Программа учебного предмета «Грим» В. 03





Скачать 268.72 Kb.
НазваниеПрограмма учебного предмета «Грим» В. 03
страница1/3
Дата публикации27.02.2015
Размер268.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»


Программа учебного предмета «Грим»

В.03

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных

программ в области театрального искусства

«Искусство театра»
Срок обучения 5 лет

Сургут

2013 год



«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ №1»
дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Поздеева Р. П.

______________

(подпись)
дата утверждения


Разработчик –Дзюненко Андрей Викторович, преподаватель
Рецензент – Карпачёва Тамара Алексеевна, зав. отделением СКД и НХТ БУ СПО КРК им. А. С. Знаменского

АНОТАЦИЯ

на программу учебного предмета «Грим»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы «Театральное исполнительское искусство»
Программа учебного предмета В.03 «Грим» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Театральное исполнительское искусство» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Театральное исполнительское искусство» программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации и перечень учебно-методической литературы.

Данная программа даёт преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах работы с театральным коллективом, и подробные рекомендации работы с сценическим гримом.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

  1. Содержание предмета

-Учебно-тематический план;

- Содержание разделов и тем;



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся



  1. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Требования к зачету;

-Критерии оценки;



  1. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;



  1. Список литературы




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение грима в спектакле. Грим как компонент спектак­ля, раскрывающий идейно-художественный замысел драма­турга, режиссера, художника, актера. Грим — средство художе­ственной выразительности. Зависимость грима от жанра, ре­жиссерского решения постановки. Особенности грима как не­отъемлемой части сценического образа: усиление наглядности и конкретности образа, выявление наиболее типичного и харак­терного во внутренней сущности образа, значение внешности актера для раскрытия возрастных, национальных, социаль­ных, психологических признаков образа. Грим как завершаю­щий этап создания сценического образа. Связь грима со стилем, жанром, характером представления. Зависимость грима от эпо­хи, манеры игры актера, оформления, способов и средств осве­щения сцены. Два периода работы над гримом - нахождение грима для исполняемой роли, техническое выполнение найден­ного грима. Значение техники гримирования в выполнении за­думанного грима.

Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся Срок освоения программы «Грим» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 5 лет. Освоение программы «Грим» рассчитано на 3 года.
Цели и задачи учебного предмета:

Цели:

  • Приобретение детьми теоретических и практических знаний в применение театрального грима.

Задачи:

  • Познакомить учеников с различными видами грима.

  • Дать необходимые знания для работы по созданию сценического образа в спектак­ле.

  • Овладеть твор­ческим процессом работы по созданию гримерного оформления спектакля.

  • Дать представление о развитии гри­мировального искусства, его техники, способов работы с пари­ком и наклейками.

  • Воспитать и развить художественный вкус.

  • Воспитать зрительскую культуру создаваемого образа.

Сформировать следующие умения и навыки:

    • различать все виды грима;

    • дать навыки эмоционально-образного восприятия персонажа;

    • обладать ассоциативным и образным мышлением;

    • обладать образным видением;

    • владеть основами самостоятельного изучения и творческого восприятия для создания образа персонажа;

Дать основные теоретические понятия:

    • об исторических предпосылках развития искусства грима;

    • о выразительных средствах грима и их разновидностях;

    • о видах грима;

    • о жанрах и стилях грима;

Развивать во время аудиторных занятий:

    • наблюдательность;

    • творческую фантазию и воображение;

    • внимание и память;

    • ассоциативное и образное мышление;

    • умение пользоваться профессиональной лексикой.

Развивать во время практических занятий:

    • умение преподнести и обосновать задуманную идею в гриме персонажа;

    • художественный вкус;

    • трудолюбие; активность.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ на реализацию учебного предмета «Беседы об искусстве» составляет: 165 часов максимальной учебной нагрузки, объем аудиторной нагрузки по данному предмету составляет 165 часов.

Описание материально-технических условий реализации программы

учебного предмета Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:

  • наглядные и учебно-методические пособия;

  • методические рекомендации;

  • наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

  • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

  • учебная мебель;

  • специализированный грим;

  • оборудованные столы;

  • зеркала;

  • настольные лампы;

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения – 5 лет.
Раздел 1. ГРИМ КАК КОМПОНЕНТ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА

1.1. Из истории грима и косметики

Объяснение термина «Грим» (складка, морщина в переводе со староитальянского). Обрядовые, религиозные празднества в первобытном обществе, роль грима, "магическая раскраска" те­ла. Татуировка, деформация частей лица - губ, ушей, подбород­ка. Празднества, применение масок. Краски, украшения, голов­ные уборы. Использование растительных красителей. Грим в спектаклях театра Востока (Китая, Японии, Индии). Символи­ка цветов, условность рисунка. Краски, маски. Театры Японии "Кабуки", "Но", исполнение женских ролей мужчинами. Костю­мы, головные уборы, грим, украшения. Театр времен Древней Греции и Рима. Зависимость грима от сценической площадки. Маски, неподвижное выражение. Материалы, перемены масок во время представления: Поллукс, каталог масок. Гипсовые, де­ревянные, полотняные маски, их применение. Гримы и маски в средневековом мистериальном театре. Грим и маски "нечистой силы", материалы. Распространение полумасок, масок в италь­янской "комедии дель арте". Нарядный, приукрашивающий грим в театрах королевского двора. Отсутствие реалистической правды, слепое подражание моде. Реформы Франсуа Тальма -французского актера конца XVIII века. Ф. Тальма - основопо­ложник реалистических тенденций в гриме. Портретный грим на сцене французского театра, актеры Клерон, Лекен.

Развитие грима на примере представлений скоморохов, теа­тра Волкова в Ярославле. Грим в русском профессиональном те­атре. Реалистические гримы актеров Малого и Александринско­го театров. Гримы Щепкина, Самойлова, Ленского, Мочалова, Садовских, Ермоловой, Остужева, Южина.

Галерея гримов, созданных оперными певцами (Ф.И. Шаля­пиным). Их глубина, мастерство, неповторимость выполнения. Гармония грима и костюма. Рождение понятия "стиль грима" в Художественном театре. К. С. Станиславский - актер, режиссер -постановщик, его отношение к гриму. Гримы К.С. Станиславско­го на сцене Художественного театра; работа над гримом в спек­таклях "Царь Федор Иоаннович", "Анатэма", "Свадьба Фигаро", "Мнимый больной". Утверждение МХАТом реалистического грима в театре. Роль художников-гримеров: Гремиславского, Фалеева, Гольцова в развитии гримировального искусства. Зна­чение грима в спектаклях народных театров, художественных коллективов, театральных студий, школьных кружков художе­ственной самодеятельности.

Из истории косметики: средства, значение знания космети­ки для искусства грима. Общее между гримом и косметикой, их различия. Косметика бытовая, врачебная, гигиеническая. Обо­рудование косметического кабинета, инструмент, ингвентарь. Краски. Материалы. Их применение, хранение, уход. Знакомст­во с работой косметологов.

Строение кожи. Виды кожи: сухая, дряблая, жирная, нор­мальная. Недостатки кожи - родимые пятна, веснушки, родинки, рубцы, шрамы. Косметические процедуры: массаж, маски. Уход за лицом, волосами. Декоративная косметика: краски, те­ни, помады.
Тема 1.2. Подготовительный период. Технические средства грима

Оборудование гримировальных комнат (гримуборных). Ис­точники света, водоснабжение. Рабочее место актера, стол, зер­кало-трильяж, лампы.
Тема 1.3. Гримировальные принадлежности, инстру­менты

Коробка с гримировальными красками СТД (Союз театраль­ных деятелей РФ). Кисти № 2-6, растушевка, ножницы, щипцы, гребенка, щетка, губка. Заколки, зажимы, бигуди, шпильки. Набор гримировальных красок, пудра (разного цве­та), пуховка, вата, сухие румяна, заячья лапка. Одеколон, ре­пейное масло, мастика для изменения формы носа - гуммоз, -мастика для заделки бровей. Крепе для приклеивания бород, усов. Шифон, муслин для подтяжки носов, дряблостей. Клей для грима. Одеколон, вазелин, кремы (любые), туалетная вода, алигнин, салфетки для разгримировывания. Мыло туалетное (любое), полотенце, марля, бинт, эластичная повязка.

Тема 1.4. Гигиена грима

Соблюдение чистоты рабочего места, инструментов. Без­вредность красок. Хранение, уход, обновление. Последователь­ность процесса гримирования. Правила начала гримирования, разгримировывания. Уборка помещения, проветривание, про­тирка столов, мытье зеркал, чистка инструментов. Мытье рук, чистота специальной одежды, халатов, пеньюаров, повязок.

Раздел 2. ТЕХНИКА ГРИМИРОВАНИЯ

Тема 2.1. Анатомические основы грима. Мимические выражения

Грим черепа. Знакомство со строением черепа: кости, впади­ны. Краски, полутень - средства изображения выпуклых кос­тей. "Переделка", изменение лица актера при помощи грима. "Классический" профиль, деление лицевой части, "классическое лицо", "правильный овал". Освещение лица актера. Мышцы, их работа, влияние на мимику лица. Выражения: злость, радость, грусть, печаль, скорбь.

Практические занятия

Перерисовать в альбом рисунок черепа лицевого. Подобрать общий тон (цвет кости). Изучить собственное лицо перед зерка­лом, прощупать впадины и выпуклости. Заучить наименова­ния. Сделать грим черепа на своем лице.
Тема 2.2. Подготовка к гримированию отдельных час­тей лица

Подготовка рабочего места. Краски, инструменты, принад­лежности. Нанесение на лицо общего тона. Последовательность гримирования. Аккуратность, чистота. Увеличение, уменьше­ние бровей, глаз, губ, лба, подбородка, щек, носа.

Тема 2.3. Живописный прием в гриме: схемы - старче­ское, худое, полное, красивое, детское лицо

Техника работы с гримировальными красками. Особенность в изображении линий, полутонов, светотеней, бликов на объем­ном лице актера. Цветовая гамма. Теплые, холодные тона в гри­ме и живописи. Общие черты, различия. Изменение форм дета­лей лица: лба, бровей, глаз, носа, губ, щек, подбородка при помо­щи живописного приема. Грим рук, щек, шеи. Морилка.

Практические занятия

Гримирование лица. Наложение вазелина, подготовка лица к наложению общего тона. Подбор красок, смешение их. Распре­деление красок на лице при помощи губки, указательного паль­ца руки. Соблюдение правила распределения красок от центра (лица) к овалу. Сведение на нет общего тона у овала лица. На­ложение румян. Подведение форм бровей, глаз, губ. Изменение формы - уменьшение, расширение, сужение.

Схемы - старческое, худое, полное, красивое, детское лицо. Строение лица человека. Кожа, мышцы, жировой слой. Призна­ки старения. Цвет кожи, дряблость, морщины. "Потухший" взгляд, деформация частей лица: носа, щек, подбородка, глаз. Опущение верхнего века. Общность с гримом черепа. Соблюде­ние правильности затемнения впадин.

Худое, полное лицо. Изучение характера лица. Подбор обще­го тона, нанесение краски на лицо. Распределение румян, теней. Подводка деталей лица. Особенности худого лица - заострен­ность, полного - округленность. Составление характеристик изо­бражаемого персонажа.

Красивое, детское лицо. Значение цвета. Подбор красок. Со­ставление общего тона. Строение форм лица в молодом, детском возрасте. Овал лица, расположение румян. Значение прически. Замена грима бытовой косметикой. Краски. Тона, тени, помады, карандаши, туши, "блеск".

Практические занятия

Изучение старческого, худого, полного, детского лица. Сос­тавление анкеты, характеристики. Подбор цветовой гаммы. На­несение общего тона, работа над формой деталей лица. Приме­нение парика, растительности - бород, усов, бакенбард. Седина, ее роль в гриме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма дисциплины опд. Р. 02 Грим цель и задачи дисциплины Целью...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма учебного предмета «Специальность»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма учебного предмета «Специальность»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПрограмма учебного предмета «История изобразительного искусства»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconСтруктура программы учебного предмета Пояснительная записка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Грим» В. 03 iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск