Скачать 102.43 Kb.
|
Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры декан философского факультета философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин Востока протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой __________________ К.Ю. Солонин 2. На заседании методической комиссии философского факультета протокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии _________________ В.М. Дианова ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Ислам в Южной Азии Специальность 031401 – культурология Специализация 031401.3 – культуры Востока Составитель: Канд. ист. наук И.Ю.Котин Рецензент: к. ф. н. С.В.Пахомов Санкт-Петербург 2009 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины: Курс лекций «Ислам в Южной Азии» является установочным курсом по специальности «культурология», «культуры Востока». Данный курс предполагает ознакомление студентов с исламом, историей проникновения этой религии в Южную Азию и ее эволюции, в рамках курса осуществляется ознакомление студентов с основными направлениями современного индийского ислама: суннизма в формах барелви и деобандхи, суфийского ислама, шиизма, включая эснаашарийя и исмаилизма, ахмадийским движением, а также рассматриваются секты и касты в мусульманском обществе Южной Азии, дается общее представление о политической доктрине ислама, о конфессиональном движении, приведшем к расколу Индии и возникновению Пакистана, излагается краткий очерк истории мусульман в независимых Индии, Пакистане и Бангладеш, дается представление об индусско-мусульманском синтезе и индо-мусульманской культуре. 1.2. Задачи курса: ознакомление студентов с историей развития ислама в Южной Азии. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина «Ислам в Южной Азии» является специальной дисциплиной в подготовке индологов-религиоведов. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Ислам в Южной Азии»
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение седьмого семестра. Форма промежуточного контроля (промежуточная аттестация): 1.) аттестация по итогам посещения; 2.) устные выступление; 3.) рефераты. 3. Содержание дисциплины 3.1. Темы занятий и их краткое содержание.
Доминирующая форма ислама в Делийском султанате и Могольском государстве – суннизм. Шиизм – религия правителей Ауда и Хайдарабада. Карматская ересь и другие формы исмаилизма в Индии.
Ислам в качестве знамени антиколониальных восстаний. Индийские мусульмане и борьба народа Индии за независимость.
3.2. Темы письменных контрольных заданий (рефератов). 3.3. Образец письменного контрольного теста. Контрольный тест по материалам курса «Ислам в Южной Азии» Подпишите контрольный лист, заполните его и отдайте преподавателю Выберите правильный ответ из предложенный вариантов и отметьте его (обведите кружком его номер или подчеркните правильный ответ).
А. В VII в.н.э. Б. В VIII в.н.э. В. В IX в.н.э. 2. Первое мусульманское государство появилось на территории Южной Азии в: А. Керале. Б. Синде. В. Бенгалии. 3. Выберите из списка основные мусульманские династии, правившие Северной Индией: А. Газневи. Б. Гуридов. В. Гулямов. Г. Моголов. 4. Первая мечеть Дели была известна как: А. Кувват уль-Ислам. Б. Даулат уль-Ислам.
А. Дерх дин ка Джхонпра. Б. До дин ка Джхонпра. В. Адхаи дин кА Джхонпра. 5. Движение по обращению индусов в ислам получило название: А. Шуддхи. Б. Таблиг. Соглашение о прекращении кампаний по обращению в свою веру между индусами и мусульманами было достигнуто: А. В 1924 г. Б. В 1947 г. В. В 1916 г.
А. Сунниты. Б. Шииты-имамиты. В. Шииты-исмаилиты.
А. Карматов. Б. Ахмадийе. 9. Индийские мусульмане: А. Всегда признавали своим главой Османского султана-халифа. Б. Признавали других владетелей за рубежом в качестве халифов. В. Считали халифами своих верховных правителей-мусульман. Г. Признали Османского султана халифом после падения династии Моголов в Дели. 10. Следующие сословия и кастовые группы сохраняются среди мусульман Индии: А. Сайиды. Б. Шейхи. В. Патаны. Г. Моголы. Д. Тюрки. Е. Раджпуты. 11. Традиционалистов-мусульман в Индии называют: А. Деобандхи. Б. Барелви. Г.Ахмадийе. 12. Идеологом возрождения ислама в Индии был: А. Маулана Абул Ала Маудуди. Б. Маулана Мухаммад Ильяс. В. Маулана Ахмад Раза Хан. Г. Валиулла Шах. 3.4. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу 1. Возникновение ислама. 2. Проникновение ислама в Южную Азию. 3. Суннитский ислам в Южной Азии. Барелви и Деобандхи. 4. Шиизм в Южной Азии. Эснаашарийя. Карматы. Мусталиты. Низариты. 5. Сайид Ахмад из Барелви и исламский радикализм. 6. Сайид Ахмад Хан и теория исламского национализма. 7. Мусульманский сепаратизм и создание Пакистана. 4. Учебно-методическое обеспечение курса 4.1. Активные методы обучения В курсе используются классические аудиторные методы. 4.2. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Компьютерный класс, стандартно оборудованные лекционные аудитории, экспозиция «Народы Южной Азии» Музея Антропологии и Этнографии. 4.3. Литература 4.3.1. Основная литература 1. Алаев Л., Тихонов Ю. Ваххабиты в Индии // Азия и Африка.N 3, 2001. 2. Антонова К.А. Об учении и легендах мусульманской секты ахмадийя // Религия и общественная мысль народов Востока. М. 1971. 3. Антонова Г.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г., История Индии. М. 1979. 4. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М. 1966. 5. Белокреницкий, В.Я., Москаленко, В.Н., Пакистан, М. 1981 г. 6. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Т.3. Суфизм и суфийская литература. М. 1965. 7. Большаков О.Г. История Халифата. Т.1-3. М. 1989-1998. 8. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана. М. 1964 г. 9. Ганковский Ю.В., Полонская Л.Р. История Пакистана . М. 1971 г. 10. Ганковский Ю.В. Национально-этнические движения в Пакистане. М. 1989 11. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М. 1963. 12. фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М.1988. 13. Дорошенко Е.А. Некоторые аспекты шиитско-суннитских отношений// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982. 14. Жмуйда И.В. Исламские принципы в экономике Пакистана// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982. 15. Жмуйда И.В. Исламское кредитование в Пакистане и его социальная сущность// Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990. 16. Заболотский А.В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в свете исламских норм семейных и общественных норм семейных и общественных отношений// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982. 17. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М. 1988. 18. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М. 2002. 19. Ислам. Энциклопедический словарь. М. Наука. ГРВЛ. 1991. 20. Истоки формирования современного населения Южной Азии. Колл. монография ИЭАН . Отв. Ред. С.А.Арутюнов. М. 1980. 21. Коран. Перевод И.Ю.Крачковского, М.ИВЛ. 1990. 22. Котин И.Ю. Реликвии, связанные с именами Пророка Мухаммеда и Имамов в культурной традиции мусульман Индии // Вещь в контексте культуры. Материалы Международной конференции. Тезисы докладов. Спб. 1995. 23. Котин И.Ю. Мусульмане Южной Азии: социальные изменения и проблемы идентификации мусульман субконтинента. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 10, СПб, 1996. 24. Котин И.Ю. На грани трех культур. Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании // Грани культуры. Вторая международная научная конференция, 4-6 ноября, Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербург, 1997. С. 115-119. 25. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии. СПб. 2005. 26. Кудрявцев М.К. Кашмирцы. Историко-этнографический очерк. // Сов. этнография. М. 1955. N 2, сс. 112-125. 27. Кудрявцев М.К. Мусульманские касты. // Касты в Индии. М. 1965. 28. Левин З.И. К вопросу о социальной роли мусульманского духовенства // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990. 29. Левин С.Ф. Об эволюции мусульманских торговых каст в связи с развитием капитализма (на примере бохра, меманов и ходжа) // Касты в Индии. (Гл. ред. Г.Г.Котовский).М.1965. 30. Левин С.Ф. Этапы и особенности формирования мусульманской буржуазии из общины исмаилитов-ходжа//Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990. 31. Левин С.Ф. О социальной структуре буржуазии развивающихся стран // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990. 32. Микаэлян Н.Р. Общественно-политическое движение и религиозные традиции в Индии и Пакистане. М. 1989. 33. Микаэлян Н.Р. Некоторые особенности перехода в ислам неприкасаемых Индии. (конец XIX-XX вв.), сс. 122-138, в сб.” Индия: религия в политике и общественном сознании “.М. ИВЛ. 1991. 34. Морозова М.Ю. Проблема шиитской общины в Пакистане// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982. 35. Народная Республика Бангладеш. Справочник. М. 1974. 36. Народы Южной Азии. М. 1963. 37. Пакистан. Справочник. М. ИВЛ ”Наука”. 1991. 38. Петрушевсакий И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л. 1966. 39. Пригарина Н. И. Мирза Галиб. М. 1986. 40. Пригарина Н. И. Индийский стиль и его место в персидской литературе. М. 1999. 41. Пруссакова Г.Н. Алигархский мусульманский угиверситет и политическая борьба в современной Индии // Религия и Общественная мысль Индии. М. 1982.. 42. Пруссакова Н.Г. Мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока, М. 1990. 43. Родионов М.А. Ислам классический. Спб. 2002. 44. Cтепанянц М. Т. Философия и социология в Пакистане. М. 1967. 45. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX века), М. 1982. 46. Суворова А.А. Мусульманские святые Южные Азии XI-XV веков. М. 1999. 47. Тансыкбаева С.И. Ислам в повседневной жизни современной пакистанской деревни// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982. 48. Тор А. Исламские мистики.СПб. 2003. 49. Тримингем С. Суфийские ордены в исламе. М. 1989. 50. Тринич, Ф.А. Бангладеш, М.1974 г. 4.3.2. Дополнительная литература 1. Geaves R. Sectarian influences within Islam in Britain. Leeds.1996. 2.Geertz C. Islam Observed. Religious development in Morocco and Indonesia. Hartford (USA), 1968. 3. Gellner E. Muslim Society. London.1981. 4. Herclots G.A. Islam in India.2nd Edition.Delhi. 1970 5. Hollister J.N. The Shi’a of India. New Delhi.1979. 6. Khalidi O.M. Indian Muslims Since Independence. New Delhi, 1995. 7. Nielsen J.S. Muslims in Western Europe, Edinburgh.1992, 2nd Ed. 1995. 8. Nielsen J.S. Muslims in Europe into the Next Millenium// Islam in Europe. 1987. 9. Titus, M.T., Indian Islam. A religious history of Islam in India, New Delhi. 1979. 4.3.3. Библиографии, справочники, энциклопедии
4.3.4. Периодика, ежегодники
|
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... |