План урока по теме «Трение. Сила трения»





Скачать 117.1 Kb.
НазваниеПлан урока по теме «Трение. Сила трения»
Дата публикации21.07.2013
Размер117.1 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Математика > План урока
План урока по теме « Трение. Сила трения».


Этапы и задачи урока (45 мин)



I Оргмомент (1′-2′ )
Задача: создание благоприятного психологического настроя на урок



А)

II Подготовка к освоению нового материала и М выполнению О исследовательской Т работы. (4′ - 5′ ) И

В

Задача: А организовать, Ц целенаправить И

познавательную Я деятельность

учащихся

Б)

Т

Е

М

А




В)

Ц

Е

Л

И
III Актуализация знаний ( 7 ′ - 9′ )
Задача: повторить ранее полученные знания, необходимые для выполнения исследовательской работы и усвоения новых знаний.




Деятельность учителя

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.
- Звенит звонок, зовет нас на урок.

Как ваше настроение?

Наверное, испытываете волнение?

А я вас уверяю - это зря!

Садитесь, здравствуйте, друзья!

Урок сегодня необычный потому,

что нам предстоит пройти путь

исследователя, путь естественно

- научного познания. Вспомним этапы

научного познания.

Народная мудрость гласит:

«Ум - хорошо, а два - лучше!»

Работаем в группах. Правила работы

в группах на доске.

Идеалом для нас может служить

жизнь ученых, которые посвятили

жизнь науке.

А. С. Пушкин писал: «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Наблюдение за явлениями природы приводили к народным изречениям. Многие из них имеют физическое содержание. Что объединяет эти народные изречения? Просит зачитать пословицы и поговорки, обобщить их смысл и сформулировать тему урока.


Зачитывает стихи А. С. Пушкина, записанные на доске и анализирует их, подводя тем самым учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя и даже случай. Сегодня на уроке попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?



Задает вопросы, последовательность которых соответствует этапам научного познания.

Наблюдали ли вы это явление в природе, технике, в быту? Приведите примеры.
Ваши примеры являются фактами, подтверждающими то, что мы наблюдаем в жизни. В рабочих листках зафиксируйте 3 факта проявления трения.
Для успешного достижения целей урока необходимо вспомнить ранее изученный материал по этой теме. Существует единый подход к изучению физического явления. Работаем по ОК-7.(См. Приложение 4) Составить ответы помогут рисунки, планшеты.

Где и когда возникает сила трения? Куда направлена? Причины трения?

Предлагает кинофрагмент на 30 секунд о «Трении», где можно увидеть и услышать ответы на вопросы.

Предлагает выделить на рабочем листке опорные знания. Сам учитель работает на доске.
Предлагает смоделировать явление.



Деятельность учащихся

Приветствуют учителя и занимают рабочие места.

Учащиеся слушают учителя, вспоминают этапы научного познания, которые схемой расположены над доской.


Читают с доски правила работы в группах, если считают нужным, то дополняют их.

Читают пословицы и поговорки. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листках (См. Приложение 6)

( Предполагаемые ответы:

Физическое явление-трение;

Физическая величина-сила трения).


Формулируют цель урока.

( предполагаемый ответ -

исследовать трение, исследовать силу трения, выяснить от чего она зависит; расширить свои знания по изучаемому материалу и т. д.) записывают ее в рабочих листках (См. Приложение 6)

Приводят примеры проявления трения в природе, технике, в быту.

(См. Приложение 1)

Записывают в рабочих листках 3 факта, подтверждающих проявление трения в жизни.
Работа в группах ( 1 ′ - 2 ′) .

1-я группа готовит ответ на первый вопрос,2-я - на второй вопрос, 3-я - на пятый вопрос.

( Предполагаемые ответы:

Трение наблюдается при взаимодействии тел. Проявляется в возникновении препятствия движению тел друг относительно друга при их соприкосновении. С трением люди знакомы с древних времен. Наблюдения, обобщения фактов, связанных с этим явлением, проводились в процессе деятельности человека. Например, добыча огня. С развитием техники в одних случаях трение увеличивали, в других уменьшали. Вспомним, как менялись форма авто, самолетов и т. д.)
Оформляют опорные знания на рабочем листке после просмотра кинофрагмента.

Изображают на листке модель явления.


Замечания

Класс разбит на группы.

В каждой группе есть командир, который выполняет функции руководителя, помощника, консультанта.

Важные элементы научного творчества могут быть представлены в виде цикла:

Факты построение модели (выдвижение гипотезы) теоретические следствия экспериментальная проверка. Алгоритм решения проблемной

задачи соответствует принципу цикличности: анализ (отбор фактов) гипотеза доказательство выводы.
Всего было собрано ученицей класса около 40 народных изречений на эту тему. Вот некоторые из них: Коси коса пока роса, роса долой - иди домой! Мел оставляет белый след. Не подмажешь – не поедешь. Угря в руках не удержишь. Что кругло, то катится. Баба с возу – кобыле легче

И т. д.

Группа оформителей открывает оформленные плакаты, планшеты, иллюстрирующие проявление трения в технике, в быту, в природе. Озвучивается краеведческий материал по Омутнинскому металлургическому заводу.
См. Приложения 1,2,3


Базовые знания в рабочем листе возможно оформить так:

N υ




Fтр



P
Виды сил трения



Покоя Качения
Скольжения




υ













υ




IV Освоение нового материала ( 15 ′ )
Задача: развитие навыков исследовательской работы, умения анализировать, сравнивать, делать вывод, основываясь на этапах научного познания.


Подошли к реализации цели урока. Какие этапы научного познания прошли? Какие предстоит пройти?

Просит учащихся выдвинуть предположения от чего может зависеть сила трения. На доске записывает выдвигаемые гипотезы.
Предлагает, используя предложенное оборудование, провести эксперимент по проверке гипотезы о зависимости силы трения от веса тела.

Просит спланировать эксперимент по предложенному плану и провести работу в группах. Выводы учащихся переводит на язык формул:
Fтр/Р = µ; P = - N; Fтр= N µ

Предлагается среди предложенных пословиц найти подтверждение данному выводу.

Работа со справочником Еноховича А. С.
Предлагает, используя предложенное оборудование, провести эксперимент по проверке гипотезы о зависимости силы трения от обработки поверхности, от рода поверхности, от площади соприкасающихся поверхностей.



Вспоминают этапы научного познания. Анализируют предыдущую деятельность, определяют, какие этапы уже пройдены, какие предстоит еще пройти.
( Предполагаемый ответ: выдвижение гипотезы, проверка ее экспериментально, вывод)
Планируют эксперимент. Задание 1-ой группе - эксперимент провести с одним грузом; 2-ой группе – с двумя грузами; 3-ей группе – с тремя грузами. Проводят эксперимент, делают

выводы в рабочем листке после работы в группах. Обмениваются полученными результатами. Готовятся сделать устный отчет по плану. (См. Приложение 4) На рабочем листке фиксируют выводы других групп.

С помощью учителя записывают формулу зависимости силы трения от веса тела.

Определяют пословицу, анализируют таблицу с коэффициентами трения, сравнивают экспериментально полученный результат с табличным. Работают в группах по экспериментальной проверке одной из гипотез. Делают выводы. Обмениваются друг с другом полученными результатами.

На доске появляются следующие записи:

- от обработки поверхности;

- от рода поверхностей;

- от площади соприкасающихся поверхностей;

- от веса тела.
Предполагаемый вывод учащихся:

Сила трения скольжения прямо пропорциональна весу тела. Отношение силы трения скольжения к весу тела для данной поверхности есть величина постоянная и называется коэффициентом трения. Fтр/Р = µ

P = - N; Fтр= N µ


Пословица: «Баба с возу – кобыле легче»






V Закрепление материала через применение полученных знаний в новой ситуации.

( 7 ′ )
Задачи: развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.



Задает вопрос: как можно уменьшить трение?
Проводит эксперимент по проверке гипотез:

Брусок с гирей переносит на стекло, смоченное водой и измеряет силу трения. Ожидаемый результат: уменьшение силы трения;

Реальный результат: сила трения получилась в три раза больше, чем при скольжении по дереву. Просит объяснить результат эксперимента.
После накопления экспериментальных фактов, ученые переходят к их осмыслению и обобщению. Как результаты исследования можно применить к решению задач?
Предлагает решить задачи.
1. Почему шины делают с рифленой поверхностью?

2. Почему детали механизмов требуют смазки?

3. О какой опасности предупреждает дорожный знак «Осторожно, листопад!»

4. Как передвинуть шкаф, не поцарапав пол?

5. Парадокс: смазывание трущихся поверхностей уменьшает трение. Почему же труднее удержать рукоятку топора сухой рукой, чем влажной?



Учащиеся высказывают предположения.
Учащиеся обсуждают проблему, находят выход из создавшейся ситуации. ( Предполагаемый ответ: чем лучше отполирована поверхности, тем больше сила сцепления между молекулами, сила трения растет.)

Работают в группах, решают задачи, обсуждают ответы, проговаривают их вслух.



(Ожидаемые ответы -

- смазка, воздушная подушка, специальные материалы, полирование поверхности).

Опыт может провести ученик.



VI Домашнее задание

( 3 ′ )
Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания.


VII Подведение итогов, рефлексия.

( 4 ′ )
Задача: формировать систему знаний о процессе научного познания.


А: всем § 26 учебника А. В. Касьянова «Физика. 10 класс», с. 112 № 1,2; рабочий лист дополнить информацией.
Б: А + 1 -2 пословицы о трении записать и

истолковать с точки зрения физики.
В: А + для желающих жидкостное трение;

биофизический материал.


Для изучения, исследования силы трения и явления трения мы использовали метод научного познания. Его основы заложил

Г. Галилей. Схема его такова …обращаемся к схеме на доске. Выводы – в практическом применении. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу научного познания.
Рефлексия. Достигли ли мы целей урока?

Обведите в рабочем листке синим фломастером то, что знали ранее; красным, что узнали нового на уроке.
Каждой группе предлагается по цепочке закончить предложение.

Оцените свой вклад в работу группы. (См. Приложение 5)

Сила трения до конца еще не изучена. Истинная ее природа не установлена. Для вас в будущем есть поле знаний для исследования. « Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Д. Хевеши



Записывают домашнее задание. Если есть непонятные вопросы, то выясняют у учителя.

Слушают учителя.

Обводят красным и синим фломастерами в рабочем листке отдельные этапы урока.

Ребята отвечают.


1-я группа - А вы знаете, что сегодня на уроке я …

2-я группа – Больше всего мне на уроке сегодня запомнилось …

3-я группа – Самым интересным было …








Если человек своим трудолюбием и упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Какие ассоциации вызывает у вас наша сегодняшняя встреча? Прошу поставить гирьку на чашу весов с изображением замысловатых лиц, соответствующих вашему состоянию и настроению.
Спасибо за урок. Успехов вам.



Устанавливают гири на чаши весов в соответствии со своими ощущениями о законченном уроке.


Веселое и задумчивое личики на чашах весов







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока по теме «Трение. Сила трения» iconУрок физики в 7 классе по теме «сила трения»
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconПлан урока по физике с использованием информационных технологий....
Повторение и обобщение полученных ранее знаний (используя мультимедийный курс «Физика 7-11 классы»)
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconУрок исследование по физике в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
Самохина Т. А. учитель физики высшей квалификационной категории маоу сош №1 п г т. Забайкальск Забайкальский район Забайкальский...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«сила трения»; установить от чего зависит сила трения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconУрок физики в 7 классе. Тема: Сила трения
Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности), продолжить формирование умений пользоваться приборами, формирование...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconРеферат по физике тема «пять сил природы»
Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по теме: «Сила трения» с применение презентации и мультимедийного диска. 7 класс
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconТемы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного...
Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов)
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconУрок исследование по теме «Сила трения»
Оборудование для проведения практических работ: бруски, динамометры, наборы грузов; трибометры
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconВ земных условиях трение всегда
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconКонспект урока по теме: «Архимедова сила» Цель урока
Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconТема: Сила трения Задачи урока Образовательные
Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, мультимедийный проектор, презентация к уроку,...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconУрок мероприятие
Конкурс на лучшее микросочинение по физике. Тема: "Если бы исчезла сила трения "
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин...
План урока по теме «Трение. Сила трения» iconКраткое содержание проекта в данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила»
В данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила», в рамках учебного предмета «Физика» в 7 классе. Акцент сделан на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск