Скачать 59.57 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИЛА ТРЕНИЯ» УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: Куулар Аясмаа Дойлусовна 2011г. Урок физики в 7-м классе по теме "Явление трения. Сила трения" Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике; выяснить причины появления силы трения и виды трения. Задачи, решаемые на уроке: А) Обучающие: Формирование навыков работы с физическими приборами; Умение строить гипотезу и подтверждать её опытом; Умение самостоятельно делать вывод. Б) Развивающие: Развитие речевых навыков; Развитие способности к анализу и синтезу; В) Воспитательные: Развитие стремления к познанию и интереса к предмету. Оборудование: штатив, небольшая наклонная плоскость, тележка, коробочка с песком, 2 полоски наждачной бумаги, 2 пластинки из стекла, динамометр, набор грузов с крючком с двух сторон, структурная схема урока. Дополнительное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Тип урока: урок формирования новых знаний. Ход урока: 1. Организационный момент. Итак, начнем мы наш урок, Пусть он всем пойдет вам впрок. Будем слушать, отвечать, И задачки порешать! (СЛАЙД 1) 2. Мотивация урока Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но сначала необходимо повторить полученные знания по теме. 3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках Физический диктант. (СЛАЙД 2, 3, 4). Подготовить листочки для диктанта.
СЛАЙД 5 Задача 1 Вычислите силу тяжести, действующую на мальчика массой 36 кг. Задача 2 Какая сила тяжести действует на тело массой 250 г? Задача 3 Вычислите вес мраморной плиты объемом 0,12 м3. Плотность мрамора 2700 кг/м3. Сдайте, пожалуйста, ребята, свои листочки, я проверю их в конце урока и всем выставлю оценки. 4. Постановка цели урока. Ребята, мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая играет очень важную роль в нашей жизни. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментальное установление зависимости силы трения, так же определение положительной и отрицательной роли силы трения в жизни человека. (СЛАЙД 6) Итак, мы начинаем. Тема урока: «Явление трения. Сила трения». Запишите в тетрадь число и тему урока. (СЛАЙД 7) Ребята, вам в начале урока розданы листы, где имеется схема изучения темы нашего урока. Пожалуйста, в течение этого урока используйте эту схему для запоминания основных, важных моментов этого урока. 5. Изучение нового материала Опыт 1: “Наблюдение явления трения”. (СЛАЙД 8, 9) Ребята, проведем эксперимент. На наклонно закрепленный в штативе желоб, положим шарик и отпустим его. Шарик скатывается на поверхность стола, катиться по ней и останавливается. Если на стол посыпать песок, то шарик прокатится на значительно меньшее расстояние. Остановка шарика свидетельствует о том, что на него подействовала сила, вызванная действием на шарик поверхности стола. Как вы, думаете, что это за сила? Это сила трения. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает? Выводы: - Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел. С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению. Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела. Определение (СЛАЙД 10): Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Слайд 12 (СЛАЙД 11) Когда возникает трение? Только при движении? Существует ли трение у покоящегося тела? Какие виды сил трения существуют? Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения? Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”. Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости. Опыт 2(СЛАЙД 12): возьмем 2 стеклянные пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? (СЛАЙД 13)Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины? Опыт 3(СЛАЙД 14): возьмем 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрим поверхность этих тел. (СЛАЙД 15) Сложим 2 полоски наждачной бумаги с шероховатыми сторонами друг к другу и попробуем сдвинуть их относительно друг друга. Назовите 2 причины возникновения трения. (СЛАЙД 16) Выводы:
Направление силы трения (СЛАЙД 17) Какую силу показывает динамометр? Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Выводы (СЛАЙД 18): - сила трения направлена в сторону, противоположную движению; -имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью; От каких факторов еще может зависеть сила трения? Вывод (СЛАЙД 19): сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей. (СЛАЙД 20)Сила трения зависит от:
Можно выделить три вида сил трения: (СЛАЙД 21) 1.Трения скольжения (санки) 2.Трения качения (колёса) 3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) Полезна ли сила трения всегда и везде? Иногда трение приносит вред, тогда его стараются уменьшить, а иногда сила трения, если имеет маленькое значение, то его увеличивают. Как уменьшить трение? (СЛАЙД 22) Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.
Чтобы увеличить трение, надо: (СЛАЙД 23)
Положительная и отрицательная роль трения Как же можно использовать изученное явление в жизни? (СЛАЙД 24) Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:
Какую оценку можно дать роли трения в жизни? (СЛАЙД 25) Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо: - подбирать материалы с низким коэффициентом трения; - повысить качество обработки трущихся поверхностей; - заменить трение скольжения трением качения; - использовать смазку. 6. Закрепление изученного материала. СЛАЙД 26(Задаются вопросы или, если время позволяет, задача: Вычислите вес ученика массой 45 кг) 7. Итоги урока. 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 27) § 30 – 33, Написать рассказ к структурной схеме изучения темы этого урока, привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения. (СЛАЙД 28) СПАСИБО ЗА УРОК. |
Урок физики в 7 классе. Тема: Сила трения Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе | Урок исследование по физике в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя» Самохина Т. А. учитель физики высшей квалификационной категории маоу сош №1 п г т. Забайкальск Забайкальский район Забайкальский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «сила трения»; установить от чего зависит сила трения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью | План урока по теме «Трение. Сила трения» Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | ||
Урок исследование по теме «Сила трения» Оборудование для проведения практических работ: бруски, динамометры, наборы грузов; трибометры | Реферат по физике тема «пять сил природы» Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карпова Е. А. Маоу «сош №59», учитель физики. Урок в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности), продолжить формирование умений пользоваться приборами, формирование... | ||
Темы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного... Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов) | Урок мероприятие Конкурс на лучшее микросочинение по физике. Тема: "Если бы исчезла сила трения " | ||
Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока по теме: «Сила трения» с применение презентации и мультимедийного диска. 7 класс | Урок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием... | ||
Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | Краткое содержание проекта в данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила» В данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила», в рамках учебного предмета «Физика» в 7 классе. Акцент сделан на... |