Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…».





Скачать 134.18 Kb.
НазваниеПояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…».
Дата публикации12.04.2015
Размер134.18 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Кушвинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Социально- педагогический проект

по развитию культуры творчества детей и подростков

средствами дополнительного образования



2007-2009 г.г.

Разработчик:

Колясникова

Алла Станиславовна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

г. Кушва

2009 г.

Пояснительная записка

« Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того,

как совершенствуется мастерство,

но и мастерство черпает свои силы в разуме…».


В. Сухомлинский

Меня часто спрашивают: «А почему именно мишки, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?»

Искусство создавать художественных мишек Тедди пришло в нашу страну из-за рубежа. Там мишки популярны уже более века.

Но и в России медведь всегда был и остается самым популярным среди детских игрушек. Наверное, потому, что мишка ассоциируется с чем-то добрым, теплым. Дети, и не только, ложатся спать, плачут и доверяют самое дорогое и сокровенное именно мишкам. Медвежонок становится самым верным другом и защитником. А взрослые в душе всегда остаются детьми, и в глубине души, подсознательно, так же стремятся к доброму плюшевому защитнику и другу.

Если этот медвежонок сделан вручную человеком, а тем более ребенком, согрет теплотой его рук и любовью, то такой «зверек» приносит в жизнь людей намного больше доброй энергии, чем фабричная игрушка.

Известному французскому модельеру конца XX века - маркизу Жан-Шарль де Кастельбажак, чьи модели носили Джон Леннон и Папа Римский, принадлежит известная фраза: «Раньше людей защищал щит, сегодня игрушечный медведь. Вы едва ли сможете вести себя агрессивно с человеком, в руках которого плюшевый мишка». Видимо, в этом и состоит секрет популярности игрушки, способной создавать вокруг себя ощущение психологического комфорта, уюта и защищенности

Когда в начале ХХ века родился знаменитый медвежонок Тедди, в мир детства вошла уютная игрушка неопределенного пола. Отныне играть в куклы стало любимым занятием не только девочек, но и мальчиков, для которых раньше это занятие было предосудительным. С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. И пусть плюшевый мишка не развивает логическое мышление и координацию движений, дети все равно засыпают в обнимку с набитым опилками зверем, всхлипывая от жалости и любви к нему, потому что в мире стальных выхолощенных игрушек нашего времени Мишка остается для малышей островом любви и защиты. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность.
Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. В дискуссиях об этом феномене один известный английский писатель сказал, что плюшевый медвежонок для взрослых символ счастливых дней детства, память об ушедших родителях и дорогому прошлому. Не обошлось и без фантастических предположений. Вспомнили о Парацельсе, который утверждал о способности человека налаживать интеллектуальную связь с неодушевленными объектами. Проведя параллель, предположили, что плюшевый медвежонок стал первым объектом, с которым у детей с самого раннего возраста устанавливался прочный эмоциональный контакт.

Изготовление мягких игрушек - увлекательное занятие, способное целиком захватить и взрослого, и ребенка. Игрушки, сшитые своими руками, безусловно станут настоящими друзьями для детей.



Детские психологи утверждают, что у каждого ребенка старше трех лет обязательно должны быть собственные мягкие игрушки, причем, из разных материалов, которые ребенок в процессе игры будет «исследовать».

В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки – от классических медвежат до тех, которые изображают … микробов. Но игрушка, сшитая своими руками, будет уникальна, уже поэтому стоит попробовать.

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему вглубь веков и неугасающему стремлению построить «теорию развития творчества», стремлению к созданию нового всесторонне развитого человека с набором таких качеств и способностей, какие необходимы обществу. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития, в связи с чем возникает большое количество подходов рассмотрению понятия творчества и творческих способностей.

Что такое творчество?

Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, значимых для личности и общества.

Культура творчества – знания, умения, навыки и деятельность личности по совершенствованию себя и окружающего мира.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.

В настоящее время начинает возрастать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Декоративно-прикладное творчество – это вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Но несмотря на то, что декоративно-прикладное творчество является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека, возникает ряд проблем:

Как привлечь внимание к возрождению ремесел, вызвать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству?

Как пополнить знания детей в области декорирования?

Как решить проблему ограниченного перечня видов рукоделия в программе?

Каким образом совместить досуг детей с необходимостью непрерывного творческого саморазвития?

Существует несколько путей решения данных проблем, но одним из самых эффективных, как показал многолетний опыт работы, является метод творческих проектов.

Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь», для большинства подростков — непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется это яркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том, что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития, а никто не имеет права этого не учитывать.

Сущность проекта заключается в создании условий для развития творческих способностей учащихся методом проектирования.

Новизна и актуальность проекта заключается в реализации проекта по технологии социального партнерства.

Новизна проекта выводит на:


- Создание банка алгоритмов выполнения изделий;

- Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком;

- Подбор и разработка заданий творческого характера.
Трудоемкость проекта:

Для воспитанника– состоит в выборе форм и методов работы, в подборе дидактического материала, в оформлении пояснительной записки.

Для педагога – состоит в освоении различных видов декоративно-прикладного творчества, наличии желания работать по методу проектов.

Для семьи воспитанника - в систематической поддержке по всем ресурсным основаниям.
Трудоемкость компенсируется положительными факторами:

-Возрастает способность учащихся выделять основные идеи, производить поиск деталей, устанавливать связь между элементами;

-Усваивается больший объем информации за меньший промежуток времени;

-Повышается интерес родителей к проблемам трудового обучения детей;

-Возрастает удовлетворенность учащихся от выполненной работы, так как в результате возникает реальный объект – готовое изделие.

Достоинства проекта
Метод проектов дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет учащимся успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов позволяет:

-Развивать у учащихся устную и письменную речь, умение работать в коллективе;

- Учитывать индивидуальные способности ученика, выявлять и развивать его творческие возможности;

-Развивать социальный аспект личности; оказывая помощь в профессиональном самоопределении, увидеть перед собой конечный результат.


Формирование творческого опыта участников проекта:

Задатки творческой деятельности присущи любому человеку, нужно лишь суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех.

При традиционных формах обучения учащиеся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становятся способными воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска.

Чтобы формировать творческий опыт необходимо:

конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения;

обеспечить индивидуальный подход к ребенку, учитывающий уровень приобретенных навыков, знаний, его желания и внутренний настрой;

обязательным является создание комфортных условий и атмосферы, благоприятной для совместного обсуждения и решения творческой задачи, включение упражнений, направленных на развитие воображения и смекалки;

система поощрения оригинальных идей и нестандартных подходов к решению творческих задач;

уделять большое внимание оформлению любого вида работы, эстетической оболочке продукта труда учащегося;

использовать метод групповой работы, способствующей наиболее эффективному обмену опытом между воспитанниками и позволяющей обучить объективной оценке и рецензированию различных идей и приемов;

создание условий для свободы действий ребенка и самостоятельного выбора вида работы.

Таким образом, любой вопрос, любая социально-педагогическая задача могут быть рассмотрены с позиций творческого подхода, организуемого и направляемого педагогом.

Гипотеза проекта:

Если в процессе обучения в объединении декоративно – прикладного творчества использовать метод творческих проектов социально - культурной направленности, то будут развиваться творческие способности учащихся в области исследования, проектирования и изготовления изделий и социальная их компетентность.

Цель:

Развивать культурную основу личности ребёнка, на которой продолжат своё совершенствование его эстетические потребности в радостном переживании собственного творчества, через реализацию умений и навыков в условиях проекта.

Педагогические задачи, предусмотренные проектом:

- Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся через формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся, критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;

- Обеспечить деятельностный подход в реализации умений учащихся применять полученные знания на практике;

- Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма через бережное, заботливое отношение к родной природе;

- Формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества в процессе обучения технологическим приёмам, основам профессионального мастерства;

- Привлечение к реализации проекта социальных партнеров.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и практические занятия по проекту с использованием различных образовательных и информационных технологий и методов, так и индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.

Содержание деятельности руководителя проекта по подготовке к его реализации:
- Исследование:

- Накопление специальной литературы по теме проекта;

- Изучение технологии выполнения различных видов деятельности.

Практическая деятельность:

-Овладение педагогом новым видам прикладного творчества;

- Разработка и возможная корректировка плана проекта;

-Подбор примерных тем для творческих и исследовательских проектов;

-Изготовление образцов, элементов по различным видам творческой деятельности.
Внедрение, апробация:

-Организация и проведение занятий, мастер-классов, бесед и др. по проектированию;

-Участие в школьных, городских, областных, межрегиональных выставках-конкурсах.

Этапы реализации проекта:

I этап: Организационно- подготовительный

-Определение темы;

-Постановка задачи;

-Обсуждение;

-Формулировка проблемных вопросов;

-Формирование групп, выдвижение гипотез;

-Обсуждение плана работы;

-Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Деятельность руководителя на данном этапе реализации проекта:

-Ставит перед учащимися проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения, критерии оценивания;

-Наблюдает за учениками, консультирует, контролирует, участвует в принятии

решения;

-При необходимости оказывает помощь, обобщает.
Деятельность учащихся на I этапе проектирования:
-Слушает учителя, анализирует услышанное;

-Осуществляет маркетинговые исследования с учетом своего возраста, выявляет

потребности, интеллектуальные и материальные собственные возможности и

объединения;

-Анализирует предстоящую деятельность, разрабатывает «звездочку» обдумывания;

-Знакомится с историей проекта, делает наброски рисунков и схем различных

вариантов, определяет их достоинства и недостатки;

-Производит выбор оптимального варианта;

-Разрабатывает «звездочки» обдумывания: «материалы» и «оборудование»;

-Выбирает и анализирует рациональную технологию; составляет технологические

карты, чертежи, эскизы, осуществляет конструирование и моделирование;

-Определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля;

-Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления.

II этап: Технологический

-Выбор творческого названия проекта;

-Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе.

Деятельность руководителя проекта на данном этапе реализации проекта:

- Наблюдает за процессом деятельности ребенка;

- Консультирует по мере возникновения проблем;

- Оказывает помощь в выборе оптимальных вариантов и моделей деятельности;

- Обобщает промежуточные результаты.
Деятельность учащихся на II этапе проектирования:
-Подбирает режимы обработки вносит изменения в технологический процесс, существляет контроль качества обработки информации;

-Осуществляет самоконтроль деятельности и корректирует последовательность операций ;

-Контролирует технологический процесс, организацию рабочего места, соблюдает технологическую и трудовую дисциплину;

-Разрабатывает конструкторско-технологическую документацию в режиме самостоятельной работы групп по выполнению заданий.
III этап: Заключительный

- подготовка учащимися отчета о проделанной работе в различных формах (презентации, исследовательские проекты, буклеты, информационные листы, рефераты и др.)

- защита полученных результатов и опытов (проведение выставок, конкурсов, праздников, защита проектов и др.);

- подведение итогов.

Деятельность учащихся и руководителя проекта на данном этапе проектирования:
-Осуществляется контроль и корректировка параметров изделия;

-Организуется подготовка документации к защите, проектирование траектории развития проекта;

-Разрабатывается реклама, товарный знак изделия, осуществляется поиск возможностей демонстраций результатов своей деятельности;

-Обеспечивается самоанализ достоинств и недостатков проекта, самооценка результатов, определяется перспективы;

-Публичное представление докладов и демонстрация результатов своей деятельности.
На всех этапах руководитель осуществляет педагогическое сопровождение деятельностью ребенка через:

-Наблюдение за ходом работы;

-Оказание помощи отдельным ученикам и стимулирование их деятельности;

-Поддержание рабочей обстановки в объединении;

-Оценку деятельности воспитанников на каждом этапе;

-Нормирование труда учащихся;

-Анализ и обобщение эффективных приемов работы воспитанников.

Образовательные технологии и педагогические методы, используемые при реализации проекта:

-Проектные методы обучения,

-Игровые технологии ;

-Интегрированные занятия;

-Интегрированные проекты,

-Информационно-коммуникационные технологии

Структура реализации социальной политики в рамках педагогического проекта дополнительного образования

«Мишки бывают разные»



Даная структура обеспечивает системность воспитания у детей и молодежи чувства любви, патриотизма, уважения к Уралу, Родине.



Первые итоги реализации

социально – педагогического проекта

«Мишки бывают разные»

2007-2009 г.г.(статистика)

Заключение

Предлагаемый проект в логике своей реализации стал соцально значимым для ребенка и семьи. Он эффективно выходит на воспитание таких нравственных ценностей как культура творчества, толерантность, умение позиционировать себя в коллективе.

Первые итоги реализации проект убедительны в части его практической значимости в кризисное время: дети учатся быть рачительными хозяевами.

В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки – от классических медвежат до тех, которые изображают … микробов. Но игрушка, сшитая собственными руками, всегда уникальна, уже поэтому стоит попробовать.

Культурный проект «Мишки бывают разные» стал эффективной формой объединения и поддержки людей, занимающихся духовно – нравственным развитием детей и молодежи, поэтому у него есть перспективы на будущее.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма для творческой мастерской Программа рассчитана для детей...
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ваши убеждения, Вы поймёте возможности Вашей веры: кто-то верит во всемогущество Творца, кто-то рассчитывает только на свои силы,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой»
В ходе исследования на уроке учащиеся сами опытным путем находят числовое значение ускорения свободного падения и выводят формулу...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconДоклад по теме: Деятельность учителя в условиях введения новых стандартов
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыка воображение фантазия сказка творчество такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПояснительная записка реферат «Удивительная жизнь растений»
«Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», в курсе «Общая биология. 10 – 11 класс» при изучении тем «Движущие силы эволюции»,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПояснительная записка 3-8 Вооруженные Силы России
Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Звук – волна, распространяющаяся в различных средах с непрерывно меняющейся интенсивностю и частотой. Чем больше интенсивность звука,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Звук – волна, распространяющаяся в различных средах с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Чем больше интенсивность звука,...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconТема урока : «Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия»
Изучить понятие «работа силы тяжести», «работа силы упругости», «потенциальная энергия»
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он называется «Технология». Ес­ли это слово перевести на русский язык, то оно будет звучать так: техно мастерство, логия наука. Попробуйте...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПадение легких тел разной формы в воздухе
Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха равна их разности и в начале падения направлена вниз
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconПояснительная записка Физическая подготовка является основой любого...
...
Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…». iconСью Бишоп Как делать все по-своему
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск