Скачать 74.22 Kb.
|
Урок – исследование по теме «Сила трения». Тип урока: урок- исследование Формы урока: сочетание различных видов занятий. - беседа; - практическая работа; - отчет о полученных результатах. Цель урока: - установить опытным путем, от каких параметров и как зависит сила трения Образовательные цели: - обеспечить закрепление учащимися понятия сила трения и ее особенностей; - выяснить в ходе практической работы, от каких параметров зависит и от каких не зависит сила трения; - учиться делать анализ и обобщение полученных результатов. Развивающие цели: - создавать условия для формирования и развития творческой критически мыслящей личности, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельной работы, навыки культурного диалога, изложить и обосновать свою точку зрения, отстоять правоту суждений, проанализировать результат. Воспитательные цели: - создание обстановки коллективных сопереживаний, сотрудничества, взаимопомощи, достижение понимания того, что общая цель работы достигается за счет усилий каждого ученика; - обеспечивать активную работу каждого, добиваясь ощущения совместного поиска, разделения успеха общего достижения. Методы: проблемно-поисковый, исследовательский. Средства обучения: Оборудование для проведения практических работ: бруски, динамометры, наборы грузов; трибометры. Раздаточный материал: описание хода практических работ. Структура урока
Ход урока I. Организационный момент. Ознакомление с целью и задачами урока. Мотивация. (Страница1) Начнём наш урок со стихотворения: Физика - какая емкость слова! Физика - для нас не просто звук, Физика - основа и опора Всех без исключения наук! Объявление о неделе физики. Назовите имена ученых физиков, чьи портреты вы видите на слайде. II. Подготовка к усвоению нового материала (Страница2,3)Обозначьте силы, изображенные на рисунке. (Страница4)Определите равнодействующую сил (Страница5) Спортсмен равномерно спускается на парашюте. Какова сила тяжести, действующая на парашютиста вместе с парашютом? Сила сопротивления воздуха 800 Н Кто был автором первого эскиза парашюта? (Леонардо да Винчи) (Страница6) Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле? (Страница7) Какая сила вызывает оползни, камнепады и лавины в горах? (Страница8) Иллюстрация к сказке «Репка» Почему мы сегодня вспомнили эту сказку? Какая сила удерживает репку в земле? Эта сила может быть очень большой, порой создает нам проблемы, мешает нам. Но обойтись без нее мы не можем. Особенно сейчас, когда на улице гололед. Учащиеся приходят к выводу о том, что мы будем говорить о силе трения. После этого озвучивается тема урока. III. Актуализация опорных знаний. (Страница9) Какие задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке? Для достижения цели урока необходимо нам узнать изначальный смысл слова «трение» и связать с другими изучаемыми предметами. Приведите примеры однокоренных слов к слову «трение». (Трущийся, трутся) Составьте с глаголами, имеющими корень слова «трут», любые предложения. О скольких телах говорится в этих примерах? (О двух телах) Как они взаимно расположены? (Соприкасаются) Значит, какой вывод мы можем сделать? (Сила трения возникает при взаимодействии двух тел) IV. Объяснение нового материала (Страница10) Сила трения – это сила, возникающая между трущимися поверхностями и препятствующая их относительному движению. ДЕМОНСТРАЦИЯ: опыт с движением бруска по трибометру (Страница11) Виды сухого трения: Рассмотрите и рисунки и попытайтесь объяснить, особенности каждого вида. (Страница12) Сила, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого называется силой трения покоя. (Страница13) Всегда ли сила трения покоя мешает движению тел? Роль силы трения при ходьбе. (Страница14) Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения тела, называется силой трения скольжения. (Страница15) Сила, возникающая при движении катящегося без скольжения тела по поверхности другого, называется силой трения качения . Мотивация. (Страница16) «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы». Какие вопросы мы поставим перед собой ?
Постановка проблемы. В ходе урока мы должны выяснить, от каких параметров зависит сила трения. (Страница17)Причины возникновения трения: 1. Шероховатость соприкасающихся поверхностей. (Страница18) Модель трущихся поверхностей. ? Как уменьшить силу трения в этом случае? (Страница19) 2. Взаимное притяжение частиц соприкасающихся тел. (Страница20) Модель взаимодействующих поверхностей (Страница21) А теперь переходим к исследовательской работе, в результате которой вы узнаете еще больше о трении. Каждая группа выполняет по одной исследовательской работе, делает обобщения и отчитывается. IV. Обсуждение условий и методов решения проблемы. Проектирование проекта исследования. Для выяснения вопроса: «От каких параметров зависит сила трения?», нужно выдвинуть гипотезы.
Данные гипотезы мы должны проверить в ходе практической работы. Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых проверяет одну из гипотез. В конце каждого индивидуального задания дается несколько контрольных вопросов. Какие приборы необходимы для решения проблемы? Каков план исследований? (Страница22) Группа №1. Цель: исследовать зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей. Гипотеза: Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (трибометр, лист наждачной бумаги, доска с гладкой поверхностью). (Страница23) Группа №2. Цель: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности. Гипотеза: Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов. (Страница24) Группа №3. Цель: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения. Гипотеза: Приборы и материалы: динамометр, тележка, трибометр, гиря. (Страница25) Группа №4. Цель: исследовать зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей. Гипотеза: Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов. V. Реализация проекта исследования. Выполнение практических работ по группам. (Страницы26-32) (Отчет групп о полученных результатах, подтверждение их таблицами, чертежами, расчетами, заранее оформленными на доске. От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах. (Страница28) Вопросы исследователям: Как вы понимаете пословицу «Баба с возу – кобыле легче»? (Страница30) Пример с использованием бревен для перемещения больших грузов. (Видеофрагмент) (Страница32) Пример из истории: Шел 1500-й год. Великий итальянский художник, скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников: он таскал по полу то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от величины площади соприкасающихся в движении тел? Механики того времени были глубоко убеждены, что чем больше площадь касания, тем больше сила трения. Они рассуждали примерно так: чем больше таких точек, тем больше сила трения. Совершенно очевидно, что на большей поверхности будет больше таких точек касания, поэтому сила трения должна зависеть от площади трущихся тел. VI. Физминутка Сила трения внутри нас (Страница33) VII. Проверка понимания материала (Страница34) Способы увеличения трения (Страница35) Способы уменьшения трения (Страница36) Почему смазка уменьшает силу трения? (Страница37) Подшипники VIII Домашнее задание. § 30 – 32. Заполнить таблицу:
Или подготовить краткие сообщения по теме: -«Трение-друг» - «Трение-враг» Закрепление материала (при наличии времени)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
|
Урок физики в 7 классе по теме «сила трения» Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит... | План урока по теме «Трение. Сила трения» Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | ||
Урок исследование по физике в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя» Самохина Т. А. учитель физики высшей квалификационной категории маоу сош №1 п г т. Забайкальск Забайкальский район Забайкальский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «сила трения»; установить от чего зависит сила трения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью | ||
Урок физики в 7 классе. Тема: Сила трения Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе | Реферат по физике тема «пять сил природы» Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности), продолжить формирование умений пользоваться приборами, формирование... | Темы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного... Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов) | ||
Урок мероприятие Конкурс на лучшее микросочинение по физике. Тема: "Если бы исчезла сила трения " | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока по теме: «Сила трения» с применение презентации и мультимедийного диска. 7 класс | ||
Перспективы создания интеллектуальных сапр для узлов трения машин Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования сборник... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | ||
Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Краткое содержание проекта в данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила» В данном проекте рассматривается виды физической величины «Сила», в рамках учебного предмета «Физика» в 7 классе. Акцент сделан на... | ||
Тема: Сила трения Задачи урока Образовательные Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, мультимедийный проектор, презентация к уроку,... | Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... |