Скачать 45.59 Kb.
|
Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И.Р., учитель изобразительного искусства и проектирования МОУ «СОШ № 54» г. Ижевска В 2010-2011 учебном году в МОУ «СОШ № 54» г. Ижевска при поддержке УдГУ стартовал проект «Сотворчество», цель которого заключалась во внедрении принципов и приемов сотворчества в процесс школьного образования (на примере предметов художественного цикла). В ходе работы были сформулированы принципы сотворчества, выделены виды и формы сотворчества, разработаны приемы и методы развития творческих способностей учащихся и учителя на уроках проектирования и изобразительного искусства. Сотворчество широко применимо на уроках художественного цикла в системе общего и дополнительного образования. Но мы выделяем и другие виды сотворчества и разделяем их по составу участников, виду деятельности, результату и продукту.
Сотворчество или «создание нового вместе с учетом нашей общей цели» как ресурс школьного образования опирается на психологический закон, открытый Л.С. Выготским. Закон о «зоне ближайшего развития ребенка» можно представить простой схемой (рис.1) вместе сам вместе сам сам сам рис. 1 Зона «вместе» или зона сотворчества - это потенциал ребенка на ближайшее будущее. Другими словами, очень скоро ребенок будет делать самостоятельно то, что сегодня делает вместе с педагогом или родителями, и именно благодаря тому, что это делается «вместе». Согласно этому закону, дети, у которых зона «вместе» шире, будут развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее и успешнее. Получается, что зона «вместе», в нашем случае «сотворчество», не только способствует, но и необходима для успешного образования детей любого возраста. Таким образом, педагогические возможности сотворчества заключаются в следующем:
Следовательно, сотворчество может решать следующие задачи:
На сегодняшний день в рамках проекта организован ряд мероприятий, в ходе которых замечено, что дети с большим желанием участвуют в художественном сотворчестве с учителями. Учителя же напротив, охотнее взаимодействуют на профессионально – компетентностном уровне сотворчества, нежели художественном. Это позволяет сделать вывод о том, что со временем способности учителя как руководителя выходят на первый план, а профессионально-художественные становятся латентными. Педагогу некогда заниматься художественным творчеством самостоятельно, что не может не сказаться на личностном развитии учителя. Проект «сотворчество» предоставил работникам школы и учащимся богатый опыт совместной творческой деятельности:
Эффективность сотворчества отражается в результатах психолого-педагогических исследований (модифицированный тест Гилфорда на изучение творческого мышления). Показатель беглости отражает способность к порождению идей, скорость и продуктивность мышления. Гибкость оценивает способность выдвигать разнообразные идеи. Оригинальность характеризуется способностью к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных, твердо установленных. В тестировании участвовало 68 учащихся. 34 из них (экспериментальная группа) - обучатся в системе дополнительного образования МОУ «СОШ № 54» (художественное отделение) и в их образовании используется метод сотворчества. В таблице представлены средние бальные значения каждой из характеристик творческого мышления и значения экспериментальной группы выше показателей контрольной группы. В контрольной группе встретилось 3 оригинальных ответа (не повторяющихся в выборке из 68 тестируемых), в экспериментальной группе – количество оригинальных ответов 5.
В ходе психологического исследования выяснилось, что учителя так же повысили уровень творческих способностей в среднем на 7 – 12%. Проект рассчитан на 2 учебных года. Но, учитывая положительные результаты, предложенные автором принципы организации учебной и внеклассной деятельности могут широко применятся в системе общего и дополнительного образования. Мастер класс по скрапбукингу. Работы учителей школы.
|
Каменные стражи Русской земли Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район Краснодарского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель изобразительного искусства: Юдинцева Л. Г. Моу сош №19 г. Заполярный, Мурманская область | ||
Народный костюм (костюм казака и казачки) Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок изо в 5 классе учитель изобразительного искусства моу сош №2 г. Красный Кут | ||
Шатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,... «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые... | Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | ||
Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного... Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для начального профессионального образования... | «Порядок» Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного... | ||
Поэтические образы на занятиях изобразительного искусства Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством... | Кравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская... «Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству» | ||
Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя | Опыта Лысенко Сергей Иванович – учитель технологии и изобразительного искусства моу большехаланская средняя общеобразовательная школа | ||
Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | ||
Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... |