Программа учебной дисциплины





Скачать 102.43 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата публикации07.04.2015
Размер102.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа


Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан философского факультета

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин
2. На заседании методической комиссии

философского факультета протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

_________________ В.М. Дианова


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ислам в Южной Азии

Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культуры Востока


Составитель:

Канд. ист. наук И.Ю.Котин
Рецензент:

к. ф. н. С.В.Пахомов


Санкт-Петербург
2009


1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: Курс лекций «Ислам в Южной Азии» является установочным курсом по специальности «культурология», «культуры Востока». Данный курс предполагает ознакомление студентов с исламом, историей проникновения этой религии в Южную Азию и ее эволюции, в рамках курса осуществляется ознакомление студентов с основными направлениями современного индийского ислама: суннизма в формах барелви и деобандхи, суфийского ислама, шиизма, включая эснаашарийя и исмаилизма, ахмадийским движением, а также рассматриваются секты и касты в мусульманском обществе Южной Азии, дается общее представление о политической доктрине ислама, о конфессиональном движении, приведшем к расколу Индии и возникновению Пакистана, излагается краткий очерк истории мусульман в независимых Индии, Пакистане и Бангладеш, дается представление об индусско-мусульманском синтезе и индо-мусульманской культуре.

1.2. Задачи курса: ознакомление студентов с историей развития ислама в Южной Азии.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина «Ислам в Южной Азии» является специальной дисциплиной в подготовке индологов-религиоведов.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Ислам в Южной Азии»

  • знание материалов курса «Ислам в Южной Азии», базовые представления об особенностях эволюции ислама в Индии;

  • умение анализировать основные тенденции в развитии разных направлений ислама в Индии.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия


–––––


Самостоятельная работа студента


10 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


44 часов



Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение седьмого семестра.
Форма промежуточного контроля (промежуточная аттестация): 1.) аттестация по итогам посещения; 2.) устные выступление; 3.) рефераты.

3. Содержание дисциплины

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.

    • Возникновение ислама. Основные положения учения Мухаммада. Коран – «Богоданная книга». Предания о деяниях и высказываниях Пророка. 2 часа.

    • Раскол в мусульманской общине и возникновение идеологических течений (сект) в исламе. 2 часа.

    • Проникновение ислама в Южную Азию. 4 часов. Насильственное обращение в ислам местных жителей. Деятельность мусульманских миссионеров. Добровольный переход в ислам индийцев.

    • Религиозные течения в южноазиатском исламе. 6 часов.

Доминирующая форма ислама в Делийском султанате и Могольском государстве – суннизм. Шиизм – религия правителей Ауда и Хайдарабада. Карматская ересь и другие формы исмаилизма в Индии.

    • Ахмадийское движение. 2 часа.

    • Политическая доктрина ислама. 4 часа.

Ислам в качестве знамени антиколониальных восстаний. Индийские мусульмане и борьба народа Индии за независимость.

    • Движение за Пакистан и раскол Индии по конфессиональному принципу. 6 часов.

    • Политическая история независимых Индии, Пакистана и Бангладеш. 4 часа.

    • Социальные группы (касты, сословия) среди мусульман Южной Азии. 2 часа.

    • Индусско-мусульманский синтез и индо-мусульманская культура. 2 часа.

3.2. Темы письменных контрольных заданий (рефератов).

3.3. Образец письменного контрольного теста.

Контрольный тест по материалам курса «Ислам в Южной Азии»

Подпишите контрольный лист, заполните его и отдайте преподавателю

Выберите правильный ответ из предложенный вариантов и отметьте его (обведите кружком его номер или подчеркните правильный ответ).


  1. Когда в Индии появились первые мусульманские миссионеры?

А. В VII в.н.э.

Б. В VIII в.н.э.

В. В IX в.н.э.
2. Первое мусульманское государство появилось на территории Южной Азии в:

А. Керале.

Б. Синде.

В. Бенгалии.
3. Выберите из списка основные мусульманские династии, правившие Северной Индией:

А. Газневи.

Б. Гуридов.

В. Гулямов.

Г. Моголов.
4. Первая мечеть Дели была известна как:

А. Кувват уль-Ислам.

Б. Даулат уль-Ислам.


  1. Первая мечеть, возведенная Ильтутмышем в Аджмере, известна как:

А. Дерх дин ка Джхонпра.

Б. До дин ка Джхонпра.

В. Адхаи дин кА Джхонпра.
5. Движение по обращению индусов в ислам получило название:

А. Шуддхи.

Б. Таблиг.

Соглашение о прекращении кампаний по обращению в свою веру между индусами и мусульманами было достигнуто:

А. В 1924 г.

Б. В 1947 г.

В. В 1916 г.


  1. Основную массу мусульман Индии составляют:

А. Сунниты.

Б. Шииты-имамиты.

В. Шииты-исмаилиты.


  1. В Индии, Пакистане и Бангладеш существуют также общины:

А. Карматов.

Б. Ахмадийе.

9. Индийские мусульмане:

А. Всегда признавали своим главой Османского султана-халифа.

Б. Признавали других владетелей за рубежом в качестве халифов.

В. Считали халифами своих верховных правителей-мусульман.

Г. Признали Османского султана халифом после падения династии Моголов в Дели.

10. Следующие сословия и кастовые группы сохраняются среди мусульман Индии:

А. Сайиды.

Б. Шейхи.

В. Патаны.

Г. Моголы.

Д. Тюрки.

Е. Раджпуты.

11. Традиционалистов-мусульман в Индии называют:

А. Деобандхи.

Б. Барелви.

Г.Ахмадийе.

12. Идеологом возрождения ислама в Индии был:

А. Маулана Абул Ала Маудуди.

Б. Маулана Мухаммад Ильяс.

В. Маулана Ахмад Раза Хан.

Г. Валиулла Шах.
3.4. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу

1. Возникновение ислама.

2. Проникновение ислама в Южную Азию.

3. Суннитский ислам в Южной Азии. Барелви и Деобандхи.

4. Шиизм в Южной Азии. Эснаашарийя. Карматы. Мусталиты. Низариты.

5. Сайид Ахмад из Барелви и исламский радикализм.

6. Сайид Ахмад Хан и теория исламского национализма.

7. Мусульманский сепаратизм и создание Пакистана.

4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Активные методы обучения

В курсе используются классические аудиторные методы.

4.2. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Компьютерный класс, стандартно оборудованные лекционные аудитории, экспозиция «Народы Южной Азии» Музея Антропологии и Этнографии.

4.3. Литература

4.3.1. Основная литература

1. Алаев Л., Тихонов Ю. Ваххабиты в Индии // Азия и Африка.N 3, 2001.

2. Антонова К.А. Об учении и легендах мусульманской секты ахмадийя // Религия и общественная мысль народов Востока. М. 1971.

3. Антонова Г.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г., История Индии. М. 1979.

4. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М. 1966.

5. Белокреницкий, В.Я., Москаленко, В.Н., Пакистан, М. 1981 г.

6. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Т.3. Суфизм и суфийская литература. М. 1965.

7. Большаков О.Г. История Халифата. Т.1-3. М. 1989-1998.

8. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана. М. 1964 г.

9. Ганковский Ю.В., Полонская Л.Р. История Пакистана . М. 1971 г.

10. Ганковский Ю.В. Национально-этнические движения в Пакистане. М. 1989

11. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М. 1963.

12. фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М.1988.

13. Дорошенко Е.А. Некоторые аспекты шиитско-суннитских отношений// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982.

14. Жмуйда И.В. Исламские принципы в экономике Пакистана// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982.

15. Жмуйда И.В. Исламское кредитование в Пакистане и его социальная сущность// Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990.

16. Заболотский А.В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в свете исламских норм семейных и общественных норм семейных и общественных отношений// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982.

17. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М. 1988.

18. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М. 2002.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. М. Наука. ГРВЛ. 1991.

20. Истоки формирования современного населения Южной Азии. Колл. монография ИЭАН . Отв. Ред. С.А.Арутюнов. М. 1980.

21. Коран. Перевод И.Ю.Крачковского, М.ИВЛ. 1990.

22. Котин И.Ю. Реликвии, связанные с именами Пророка Мухаммеда и Имамов в культурной традиции мусульман Индии // Вещь в контексте культуры. Материалы Международной конференции. Тезисы докладов. Спб. 1995.

23. Котин И.Ю. Мусульмане Южной Азии: социальные изменения и проблемы идентификации мусульман субконтинента. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 10, СПб, 1996.

24. Котин И.Ю. На грани трех культур. Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании // Грани культуры. Вторая международная научная конференция, 4-6 ноября, Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербург, 1997. С. 115-119.

25. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии. СПб. 2005.

26. Кудрявцев М.К. Кашмирцы. Историко-этнографический очерк. // Сов. этнография. М. 1955. N 2, сс. 112-125.

27. Кудрявцев М.К. Мусульманские касты. // Касты в Индии. М. 1965.

28. Левин З.И. К вопросу о социальной роли мусульманского духовенства // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990.

29. Левин С.Ф. Об эволюции мусульманских торговых каст в связи с развитием капитализма (на примере бохра, меманов и ходжа) // Касты в Индии. (Гл. ред. Г.Г.Котовский).М.1965.

30. Левин С.Ф. Этапы и особенности формирования мусульманской буржуазии из общины исмаилитов-ходжа//Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990.

31. Левин С.Ф. О социальной структуре буржуазии развивающихся стран // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990.

32. Микаэлян Н.Р. Общественно-политическое движение и религиозные традиции в Индии и Пакистане. М. 1989.

33. Микаэлян Н.Р. Некоторые особенности перехода в ислам неприкасаемых Индии. (конец XIX-XX вв.), сс. 122-138, в сб.” Индия: религия в политике и общественном сознании “.М. ИВЛ. 1991.

34. Морозова М.Ю. Проблема шиитской общины в Пакистане// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982.

35. Народная Республика Бангладеш. Справочник. М. 1974.

36. Народы Южной Азии. М. 1963.

37. Пакистан. Справочник. М. ИВЛ ”Наука”. 1991.

38. Петрушевсакий И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л. 1966.

39. Пригарина Н. И. Мирза Галиб. М. 1986.

40. Пригарина Н. И. Индийский стиль и его место в персидской литературе. М. 1999.

41. Пруссакова Г.Н. Алигархский мусульманский угиверситет и политическая борьба в современной Индии // Религия и Общественная мысль Индии. М. 1982..

42. Пруссакова Н.Г. Мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока, М. 1990.

43. Родионов М.А. Ислам классический. Спб. 2002.

44. Cтепанянц М. Т. Философия и социология в Пакистане. М. 1967.

45. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX века), М. 1982.

46. Суворова А.А. Мусульманские святые Южные Азии XI-XV веков. М. 1999.

47. Тансыкбаева С.И. Ислам в повседневной жизни современной пакистанской деревни// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. 1982.

48. Тор А. Исламские мистики.СПб. 2003.

49. Тримингем С. Суфийские ордены в исламе. М. 1989.

50. Тринич, Ф.А. Бангладеш, М.1974 г.
4.3.2. Дополнительная литература

1. Geaves R. Sectarian influences within Islam in Britain. Leeds.1996.

2.Geertz C. Islam Observed. Religious development in Morocco and

Indonesia. Hartford (USA), 1968.

3. Gellner E. Muslim Society. London.1981.

4. Herclots G.A. Islam in India.2nd Edition.Delhi. 1970

5. Hollister J.N. The Shi’a of India. New Delhi.1979.

6. Khalidi O.M. Indian Muslims Since Independence. New Delhi, 1995.

7. Nielsen J.S. Muslims in Western Europe, Edinburgh.1992, 2nd Ed. 1995.

8. Nielsen J.S. Muslims in Europe into the Next Millenium// Islam in Europe.

1987.

9. Titus, M.T., Indian Islam. A religious history of Islam in India, New Delhi.

1979.

4.3.3. Библиографии, справочники, энциклопедии

  1. Бирман Д.А., Котовский Г.Г., Сосина Н.Н. Библиография Индии. Дореволюционная и советская литература на русском языке и языках народов СССР, оригинальная и переводная. М. Наука. 1976.

  2. Котовский Г.Г., Сосина Н.Н. Библиография Индии. Советская и переводная литература. 1968-1975. М. Наука. 1982.

  3. Большая советская энциклопедия. [раздел Индия].

  4. Всемирная история. Т.I—XIII. М.: Госполитиздат [—Мысль], 1956—1983.

  5. Сахаров И.В. Индия: Рекомендательный библиографический указатель . Ленинград. ГПБ, 1987.



4.3.4. Периодика, ежегодники

  1. Азия и Африка сегодня

  2. Индия Перспективы.

  3. Народы Азии и Африки = ОРИЕНТ = Восток

  4. Индийский Вестник. 2000-2005.

  5. Индия, Ежегодник. 1973–1992.

  6. The Penguin India Reference Year Book.

  7. India Year Book.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск