Скачать 94.7 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ Декан философского факультета Ю.Н. Солонин Рассмотрено и рекомендовано 1. На заседании кафедры философии и культуры Востока протокол №_______________ И.о. зав. кафедрой_____________ М.Е. Кравцова 2. На заседании методической комиссии философского факультета протокол №______от_________ Председатель методической комиссии В. М. Дианова__________________ ПРОГРАММА КУРСА МАТЕРИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА БУДДИЗМА специальность 020600 специализация 020603 Составитель: кфн, снс О.С. Хижняк Рецензент: кфн, старший преподаватель С.В. Пахомов Санкт-Петербург 2005 г.
Получение необходимых сведений по истории художественной культуры буддизма, приобретение навыков религиоведческого анализа культовых памятников.
- Знакомство студентов с историей архитектуры, скульптуры и иконографии буддизма во всем регионе его распространения
- Научить студентов работать с памятниками материальной художественной культуры (описание, систематизация, анализ).
Курс дает серьезную методологическую базу для получения навыков анализа произведений культового искусства, учит определять место религиозного искусства в общем культурном контексте данного региона.
Студенты должны ознакомиться с имеющейся литературой и научиться находить в ней необходимые сведения, они должны овладеть навыками описания, систематизации и анализа произведений культового искусства, уметь определять их связь с общими мировоззренческими основами данной религии и выявлять различные уровни их возможной трактовки. 2. Объём дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: 9 семестр. лекции 18 часа, семинарские занятия 8 час, практические занятия 8 часов. Промежуточный контроль: доклады, составление описаний и анализ произведений искусства буддизма. Итоговый контроль: зачёт в виде собеседования и выполнения практических заданий.
3.1. Темы занятий, их вид и краткое содержание. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Вводное занятие. Лекция-беседа. 2 час. Задачи и специфика курса, литература, методология исследований, индивидуадьные задания. Тема 1. Зарождение буддийского искусства. Основные этапы развития буддийской архитектуры, скульптуры, иконографии. Лекции 4 час. Семинар 2 час. Практическая работа 2 час. Первоначальный буддизм: отсутствие художественной традиции. Классический период в развитии буддизма: ступы, их пластическое убранство, неиконический период. Утверждение буддизма в массах: монастыри, храмы, появление образа Будды (Гандхара и Матхура). Зарождение махаяны: образы бодхисаттв. Конвергенция махаяны и индуизма, тантрийская традиция, образы ваджраяны (гневные, парные, защитники веры). Тема 2. Искусство южного буддизма (тхеравады): Шри Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа, Лаос. Лекция 2 час. Семинар 2 час. Монастыри, ступы, храмы. Национальные особенности архитектуры, элементы добуддийской символики. Образ Будды – основной объект поклонения. Индуистские образы в буддийских храмах. Культ и изображения архаичных божеств в специальных храмах на территориях буддийских монастырей. Этнические черты изображений Будды. Тема 3. Искусство северного буддизма (махаяны): Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува. Лекции 4 час. Практические занятия 4 час.: экскурсия в Буддийский храм, посещение выставки «Божества и гении в Непале», Гос.музей истории религии. Архитектура тибетских монастырей и храмов, ее особенности, вызванные природными и историческими условиями, соотношение технологии строительства и символизма, национальные особенности. Скульптура и иконография: технологии, систематизация «пантеона», символизм, связь с доктриной, функции в религиозной практике. Ритуальные предметы: функции и символизм. Храмовые праздники. Влияние архаичных верований и культов. Местные божества. Тема 4. Искусство Дальневосточного буддизма (махаяны): Китай, Корея, Япония, Вьетнам. Лекции 2 час. Семинар 2 час. Практическое занятие 2 час. – экскурсия на выставку «Япония. Путь богов, путь людей», Гос.музей истории религии. Специфика Дальневосточного буддизма и его искусства: национальные особенности, влияние конфуцианства, даосизма, синтоизма, синтез традиций, изменение форм, сохранение буддийского содержания. Основные иконографические образы, технологии, символизм. Проникновение архаичных сюжетов и образов. Формирование общенациональной эстетики, влияние буддизма на развитие художественных форм других религиозных традиций. Тема 5. Буддизм и его художественные традиции на Западе. Лекция 2 час. Специфика буддизма в Европе и Амаерике: появление дхарма-центров, отсутствие монастырской традиции. Западные мастера традиционной иконографии. Появление светских произведений искусства на буддийскую тематику, соотношение в них объективного и субъективного элементов, доктринальных основ и субъективно художественного восприятия авторов. Традиции и новаторство. Итоговое занятие. Лекция-беседа 2 час. Основное содержание и закономерности развития буддийской художественной традиции. Дальнейшие перспективы. 3.2.Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. Доклады по литературе, указанной в программе. 3.3. Примерные темы курсовых работ. Нет. 3.4. Примерные темы рефератов. Нет. 3.5. Примерный перечень вопросов к зачету:
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов. Иллюстрации из альбомов, указанных в списке литературы; слайды фондовых материалов Гос.музея истории религии; полевая видеосъемка в Дхарамсале, Монголии, Бурятии; видеофильмы по буддийскому искусству. 4.2. Активные методы обучения Практика описания архитектурных сооружений, скульптурных и иконографических изображений, ритаульных предметов. Самостоятельная работа по выявлению доктринальных основ и символики изображений. Подготовка мини-экскурсий по иллюстративному материалу. Доклады. 4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля. Кабинет технических средств.
|
Протокол № от Рассмотрено на педагогическом совете. Рекомендовано... Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования | Рассмотрено и рекомендовано Методические указания по проведению семинарских (теоретических) и практических занятий | ||
Будем беречь здоровье Рассмотрено и рекомендовано к печати научно-методическим советом средней общеобразовательной школы №28 г. Томска | Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Охватывают все важнейшие элементы знаний и умений, которыми необходимо владеть учащимся по дисциплине «Логика» | ||
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 Рассмотрено на мо учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению | Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные... «Рассмотрено на заседании мо учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению» | ||
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочников. Архангельск Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета Архангельского государственного технического... | Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... ... | ||
Учебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено... Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /... | Парадигма философско-культурологический альманах В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;... | ||
Парадигма философско-культурологический альманах В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;... | Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рассмотрено Рассмотрено «Утверждаю» Использование возможностей умк «Школа России» и «Школа 2010» в образовательном процессе мбоу «сош №4» |