Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54»





Скачать 45.59 Kb.
НазваниеСотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54»
Дата публикации14.08.2013
Размер45.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования

Курсакова И.Р., учитель изобразительного искусства и проектирования

МОУ «СОШ № 54» г. Ижевска

В 2010-2011 учебном году в МОУ «СОШ № 54» г. Ижевска при поддержке УдГУ стартовал проект «Сотворчество», цель которого заключалась во внедрении принципов и приемов сотворчества в процесс школьного образования (на примере предметов художественного цикла). В ходе работы были сформулированы принципы сотворчества, выделены виды и формы сотворчества, разработаны приемы и методы развития творческих способностей учащихся и учителя на уроках проектирования и изобразительного искусства.

Сотворчество широко применимо на уроках художественного цикла в системе общего и дополнительного образования. Но мы выделяем и другие виды сотворчества и разделяем их по составу участников, виду деятельности, результату и продукту.

Ученик
Родители Учитель ВУЗ
Учитель Школа

Сотворчество в художественной деятельности, области дизайна, ДПИ, технологии

Профессионально – компетентностный уровень сотворчества.


Сотворчество или «создание нового вместе с учетом нашей общей цели» как ресурс школьного образования опирается на психологический закон, открытый Л.С. Выготским. Закон о «зоне ближайшего развития ребенка» можно представить простой схемой (рис.1)

вместе сам

вместе сам

сам сам

рис. 1

Зона «вместе» или зона сотворчества - это потенциал ребенка на ближайшее будущее. Другими словами, очень скоро ребенок будет делать самостоятельно то, что сегодня делает вместе с педагогом или родителями, и именно благодаря тому, что это делается «вместе». Согласно этому закону, дети, у которых зона «вместе» шире, будут развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее и успешнее. Получается, что зона «вместе», в нашем случае «сотворчество», не только способствует, но и необходима для успешного образования детей любого возраста.

Таким образом, педагогические возможности сотворчества заключаются в следующем:

  • Повышается статус учителя как профессионала в своей области, что в свою очередь влияет на мотивацию к обучению. Учитель выступает как единомышленник, соавтор творческой работы.

  • Сотворчество способствует становлению более глубоких контактов с учащимися, их родителями.

  • Сотворчество способствует интеграции в образовании.

  • Развиваются творческие способности всех участников образовательного процесса.

Следовательно, сотворчество может решать следующие задачи:

  • накопление опыта творческой деятельности педагога и учащихся.

  • повышение творческих способностей педагога в педагогической и художественно-профессиональной области.

  • развитие воображения учащихся с разным исходным уровнем творческих способностей.

  • Развитие способности учащихся и педагога переносить знания из одной образовательной области в другую.

На сегодняшний день в рамках проекта организован ряд мероприятий, в ходе которых замечено, что дети с большим желанием участвуют в художественном сотворчестве с учителями. Учителя же напротив, охотнее взаимодействуют на профессионально – компетентностном уровне сотворчества, нежели художественном. Это позволяет сделать вывод о том, что со временем способности учителя как руководителя выходят на первый план, а профессионально-художественные становятся латентными. Педагогу некогда заниматься художественным творчеством самостоятельно, что не может не сказаться на личностном развитии учителя.

Проект «сотворчество» предоставил работникам школы и учащимся богатый опыт совместной творческой деятельности:

  • мастер-класс по скрапбукингу.

  • Пленэр и совместная выставка пленэрных работ. В ней приняли участие ученики и учителя школы.

  • участие в «Празднике цветов».

  • выставка фоторабот сотрудников школы.

  • творческий перформанс «Я и мой город»

  • Интегрированное мероприятие художественного и музыкального отделения школы.

Эффективность сотворчества отражается в результатах психолого-педагогических исследований (модифицированный тест Гилфорда на изучение творческого мышления). Показатель беглости отражает способность к порождению идей, скорость и продуктивность мышления. Гибкость оценивает способность выдвигать разнообразные идеи. Оригинальность характеризуется способностью к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных, твердо установленных. В тестировании участвовало 68 учащихся. 34 из них (экспериментальная группа) - обучатся в системе дополнительного образования МОУ «СОШ № 54» (художественное отделение) и в их образовании используется метод сотворчества. В таблице представлены средние бальные значения каждой из характеристик творческого мышления и значения экспериментальной группы выше показателей контрольной группы. В контрольной группе встретилось 3 оригинальных ответа (не повторяющихся в выборке из 68 тестируемых), в экспериментальной группе – количество оригинальных ответов 5.

Исследование

контрольная группа

экспериментальная группа

Беглость

19,7

26,7

Гибкость

7.6

11,8

Оригинальность

3

5




В ходе психологического исследования выяснилось, что учителя так же повысили уровень творческих способностей в среднем на 7 – 12%.

Проект рассчитан на 2 учебных года. Но, учитывая положительные результаты, предложенные автором принципы организации учебной и внеклассной деятельности могут широко применятся в системе общего и дополнительного образования.
e:\my pictures\мои фотографии\новая папка (2)\pc230009 - копия.jpg e:\my pictures\мои фотографии\новая папка (2)\pc230005.jpg

Мастер класс по скрапбукингу. Работы учителей школы.

e:\my pictures\мои фотографии\my pictures\p7172501.jpge:\my pictures\мои фотографии\картины\p6024723-1.jpg i:\my pictures\p2106707.jpg

Пленэрные работы Курсаковой И.Р.


Панно «Ижевск». Соавторство учителей и учащихся 8 изо-класса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconКаменные стражи Русской земли
Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район Краснодарского края
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель изобразительного искусства: Юдинцева Л. Г. Моу сош №19 г. Заполярный, Мурманская область
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconНародный костюм (костюм казака и казачки)
Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок изо в 5 классе учитель изобразительного искусства моу сош №2 г. Красный Кут
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconШатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,...
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconБеляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного...
Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для начального профессионального образования...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» icon«Порядок»
Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconОпыта
Лысенко Сергей Иванович – учитель технологии и изобразительного искусства моу большехаланская средняя общеобразовательная школа
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» iconПояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск