Скачать 56.94 Kb.
|
Конспект урока по теме: « Сила трения» с применение презентации и мультимедийного диска. 7 класс Цели урока: Образовательные: - формирование представлений о силе трения, - изучить причины и виды трения, - выявить природу силы трения, - экспериментально установить, от чего зависит сила трения. Развивающие: - развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы; - развивать навыки практической работы. Воспитательные: - содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. Тип урока: урок изучения нового материала. Место урока: урок № 20 в теме « Взаимодействие тел». Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, динамометры, набор грузов, бруски, бумага. Мультимедийный диск: Физика. 7-9 класс Часть 1 (Серия «Электронная библиотека «Просвещение»), презентация. Ход урока: 1. Организация начала занятия. (1 мин.) 2. Актуализация знаний учащихся. (5 мин.) а) Повторение формул физических величин. Работа с карточками (у каждого учащегося есть карточки с обозначениями физических величин, с помощью которых они составляют формулы) Слайды № 1-12 б) Вопросы: 1. Что является причиной изменения скорости? 2. К чему приводит действие силы? 2. Какие единицы измерения она имеет? 4. Назовите силы, которые вы знаете? 3. Изучение нового материала. (25 мин.) Постановка цели урока. Слайды № 13-14 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. « Вездесущее, необходимое, мешающее – вот оно какое – трение». Слайд №15 Постановка проблемы. Толкните брусок по столу, он остановился. Почему? Слайд № 16(рисунок в тетрадь). Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина. Куда направлен вектор силы трения? Мы уже говорили, что сила трения препятствует движению, следовательно, вектор силы трения направлен против движения. А к чему приложен вектор силы трения - к телу или к поверхности? Из всего сказанного можно сделать вывод: сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущему телу и направлена против движения. На экране дано определение силы трения. Слайд № 17 ( запись в тетрадь). А почему возникает сила трения? (видеофрагмент « Трение между гладкими поверхностями»-продолжительность 72с) Таблица: «Причины возникновения силы трения» Слайд № 18( запись в тетрадь). Виды трения. Слайды № 20 – 24.(запись в тетрадь). Определение силы трения покоя, скольжения, качения. Слайды № 25 -27. Что больше? (видеофрагмент « Движение тела и сила трения» - продолжительность 52с) Слайды № 28. (запись в тетрадь) (видеофрагмент «Роль силы трения при ходьбе»- продолжительность 44с) Сила - физическая величина. Что это значит? (можно измерить). Как измерить силу трения? Силу трения можно измерить при помощи прибора – динамометр. (видеофрагмент « Измерение силы трения» - продолжительность 40с),Слайд №29. Прикрепляем динамометр к бруску, который находится на опоре. Пружина динамометра деформируется. Вопрос классу: Определите вид деформации. Если происходит деформация пружины, следовательно, возникает сила упругости. Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения. (Данный текст сопровождается демонстрацией). Какую силу трения мы измеряем? Выполнение практической работы по группам. Опытным путем установите самостоятельно, от чего зависит сила трения. Класс делится на четыре группы (выдаются карточки с заданием). 1 группа - на столе лист бумаги, наждачная бумага, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от рода поверхности). 2 группа - на столе сухой лист бумаги, лист бумаги, покрытый слоем вазелина, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от смазки). 3 группа - на столе лист бумаги, брусок, динамометр, грузы (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности). 4 группа – на столе лист бумаги, брусок, динамометр ( устанавливается зависимость силы трения скольжения от площади соприкасающихся поверхностей). Вывод делают сами учащиеся. Слайды № 30-35. Составим таблицу: « От чего зависит сила трения» Слайд № 36 ( запись в тетрадь). 4. Закрепление. ( 12 мин.)
Домашнее задание ( 2 мин.) §30, 31. Мини-сочинение на тему «Если бы не было трения…». Слайд №41 Если бы не было трения. Люблю кататься на коньках, Люблю и лыжи, санки, Я каждый день держу в руках Учебник и тетрадки, Люблю одеться как всегда Со вкусом и красиво, Но это всё лишь потому, Что трение есть. Сила. И только ей благодаря Мы ходим и бежим Когда нам нужно - мы лежим, Когда хотим - сидим. Так что учи ты физику И наберись терпения. И ты узнаешь многое О важной силе трения. 2008г. Виктория Бойко, 7А класс. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1.Зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Вывод: 2. Зависимость силы трения от смазки.
Вывод: 3. Зависимость силы трения скольжения от веса тела.
Вывод: 4. Зависимость силы трения скольжения от площади соприкасающихся поверхностей.
Вывод: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ а) Какие причины влияют на силу трения? 1. природа трущихся поверхностей. 2. силы, прижимающие соприкасающиеся поверхности друг к другу. 3.шероховатость соприкасающихся поверхностей. б) В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд… 1. не изменяется. 2. увеличивается. 3. уменьшается. в) Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела? 1. совпадает с направлением скорости. 2. направлена в сторону, противоположную скорости. г). При смазке трущихся поверхностей сила трения… 1. не изменяется. 2. увеличивается. 3. уменьшается. д) При равных нагрузках сала трения скольжения всегда … силы трения качения. 1. равна; 2. больше; 3. меньше. |