Скачать 52.78 Kb.
|
Учитель изобразительного искусства: Юдинцева Л.Г. МОУ СОШ №19 г. Заполярный, Мурманская область План – конспект открытого занятия 5 класс по теме: Цель занятия: Воспитание уважения, бережного отношения к народному искусству; формирование художественного вкуса в декоре бытового предмета. Зрительный ряд: Выставка работ учащихся, различные виды русских прялок в эскизах и фото, настоящие прялки. Музыкальный ряд: Русские народные мелодии /звучат – до начала занятия и в ходе практической части / Ход занятия: 1. Вступление: На дворе сейчас февраль, А на ИЗО сегодня – фестиваль! Кто из вас, дети, объяснит значение этого слова? *Фестиваль* - фр. Festival –это празднество, общественный праздник, смотр, показ лучших произведений искусства. О чем же мы будем говорить, петь и рисовать? Конечно, о северном искусстве. Европейский Север /Архангельская область, Вологодская, Коми, Карелия, Кольский п-ов / в течение ряда столетий играл важнейшую роль в экономической, политической и культурной жизни России. Через этот район страны проходили единственные пути / и речные, и сухопутные/ из Москвы к северным морям, а оттуда в Западную Европу. Русский Север стал не только хранилищем древних форм культуры, народных обычаев, но и средой, в которой активно формировалась особая северная культура. 2. С древнейших времен русские люди умели все изготавливать из самого доступного материала. Какого? / дерева / Какие предметы быта изготавливали из древесины, назовите их? Чем народные мастера украшали в старину свои изделия? /резьбой, росписью /. А какой из всех предметов народного быта являлся ярким образцом искусства? /прялка/ Для чего служила прялка? … Кто назовет элементы прялки? 3. Остановимся на этой странице подольше:
мифы. Прялку сравнивать берусь С древним емким словом *Русь*. Ведь в искусстве у народа Нет другой звезды такого рода. Прялка – яркий образец Русского искусства. Наконец, В прялке – доля и душа. Словом, ты, как песня – хороша!
Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит… Прялка – женская тяжелая ты доля, Запоешь унывно песни поневоле. С осени и до весны Пряли девицы красны…
Приведите примеры поговорок…
тогда у Ивашки и праздник. Вот именно! После тяжелого трудового дня крестьяне умели и веселиться. Не случайно мы свои итоги работы показываем в форме фестиваля, т.е. праздника. Обратим же внимание на праздничный декор русской северной прялки. Чем отличаются росписи севера от росписей Городца? / где - живописные, где – графические /? Кроме того, в Архангельской области на Северной Двине каждый район имел свои особенности росписи, даже форма прялок отличалась. Нами изучены только некоторые из них…Попробуем их отличить друг от друга по признакам: Вопросы: - какая из северодвинских росписей считается самой древней, имеет геометрический характер? - какие цвета использовались в Мезенской росписи? - прялка с невысокой ножкой, ближе к лопаске ножка расширяется; роспись крупная, в виде растительного побега, а в рамке – птица? - роспись данной прялки похожа на иконопись, лопаска делится на ярусы и окошки, мотивы – древо жизни и бытовые сцены? - ковер растительности с мифической птицей Сирин в какой из росписей? 4. Подведем итоги. И перейдем к следующему этапу: У поморов прялки в основном – резные. На Мезени и в Борке – чаще расписные. Расписать же прялку может вроде каждый… Приготовьте краски… и начните кистью сразу и однажды! Только, чур! Точней глазок! Делай ровненько мазок. Не спеши. Ситуация не та: нам нужна на прялках только – красота! Покажите практические умения в росписи. Каждый из вас выбрал одну из изученных росписей: кто – Мезенскую, кто – Ракульскую. Был приготовлен фон прялки, а теперь, сохраняя традиции росписи, завершите декор прялки / 30-35 минут / 5. Самостоятельная (практическая) часть по росписи. Во время ее звучат народные мелодии. Учащиеся имеют право пользоваться дидактическими карточками по изученным росписям. 6. Заключительная часть: а/ пока сохнут выполненные работы, решается кроссворд По горизонтали:
побегом. 9. Птица, предвещающая счастье? Что получилось в выделенном столбике? (фестиваль) 7. А теперь, мастера, возьмите свои рисунки и - в хоровод! Частушки: 1. Вот и солнышко садится, Посиделки в гости ждут. Нить от прялочки родится, Девки песенки поют. 2. У соседа моего 3. Есть на Севере река, Хороша рубаха, По названию – Мезень. Видно в доме у него Пишет мастера рука, Умелая пряха. У порога ждет олень. 4. Эта прялка архаична, 5. Ах ты, птица, И немного в ней цветов, Ты – вещунья: Но стройна и симпатична, Прялица с Ракулки. Вся из символов зато! Нагадай ты, птица, счастья Девочке Натульке. 6. Пермогорье, Пермогорье - 7. Расцветай ковер на прялке, Есть такая сторона. Славя жизнь и красоту, Где течет раздольно к морю Даже птица Сирин, гляньте, Речка – Северна Двина. Дарит людям доброту.
Пристань с именем: Борок, Что ни мастер – удалец. Там все прялки, что иконы, Дарят прялки свет-девицам Им не страшен долгий срок. И уводят под венец. Все: Прялка в сказке, Прялка в жизни; Пряха ниточку прядет Созывает наши прялки В фестивальный хоровод! /хоровод расписанных прялок / Спасибо всем гостям и юным мастерам! На этом наш фестиваль знаний завершен… Работы детей: Демидов Миша Магалова Варя Никишина Юля Пучкова Наташа Федоришина Лиза Спасибо за внимание к старинным изделиям. |