Скачать 0.61 Mb.
|
государственный университет по землеустройству кафедра архитектуры Реферат на тему: «Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве» Работу выполнил: Группа Москва 2004 Содержание: Введение Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да почему как? Ведь попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь. Человек издревле ценит древесину как материал сравнительно недорогой, но достаточно прочный и способный сохранять тепло, доступный обработке. Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские «игрушки, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы. Археологи открыли в пинских болотах древнейшие селения на деревянных сваях. Им 6 тысяч лет. Из дерева строилась Великая Русь — удивления достойные храмы, двадцатидвухглавая Преображенская церковь на Кижском погосте с многочисленными «бочками», «кокошниками», крылечками; знаменитая Адмиралтейская игла, ставшая символом невской столицы; срубленная без единого гвоздя бревенчатая изба, экспонировавшаяся на всемирной выставке в Париже в конце прошлого века, за красоту пропорций, простоту и мудрость конструктивных решений названная «русским Парфеноном»; несгораемая деревянная печь в архиерейском доме Успенского собора во Владимире. И все это создали простые мужики из Чухломы и Владимира с помощью обыкновенного ножа и топора. В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты: большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращались в истинное произведение искусства. Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта. Она приобретает всё большую популярность у дизайнеров интерьера и строителей современных уютных домиков-коттеджей. Именно об уюте натурального дерева и возможностях использования его в художественном оформлении жилища пойдёт речь в этой работе. ******* Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты. Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома: деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал. Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой: камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами: прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу, - интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет. Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет. В нем помимо традиционных: дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина: олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ. Дерево - самый древний и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Благодаря легкости обработки его украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом, кожей, инкрустируют, расписывают, наносят рельефные рисунки. А в середине прошлого века научились достигать эффекта состаренного дерева и теперь недостающие предметы мебели в антикварных интерьерах любых эпох дополняются добротным новоделом. Остановимся подробнее на декоративной обработке дерева: резьбе, мозаике и декоре копчением. Резьба по дереву Резьбой по дереву человек начал увлекаться с незапамятных времен. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель и посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Подлинной красотой отличаются резные деревянные игрушки. Существует много видов резьбы по дереву. Это плосковыемчатая, или углубленная; плоскорельефная; рельефная; контррельефная; прорезная, или пропильная; скульптурная, или объемная; домовая, или корабельная. При плосковыемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления — выемки (рис. 1, 2). Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной (линейной). Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадратов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, создают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода. Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Геометрическая резьба подразделяется на две разновидности: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную. Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными элементами которой являются треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты, ромбы. Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов: накалывания и подрезки (рис. 3). Вырезают треугольник так. На его середину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально. Пятку ножа направляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2 — 3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки делают накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивают доску, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30 — 45° к поверхности доски, ставят вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2 — 3 мм; от середины по мере приближения к другой вершине постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы. Трехгранные выемки можно делать угловым резаком, который имеет угол между двумя лезвиями 70 — 80° и одностороннюю заточку. Угловым резаком удобно получать неглубокие выемки, он согнут в сторону фасок заточки на 20 — 30° или закреплен под таким наклоном к ручке. Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффективно выглядит на белой древесине, но ее можно тонировать и подкрашивать. Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и др.). Миниатюрную резьбу выполняют на твердой древесине самшита, груши, яблони, клена и граба. Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород, так как форма резьбы с мелкими элементами будет искажаться годичными слоями. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. Именно поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб. Заготовку для резьбы нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать шлифовальной шкуркой, поскольку мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах древесины, при резьбе попадают по; лезвие стамески или ножа и тупят его. Это делается только после завершения всех резных работ. Основными элементами узора скобчатой резьбы является скобчатая выемка (ноготок), выполняемая полукруглой стамеской или резаком с заоваленным (полукруглым) лезвием (рис. 4) и ножом-косяком. Для нее характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Приобретя навыки работы с полукруглой стамеской, можно самому создавать оригинальные орнаментальные композиции. Надо лишь помнить, что наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется или вдоль волокон, или под углом к волокнам. Подрезка поперек волокон дает шероховатый срез. Эти особенности нужно учитывать при выборе резного узора. Контурная резьба — это небольшие тонкие двухгранные выемки, проходящие по всему контуру рисунка (рис. 1, б и 5). Рисунок получается четким и ясным, особенно на темном фоне. Контурной резьбой режут листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Ее применяют для выполнения декоративных панно. При контурной резьбе резак, который держат в кулаке лезвием на себя, с усилием ведут по линии переведенного на поверхности рисунка. При этом нож по отношению к плоскости расположен не вертикально, а слегка наклонен. Затем, не меняя положения ножа, лишь наклонив руку в противоположную сторону, делают подрезку надрезанного участка. Ширина и глубина контурной прорезки делаются одинаковыми по всей линии рисунка, но могут быть и различными в зависимости от замысла автора. Контурную резьбу выполняют не только ножом-косяком, но и различными стамесками, штихелями, профильными резцами-царазиками и уголками. Техника контурной резьбы требует большого умения и художественного вкуса, хотя внешне кажется простой. Выразительно выглядит резьба на черном лакированном или протравленном фоне. Тонировать поверхность можно о окончании работы, тогда и фон и узор будут одного цвета, а рисунок выделится за счет игры светотени в углублениях. Можно верхнюю плоскость, на которую нанесена резьба, отполировать до блеска, а резной узор оставить матовым. В отдельных случаях прорезанные линии рисунка можно аккуратно заполнить лаком с бронзовым порошком, на черном фоне выглядит очень эффектно. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: заоваленная, или завальная, резьба с подушечным юном, резьба с выбранным (подобранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе. Завальная, или заоваленная. резьба так же, как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок (см. рис. 1 в), которые режутся более глубокими с закругленными (заоваленными) кромками. Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона — более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде! не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — завальной с подушечным фоном, которая по технике исполнения и внешнему виду мало отличается от обычной завальной резьбы. Завальная резьба дает небольшую светотень и декоративна только при отделке полированием. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий — шкатулок, ковшиков, рамок. Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же. как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плоскими, а их края круто заоваливаются. Фон в данном случае выбирают на большую или меньшую глубину, а также чеканят; орнамент как бы лежит на ровной плоскости (см. рис. 1 г, 2 6). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием. К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть! гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними — изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы. ягоды. цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров: кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой. Одним из наиболее ярких видов кудринской резьбы является ворносковская, названная так по имени ее автора. В. П. Ворносков — из крестьян деревни Кудрино Загорского района Московской области. Когда в усадьбе Абрамцево была открыта столярная мастерская для обучения крестьянских ребятишек резьбе, то в числе других учеников в эту мастерскую был принят и В. П. Ворносков, который впоследствии стал крупнейшим русским народным мастером-художником в области плоскорельефной резьбы по дереву. В. П. Ворносков создал свой тип резного орнамента — пальчатую резьбу. Листья и ветки в орнаменте состояли как бы из множества пальцеобразных отростков. Прорезной или пропильной, называется резьба, у которой фон удален. Она может быть как плосковыемчатой с плоским орнаментом, так и рельефной — ажурной. Применяли прорезную резьбу для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII — начале XVIII в., а также старинной русской мебели. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек. Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика. Рельефная резьба — это вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону и полностью обработанное по всей его поверхности. Рельефы бывают разных видов: высокие, приближающиеся к объемной скульптуре (горельефы) и низкие, незначительно выступающие над фоном (барельефы), (рис. 6). Рельефную резьбу выполняют на твердых породах древесины резаками, стамесками, уголками, клюкарзами, которые должны быть очень острыми. Осваивать технику резания следует с низких рельефов. Резьбу рельефов начинают с элементов, лежащих на поверхности, постепенно переходя к более глубоким (рис. 7). Невыполнение этого правила может привести к утрате пластической выразительности рельефного изображения. Поверхность рельефа может быть со следами режущих инструментов или гладкой, обработанной напильниками, надфилями и наждачной бумагой, а фон — резной, отшлифованный или пуансонированный (прочеканенный). По замыслу мастера готовое изделие можно протонировать, пролакировать или навощить. Рельефную резьбу обычно не полируют, а оставляют матовой с сочными следами срезов инструмента и покрывают матовым или жидко разведенным обычным лаком (нитро-целлюлозным, спиртовым) щетинной кистью. Высыхая, лак впитывается в древесину, и резьба проявляется, становится как бы свежевыполненной. Существует и накладная рельефная резьба, которая широко применялась в прошлом и используется теперь для украшения мебели. Выполняют ее отдельно от изделия на древесине твердых пород — ореха, красного дерева, березы и затем наклеивают на его поверхность. Накладная рельефная резьба может быть глухой, т. е. с фоном, и прорезной, ажурной. Накладную резьбу выполняют на так называемой подушке — хорошо простроганной доске, на которую наклеивают тонкую бумагу, а поверх нее — заготовку, обрезанную по размерам рисунка. На поверхность заготовки переводят рисунок. При сложном рельефе рекомендуется предварительно вылепить его из пластилина. Затем заготовку обрезают по контуру. Отверстия прорезают крутыми стамесками соответствующего профиля. Контур хорошо зачищают, заоваливают края, после чего прорабатывают рельеф. Делать это надо внимательно, так как длинные и тонкие детали орнамента можно легко расколоть. Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкого ножа. При этом движения должны быть направлены вдоль волокон древесины во избежание откола элементов резьбы. Снятую резьбу очищают от бумаги и наклеивают на изделие. Разновидностью рельефной резьбы является так называемая домовая, или корабельная, резьба, широко применявшаяся в деревянном зодчестве. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с кораблей. Для домовой резьбы подбирают рисунок растений, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розетки, т. е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг. Контррельефная резьба — это обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла. Скульптурная, или объемная резьба — это резьба, при которой объект изображается со всех сторон (рис. 8). Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготовлении мебели и в интерьере классических стилей. В настоящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари. Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В.И. Мухина, СТ. Коненков, С.Д. Эрьзя и др. Скульптура по своему назначению и размерам разделяется на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, называемую также камерной. Приступать к выполнению скульптур следует после овладения всеми приемами геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы. Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с различными формами лезвий и специальный нож для отделки. Выбрав подходящий по размерам брус без дефектов, простым карандашом намечают основные контуры будущей скульптуры и вырубают ее основные формы (делают так называемую зарубку). Топором работают до тех пор, пока не будут исчерпаны все его возможности. Затем продолжают постепенный срез деревянной стружки сначала крупными, а затем мелкими стамесками, т. е. идут от грубой черновой обработки к более тонкой, отделочной. Срезать древесину следует вдоль волокон или перерезать их наискось осторожно, мелкими срезами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. Если нужно сделать поверхность скульптуры гладкой, можно пользоваться рашпилем, напильниками, надфилями, циклей, краем разбитого стекла, шлифовальной шкуркой. После шлифовки резной поверхности можно произвести тонирование ее красителями, нанести прозрачное покрытие. Недостатком древесины как скульптурного материала является ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина. Не трескается древесина, близкая к корням, которая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна. Для резьбы используют высококачественную, хорошо высушенную и выдержанную древесину, не имеющую косослоя, сучков, трещин, червоточин и гнили. Выбирать направление движения резца необходимо с учетом направления волокон (рис. 9). Бывает продольное, торцевое и поперечное резание древесины. При продольном резании резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон, оставляя чистый гладкий срез, при поперечном и торцевом возможны сколы и «рваные» срезы. Есть еще и продольно-торцевое, продольно-поперечное, поперечно-торцевое резание. Правильный выбор направления движения резца приходит с практикой, когда мастер научится чувствовать материал. Для скульптурной резьбы лучше использовать древесину дуба, ясеня, клена. Нельзя, однако, «расписывать» поверхностной мелкой резьбой скульптуру из текстурной древесины: рисунок текстуры в таком случае перемежается с рисунком орнамента, что может лишить изделие выразительности. Однако из текстурной древесины можно выполнять резьбу с крупными элементами. Композиция скульптуры из текстурной древесины должна быть проста и лаконична. Хвойные породы редко применяются для изготовления скульптуры, так как при резьбе возможно скалывание вдоль волокон. |
Программа дополнительного образования «Художественная обработка материалов» Пояснительная записка к программе «Художественная обработка материалов» | Четырнадцать лекций, прочитанных для работающих на строительстве... Господин Доллингер: я хотел бы спросить, не может ли господин доктор снова рассказать о сотворении мира и человека, так как тут... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка... Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Реферат тема: «Обработка металлов давлением: художественная ковка» Художественная обработка металлов – искусство малых форм. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 05 Художественная обработка материалов... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Учебная Целью освоения дисциплины «Дизайн предметов труда и интерьера» является знакомство студентов с основами подготовки специалистов в... | ||
Рабочая программа Учебная Целью освоения дисциплины «Дизайн предметов труда и интерьера» является знакомство студентов с основами подготовки специалистов в... | Рабочая программа Учебная Целью освоения дисциплины «Дизайн предметов труда и интерьера» является знакомство студентов с основами подготовки специалистов в... | ||
Куанг хок разработка методики создания опорных сетей при строительстве... Охватывает комплекс вопросов, относящихся к разработке методики создания опорных сетей при строительстве мостов большой протяженности... | Пояснительная записка Курс «Декоративные растения в ландшафтном дизайне» Целью данного курса является ознакомление студентов с декоративными растениями открытого грунта и их использованием в озеленении... | ||
Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин... Исторический обзор формирования интерьера в период от первобытного строя до Нового времени | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художественная обработка материалов с элементами декоративно прикладного искусства (10 часов) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы, гевея, кувшинка Виктория регия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выставка творческих работ объединений дополнительного образования «Бисероплетение», «Художественная обработка древесины» | ||
«Поиск и обработка экономической информации» Основные направления использования информационных технологий в современном бизнесе. 5 | Художественная обработка металла в Туле Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники,... |