Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»





Скачать 214.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»
Дата публикации16.04.2015
Размер214.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук
Программа дисциплины

«Теория культуры»


для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Зусман В.Г., д. филол.н., профессор, vzusman@hse.ru
Программа одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «29» октября 2013 г

Зав. кафедрой докт.филол.н., проф.Зусман В.Г._______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «29» октября 2013г

Председатель В.Г.Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «» 201г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

.

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

  • Образовательной программой направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «Теория культуры» – систематизация знаний студентов в области теории и истории культуры, создание целостного представления о специфике культурных феноменов, их содержании, динамике, функциях, а также развитие умений применять культурологические принципы анализа как к прошлому, так и к настоящему периоду развития культуры.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать о месте культурологии в современном гуманитарном знании, о сущности культуры, её функциях, развитии и ценностях.

  • Уметь определять и анализировать основные подходы, методы в изучении культуры, разбираться в современных тенденциях развития культуры, в подходах, теориях, школах мировой и отечественной культурологии.

  • Иметь навыки в разграничении критериев и принципов типологии культур в пространственно-временном континууме, сложившемся в области истории культуры.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- Б1

Студент способен описать и объяснить основные методологические и теоретические положения культурологии

Интерактивные лекции


Способен работать с информацией, необходимой для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), из различных источников



СК-Б6

Студент способен к интерпретции текстов культуры прошлого и настоящего (в том числе художественных, а также медиатекстов), успешно использует их их при культурологическом анализе прошлого и для прогнозировании.

Самостоятельная работа (реферат)

Способен критически оценивать накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

Студент способен к адекватной оценке результатов собственных и чужих исследований, видит сильные и слабые пункты в исследовательской программе, а также в представлении результатов исследования

Самостоятельная работа (реферат), интерактивные лекции

Способен проводить научные исследования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ИК – Б5.3/7.1

Студент способен творчески выполнить исследовательскую программу, предложенную преподавателем и представить результаты исследования для аудитории

Самостоятельная работа (реферат)

Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «Общие гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» и является обязательной. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное филологическое образование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • понимание текстовой природы культурологических текстов;

  • знание основных терминов и понятий культурологии на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • способность к эмпирической исследовательской практике на культурологическом материале, а также на пограничном материале (культурология / литературоведение).

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин, решающих культурологические или методологические задачи.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Теория культуры

1.

Понятие, сущность и функции культуры. Зарождение европейской культуры. Типы культур и цивилизаций.

14

6







8

2.

Культурология как наука. Методология и методы исследования культуры Морфология культуры

14

6







8

3.

Культура как совокупность знаковых систем. «Текст» культуры.

14

6







8

4.

Мультикультурализм или интеркультурализм? Современное общество: межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация. Культура как система. Национальная концептосфера. Концепт культуры.

10

4







6

5.

Зарождение культуры. Проблемы теории культуры в изучении античного периода ее развития.

6

2







4

6.

Теоретические основы изучения средневековой культуры..

6

2







4

7.

Теория культуры в эпоху Ренессанса. Концепции восточного и Западного Ренессанса.

6

2







4




8.

Европейская культура XVII века. «Новое время».

6

2







4

9.

Теория культуры в контексте европейского Просвещения. Культура Европы XVIII – го века.

6

2







4

10.

Теории культуры XIX-го века. Имперское начало в культуре. Либерализм. Урбанизм.

12

4







8

11.

Культура Российской Империи в контексте общеевропейской культуры. Основные концепции культуры на рубеже XIX - XX вв.

12

4







8

12.

Культура Европы второй полов. XX-начала XXI вв.

14

6







8




Итого

120

46







74



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля




Параметры

3

4

Текущий

(неделя)

Реферат

4 неделя




40 тыс. зн. с пробелами; не менее 20 источников. Проверка и оценка результатов – в течение трех рабочих дней

Итоговый

Экзамен




*

Устный



    1. Критерии оценки знаний, навыков


В реферативной работе (текущий контроль) необходимо продемонстрировать аналитическую работу с источниками и способность к рефлексии собственных идей, а также идей других студентов (при peer-оценивании).

Итоговый контроль – предполагает интеграцию результатов промежуточного контроля и осуществляется согласно следующим критериям:

Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов по всему курсу, детальном владении понятийным аппаратом теории культуры, при наличии реферата с элементами самостоятельного анализа явлений культуры.

Оценка 8-9 баллов предполагает основательную подготовку теоретических вопросов, наличие основательного реферата по избранному аспекту теории культуры;

Оценка 6-7 баллов выставляется при усвоении основных положений курса и наличии основательного реферата с анализом явлений культуры в избранном студентом аспекте (при выполнении реферирования в срок. возможны незначительные пробелы и ошибки в ответе). Допускаются отдельные недочёты и незначительные замечания по реферированию.

Оценка 5-4 выставляется при овладении основными разделами курса,при этом возможны отдельные неточности в изложении ключевых концепций, при наличии реферата, содержащего общую характеристику избранных явлений культуры.
2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.



  • Содержание дисциплины

Темы 1. Понятие, сущность и функции культуры.

Множественность определений культуры: описательные, аксиологические (культура как ценность), нормативные (культура как норма и образец), генетические (культура как результат адаптации и приспособления к окружающей среде), социально-исторические (культура как аккумуляция социального опыта), психологические (культура как заданное поведение), культурантропологические (культура как образ жизни, порождающий особый тип ментальности), семиотические (культура как способ смыслополагания и дискурсивные практики), коммуникативные (культура как социальная память и совокупность идентичностей). Этапы европейского самосознания. Европа и Восток. Типы культур и цивилизаций: «традиционный» и «техногенный» (В.С. Степин) типы цивилизаций.

Тема 2. Культурология как наука

Происхождение термина. Основные этапы становления «культурологии». Методология и методы исследования культуры. Методологические трудности, связанные с определением хронологических границ. Телеологический подход к истории культуры, его отношение к морфологическому, виталистскому, психоаналитическому, феноменологическому, структуралистскому, культурно-антропологическому, семиотическому подходам. Морфология культуры.

Тема 3. Культура как совокупность знаковых систем.

Семиотика» как наука о знаковых системах. Ю.М. Лотман о знаковой природы культуры. Понятие «текст» культуры.

Тема 4. Мультикультурализм или интеркультурализм?

Современное общество: межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация. Основные концепции современной теории межкультурной коммуникации. Основные свойства системы. В.Г. Зинченко о культуре как системе. Понятие «концепт культуры». Национальная концептосфера.

Тема 5. Теории зарождения европейской культуры. Теории античной культуры.

Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Иерархическая социокультурная модель восточной деспотии и ее индоевропейские истоки. Понятие «осевого времени» (К.Ясперс). Основные этапы европейской культуры и принципы их периодизации. Специфика античной культуры. А.Ф. Лосев об античной культуре (космологизм, объективность, пантеизм, скульптурность).
Тема 6. Теории Средневековой культуры

Теории средневековой культуры: периодизация, этапы, основные традиции. Подходы к изучению средневековой культуры: универсалии и специфические черты. Изучение средневековой цивилизации (Франция и Россия). Характеристика античной, языческой и христианской традиций в составе средневековой культуры. «Древо мира». «Великая цепь бытия». Роль средневековой латыни.

Тема 7. Теория культуры в эпоху Ренессанса. Концепции восточного и Западного Ренессанса.

Западный и восточный «ренессанс». Происхождение термина. Гуманизм. «Обратная сторона» (А.Ф. Лосев) титанизма. Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: «гуманизация» христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Новое понятие личности. Реформация и ее культурное значение. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Культура Московской Руси в контексте общеевропейской культуры. Основные черты новой культурной эпохи. Новое правосознание. Культура Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Абсолютистские монархии. Становление ранних форм капитализма. Феномен политической экономии. Утопии. Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. Ньютон и его картина мира. Борьба рационализма и эмпиризма. Эстетическая реформа. Творческие интуиции века и технические изобретения.
Тема 8. Теории культуры «Нового времени».

Специфика XVII столетия: новая научная парадигма. Революции XVII-го века. Стиль мышления и стиль искусства.
Тема 9. Культура Европы в эпоху Просвещения.

История термина «Просвещение». Французские энциклопедисты о «Природе», «Истории», «Культуре». И. Кант о Просвещении. Великая Французская революция: этапы, идеи, ключевые фигуры. Концепции «Просвещения» в европейской культуре XIX-XXI веков.

Тема X. Теории культуры XIX-го века.

Имперское начало в культуре. Либерализм. Урбанизм. Эстетические и этические доминанты века. История и Природа - новые мифы эпохи. Гуманистические парадигмы эпохи. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Новый облик Европы. Россия и Европа. Культурная революция в Германии. Музыкальная революция Венской школы. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Зрелый капитализм и его политические структуры. Парламентаризм, терроризм, рабочее движение. Формирование «газетной империи». Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропология, позитивизм, социализм. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки.

Тема XI. Культура Российской Империи в контексте общеевропейской культуры. Основные концепции культуры на рубеже XIX - XX вв.

Реформы Петра и «русский европеизм». Расцвет культуры в первой половине XIX в. Доминирование литературы. Реформы Александра II и их следствие: политическое и культурное расслоение России. Культура «серебряного века».

Переломные этапы: «конец века». Морфология культурного сознания конца XIX века: символизм, импрессионизм, «декаданс», неоромантизм. Начало века: модерн. Эволюция науки и кризис классической физики. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники. Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард начала XX в. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники. Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Распад империй. Кризис классических структур западной цивилизации. Культурная мифология тоталитарных режимов: Россия, Германия, Италия. Опыт сопротивления и его уроки. Вторая мировая война: тоталитаризм, техницизм, культура.
Тема 1.8. Культура Европы второй полов. XX-начала XXI вв.

Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контр-культура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда. Постмодернизм и современная культура: истоки и сущность, складки и ризоморфный характер культурного поля. Глобализация культуры: культурные параметры глобализации. Глобальная культура и культурная «экспансия». Глобальное и локальное. Современное информационное общество. Сетевая культура и литература.

Образовательные технологии


Интерактивные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. При обсуждении рефератов используется технология «peer-оценивание».

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Темы для рефератов

  1. Культурология как наука.

  2. Методы изучения культуры.

  3. Типы культур и цивилизаций.

  4. Культура как «текст». Семиотический подход к изучению культуры.

  5. Культура как система.

  6. Межкультурная коммуникация и культурология.

  7. Диалектика глобального и локального в культуре.

  8. Концепты культуры как проблема культурологии.

  9. Ю.С. Степанов о концептах культуры.

  10. Национальный культурный мир. Концептосфера.

  11. Этапы европейского самосознания.

  12. А.Ф. Лосев о признаках античной культуры.

  13. Ренессанс или «ренессансы»?

  14. Общая характеристика культуры XVII-го века. Революция в науке Нового времени:

  15. Характеристика Просвещения в трудах И. Канта.

  16. Французские энциклопедисты о «Природе», «Истории», «Культуре».

  17. Россия и Европа в трудах западников и славянофилов.

  18. Концепции истории Дж. Вико.

  19. Исторические концепции в эпоху романтизма.

  20. О. Шпенглер о «закате Европы».

  21. Постмодернизм и современная культура: истоки и сущность, складки и ризоморфный характер культурного поля.

  22. Современное информационное общество.

  23. Сетевая культура и литература.

  24. М. Кундера о культурном пространстве Европы.

  25. Творчество М. Павича и проблемы сетевой литературы.

  26. Э.-Э. Шмит о культуре Востока (на материале романа «Улисс из Багдада»).

  27. Э.-Э. Шмит о культуре и религии.

  28. Музыкальная культура в творчестве Э.-Э. Шмита.

  29. Проблемы современной российской культуры в кинофильмах А. Балабанова.

  30. Английский культурный мир в художественном фильме «About a boy” (2002).

  31. Французский культурный мир в фильме “ Intouchables” (2011).



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Вопросы к экзамену


РАЗДЕЛ I.

  1. Понятие, сущность и функции культуры. Множественность определений культуры.

  2. Происхождение термина. Основные этапы становления «культурологии». Методология и методы исследования культуры.

  3. Культурология как наука.

  4. Типология культур и цивилизаций.

  5. Семиотика культуры. Культура как «текст». Семиотика повседневности.

  6. Морфология культуры. Искусство как язык культуры.

  7. Современное общество: межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация. Основные концепции современной теории межкультурной коммуникации. Основные свойства системы.

  8. Система «культура».

  9. Понятие «концепт культуры». Национальная концептосфера.

  10. Ю.С. Степанов о сравнительной концептологии.

  11. Межкультурная коммуникация и культурология.

  12. Диалектика глобального и локального в культуре.

  13. Этапы европейского самосознания.

  14. А.Ф. Лосев о признаках античной культуры.

  15. Концепции средневековой культуры.

  16. Теория культуры и проблемы Возрождения.

  17. Революция в науке Нового времени:

  18. Теории культуры об эпохе Просвещения.

  19. Французские энциклопедисты о «Природе», «Истории», «Культуре».

  20. Теории культуры о европейском романтизме.

  21. .Концепции постижения истории в эпоху романтизма.

  22. Культура Россиийской Империи в контексте общеевропейской культуры.

  23. Имперская идеология в XIX-ом веке.

  24. Теория культуры о реалистическом типе мышления.

  25. Теории культуры рубежа XIX-XX веков.

  26. Культурная мифология тоталитарных режимов: Россия, Германия, Италия.

  27. Постмодернизм и современная культура: истоки, сущность, складки и ризоморфный характер культурного поля.

  28. Культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений.

  29. Современное информационное общество.

  30. Сетевая культура и литература.


Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает подготовку реферативного сообщения, активность на занятиях и устный ответ на зачете.
Отек.= Ореф.(0,5)+Оауд.(0,5)

Оитоговый(1)=Озач.(0,3)+Отек.(0,7)

Способ округления оценок – арифметический.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература


  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие.– М.: Кнорус, 2011.

1.2 Учебные пособия


  1. Гуревич П.С. Культурология: Конспект лекций. – М., РУДН, 2008.

  2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М., Проспект, 2011.

  3. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2011.

  4. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Флинта-Наука, 2010.

  5. Ерохин Т.В. История культурологической мысли. – Рязань, 2005.

  6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

  7. Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). – М., 2000.

  8. Степин В.С. Цивилизация и культура. — СПб., СПбГУП, 2011

  9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 2006.

  10. Шендрик Л.И. Теория культуры. – М., 2002.



1.3 Словари и энциклопедии


  1. Кононенко В.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

  2. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.,1997.

  3. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2т. – СПб., 2008.

  4. Культурология: Краткий терминологический словарь / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1994.

  5. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. –М.,1992.

  6. Словарь античности / Отв. ред. В.И. Кузищин. – М.,1992.

  7. Хорунженко К.И. Культурология: Энциклопедический словарь. –Ростов-на Д., 1997.

  8. Энциклопедический словарь по культурологии / Общ. ред. А.А. Радугина. – М., 1997.



1.4 Антологии и хрестоматии


1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. –М.,1996.

  1. Антология мировой философии: В 4т. – М., 2006.

  1. Хрестоматия по культурологии / Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов-н/Д. – М., 2005.

  2. Хрестоматия по культурологии: В 2т. / И.Ф. Кефели и др. – М., 2006.

  3. Хрестоматия по культурологии / Сост. А.И. Кравченко. – М., 2006.




    1. Дополнительная литература

  1. Амельченко М.Н. Герменевтика трудового права России и Германии. Автореферат

на соискание уч. степ. к. юр.н. СПб, 2010.

  1. Арнарский М.А Прикладная культурология. 2-е изд-ие. – СПб., 2001.

  2. Августин Блаженный. О граде Божием. – М.,1994.

  3. Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

  4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  6. Белый А. Символизм как миропонимание. –М., 1994.

  7. Бенедикт Рут. Хризантема и меч. Модели японской культуры. – СПб., Наука, 2007.

  8. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. –М., 1994.

  9. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2000.

  10. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  11. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.,1994.

  12. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. –М., Киев, 1994.

  13. Вольтер. Боги и люди. Статьи, памфлеты, письма. – М., 2006.

  14. Гадамер Г.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция. СПб.: Б.С.К., 1999. С. 243 – 254

  15. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. в 4т. – М., 1968-1973.

  16. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.,1977.

  17. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.

  18. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

  19. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». – М., 1993.

  20. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. –М., 2003.

  21. Кант И. Соч.: В 6т. –М., 1965-1966. Т.4, 6.

  22. Кант И. Критика чистого разума. – М.. 2006.

  23. Кант И. Критика способности суждения. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане… – СПб., 2006.

  24. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология ХХ века. – М., 1995.

  25. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

  26. Конфуций. Беседы и суждения. Лунь. Юй. – СПб., Издательский дом «Кристалл», 2001.

  27. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1995.

  28. Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3т. – Л., 1987.

  29. Лихачёв Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. №2.

  30. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 1994.

  31. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  32. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.

  33. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999.

  34. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998.

  35. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. – СПб., 2000.

  36. Ницше Ф. Сочинения: В 2т. М., 1990.

  37. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  38. Платон. Соч.: В 4т. – М.,1990-1991.

  39. Плутарх. Избранные жизнеописания. –М., 2006.

  40. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994.

  41. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

  42. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

  43. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

  44. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  45. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

  46. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

  47. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1983.

  48. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

  49. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004.

  50. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – М, 1987.

  51. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1994.

  52. Федотов Г. Судьба и грехи России / Избр. статьи по философии русской истории и культуры. – СПб., 1991-1992. Т.1-2.

  53. Флоренский П. Мысль и язык // Флоренский П. Сочинения. Т.2. – М., 1990.

  54. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М. 1993.

  55. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Избранное. – М., 1995. С. 34-102.

  56. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  57. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

  58. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

  59. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1998. Гл.5.

  60. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. – М., 1993.

  61. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

  62. Честертон Г.К. Вечный человек. –М. 1991.

  63. Щвейцер А. Культура и этика. – М., 1989.

  64. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. 1993, Т.2. 1998.

  65. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1986, №1.

  66. Эко У. Из заметок к роману «Имя розы» // Называть вещи своими именами. – М., 1986.

  67. Эко У. Когда на смену приходит Другой // Пять эссе на темы этики. – М., 1988. С.5-19.

  68. Элиот Т. С. Три значения понятия «культура» // Элиот Т.С. Избранное. –М., 2002.

  69. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1992.

  70. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988, №1.

  71. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М., 1991.



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется мультимедийный проектор и компьютер (для демонстрации лекционных презентаций и иллюстративных фильмов).

Составитель В.Г. Зусман



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700. 62 Филология, обучающихся...
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология»
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Социология литературы для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология»
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Компаративные аспекты истории русской культуры...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса...
А. П. Теория и методика преподавания рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. II.» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Актуальные проблемы компаративистики  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. I.» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)»  для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск