Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой»





Скачать 149.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой»
Дата публикации01.07.2014
Размер149.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
Урок физики

7 класс (2 часа)

Духина В.В.
Пояснительная записка

Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» второй по теме «Сила».

В учебнике Физика 7 (автор Перышкин А.В.), по которому занимается большинство общеобразовательных школ, зависимость силы тяжести от массы дается как известное положение (в готовом виде). Тем не менее, опыт работы показывает, что любознательные ученики не довольствуются принятием на веру готового положения. Более того, в силу такого способа представления для большинства учеников выявление зависимости становиться трудным. Поэтому мы предлагаем изучение проводить в форме самостоятельного исследования на основе проблемно-исследовательского метола обучения. Это позволяет ученикам глубже осмыслить особенности силы тяжести и выявить связь силы тяжести с массой экспериментально. В ходе исследования на уроке учащиеся сами опытным путем находят числовое значение ускорения свободного падения и выводят формулу для расчета силы тяжести, что является расширением изучения базовой программы.

Для успешного проведения этого занятия на предыдущем уроке необходимо дать понятие силы, рассказать об измерении сил, назвать единицу силы.
Т
Повторение изученного материала о силе и измерении сил;

знакомство учащихся с понятием сила тяжести и ее свойствами; закрепление навыков лабораторных измерений; развитие умения формулировать гипотезы и решать исследовательские вопросы на уроке физики.


ема Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой.

Цели урока:

Обобщение: Существует связь между силой тяжести и массой тела.
Оборудование и материалы: динамометры, наборы грузов массой 100 г, цилиндры из набора по калориметрии, рабочие листы.

План урока-исследования

(индуктивно-эмпирического типа)
1. Актуализация знаний, мотивация.

Для создания актуализации знаний и мотивации к изучению темы проводится беседа.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Сила». Вспомните,

- что такое сила?

- от чего зависит результат действия силы?

- как можно измерить силу?

- какие силы Вы знаете?

- а что Вы знаете о силе тяжести?

- а что еще бы Вы хотели бы узнать о силе тяжести?

Выслушать вопросы детей, выявить основной и записать на доске.




От чего зависит

сила тяжести?

Как она

вычисляется?





?

Учитель: Ребята, а как вы думаете, от чего зависит сила тяжести?

Для включения интуиции в процесс обучения предложить детям сформулировать свои гипотезы, записать их, закрепить на доске.
2. Исследование в малых группах.

Учитель. Ребята, вы видите, что однозначного ответа на данный вопрос мы не могли еще дать, поэтому требуется провести дополнительное исследование особенностей силы тяжести.

Организация исследования – организовать 5-6 групп по 4-5 человек с целью поиска фактов, которые помогут дать ответ на поставленный исследовательский вопрос. Дети представляют работу на рабочем листе. Он помогает организовать информацию и ускорить темп работы. Исследование направляется сформулированной проблемой.

Группы 1, 2, 3 получают комплект грузиков массой по 100 грамм. Изготовлены они (комплекты грузиков) из разных материалов, поэтому их объем и плотность неодинаковы. Группам 4, 5, 6 для работы выдаются комплекты цилиндров из набора по калориметрии. Они имеют одинаковые объемы, но разные плотность и массу (масса цилиндров известна). Такой набор тел дает возможность, не проводя дополнительных исследований, ответить еще и на следующие вопросы:

- зависит ли сила тяжести от:

а) формы тела,

б) объема тела,

в) плотности вещества, из которого изготовлено тело.
3. Обмен информацией, организация информации, обобщение.

Заслушать отчеты групп, выводы ребят, связанные с основной проблемой, сформулированной на этапе мотивации. Обсудить, что же общего обнаружили при сравнении выводов по выполненным заданиям.

Обсуждая результаты, проводя классификацию фактов, учащиеся составляют сводную таблицу на доске на большом листе, остальные ученики в это же время делают эти записи в тетради.

СИЛА ТЯЖЕСТИ

зависит не зависит


После заполнения таблицы учитель просит учеников сформулировать обобщение и записать вывод.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вернуться к гипотезам, сформулированным на этапе мотивации. Выяснить, какие из них удалось подтвердить, какие оказались ошибочными, а на какие не смогли найти ответа. Перенести листочки с такими гипотезами на стенд для дальнейшей работы. Возможно, что эти гипотезы можно будет рассмотреть на следующих уроках или в 9 классе при изучении закона всемирного тяготения.
5. Применение.

Использование найденной в ходе исследования прямо пропорциональной зависимости силы тяжести, действующей на тело от массы в новых условиях.

Для этого учащиеся выполняют задание № 3 (пункты а, б, в), представленное на рабочем листе.

6. Домашнее задание и комментарий к нему.

Рабочий лист

Индуктивно-эмпирическое исследование

«Сила тяжести»

Выполнение работы

Задание №1

С помощью указанного оборудования измерьте силу тяжести, действующую на тела.

Полученные данные внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Оборудование: динамометр, набор грузов известной массы.


Название тел

Грузики из набора по механике

Масса, кг













Сила, Н














Вывод №1 ________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание №2

Найдите отношение силы тяжести, действующей на тело к его массе.

F/m,















Отношение F/m обозначим буквой "g" – это ускорение свободного падения.
Вывод №2
а) Ускорение свободного падения "g" - величина _____________________

и равная _________
б) Если F/m = g, то силу тяжести можно вычислить по формуле

Fтяж =
Задание № 3

а) Постройте график зависимости силы тяжести от массы тела.

Масштаб: 2 клетки – 1 Н; 0.1 кг.


б) по графику найти силу тяжести, действующую на груз массой 50 г и 450 г.
в) выполнить задание 2 упр.9



































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconТемы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного...
Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов)
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconТема урока : «Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия»
Изучить понятие «работа силы тяжести», «работа силы упругости», «потенциальная энергия»
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: закрепить понятия о физических величинах (путь, время, скорость, масса, объем, плотность, сила, вес); законы и формулы...
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconПадение легких тел разной формы в воздухе
Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха равна их разности и в начале падения направлена вниз
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconУрок физики 7класс «Явление тяготения. Сила тяжести»
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим явлением. Его название вы узнаете разгадав кроссворд
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Убедиться в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда, плотностей...
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconТема: «Движение под действием силы тяжести», 9 класс
«артиллерийскую» задачу и определить дальность полета и максимальную высоту подъема
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconОскудение природы Байкала
Если в реках главной причиной движения воды является градиент силы тяжести, то в озерах ветер
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconАктуальность данной программы
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconПубличный отчёт о работе Детского сада №56
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconПлан-конспект урока смутное время
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconСтатья 15 ук РФ классифицирует все составы преступлений Особенной...
Епихин А. Ю. Расширение полномочий суда на понижение категории преступления: уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты...
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconУрок-Сила. См в папке: Казанбаева Л. М физика 7 класс. Тема: «Сила»
Цели: ввести понятие силы, деформации, установить от чего зависит результат действия силы, продолжить формировать умения наблюдать,...
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconУрок физики в 7 классе по теме «сила трения»
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит...
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconДомашнее задание с 05. 02. 2013г по 11. 02. 2013г
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Пояснительная записка Урок по теме «Сила тяжести. Связь силы тяжести с массой» iconДомашнее задание с 05. 02. 2013г по 11. 02. 2013г
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск