Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.03.2014
Размер75.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Тема: Сила трения.

( урок изучения нового материала- 7 класс)

Учитель Масляева Г.А.

Цель урока:

Образовательные: сформировать в ходе урока представление о трении как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения силы трения, обеспечить в ходе урока развитие у школьников умения различать виды трения, увеличивать и уменьшать его;

содействовать развитию у учащихся умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать ее опытом; создать условия для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу; способствовать развитию теоретического мышления.

Воспитательные: содействовать развитию умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; содействовать воспитанию уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, ценностного отношения к экономическому и культурному наследию родного края, а также формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование: динамометр, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, тележка, компьютер с мильтимедийным проектором; репродукции картин А. Саврасов « Зимний пейзаж», И. Репин « Бурлаки на Волге», Е. Савотченко « Приезд императрицы Екатерины II в Белгород»

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. По дороге сюда я встретила почтальона, он попросил меня передать вам письмо от Деда Мороза. Я такая любопытная, мне так не терпится узнать , о чем идет речь в этом письме. А вам? Вы разрешите мне его прочитать?

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Мотивация.

Учитель ( читает письмо)

Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете. Скоро Новый Год, и мне предстоит доставить новогодние подарки всем, кто примерно себя вел в течение года. Но, к сожалению, сейчас я не могу выехать из своего дома. Во- первых, мой новый шелковый мешок постоянно развязывается, и я боюсь по дороге растерять подарки. Во- вторых, мои сани не могут двигаться по земле без снега, декабрь нынче не везде снежный. Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду вашего письма. Дед Мороз

А вы знаете, мы можем помочь Деду Морозу! Мы дадим ему совет, но при одном условии: если на сегодняшнем уроке раскроем одну очень важную тайну, имя которой вы назовете сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

Отгадываем кроссворд.

  1. Единица силы.

  2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

  3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

  4. Прибор для измерения силы.

  5. Физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга.

  6. Мельчайшая частица вещества

III. Изучение нового материала

Учитель: Итак, мы с вами узнали имя тайны- трение. Это явление сопровождает нас буквально на каждом шагу, а потому стало привычным и незаметным. и характеризуется оно силой трения. О силе трения и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, запишем тему урока: « Сила трения» ( слайд 2)

? Скажите, а какие силы вам уже известны?

Ученик: Сила тяжести, сила всемирного тяготения, сила упругости, вес

? От чего зависит результат действия силы?

Ученик: Куда приложена эта сила, куда направлена и какое имеет числовое значение.

Учитель: Результат действия силы трения также зависит от того , к какому телу приложена эта сила, куда направлена и какое имеет числовое значение. Цель сегодняшнего урока будет состоять в том, чтобы показать это. Ответы на интересующие нас вопросы о силе трения мы будем искать, путешествуя по родному селу. ( слайд 3,4 с видами села)

Слайд 5 ( стих)

Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Притрагивайтесь к родникам-

Ничто не повторится.

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумленье.

Все будет так, и все – не так

Через одно мгновенье.

в дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш.

Тетрадь и знаний саквояж.

Каждый уважающий себя путешественник ведет путевые заметки. Предлагаю не нарушать традиции и тоже делать записи в тетрадях в ходе нашего путешествия. т.е. делать опорный конспект в виде таблицы ( слайд 6)

Название

Имена исследователей

Определение

Графическое изображение

Способ измерения

Причины проявления силы

Сила трения

















Учитель: Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи еще в 1500 г, но его работы не были опубликованы. Законы трения независимо открыли французские ученые Гильом Амонтом ( 1699 г) и Шарль кулон ( 1785 г). Выполним записи в тетрадях. ( слайд 7- таблица, во второй столбец внесены имена ученых).

Учитель: Предлагаю повторить путь великих исследователей и самостоятельно открыть законы трения. Любому открытию сопутствует опыт, поэтому наше путешествие будем осуществлять в передвижной научно- исследовательской лаборатории. Итак, свое путешествие начинаем от стен родной школы ( слайд 8), движемся по центральной улице ( слайд 9), доезжаем до перекрестка и нажимаем на тормоз ( слайд 10)

Учитель: Что произошло со скоростью автобуса, в котором мы едем?

Ученик: Она изменилась.

Учитель: Почему его скорость изменилась?

Ученик: На него подействовала сила.

Учитель: И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так, как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.

Учитель: Сила, о которой идет речь, называется силой трения, она всегда направлена против движения рассматриваемого тела по поверхности другого. Давайте сформулируем определение силы трения и запишем его в тетрадь ( заполняют 3 колонку таблицы)

Учитель: В соответствии с определением заполним следующую колонку таблицы, изображая силу графически ( заполняем 4 колонку таблицы)

Учитель: Предлагаю выяснить, как зависит модуль силы трения от рода поверхностей. Для этого надо измерить силу трения при движении какого- нибудь тела по различным поверхностям. Как можно измерить силу трения?

Ученик: Если равномерно тянуть тело при помощи горизонтально расположенного динамометра, то, измерив силу тяги, мы узнаем, чему равна сила трения.

Учитель: Обоснуйте, почему, измеряя силу тяги, мы измеряем и силу трения.

Ученик: Т.к. скорость постоянная, то равнодействующая силы тяги и силы трения равны нулю, следовательно силы равны.

Учитель: Замечательно! Запишем этот вывод в тетрадь.(заполняем 5 колонку таблицы)

Учитель: Итак, определим силу трения, возникающую при скольжении бруска по различным поверхностям. Эту силу будем называть силой трения скольжения.

( напоминаем о ТБ)

1й ряд измеряет силу трения скольжения при движении деревянного бруска, покрытого мехом, по поверхности меха;

2й ряд – силу трения скольжения при движении голого деревянного бруска по поверхности меха;

3й ряд – при движении деревянного бруска по гладкой поверхности.

На выполнение задания – 2 минуты.

Сообщите результаты.

Учитель: Сделаем вывод о том, как зависит модуль силы трения скольжения от рода поверхности.

Ученик: Модуль силы трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей. Сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого, будет тем больше, чем больше неровностей у соприкасающихся поверхностей.

Учитель: Данный вывод дает нам возможность считать шероховатость поверхностей соприкасающихся тел причиной проявления силы трения. Но как же тогда объяснить результаты той части класса, которая определила силу трения при скольжении тела по гладкой поверхности? Ведь шероховатостей нет, а все же что-то мешает? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, из чего состоят все вещества

Ученик: Из молекул

Учитель: Как взаимодействуют между собой молекулы соприкасающихся тел?

Ученик: Молекулы соприкасающихся тел притягиваются, поэтому и возникает сила трения!

Учитель: Вот мы и выяснили причины возникновения трения. Запишем их в наш ОК (заполняем 6 колонку таблицы)

Учитель: Продолжаем наше путешествие и направляемся в сельскую библиотеку. Кроме книг, мы здесь можем любоваться работами великих мастеров кисти. Обратим внимание на репродукции картин, на которых изображено движение тел. (Слайд)

Правила этикета не позволяют нам громко разговаривать в библиотеке, поэтому вы в группах самостоятельно проведете эксперименты, а результаты сообщите всему классу через 5 минут (работа в группах)

Учитель: Сделаем выводы по заданиям.

Группа 1. Трение скольжения. Выполнив задание, мы пришли к выводу: сила трения скольжения зависит от веса движущегося тела, чем больше вес тела, тем больше действующая на него сила трения.

Учитель: Говорят «Нужно уменьшить нагрузку»

Группа 2. Трение качения. Выполнив задание, мы пришли к выводу: при одинаковой массе движущихся тел сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Учитель: Значит, что можно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

Группа 2: Нужно тело катить.

Группа 3: Сила, удерживающая брусок на плоскости, называется силой трения покоя. Она возникает между соприкасающимися твердыми телами, если они покоятся. Эта же сила удерживает винты, на которых висят картины.

Группа 4: Жидкое трение. Сила жидкого трения меньше силы сухого трения при одинаковой массе движения тел.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

Группа 4: Нужно использовать жидкость.

Учитель: Говорят «Использовать смазку». Молодцы! Талант исследователей помогает вам добиваться высоких результатов.

Дорогие ребята! Вы прекрасно потрудились в стенах библиотеки, но нам пора возвращаться в школу.

IV. Первичное закрепление знаний

Учитель: По пути я предлагаю подвести итог нашему путешествию. Давайте вспомним:

? какая сила называется силой трения?

? каковы причины проявления этой силы?

? какие виды трения вам известны?

(трение скольжения, качения, покоя, жидкое, сухое)

Учитель: Какие вы можете предложить способы уменьшения трения? увеличения трения?

Ученик: Уменьшения трения: шлифование, смазка, уменьшение нагрузки.

Увеличение трения: увеличение нагрузки.

V. Итог урока. Выставление оценок ( ребята оценивают себя сами)

Умницы! Знакомство с явлением трения можно считать состоявшимся, вы потрудились прекрасно и поэтому заслужили высокие оценки.

VI. Домашнее задание.

На « 3»- выучить записи в тетрадях, привести по 2 примера « полезного» и « вредного» трения,№406 (Л)

На « 4» и «5»- параграф 30-32, ответить на вопросы в конце параграфа, № 433,413 ( Л)

Дополнительная оценка- привести примеры применения законов трения на объектах колхоза имени Ленина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск