Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Дизайн архитектурной среды»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине
«Б.3.1.10 История пространственных и пластических искусств (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура)»
направления подготовки
(270300 Дизайн архитектурной среды)»
Профиль «дизайн архитектурной среды»
(для дисциплин, реализуемых в рамках профиля) форма обучения – очная
курс – I
семестр – 1
зачетных единиц – 0,
часов в неделю – 5,
академических часов – 72,
в том числе:
лекции – 18,
коллоквиумы – 0,
практические занятия – 54,
самостоятельная работа – 10,8,
экзамен – 5,3.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «21_» _11__2012_ года, протокол № 6
Зав. кафедрой _____________/______________/ Рабочая программа утверждена на заседании
УМКС/УМКН
«_28_» ___11_____ 2012_ года, протокол № 3_ Председатель УМКС/УМКН Кудрявцев В.В./______________/
Саратов 2012
1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины: изучение истории пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры. Задачи изучения дисциплины: освоение достижений мировой культуры в области пластических искусств: графика, живопись, скульптура, фотография, кино и др. и их внедрение в проектную и педагогическую практику.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Данная дисциплина логически связана со следующими дисциплинами:
Основы и язык визуальной культуры
Современные пространственные и пластические искусства
Архитектурно-дизайнерское проектирование
Теория и методология архитектурно-дизайнерского проектирования
Предметное наполнение архитектурно-дизайнерской среды.
3. Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-1
ОК-6
ОК-8
ПК-1-10
ПК-12
ПК-15-17
Студент должен знать:
историю пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры;
- современный опыт и тенденции развития архитектуры и дизайна в контексте мировой культуры;
- региональные и национальные архитектурные традиции, их истоки и значение, проблемы сохранения исторического наследия, культурного разнообразия среды.
Студент должен уметь использовать исторические и теоретические знания при разработке средовых решений.
Студент должен владеть:
методами анализа архитектурных форм и пространств;
методами прикладных научных исследований, используемых на предпроектной, проектной стадиях и после завершения проекта.
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам
и видам занятий
№
мо-ду-
ля
| №
неде-ли
| № те-мы
|
Наименование
темы
|
Часы
|
|
|
|
|
Всего
| Лек-ции
| Лабораторные
| Прак-тичес-кие
|
СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| I семестр
| 1
|
| 1
| Первобытное искусство
|
|
|
|
|
| 2
|
| 2
| Искусство Древнего Египта
|
|
|
|
|
| 3
|
| 3
| Искусство Древней Передней Азии
|
|
|
|
|
| 4
|
| 4
| Искусство эгейского мира. Искусство Lревней Греции
|
|
|
|
|
| 5
|
| 5
| Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима
|
|
|
|
|
| 6
|
| 6
| Раннехристианское искусство. Искусство Византии
|
|
|
|
|
| 7
|
| 7
| Искусство Западной Европы в средние века
|
|
|
|
|
| 8
|
| 8
| Искусство итальянского Возрождения. Искусство северного Возрождения
|
|
|
|
|
| 9
|
| 9
| Искусство Западной Европы XVII века
|
|
|
|
|
| 10
|
| 10
| Искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века
|
|
|
|
|
| 11
|
| 11
| Искусство Западной Европы середины XIX – начала XX века
|
|
|
|
|
| 12
|
| 12
| Мировое искусство XX - XXI веков
|
|
|
|
|
| 13
|
| 13
| Древнерусское искусство
|
|
|
|
|
| 14
|
| 14
| Русское искусство первой половины XIX века
|
|
|
|
|
| 15
|
| 15
| Русское искусство первой половины XIX века
|
|
|
|
|
| 16
|
| 16
| Русское искусство второй половины XIX века
|
|
|
|
|
| 17
|
| 17
| Русское искусство конца XIX – начала XX века
|
|
|
|
|
| 18
|
| 18
| Отечественное искусство XX – XXI веков
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
5. Содержание лекционного курса
№
темы
| Всего
часов
| №
лекции
| Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
|
| 1
| Первобытное искусство
| 2
|
| 2
| Искусство Древнего Египта
| 3
|
| 3
| Искусство Древней Передней Азии
| 4
|
| 4
| Искусство эгейского мира. Искусство Древней Греции
| 5
|
| 5
| Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима
| 6
|
| 6
| Раннехристианское искусство. Искусство Византии
| 7
|
| 7
| Искусство Западной Европы в средние века
| 8
|
| 8
| Искусство итальянского Возрождения. Искусство северного Возрождения
| 9
|
| 9
| Искусство Западной Европы XVII века
| 10
|
| 10
| Искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века
| 11
|
| 11
| Искусство Западной Европы середины XIX – начала XX века
| 12
|
| 12
| Мировое искусство XX - XXI веков
| 13
|
| 13
| Древнерусское искусство
| 14
|
| 14
| Русское искусство XVIII века
| 15
|
| 15
| Русское искусство первой половины XIX века
| 16
|
| 16
| Русское искусство второй половины XIX века
| 17
|
| 17
| Русское искусство конца XIX – начала XX века
| 18
|
| 18
| Отечественное искусство XX – XXI веков
| Лекции – 1 раз в неделю (всего 18 лекций)
6. Перечень практических занятий
№
темы
| Всего
часов
| №
занятия
| Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
|
| 1
| Первобытное искусство
| 2
|
| 2
| Искусство Древнего Египта
| 3
|
| 3
| Искусство Древней Передней Азии. Тестирование по первобытному искусству и искусству Древнего Востока
| 4
|
| 4
| Искусство эгейского мира. Искусство древней Греции
| 5
|
| 5
| Искусство этрусков. Искусство древнего Рима
| 6
|
| 6
| Раннехристианское искусство. Искусство Византии
| 7
|
| 7
| Искусство Западной Европы в средние века
| 8
|
| 8
| Искусство итальянского Возрождения. Искусство северного Возрождения
| 9
|
| 9
| Искусство Западной Европы XVII века
| 10
|
| 10
| Искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века
| 11
|
| 11
| Искусство Западной Европы середины XIX – начала XX века
| 12
|
| 12
| Мировое искусство XX - XXI веков
| 13
|
| 13
| Древнерусское искусство
| 14
|
| 14
| Русское искусство XVIII века
| 15
|
| 15
| Русское искусство первой половины XIX века
| 16
|
| 16
| Русское искусство второй половины XIX века
| 17
|
| 17
| Русское искусство конца XIX – начала XX века
| 18
|
| 18
| Отечественное искусство XX – XXI веков
|
Перечень лабораторных работ
Учебным планом не предусмотрено.
8. Задания для самостоятельной работы студентов
№
темы
| Всего
Часов
| Вопросы для самостоятельного изучения (задания)
| Литература
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
|
| Написание реферата на одну из тем по истории первобытного искусства и искусства Древнего Востока, предложенную преподавателем
| Даны ниже
|
9. Вопросы для экзамена Вопросы по истории зарубежного искусства
Росписи пещер эпохи палеолита (Альтамира, Фон-де-Гом, Ляско, Капова пещера)
Палеолитические «венеры»
Мегалитическая архитектура (менгиры, дольмены, кромлехи)
Гробницы древнего Египта: от мастаба к пирамиде
Круглая скульптура древнего Египта
Древнеегипетские рельефы и фрески. Виды рельефов. Система ортогональных проекций в изображении человека
Искусство амарнского периода. Произведения искусства из гробницы Тутанхамона
Ассирийские рельефы с изображением сцен охоты
Храмы Двуречья
Архитектура Вавилона нововавилонского периода
Кносский дворец. Особенности его архитектуры. Фрески
Критские вазы. Стили вазописи
Древнегреческая скульптура эпохи архаики
Типы древнегреческих храмов. Ордер и его виды
Древнегреческая скульптура эпохи классики
Ансамбль Афинского акрополя. Синтез архитектуры и скульптуры
Пергамский алтарь Зевса
Древнегреческие вазы. Формы ваз. Стили вазописи
Древнеримский скульптурный портрет
Памятники архитектуры Древнего Рима (Пантеон, Колизей, термы Каракаллы, триумфальные арки). Арка в архитектуре древнего Рима.
Византийские мозаики (собор св. Софии в Константинополе, св. Виталия в Равенне). Техника мозаики
Собор св. Софии в Константинополе. Особенности архитектуры. Мозаики
Романские храмы Франции. Их особенности
Готика в архитектуре Франции. Ее особенности
Готика в архитектуре Германии. Ее особенности
Фрески Джотто
Творчество Леонардо да Винчи
Творчество Рафаэля
Творчество Микеланджело
Творчество Браманте
Творчество Тициана
Творчество Я. ван Эйка. Совершенствование им техники масляной живописи
Творчество П.П. Рубенса и мастеров его школы
Реалистическая живопись Голландии XVII в. Творчество Рембрандта
Зарождение стиля барокко в искусстве Италии. Творчество Л. Бернини
Болонская Академия художеств. Существовавшая в ней система преподавания
Творчество Караваджо
Творчество Д. Веласкеса
Английская живопись XVIII века
Стиль классицизм в искусстве Франции в XVII и XVIII вв. Творчество Давида
Стиль рококо в искусстве Франции
Импрессионизм в искусстве Франции
Постимпрессионизм в искусстве Франции
Модерн и символизм
Модернизм и его течения в мировом искусстве
Вопросы по истории древнерусского искусства и русского искусства XVIII в.
Архитектура и декоративно-прикладное искусство древних славян
Крестово-купольный храм и его особенности. Собор св. Софии в Киеве
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Новгородская и псковская школы иконописи. Их особенности
Андрей Рублев и московская школа иконописи. Высокий иконостас.
Ансамбль Московского Кремля
Шатровая архитектура XVI-XVII вв.
Творчество иконописца Симона Ушакова.
Живописный портрет в творчестве русских мастеров эпохи Петра I
Россика. Творчество И.Г.Таннауэра, Л. Каравакка, К.Б. Растрелли
Архитектура Петербурга эпохи Петра I. Творчество Д. Трезини
Гравюра петровского времени. Творчество А. Зубова
Русский портрет второй четверти - середины XVIII века (И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов)
Открытие секрета фарфора в России. Императорский фарфоровый завод в Петербурге
Творчество архитектора Ф.Б. Растрелли.
Основание Академии художеств в Петербурге. Стиль классицизм
Творчество исторического живописца А. Лосенко
Портрет второй половины XVIII века (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский)
Скульптура второй половины XVIII века (М.Козловский, Ф. Шубин, Э.М.Фальконе)
Архитектура Москвы и Петербурга второй половины XVIII в.
Архитектура Петербурга первой половины XIX века (А. Воронихин, А. Захаров, К.И. Росси)
Эклектика в русской архитектуре XIX века
Основные направления в русской живописи первой половины XIX века
Основные направления в русской живописи второй половины XIX века. Передвижники
Основные направления в русской живописи конца XIX – начала XX века. Художественные группировки этого времени
Основные направления в русской архитектуре конца XIX – начала XX века
Отечественная живопись 1920-х -1950-х гг. Художественный группировки. Социалистический реализм
Изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны
Отечественное искусство середины 1950-1980-х гг. («суровый стиль», искусство 1970-1980-х гг.)
Отечественная архитектура 30-50-х гг. XX века
10 Темы рефератов 1 Росписи пещер эпохи палеолита. Их художественные особенности
2 Петроглифы северной Европы и Сибири. Их художественные особенности
3 Образы животных в первобытном искусстве
4 Мегалитическая архитектура
5 Образ женщины в первобытном искусстве
6 Скульптура палеолита. Ее особенности
7 Керамика неолита
8 Древнеегипетские гробницы фараонов и знати
9 Искусство амарнского периода
10 Сцены охоты в древневосточном искусстве
11 Храмовый комплекс в Луксоре
12 Храмовый комплекс в Карнаке
13 Ушебти
14 Храмы древней Передней Азии
15 Дворцовые ансамбли Древней Передней Азии
16 Сцены из быта в изобразительном искусстве Древнего Египта
17 Сокровища гробницы Тутанхамона
11. Тестовые задания по дисциплине
тестирование по истории первобытного искусства и искусства Древнего Востока
Тестирование содержит три части – ответы на вопросы, определение по репродукциям названий, периодов, места создания произведений искусства и задание после просмотра художественного фильма («Фараон» (1966, режиссер Е. Кавалерович, эпизод вступления фараона Рамзеса XII во дворец) на определение соответствия дизайна среды в фильме с точки зрения истории архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно–прикладного искусства древней Египта. Вопросы к тестированию:
Росписи пещер в первобытную эпоху (пещеры Ляско, Фон-де-Гом, Капова пещера)
Мегалитическая архитектура
Петроглифы северной Европы и Сибири
Искусство скифов
Культуры бронзового века
Культуры железного века
Пирамиды в Гизе
Храм в Абу-Симбеле
Искусство амарнского периода
Древнеегипетские гробницы и заупокойные храмы
Древнеегипетские фрески и рельефы. Их особенности
Круглая скульптура древнего Египта. Ее особенности
Храмы древней Передней Азии
Искусство Урарту
Архитектура Вавилона нововавилонского периода
Ассирийские рельефы
Персеполь и Сузы
Скульптура Древней Передней Азии
12 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки проводятся лекции на экспозиции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, осуществляется участие студентов в образовательных программах музея и мастер-классах в музее, встречи с художниками Саратова.
13. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учебник для высших учебных заведений. М., 2008
Ильина Т.В. Отечественное искусство. М., 2009
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. (под ред. М.В Доброклонского и А.П. Чубовой.) (учебник для художественных вузов). М., 1979
История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. (под ред. Ц.Г. Нессельштраус). (учебник для художественных вузов). М., 1982
История искусства зарубежных стран. XVII-XVIII века. (под ред. В.И. Раздольской). (учебник для художественных вузов). М., 1988
История русского искусства. В 2-х тт. (под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева). Т.1. Искусство X – первой половины XIX века. М., 1979. Т.2. Кн.1. Искусство второй половины XIX века. М., 1980. Т.2. Кн.2. Искусство конца XIX — начала XX века. М., 1981
История русского и советского искусства (под ред. Д.В. Сарабьянова) (учебник). М., 1989
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Серия «Новая история искусств». СПб., 2008
Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб., 2008
Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. СПб., 2010
Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. (Серия «Памятники мирового искусства»). М., 1970
Колпинский Ю.Д., Бритова Н.И. Искусство этрусков и Древнего Рима. (Серия «Памятники мирового искусства»). М., 1982
Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л,, 1958. М., 2009
Окладников А.П. Утро искусства. М., 1967
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
Ривкин Б. И. Античное искусство. Серия «Малая история искусств» М., 1972
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Серия «Малая история искусств». М,. 1973
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. Серия «Малая история искусств». М., 1976
Тяжелов В. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. Серия «Малая история искусств». М., 1981
Полевой В. Искусство XX века. Серия «Малая история искусств». М., 1991
Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лифшиц Н.А. Искусство XVIII века. Серия «Малая история искусств». М., 1977
Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962
Лихачева В.Д. Искусство Византии IV - XV вв. М., 1986
Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М., 1964
Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 веков. Л., 1990
Ревалд Д. История импрессионизма. М., 2010
Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М., 2011
Малахов М.Я. Модернизм. Критический очерк. М., 1986
Всеобщая история архитектуры. В 12 тт. М., 1970-1873
Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. (учебник по специальности «Архитектура») М., 1984
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. (учебник по специальности «Архитектура»). М., 1984
интернет-ресурсы Государственный Эрмитаж. Официальный сайт. Точка доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Энциклопедия «Кругосвет». Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. Точка доступа: http://www.krugosvet.ru/
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специально оборудованные учебные помещения: компьютерные классы.
При использовании электронных изданий обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки возможностью выхода в Интернет (в компьютерных классах, в читальных залах, в проектных кабинетах).
Доступность для студентов, имеющих ноутбуки, к сетям типа Интернет - 100 %.
Обеспечение необходимым комплектом лицензионного проектно-программного обеспечения. Рабочую программу составила М.В.Посохина
Н.Л.Петрова «__11_»____11_______/_________/
18. Дополнения и изменения в рабочей программе
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры «____»_________ 201 ___ года, протокол № _________ Зав. кафедрой _______________/_____________/ Внесенные изменения утверждены на заседании
УМКС/УМКН
«_____»_________ 201 __ года, протокол № ____ Председатель УМКН ________/______________/ |