МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Предметная область
ПО.01. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01., ПО.01.УП.02.
ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
Москва 2012
Разработчик: М.В.Носова, заведующая театральным отделением Детской школы искусств имени Н.Г.Рубинштейна города Москвы, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИС, режиссер
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Рецензенты:
И.А.Бочарниковс, преподаватель кафедры мастерства актера Школы-студии (института) имени Вл.И.Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А.П. Чехова
Н.М.Тимофеева, методист по учебным дисциплинам в области искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) города Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства», заслуженная артистка Российской Федерации
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-Цели и задачи учебного предмета;
-Обоснование структуры учебного предмета;
-Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание предмета
-Учебно-тематический план и содержание тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогическим работникам;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список литературы и средств обучения
-Список рекомендуемой методической и учебной литературы;
-Список рекомендуемых Интернет-ресурсов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету «Основы актерского мастерства» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра».
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.
Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 8 лет. Освоение программы по предмету «Основы актерского мастерства» рассчитано на 6 лет (с 3 по 8 класс).
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Освоение программы по предмету «Основы актерского мастерства» рассчитано на 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Основы актерского мастерства».
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Классы/количество часов
| 3 – 8 классы
| 9 класс
| Количество часов
| Количество часов
| Максимальная нагрузка (в часах)
| 858
| 198
| Количество часов на аудиторную нагрузку
| 429
| 99
| Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
| 429
| 99
| Консультации
| 48
| 6
|
Таблица 2
Нормативный срок обучения – 5 (6) лет
Классы/количество часов
| 1-5 классы
| 6 класс
| Количество часов
| Количество часов
| Максимальная нагрузка (в часах)
| 495
| 198
| Количество часов на аудиторную нагрузку
| 330
| 99
| Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
| 165
| 99
| Консультации
| 38
|
|
Таблица 3
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
-
Класс
| Количество часов в неделю
| 3
| 1
| 4, 5, 6
| 2
| 7, 8
| 3
| 9
| 3
|
Таблица 4
Нормативный срок обучения – 5 (6) лет
-
Класс
| Количество часов в неделю
| 1
| 1
| 2, 3, 4
| 2
| 5
| 3
| 6
| 3
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия (от 4 до 10 человек в группе).
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства).
2. Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
4. Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству.
5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
6. Развивать личностные и творческие способности детей.
7. Снять психологические и мышечные зажимы.
8. Научить в области актёрского мастерства:
владеть всеми видами сценического внимания;
снимать индивидуальные зажимы;
видеть, слышать, понимать;
обладать ассоциативным и образным мышлением;
ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;
выполнять сценическую задачу;
органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;
оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
мыслить и действовать на сцене;
взаимодействовать с партнером на сцене;
владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.
9. Дать основные теоретические понятия:
о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
о создании сценария этюда и форме его написания;
о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
о событии и событийном ряде;
о втором плане роли и внутреннем монологе;
о сюжете и его структуре;
о роли жанра и стиля в драматургии;
об особенностях различных школ актерского мастерства:
а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие;
б) М.А.Чехов: Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль.
уметь пользоваться профессиональной лексикой.
10. Развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской и творческой лаборатории:
наблюдательность;
творческую фантазию и воображение;
внимание и память;
ассоциативное и образное мышление;
чувство ритма;
логическое мышление;
способность выстраивать событийный ряд;
способность определения основной мысли, идеи произведения;
способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.
11. Развивать в процессе постановочной работы:
партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;
самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
чувство ответственности;
организаторские способности;
умение преподнести и обосновать свою мысль;
художественный вкус;
коммуникабельность;
трудолюбие;
активность.
Обоснование структуры учебного предмета «Основы актерского мастерства»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (рассказ, беседа, объяснение);
– наглядный (наблюдение, демонстрация);
– практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.
Дидактические материалы:
наглядные и учебно-методические пособия,
методические рекомендации,
наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
кабинет, соответствующий СГН;
стол, стулья;
магнитофон, DVD проигрыватель;
сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием;
спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
фонотека;
использование сети Интернет;
материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
школьная библиотека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» связан с другими предметами театрального направления («Художественное слово», «Беседы об искусстве», «Сценическое движение», «Танец», «Вокал» и т.д.).
Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное, осмысленное.
Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый ученик играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях. Это позволит раскрыть творческую индивидуальность учащегося и предотвратит наработку так называемых актерских «штампов». Работа обучающихся оценивается и контролируется преподавателями. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1 класс (по 5-летней программе)
3 класс (по 8-летней программе)
Таблица 5 №№
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Общий объем времени
(в часах)
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| 1.
| Вводное занятие.
| урок
| 1
| -
| 1
| 2. Актерские тренинги и упражнения
| 2.1.
| Мускульная свобода.
Освобождение мышц
| урок
| 6
| 2
| 4
| 2.2.
| Развитие актерского внимания
| урок
| 7
| 2
| 5
| 2.3.
| Фантазия и воображение
| урок
| 7
| 3
| 4
| 3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства
| 3.1.
| Сценическое действие
| урок
| 13
| 5
| 8
| 3.2.
| Предлагаемые обстоятельства
| урок
| 11
| 5
| 6
| 3.3.
| Темпо-ритм
| урок
| 9
| 4
| 5
| 4.
| Посещение театров, концертов, музеев
| Мастер-классы
| 12
| 12
| -
| 5.
| Итого:
| 66
| 33
| 33
| 6.
| Консультации
| Урок,
мастер-класс
| 6
| -
| 6
| 7.
| Всего с консультациями:
| 72
| 33
| 39
|
Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе или в 3 классе по 8-летней программе является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.
Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
Занятия проводятся 1 раз в неделю небольшими группами. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут), что составляет 33 часа аудиторного времени и 33 часа отводится для самостоятельной работы.
|