепе для приклеивания бород, усов. Шифон, муслин для подтяжки носов, дряблостей. Клей для грима. Одеколон, вазелин, кремы (любые), туалетная вода, алигнин, салфетки для разгримировывания. Мыло туалетное (любое), полотенце, марля, бинт, эластичная повязка. Тема 1.4. Гигиена грима Соблюдение чистоты рабочего места, инструментов. Безвредность красок. Хранение, уход, обновление. Последовательность процесса гримирования. Правила начала гримирования, разгримировывания. Уборка помещения, проветривание, протирка столов, мытье зеркал, чистка инструментов. Мытье рук, чистота специальной одежды, халатов, пеньюаров, повязок. Раздел 2. ТЕХНИКА ГРИМИРОВАНИЯ Тема 2.1. Анатомические основы грима. Мимические выражения Грим черепа. Знакомство со строением черепа: кости, впадины. Краски, полутень - средства изображения выпуклых костей. "Переделка", изменение лица актера при помощи грима. "Классический" профиль, деление лицевой части, "классическое лицо", "правильный овал". Освещение лица актера. Мышцы, их работа, влияние на мимику лица. Выражения: злость, радость, грусть, печаль, скорбь. Практические занятия Перерисовать в альбом рисунок черепа лицевого. Подобрать общий тон (цвет кости). Изучить собственное лицо перед зеркалом, прощупать впадины и выпуклости. Заучить наименования. Сделать грим черепа на своем лице. Тема 2.2. Подготовка к гримированию отдельных частей лица Подготовка рабочего места. Краски, инструменты, принадлежности. Нанесение на лицо общего тона. Последовательность гримирования. Аккуратность, чистота. Увеличение, уменьшение бровей, глаз, губ, лба, подбородка, щек, носа. Тема 2.3. Живописный прием в гриме: схемы - старческое, худое, полное, красивое, детское лицо Техника работы с гримировальными красками. Особенность в изображении линий, полутонов, светотеней, бликов на объемном лице актера. Цветовая гамма. Теплые, холодные тона в гриме и живописи. Общие черты, различия. Изменение форм деталей лица: лба, бровей, глаз, носа, губ, щек, подбородка при помощи живописного приема. Грим рук, щек, шеи. Морилка. Практические занятия Гримирование лица. Наложение вазелина, подготовка лица к наложению общего тона. Подбор красок, смешение их. Распределение красок на лице при помощи губки, указательного пальца руки. Соблюдение правила распределения красок от центра (лица) к овалу. Сведение на нет общего тона у овала лица. Наложение румян. Подведение форм бровей, глаз, губ. Изменение формы - уменьшение, расширение, сужение. Схемы - старческое, худое, полное, красивое, детское лицо. Строение лица человека. Кожа, мышцы, жировой слой. Признаки старения. Цвет кожи, дряблость, морщины. "Потухший" взгляд, деформация частей лица: носа, щек, подбородка, глаз. Опущение верхнего века. Общность с гримом черепа. Соблюдение правильности затемнения впадин. Худое, полное лицо. Изучение характера лица. Подбор общего тона, нанесение краски на лицо. Распределение румян, теней. Подводка деталей лица. Особенности худого лица - заостренность, полного - округленность. Составление характеристик изображаемого персонажа. Красивое, детское лицо. Значение цвета. Подбор красок. Составление общего тона. Строение форм лица в молодом, детском возрасте. Овал лица, расположение румян. Значение прически. Замена грима бытовой косметикой. Краски. Тона, тени, помады, карандаши, туши, "блеск". Практические занятия Изучение старческого, худого, полного, детского лица. Составление анкеты, характеристики. Подбор цветовой гаммы. Нанесение общего тона, работа над формой деталей лица. Применение парика, растительности - бород, усов, бакенбард. Седина, ее роль в гриме. |
Программа дисциплины опд. Р. 02 Грим цель и задачи дисциплины Целью... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | Программа учебного предмета «Специальность» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Программа учебного предмета «Специальность» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Структура программы учебного предмета Пояснительная записка Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Пояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные... Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) |