Скачать 247.9 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» 5 КЛАСС СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» для средней школы и руководства по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах АВТОР: Рыжова Т. В. Составила: учитель православной культуры МОУ СОШ с. ЛОЗНОЕ Чернянского района Белгородской области Тимофеева Т. М. 2010-2011гг. Содержание рабочей программы. 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 4. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 5. Формы и средства контроля; 6. Перечень учебно-методических средств обучения. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Литература для учителя: Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Рыжова Т.В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. В 5 классе учащиеся получают общее представление об истории духовной культуры Руси, начинают знакомство с православной христианской картиной мира, православным образом жизни, православной нравственной культурой. При знакомстве с шедеврами православного культурного наследия: древними книгами, храмами, иконами, — учащиеся начинают приобщаться к художественной культуре православия. Учатся бережному отношению к культурному наследию предков. Основное внимание при этом уделяется обеспечению наиболее глубокого эстетического и эмоционального восприятия учащимися памятников древнерусской православной культуры. В то же время, изучая историю древнего мира и Средних веков в курсе истории, учащиеся параллельно на уроках православной культуры изучают историю православной религии и культуры: распространение христианского учения на территориях славянских племен, историю «Фотиева крещения, историю Крещения Руси и расцвета православной культуры на Руси в ХI веке. Кроме того, учащиеся знакомятся с историей возникновения славянской письменности, изучают кириллицу и историю формирования современного русского алфавита, получают первое представление о старославянском и церковнославянском языках, приобретают навык чтения и понимания текстов на церковнославянском языке. Это помогает им лучше усвоить материал, связанный с общими сведениями о русском языке и культуроведческой компетенцией, изучаемый в это же время на уроках русского языка. Учащиеся изучают и книги церковных богослужений: знакомятся с Псалтырем и Октоихом, учатся читать и понимать псалмы, а также постигают музыкальное звучание и красоту церковнославянского языка. Это позволяет сделать материал более доступным для понимания учащихся и, вместе с тем, обеспечить более осмысленное эмоциональное понимание событий, изучаемых на уроках истории. Таким образом, в 5 классе учащиеся на доступном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета Православная культ ура: . Православная христианская картина мира; • Православие — традиционная религия русского народа; • История православной религии и культуры; . Нравственная культура православия; • Письменная культура православия (православная словесность). Основной целью изучения материалов УМК Православная культура. 5—б классы является формирование у школьников чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности. духовности и культуры, знания основных святынь и памятников древнерусской православной культуры. Цели и задачи программы учебного предмета «Православная культура» 5-6 классы
Задачи духовно-нравственного воспитания:
Программный материал рассчитан на 35 часов
Аттестация по учебному предмету «Православная культура» может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады и др. Календарно-тематическое планирование
Содержание программы основной школы по православной культуре 5 КЛАСС ГЛАВА 1 «ПРАВОСЛАВИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» Параграф 1.1. «Истоки и своеобразие русской культуры». Определение понятия «культура», православие — государствообразующая и культурообразующая религия Русского государства, православное искусство, зодчество, влияние христианства на появление славянской письменности. Параграф 1.2. «Книги Древней Руси» Изобретение славянской азбуки святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием при переводе Евангелия. Евангелие. Искусство оформления древнерусской книги, церковнославянский язык как наследник кириллицы, новогородские берестяные грамоты. Содержание, искусство оформления и значение в православной культуре России древнерусских книг: Остромирова Евангелия, «Изборников» Святослава, «Повести временных лет», Толковой Палеи. Параграф 1.3. «Русские православные храмы» Значение православных храмов на Руси, символизм элементов архитектуры православных храмов, самобытность храмового зодчества Руси. Памятники православного зодчества: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, храм Покрова Богородицы на Нерли, Успенский Патриарший собор Московского Кремля, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и его история. Параграф 1.4. «Иконопись Руси» Понятие «икона», традиция почитания иконы Русской Православной Церковью, Священное Предание об истории обретения первых икон Иисуса Христа и Божией Матери. Православные праздники и праздничные иконы. Переработка русскими мастерами византийских иконописных традиций и создание канонов русской православной иконы. Процесс создания православной иконы, первые русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий Печерские. Знаменитые и особо почитаемые на Руси иконы: Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Державная», Спас Нерукотворный, икона святого Георгия Победоносца, икона Преподобного Сергия Радонежского. Параграф 1.5. «Русская духовная музыка» Каноны духовной музыки, псалмы Давида — основа церковных песнопений. Псалтирь. Отличия русской церковной музыки от западноевропейской. Певческие жанры русской духовной музыки. Знаменные распевы и партесное пение. Знамена и Киевское письмо. Церковная музыка в творчестве великих русских композиторов. Параграф 1.6. «Созидатели и защитники русской православной культуры» История жизни и творения великих русских иконописцев преподобных Алипия Печерского и Андрея Рублева. Выдающийся русский композитор Д. С. Бортнянекий и его духовная музыка. Архитектор К. А. Тон и его вклад в русское храмостроение. Преподобный Нестор Летописец создатель «Повести временных лет». Защитники русского культурного наследия — А. И. Мусин-Пушкин, П. Д. Барановский, Д. С. Лихачев. ГЛАВА 2 «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» Параграф 2.1, «Распространение христианского ученья на территориях славянских племен» Апостол Андрей Первозванный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен с проповедью учения Христа. Поход 866 года киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и «Фотиево» крещение. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси. Параграф 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка князя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Неспособность славянского язычества для исполнения функции единой государственной религии. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. История посыла князем Владимиром бояр в разные страны для получения наглядного представления о богослужебной культуре. Впечатление послов от богослужения в Софийском соборе в Константинополе. Параграф 2.3. «Как была крещена Русь» История крещения князя Владимира в Константинополе. Христианское бракосочетание князя Владимира с принцессой Анной. Крещение киевлян в Крещатике. Добровольность крещения и уважительное отношение христианства к язычеству. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси. Формы и средства контроля
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
ПРОВЕРЬ СЕБЯ И ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ 1. Как называются части православного храма? 2. Объясни слова: вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона. 3. Раскрой основное содержание Священной истории, опираясь на главные слова: «сотворение - послушание - грехопадение - 10 заповедей - прощение - Благовещение - Рождество Христово -Христос Спаситель - Крещение – Бог Троица - заповеди блаженства - Преображение - Тайная Вечеря - Крестная Жертва – Воскресение - Вознесение - схождение Святого духа (образование Церкви)». 4. Назови три самые главные христианские добродетели. дай их определение. 5. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие. 6. Кого христиане называют святыми людьми? 7. Назови «ступеньки» духовного возрастания человека в христианском понимании. 8. Назови имена известных тебе христианских святых. 9. Какие христианские святые особо почитаются в твоем городе? Объясни почему. 10. Назови крупные монастыри России. 11. Назови храмы, названные в честь христианских святых. 12. Перескажи евангельскую притчу о блудном сыне и дай оценку поведения всех участников событий с позиции христианской культуры. 13. Перечисли символы христианской культуры. 14. Дай определение понятия «икона». 15. Укажи характерные особенности изображений икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия» «Умиление». Что означают эти названия? 16. Назови известные тебе изображения икон Иисуса Христа. 17. Расскажи, как была создана икона «Спас Нерукотворный»? 18. Назови храмы твоего города, названные в честь икон Божией Матери. 19. Каких святых изображают на иконах? 20. Расскажи о символике цветов в иконе. 21. Что означают в православной иконе «крест, горки, нимб»? 22. Что означает почитание христианами креста? 23. Назови события Священной истории, в честь которых установлены 12 Великих христианских праздников. 24. Назови самое главное богослужение Православной Церкви. 25. Назови имена создателей церковнославянской азбуки. 26. Уточни хронологию: «Софийский собор в Киеве, храм Покрова на Нерли - это памятники древнерусского зодчества веков 29. Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расставь их в последовательности событий библейской истории: Рождество Пресвятой Богородицы, день святого Валентина, Рождество Христово, день защитника Отечества, Крещение Господне, Благовещение, Воскресение Христово, день Святой Троицы, Вознесение Господне. Вход Господень в Иерусалйм, Возднижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Новый год. 30. Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский. 31. Назови основные христианские добродетели. 32. Приведи примеры храмового зодчества. Объясни, в чем состоит духовная красота православного храма. 33. Объясни смысл праздника Рождества Христова. 34. Объясни смысл праздника Воскресения Христова. 35. Обоснуй утверждение: «Изучение христианской православной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания>. 36. Объясни, почему связаны слова: «благочестие - красота», раскаяние - прощение», непослушание - грех - наказание - смерть», «грех - покаяние - благочестие - спасение -христианская радость - небесное веселье, рай послушание -возделывание - красота - ответственность - родная земля», «совесть - добродетель». 37. Объясни: «Православие является традиционной религией в России». 38. Объясни смысл слова «православие». 39. Приведи примеры отражения христианского понимания смысла жизни в произведениях русской литературы, живописи, музыкального искусства. Перечень учебно-методических средств обучения
|
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |